Глава I. Рождение детектива, пути его развития в 19 веке и на рубеже веков

Рождение детективного жанра в США

1.1.Эдгар Аллан По

1.2. Развитие детектива во второй половине XIX в., женское лицо американского детектива: Энн Кэтрин Грин, Каролин Уэллс, Мэри Робертс Райнхарт

1.3. Выпуск массовых детективных изданий

Вопросы и задания

Литература

Возникновение и развитие английского детектива

2.1. Предпосылки возникновения английского детектива

2.2. Чарльз Диккенс

2.3. Уилки Коллинз

2.4. Английский детектив во второй половине XIX в.: Эллен Вуд, Джозеф Шеридан Ле Фаню, Мэри Элизабет Бреддон

2.5. Роберт Льюис Стивенсон

2.6. Артур Конан Дойл

2.7. Гилберт Кит Честертон

2.8. Эдгар Уоллес

Вопросы и задания

Литература

Возникновение и развитие французского детектива

3.1. Предпосылки возникновения французского детектива

3.2. Эмиль Габорио

3.3. Гастон Леру

3.4. Морис Леблан

Вопросы и задания

Литература

Глава II. Развитие детективного жанра в ХХ веке

Развитие американского детектива

1.1. 1920-30-ые гг. ХХ века: Стивен Ван Дайн, Эрл Дерр Биггерс, журнал «Черная маска»

1.2. Крутой детектив в творчестве Дешила Хэммета, Реймонда Чандлера и других американских писателей

1.3. Жанр судебного детектива: Эрл Стенли Гарднер

1.4. Классический детектив в творчестве Рекса Стаута, Эллери Квина, Джона Диксона Карра

1.5. 1950-ые гг. Полицейский детектив Эда Макбейна

1.6. 1990-ые гг. Юридический детектив Джона Гришэма

Вопросы и задания

Литература

Развитие английского детектива

2.1. Кризис жанра на рубеже 1920-30 гг. Творчество Энтони Беркли

2.2. Классический детектив в творчестве Дороти Сэйерс, Найо Марш

2.3. Творчество Агаты Кристи

2.4. Развитие «крутого детектива» в творчестве Питера Чейни и Джеймса Хедли Чейза

2.5. Шпионский роман Грэма Грина, Иена Флеминга и Джона Ле Карре

2.6. «Крутые детективы» и боевики Алистера Маклина и Фредерика Форсайта

2.7. «Спортивный» детектив Дика Френсиса

Развитие французского детектива

3.1. Цикл романов Пьера Сувестра и Марселя Аллена о Фантомасе

3.2. Социально-психологический детектив в творчестве Жоржа Сименона

3.3. Традиции американского «крутого» детектива и «черный роман» в творчестве Лео Мале

3.4. Новая структура романа и саспиенс в детективном творчестве

Пьера Буало и Тома Нарсежака

3.5. Антидетективы Себастьяна Жапризо

3.6. Юмористические детективы Фредерика Дара

3.7. «Черный роман», нуар, полар и неополар: немного терминологии

Вопросы и задания

Литература

Вопросы к зачету

Библиография

Интернет-ресурсы

Словарь

Приложение

С. Ван Дайн. Двадцать правил для писания детективных романов

Р. Нокс. Десять заповедей детективного романа

Р. Чандлер. Случайные заметки о детективном романе

Синхронистическая таблица

ВВЕДЕНИЕ

Всегда читала и читаю детективы: в отпуске, просто в свободное время в рабочий период, спасаясь от стресса при большой нагрузке. В какой-то момент возникло желание систематизировать прочитанное, так появился спецкурс для студентов по истории развития детектива[1], итогом которого стали студенческие дипломные и курсовые работы, посвященные детективному жанру в русской литературе XIX и ХХ вв., а также в детской литературе на материале советской классики и произведениях последних лет. Работа со студентами и подготовка курсовых и дипломных работ во многом определили содержание предлагаемого пособия.

Материал курса охватывает в первую очередь детективные произведения зарубежных стран: США, Англии, Франции, где этот жанр зародился и стал особенно активно развиваться, истории русского, советского и современного детектива в России будет посвящено следующее. Изложение подчинено хронологическому принципу: от его зарождения до конца 20 века, при этом условно литература делится на два периода: с конца XIX века до первых десятилетий XX века и с 20-30-х годов до конца XX века. С большой осторожностью подхожу к новейшим произведениям, написанным в детективном жанре, боюсь разочарования, поэтому остановимся на данном периоде.

Учебное пособие не претендует на охват всего материала, для этого существуют различные энциклопедические и справочные издания. Цель– проследить историю возникновения и становления детективного жанра, обозначив основные направления его развития в разных странах.

Задачи курса:

– определение жанрового канона детектива и его разновидностей,

– изучение истории детективного жанра,

– рассмотрение основных этапов развития и становления детективного жанра в отдельных странах,

– знакомство с основными авторами классического и современного детектива.

Детективные произведения принято относить к беллетристике, массовой литературе, приравниваемой нередко к низкопробной. Занимательность чтения, увлекательный сюжет – то, что составляет главное достоинство детектива, оценивается также нередко как недостаток в противовес серьезной, «настоящей» литературе. При этом забывается, что и серьезные писатели отдали дань уважения детективу и не считали легкой задачей его написание (Ч. Диккенс, У. Фолкнер, И Шоу и др.). Несмотря на такую точку зрения, давно утвердился иной взгляд на детектив. Среди многообразной детективной литературы выделяется классический пласт; отмечается высокий уровень детективных произведений не только классических, но и современных, заслуживающих филологического внимания. Подтверждению этого служат многочисленные литературоведческие работы, посвященные различным аспектам детективного жанра; появление диссертационных исследований.

К сожалению, временные рамки спецкурса ограничены, отсюда возникает сложность с изучением развития зарубежного детектива в других странах, зарубежного детектива на современном этапе, поэтому данный материал предлагается для самостоятельной разработки в качестве одного из вариантов зачетной работы.

После каждого раздела указан список литературы, послужившей источником материала. Каждая тема также завершается вопросами и заданиями к практическим занятиям, которые могут развиться в доклады и сообщения на практических занятиях, а также, возможно, в студенческие курсовые и дипломные работы.

Предлагаемый Словарь содержит определение терминов и понятий, которые встретились при подготовке пособия. Многие жанровые обозначения имеют широкую сферу употребления, в данном случае важна соотнесенность именно с детективной литературой. Некоторые термины очень близки и пересекаются в своем значении, нам важно обозначить ту небольшую разницу, которая между ними существует. Необходимо учитывать, что сами художественные произведения не всегда исчерпываются одним определением, можно выделить несколько жанровых разновидностей внутри одного текста. На формирование определения также существенно влияют национальные особенности развития детектива.

В Приложении представлена синхронистическая таблица, в которой собраны различные сведения, имеющие прямое или косвенное отношение к детективу, которая позволит увидеть общую картину истории развития детективного жанра, а также его развитие в отдельной стране.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

Наши рекомендации