Цикл романов Пьера Сувестра и Марселя Аллена
О Фантомасе
Популярность цикла журналистов Пьера Вильгельма Даниэля Сувестра (1874-1914) и Паскаля Мари Эдуарда Марселя Аллена (1885-1969)о Фантомасе. Рождение в 1911 г.«короля преступлений», «гения зла» неуловимого Фаномаса. Ему противостоят умный, сильный, проницательный и ловкий полицейский Жюв и молодой журналист Жером Фандор с репортерской хваткой, наблюдательностью, профессиональным чутьем и нередко превосходящий интеллектом своего старшего друга-инспектора; они появляются еще в 1910 г. в романе «Отпечаток».
В 1911 г. появляется первый том, на обложке которого изображен джентльмен в черном фраке, цилиндре и полумаске. В издании цикла романов отразились традиции американских дешевых детективных романов (т.н. десятицентовые рассказы или «димесы» от «dime novel»): каждый роман содержал собственную интригу, с главным и известным преступником – Фантомасом, фактически не имеющим лица, а носящим маску, поэтому каждым из героев мог им оказаться. И каждый раз схваченный полицией преступник вновь ускользал от полиции, обозначая, таким образом, возможность новых приключений.
Невероятная популярность книг, при том, что они слабы литературно: с фактическими ошибками, логическими несоответствиями и неудачными стилистическими оборотами, к чему сами писатели относились с самоиронией: «Нас объединяло одно качество – мы оба скверно писали». Хотя с точки зрения Ф. Лакассена, литературные недостатки делали книги еще привлекательнее для читателя. Возможные слагаемые популярности: подробное описание среды; точность деталей быта и примет времени; ловкость полицейского и жестокость преступника, зловещего, но элегантного и обаятельного; замысловатый сюжет, загадочные события, динамичное развитие действия. Еще одна особенность романов – практические все современные достижения науки и прогресса на службе у преступника.
Большинство происшествий, описанных в «Фантомасе», содержат рассказы о действительных случаях, почерпнутых из периодики: писатели собирали статьи, сообщающие о загадочных и необъяснимых событиях.
А. Шарый отмечает, что Сувестр и Аллен предложили новую концепцию криминального романа, в котором жестокость неизменно оказывается сильнее милосердия, преступление всегда остается без наказания. Страх – главный источник сюжетного напряжения романов о Фантомасе. Они возвращают детектив к самым истокам, к готическому роману, и в то же время предвосхищают элементы современного полицейского боевика и саспенса. Главные черты характера Фантомаса – беспримерная жестокость, изобретательность в достижении преступных целей, холодный рассудок, граничащее с безрассудством, но никогда сию границу не переступающее бесстрашие. С дьявольскими чертами в образе Фантомаса сочетаются великолепное воспитание, безупречные манеры аристократа, привлекательность в глазах женщин, чаще благородного происхождения, изрядная физическая сила.
Блез Сандрар назвал серию книг о Фантомасе «Энеидой нашего времени». Поэты Гийом Аполлинер и Макс Жакоб создали «Общество друзей Фантомаса», в который вошли Блез Сандрар, Жан Кокто, Поль Валери. М. Жакоб написал о Фантомасе большую поэму, Б. Сандрар – стихотворение, Г. Аполлинер – стихотворение и статью, а Робер Деснос стал постоянно откликаться статьями на выход новых романов, фильмов и иллюстраций.
За 1911-1913 г. вышло 32 тома приключений Фантомаса. Затем двенадцатилетний перерыв после смерти Пьера Суверста и завершение в 1963 г. цикла о Фантомасе Марселем Алленом 43-им томом и полетом главного героя на Луну.
М. Аллену также принадлежат другие детективные серии: «Фатала», «Тигрис», «Мисс Терия»; психологический роман «Госпожа Сатана», цикл социальных романов «Крики человеческой нищеты» и др.
Социально-психологический детектив в творчестве
Жоржа Сименона
Начало литературной деятельности Жоржа Жозефа Кристиана Сименона (1903-1989) связано с работой журналиста.
Невероятное трудолюбие писателя и жанровое многообразие его творчества: развлекательные: любовные, приключенческие, детективные и социально-психологические («трудные») романы. Использует многочисленные псевдонимы (исследователи насчитывают 26).
Первые детективы писателя пока без его главного героя: «Нокс Неуловимый» (1926), с сыщиком Ансельмом Торресом, напоминающим Лекока Мориса Леблана; «Мадемуазель Икс» (1927) с женщиной-детективом по прозвищу Икс.
Традиции классического детектива сохраняются в первых трех сборниках новелл, созданных в 1929-1931 гг.: «Тринадцать тайн», «Тринадцать загадок», «Тринадцать виновных». Рождение главного героя Сименона – полицейского комиссара Жюля Мегрэ – происходит в 1929 г. в романе «Питер-Латыш». Позднее будет создано 76 романов, посвященных комиссару Мегрэ.
В основе романов – реальное знакомство писателя с полицейской службой, участие в работе французской уголовной полиции: писатель присутствовал в полицейском участке на утренних летучках, выезжал с оперативной бригадой на место происшествия; и сказывается также опыт журналистской работы.
Для романов цикла о комиссаре Мегрэ характерно социальное наполнение. Хотя это детективные полицейские романы, но акцент в них смещается с вопроса «кто совершил преступление» на вопрос «почему»; с поиска преступника – на мотивы преступления, на выявление обстоятельств, предшествующих преступлению и приведших к нему. Герои романов – обыкновенные люди, со своими жизненными драмами и трагедиями. Детективы Сименона нередко называют психологическими, потому что внимание писателя и его героя сосредоточено на судьбах людей, на социальной несправедливости, на тех условиях жизни, которые подтолкнули к преступлению или сделали его жертвой.
Главный герой Сименона – тоже обыкновенный человек, состоящий на государственной службе в полиции и честно, добросовестно относящийся к своему делу. В расследовании преступлений он берет не столько интеллектом, сколько опытом, интуицией, вниманием к человеку. От Великих Сыщиков классического детектива у него осталась привычка курить трубку, без которой, кажется, и преступление не раскрываются («Трубка Мегрэ», 1945). От романа к роману идет усложнение и развитие образа главного героя. В последующих романах происходит возвращение к началу службы («Первое дело Мегрэ», 1948), сообщается о его продвижении по служебной лестнице: от низших чинов – постового полицейского к инспектору, а затем к комиссару по расследованию особо тяжких преступлений («Записки Мегрэ», 1950). Как любой человек, он имеет слабости, может ошибаться (например: «Мегрэ ошибается», 1953; «Признания Мегрэ», 1959).
Н.А. Потевский считает, что Сименон поставил себе цель, сделать его явлением не исключительным, а насколько возможно более типичным. Жюль Мегрэ – обыкновенный человек, такой как все, ведет жизнь чиновника, мечтает о пенсии и, наконец, выходит в отставку и уезжает в провинцию доживать жизнь в собственном домике (что, правда, не мешает ему и в качестве отставного полицейского заниматься распутыванием преступлений, но почти всегда в полнейшем контакте со своими бывшими шефами и подчиненными на парижской набережной Орфевр).
Среди его коллег – инспектор Торранс, который становится частным сыщиком и героем цикла рассказов «Дела агентства “О”» (1943), для которых характерно ироничное повествование.
В 1966 г. писатель удостоен звания Гранд-мастера.
В голландском городе Дельфсейле, где был написан первый роман цикла и «родился» главный герой, в 1966 г. был установлен памятник полицейскому комиссару Мегрэ.
В 1972 г. Ж. Сименон объявил, что перестает писать романы, будет заниматься лишь мемуарными произведениями. Последний написанный им роман вновь о знаменитом французском комиссаре: «Мегрэ и мсье Шарль» (1972). А сам писатель переключится на автобиографические произведения: «Я вспоминаю» (1945), «Происхождение» (1948), «Письмо к моей матери» (1974), «Я диктую» (1984) и др.