Характеристика ролевых игр и их эффективное использование на уроках английского языка в школах.
В настоящее время ролевые игры пользуются большим спросом в методике преподавания английского языка в средних общеобразовательных школах. Ролевые игры в школе способствуют обучению диалогической речи, активизации речемыслительной деятельности школьников на начальном, среднем и старшем этапе обучения английскому языку и формированию навыков и умений самостоятельного выражения своих мыслей на иностранном языке. Ролевая игра включает в себя следующие главные функции: мотивационная, воспитательная, ориентировочная, обучающая и компенсаторная функции. [12, c.62].
Процесс организации ролевых игр состоит из трёх этапов: подготовительный, проведение игры и заключительный (подведение итогов). В ролевых играх в основном осуществляется парное и групповое участие школьников. Действия учителя и учеников включают условно четыре этапа: 1) Этап подготовки. Учитель должен разработать сценарий и составить подробный план игры для учащихся, а так же иметь общее описание процедуры игры и хорошо представлять характерные особенности действующих лиц; 2) Этап объяснения. Учитель вводит в игру детей, определяется режим работы. Коллективно разрабатываются цели урока, обсуждаются проблемы и выбираются ситуации. Преподаватель раздаёт необходимые материалы, инструкции и правила для детей. Иногда дети рисуют и устанавливают декорации в классе, выбирают и изготавливают себе костюмы. Подготовка к ролевой игре может быть индивидуальной, парной или групповой; 3) Этап проведения – это сама игра. Дети разыгрывают выбранную ими ситуацию, выполняя свои роли; 4) Этап анализа и обобщения. Преподаватель и ученики делают выводы из игры, анализируют ситуацию. Дети оценивают свою работу на уроке, таким образом, проводится рефлексия. Учитель ставит оценку каждому ученику за подготовку и проведение конкретной ролевой игры на уроке. Так же учитель даёт свои рекомендации учащимся по итогам игры. [8, c. 87].
Можно назвать пять основных видов ролевой игры в средней общеобразовательной школе: 1) Контролируемая ролевая игра. Преподаватель раздаёт реплики каждому из его учеников. Это самый простой вид ролевых игр, который построен на основе различных диалогов из разных учебников; 2) Умеренно контролируемая ролевая игра. Учитель в целом рассказывает о сюжете игры и ролей учащихся; 3)Эпизодическая ролевая игра; 4) Длительная игра, которая состоит из нескольких эпизодов; 5) Свободная ролевая игра. Это один из самых сложных видов ролевой игры, так как преподаватель называет только тему игра, ученики должны сами придумать сценарий конкретной игры и свои реплики к ней. Дети сами выбирают, какую именно лексику они должны использовать в своих диалогах. [3,c. 265-289].
Наиболее актуальные формы ролевых игр в школе можно считать интервью и импровизацию. Самая простая форма – это интервью. Для интервью можно использовать любую тему на английском языке. Одна группа учеников отвечает на вопросы, предварительно вжившись в свою роль, а другая группа детей задаёт определённые вопросы, выступая в качестве интервьюеров. Зато более сложная форма ролевых игр – это импровизация. Ученики должны иметь хорошее воображение, так как в эту игру дети играют без сценариев и реплик, они сами додумывают ситуацию, личностные качества и поведение их персонажей, их возможные вопросы или ответы, согласно какой-то роли.
В проведении преподавателем ролевых игр, можно выявить множество положительных аспектов для обучения учеников английскому языку. Например, комфортный психологический климат в классе, любая игра способна мотивировать учащихся, дети очень эмоциональны и заинтересованы процессом игры, они учатся применять свои знания на практике.
При этом особое значение имеет выбор адекватных для определенной возрастной группы учащихся форм ролевой игры. Для младшего школьного возраста характерны сюжетные ролевые игры сказочного и бытового содержания, а так же обиходного содержания (речевой этикет, культура поведения). Для учеников среднего школьного возраста подходят сюжетные ролевые игры бытового содержания и ролевые игры обиходного содержания (речевой этикет, культура поведения).
Ролевая игра создает речевые ситуации на уроке английского языка. Происходит живая коммуникация на иностранном языке между учителем и детьми, учителем и ребенком, учеником и несколькими учащимися, между двумя учащимися. Ролевая игра способствует реальному общению между людьми. Это очень мотивирует учеников, добавляет интереса к изучению английского, к выполнению различных упражнений и заданий, которые им дает учитель.
Во время проведения на уроках или внеклассных мероприятиях ролевых игр происходит вторичная социализация детей, которая необходима для хорошего овладения английским языком. Мы воссоздаем искусственные условия, искусственную социальную среду для детей. Например, дети играют сказочных или литературных героев, невыдуманных личностей, которые живут или когда-то жили в нашем мире.
Каждая проведенная ролевая игра на уроке иностранного языка должна мотивировать учеников. Каждый ребенок должен быть не против или даже рад ролевой игре, ведь она всегда проводится в комфортной, непринуждённой и благоприятной атмосфере.
Любая правильная ролевая игра на уроке очень эффективна, ведь каждый ребёнок в процессе живого речевого общения с партнёром проверяет свои полученные на уроках знания на практике, отрабатывает старую и новую лексику, грамматические конструкции, произношение, иногда местами импровизирует.
Роль преподавателя на разных этапах ролевой игры различна. На подготовительном этапе к ролевой игре учитель очень активен. Он контролирует процесс игры, помогает слабым участникам редактировать их работу. В начале игры учитель может взять себе небольшую роль, чтобы направить учеников в правильное русло, на правильный вид работы. На последующей стадии игры преподаватель становится наблюдателем за ходом игры. Он внимательно записывает ошибки детей, чтобы на следующем уроке рассказать о них ребятам. При подготовке к ролевой игре нельзя также забывать об актёрском мастерстве, вербальных и не вербальных средств общения, о декорациях, сценических костюмах для детей. Учитель раздаёт учащимся листы со списком ролей и подробной информацией о каждом персонаже: какой у него характер, возраст, взаимоотношения с другими героями игры, жизненный опыт, работа, семья и т. д. Описание персонажа не должно быть слишком подробным, чтобы ребята могли додумать образ своего героя. Перед игрой каждый ребёнок должен постараться вжиться в свою роль, представить себя каким-то героем из мультфильма, сказки, фильма, пьесы и т. д.
Сам преподаватель иногда раздает учащимся или позволяет ученикам выбрать понравившиеся, подходящие им роли. Выбор самого учителя может зависеть от определённых личностных качеств учащихся, от их уровня знания английского языка.
При подведении итогов проведенной ролевой игры, преподаватель не должен начинать обсуждение с негативной оценки игровой деятельности учащихся, с чрезмерной критики их ошибок. Всё это может привести к снижению мотивации в изучении иностранного языка, потере интереса к ролевым играм. Учителю надо начинать с обсуждения положительных моментов ролевой игры, с поощрения хорошо показавших себя учеников в процессе игры, с благодарения детей за их проделанную работу. Только в самом конце учитель напоминает учащимся о негативных моментах игры, об их неудачах. Также учителю не стоит забывать предлагать школьникам самим проводить рефлексию по итогам проведённых ими ролевых игр на английском языке.
Учителю стоит проводить ролевые игры не только на уроках иностранного языка, но и во время внеклассной работы с детьми, чтобы сформировать прочные речевые навыки и высокие лингвострановедческие компетенции. Но преподаватель не должен слишком часто использовать ролевые игры на уроках, так как они могут легко и быстро войти в привычку и учеников, следовательно, уровень их эффективности у школьников постепенно снизится. [9, c. 66].
Ролевая игра способна мотивировать живое общение между людьми. На обычных уроках английского языка, когда ученики проходят различные темы: « Погода в России», « Климат Лондона», дети отвечают тексты с использованием новых выученных слов и словосочетаний, грамматических конструкций, но их мотив состоит только в том, чтобы правильно ответить учителю. Они не за мотивированны в выражении своих собственных мыслей, в выражении своего отношения к определённой ситуации общения. Зато ролевая игра способна создавать побудительных фон и субъективную мотивацию общения детей. Например, по сюжету ролевой игры мальчик из России имеет хорошего друга из Лондона. Парень хочет, чтобы англичанин приехал к нему в Россию на каникулы. Он должен рассказать другу из Англии о погоде в его городе и убедить его приехать на летние каникулы в Россию, чтобы хорошо провести им время вместе.
В ролевой игре дети вживаются в свои роли, они пропускают через себя и лично переживают определённые ситуации своего общения с партнёром.
Ролевая игра подразумевает взаимодействие между людьми. Например, в диалоге дети слаженно работают, различают меняющиеся реакции своего партнёра, помогают друг другу, когда кто-то забыл свою роль или сказал реплику, непрописанную в сценарии. Дети подстраиваются под друг друга в процессе ролевой игры, умеют слушать каждого во время общения. Опытные дети умеют правильно распределять между собой роли, так как они знают свои возможности и способности. Кто-то может хорошо изобразить пантомиму, а кто-то более ярок и естественен в вербальном общении. [13,c. 83].