Законодательная деятельность Учредительного собрания и Конституция 1791 г.
В период с сентября 1789 г. по сентябрь 1791 г. Учредительное собрание приняло множество законов. Некоторые из этих законов впоследствии вошли в Конституцию, некоторые имели революционный характер, некоторые вступали в противоречие с Декларацией. В декабре 1789 г. был принят декрет о введении имущественных и других цензов для избирателей, вводивший деление граждан на активных и пассивных. Были приняты декреты об отмене сословного деления, упразднения цехового строя, внутренних таможен и других средневековых институтов. Вводилось новое административное деление страны на департаменты (83), дистрикты и кантоны. Были приняты декреты о передаче церковного имущества в распоряжение нации. Вводилось гражданское устройство церкви. Медленно решался аграрный вопрос и отмена феодальных повинностей. Зимой 1791 г. появился закон Ле Шапелье, запрещавший рабочим объединяться в союзы и проводить стачки и формально запрещавший все корпорации.
Конституция 1791 г.
Часть ранее принятых декретов вошли в конституционный акт, который был утвержден в окончательном виде Учредительным собранием 3 сентября 1791 г.
Франция объявлялась конституционной монархией. В текст Конституции включалась Декларация. В преамбуле говорилось об уничтожении сословий, титулов, феодального порядка, цехов и корпораций, провозглашалась недопустимость передачи по наследству государственных должностей.
Первый раздел устанавливал обязательность налогов, провозглашал свободы. Второй - об административном устройстве страны. Были узаконены выборные органы власти - муниципалитеты. Третий провозглашал источником власти суверенную нацию и определял способ осуществления ею власти
Законодательная власть вверялась однопалатному парламенту (Законодательное собрание), избираемому на 2 года, исполнительная - королю, который назначает министров. Судебная власть - судьям, избираемым на определенный срок. Вводился суд присяжных. Создавался кассационный суд. Следуя принципу разделения властей Конституция запрещала депутатам занимать государственные или судебные должности, объявляла депутатов неприкосновенными и свободными в парламентской деятельности, хотя освобождала депутатов от ответственности перед избирателями.
По Конституции королевская власть - неделима, а особа короля - священна и неприкосновенна. Но король царствует в силу закона и обязан соблюдать конституцию. В случае нарушения он мог быть устранен от власти и предан суду. На содержание короля парламент голосовал цивильный лист. Король объявлялся наследственным верховным главой всей администрации, главнокомандующим, назначал высших чиновников и дипломатический корпус, обладал правом задерживающего вето, хотя важнейшие законы могли быть приняты без санкции короля.
Законодательное собрание пользовалось законодательной инициативой и принимало законы, ведало определением государственных расходов, устанавливало налоги, осуществляло контроль за расходами, учреждало и упраздняло государственные должности, ведало чеканкой монеты, осуществляло ратификацию договоров и распоряжалось национальными имуществами.
В конституции было зафиксировано деление граждан на активных и пассивных. Для избирателей был установлен ценз: они должны были платить налог в размере трехдневной зарплаты рабочего, Для выборщиков ценз был значительно выше: налог в размере зарплаты за 100-200 рабочих дней (в зависимости от места проживания). Из 24 млн. населения Франции активных граждан было 4,3 млн. и около 40 тыс.могло быть избрано.
Законодательное собрание
Состав Законодательного собрания был следующим: всего было 745 депутатов (из них 400 адвокатов). В основном в составе парламента представители интеллигенции. 264 депутата принадлежали к фейянам (сторонники конституционной монархии), 136 депутатов - левые, выступавшие за продолжение революции (большинство составляли жирондисты, наиболее активные - монтаньяры), центр состоял из 345 чел. Конец 1792 г. ознаменовался ухудшением экономической обстановки, сказывалась нерешенность внутренних проблем, особенно аграрного вопроса.
Обострилась и внешнеполитическая обстановка - в связи с революцией начала складываться антифранцузская коалиция в Европе. Король был заинтересован в войне и интервенции в надежде вернуть прежнее положение. Внутри страны зрела контреволюция. За войну были жирондисты, рассчитывавшие обогатиться за счет военных заказов. Весной король сформировал жирондистское правительство и 20 апреля 1792 г. Франция объявила войну Австрии, затем в войну вступила и Пруссия. Обстановка на фронте из-за неподготовленности Франции к войне и предательства командного состава стала критической. 11 июля 1792 г. над страной прозвучал лозунг "отечество в опасности". Благодаря мобилизации добровольцев внешнюю угрозу революции удалось предотвратить.
Летом 1792 г. усилился рост антимонархических настроений. Короля стали считать главным виновником войны и неудач на фронте. В начале августа началось новое наступление интервентов. Командующий герцог Брауншвейгского издал манифест, в котором угрожал разрушить Париж до основания, если хоть один волос упадет с головы французского короля. Это переполнило чашу терпения, и в ночь на 10 августа 1792 г. в Париже произошло восстание, кульминацией которого стал штурм королевского дворца. В результате король был арестован и монархия была свергнута. Законодательное собрание перед тем как уйти с исторической арены приняло несколько важных законов: об отстранении короля от исполнительной власти (Законодательное собрание получило временное право назначать министров, но не из своей среды), был декретирован созыв нового органа - Национального Конвента и издан специальный декрет о порядке выборов: исключалось деление граждан на активных и пассивных, избирательным правом пользовались французы с 21 г. (быть избранным с 25 лет) с оседлостью 1 год, живущие на трудовой заработок и не являющиеся прислугой. Также было принято решение о выборах во все муниципалитеты и суды. Для суда над контреволюционерами создавался Чрезвычайный уголовный трибунал.
Вопрос № 4.