Каролин Уэллс, Мэри Робертс Райнхарт
В истории развития американского детектива наблюдается многолетняя пауза, пока не появляется первая женщина-детективист, «прабабушка детектива» Энн Кэтрин Грин (1846 – 1935).
Рождение термина «детектив» состоится в романе «Левенуортское дело» (1878)(или «Дело Ливенуорта»с подзаголовком «Рассказ адвоката»). Это один из первых бестселлеров в истории США. Сама писательница происходила из семьи юриста, поэтому не удивительно, что ее первый роман посвящен судебному разбирательству. В нем подробно и точно описана процедура дознания и юридические нюансы ведения следствия. Э.К. Грин тщательно следовала американским полицейским и законодательным процедурам, что способствовало коммерческому успеху ее книг у массового читателя.
Роман высоко оценил У. Коллинз: «Читая роман «Дело Ливенвортов», я множество раз останавливался, не в силах сдержать восхищения перед ее неиссякаемой изобретательностью, тонким владением криминальным материалом и проницательностью в исследовании влияния преступления на психологию персонажей».
Главные герои романов Э.К. Грин: сыщик мистер Эбензер Грансон (Эбенезер Грейс) и его помощник Калеб Свитуотер; позднее в романах«Преступление по соседству» (1897), «Тропа исчезающих путников» (1898) и «Убийство в круглой комнате» (1900) появляется старая дева Эмили Баттеруорт (Амелия Баттерворт). Это образ любопытной и наблюдательной старой девы неопределенного возраста, которую можно рассматривать как прообраз мисс Марпл Агаты Кристи. Именно А. К. Грин первая ввела женщину-расследователя в детективный жанр. В сборнике детективных рассказов «Золотая туфелька» (1915) уже новая героиня – девица Вайолет Стрэндж.
Э.К. Грин вводит новые сюжетные повороты (например, потерянное завещание, труп в библиотеке, подробное врачебное заключение, чертеж места преступления и др.), которые получат развитие в дальнейшем в творчестве других писателей. Можно отметить оригинальные орудия преступления (например, в романе «Только инициалы», 1911). Уже став известной писательницей Э.К. Грин вела переписку с Артуром Конан Дойлом, который во время своей поездки по Америки встречался с американской коллегой.
Каролин Уэллс (1870 – 1942)– одна из первых, кто разрабатывает убийство в запертой изнутри комнате, например, в романе «Призрачное подземелье». Ее главный герой – сыщик Флеминг Стоун появляется в романе «В плену улик» (1912). В романах писательницы наблюдается использование такого приема, как дополнительные элементы в финале, когда детектив на глазах публики раскрывает головоломку и появляются тайные двери, панели и другие уловки, о которых было не известно по ходу повествования.
Монография писательницы «Техника написания детектива» (1913; 1929) – первая работа в историижанра, в которой автор делится с читателем своими творческими методами. По мнению К. Уэллс, детективная история должна «казаться настолько реальной, насколько сказки кажутся реальными детям».
«Готические» детективные романыМэри Робертс Райнхарт (1876-1957). Первый роман – «Человек в нижнем Тене» (1906), но успех писательнице принес следующий роман – «Винтовая лестница» (1907).Нагнетание страха, психологическая напряженность характерны для детективных романов писательницы. В 1914 г. выходят детективные рассказы, в которых появляется детектив-любитель медсестра мисс Хильда Адамс, по прозвищу Мисс Пинкертон. Кстати, писательница сама окончила школу медсестер, стала первой женщиной-корреспондентом на бельгийском фронте во время Первой мировой войны.
1.3. Выпуск массовых детективных изданий
В конце XIX – нач.XX вв. в Америке появляются многочисленные дешевые книжки-брошюры (т.н. десятицентовые рассказы или «димесы» от «dime novel»); «пульповые журналы»: «pulp magazines» (названных так из-за грубой, дешевой бумаги, изготовленной из древесной пульпы), в которых публикуются множество детективных историй. Их популярность обусловлена многими причинами, в частности: привлекательность авантюрно-приключенческой фабулы, напряженность и динамика развития сюжета, сенсационно-уголовная тематика, необыкновенно сильный, храбрый и благородный герой, что и принесло коммерческий успех этим изданиям.
Одна из самых популярных серия «Ник Картер-король сыщиков», которая имела множество авторов: Джон Рассел Кориелл, Фредерик Ван Ренселаер Дей, Вильям Перри Браун, Фредерик Бартон, Вильям Кук, Фредерик Девис и др. Впервые Ник Картер появился в рассказе «Таинственное преступление на площади Мэдисон» в 1886 г. Можно отметить постоянство героя: 25 лет, ниже среднего роста, отсюда прозвище «Маленький гигант», неуловимая внешность из-за склонности к маскировке. Создается образ положительного героя, непримиримого борца с преступным миром, умного, сильного, привлекательного человека. Борьбу с преступлениями Ника Картера сопровождают различные ловушки, тайники, мрачные подвалы, покушения, жестокие схватки, но герой всегда побеждает, а преступник наказан.
Литературные герои имели и реальные прототипы.
Уильям Фредерик Коди (Буффало Билл, 1846 – 1917)– солдат, охотник, шоумен; он становится героем романов «Приключения Буффало Билла», созданных Недом Бантлайном, Прентисом Ингрехемом; это приключенческие книги об освоении Дикого Запада, которые публикуются с 1869 г.
Аллан Пинкенторн (1819 – 1884) и его частное детективное агентство, открытое в 1850 г. Он первым в мире вводит в сыскное дело фотографию и подробные описания преступников. Фотографии и описания публикуются с объявлениями о вознаграждении за поимку или указания сведений о преступников. Он вводит классификацию преступлений и заводит картотеку. В этом агентстве впервые появляется женщина-сыщик; в расследовании используются фотографии и подробного описания преступника; классификация преступлений и картотека преступников. А. Пинкертону принадлежат воспоминания: «Криминальные мемуары» (1878), «Шпион на Гражданской войне» (1883) и «Тридцать лет сыщиком» (1884).
А. Пинкертон, по-видимому, послужил прототипом знаменитого Ната Пинкертона, романы о котором стали невероятно популярны в начале ХХ в. в Европе и России. Интересно, что истории про знаменитого сыщика писались не на его родине и не американскими авторами, а
Вопросы и задания:
1. Объясните, как и почему возникновение детектива связано с эстетикой романтизма.
2. Укажите, какие элементы рассказов Эдгара По перешли и разрабатывались в дальнейшем в детективном жанре?
3. Почему в рассказах Э. По появляется рассказчик? В чем его роль и функция?
4. Соотнесите рассказы Э. По с предложенными позднее правилами написания детектива С. С. Ван Дайна или Р. Нокса.
5. Присутствует ли в детективных рассказах Э. По иронический подтекст. Если он есть, докажите это.
6. Проанализируйте один из детективных рассказов Э.По с целью выявления игры с читателем: присутствуют ли в тексте подсказки и указания для читателя, позволяющие раскрыть тайну преступления?
7. Проанализируйте один из детективных рассказов Э. По с целью выявления несоответствий, натяжек или противоречий.
8. Сопоставьте детективные рассказы По с его «ужасными» или «страшными» новеллами, например, «Падение дома Ашеров».
9. Согласны ли вы с утверждением, что «преступление для Дюпена – только повод для логической игры. Справедливость или возмездие его не интересуют, как и вообще окружающий мир. Он живет «в себе и для себя», отвернувшись от мелочной суеты и меркантильных интересов окружающих» (В.Г. Прозоров)? Подтвердите или опровергните его.
10. Когда (какие) в России появились первые переводы и публикации Э. По?
11. Какие черты готического романа проявляются в произведениях Мэри Робертс Райнхарт?
12. Прочитайте один-два рассказа о похождениях Ника Картера или Ната Пинкертона. Насколько они соответствуют схеме классического детектива, в чем совпадают, в чем отклоняются?
Литература:
1. Адамов А. Мой любимый жанр – детектив. Записки писателя. – М.: Советский писатель, 1980.
1. Анцыферова О.Ю. Анна Катарина Грин и женские истоки детектива // Культурологический журнал. - №1 (19). – 2015.
2. Дмитриева Л.П. «Забытые» детективы Эдгара По // Текст. Книги. Книгоиздание. – 2012. – №2. – С. 50-59.
3. Горянин А. Эдгар По – пролагатель путей // Улица Морг. Дом 1: сб. – М., 2010. – С. 3–12.
4. Ковалев Ю. В. Эдгар Аллан По: Новеллист и поэт. – Л.: Художественная литература, 1984.
5. Кошенко А., Капельгорская Н. Зарубежный детектив: Энциклопедия. – Киев, 1993.
6. Прозоров В.Г. Эдгар Аллан По // История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н.А. Соловьевой. – М.: Высшая школа, 1991. – С. 326-428
7. Осипова Э. Загадки Эдгара По: исследования и комментарии. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2004.
I.2. Становление и развитие английского детектива