Томас пейн - борец за народное дело
С Французской революцией, этим знаменательнейшим событием всех времен, сыгравшим исключительную роль в развитии и мировой истории, и человеческой цивилизации, английский народ познакомился и смог лучше понять ее прежде всего благодаря трудам Томаса Пейна — одного из выдающихся философов-радикалов, который оказал огромное воздействие на ход событий как минимум в трех странах двух континентов. Мыслитель и неутомимый путешественник, более известный и почитаемый в далекой Америке, чем на своей родине, он до конца боролся за создание общества справедливости, за истинную свободу, за права трудового народа.
Томас Пейн родился в 1737 г . в небольшом городке Тет-форд (графство Суффолк) в семье канатных дел мастера и мелкого фермера, квакерские убеждения которого, безусловно, не прошли бесследно и для мальчика. Получив начальное образование в местной школе, он в возрасте 13 лет пошел в подмастерья, но размеренная провинциальная жизнь его совсем не привлекала, и вот, завербовавшись на каперское судно, он, томимый жаждой славных дел, ушел в море. Только через три долгих года отцу юного искателя приключений удалось его разыскать, выкупить и привезти домой.
Последующие несколько лет после возвращения Пейна на родину вряд ли можно назвать удачливыми и счастливыми. Он попытался было начать собственное канатное дело в небольшом городе Сэндвич, но потерпел полное фиаско. Он женился, но его молодой жене не суждено было долго жить. Он женился еще раз, но только для того, чтобы вскоре официально развестись. Он вернулся в родной Тетфорд и даже нашел там работу в качестве чиновника налогового управления, приносившую ему 50 фунтов в год, из которых приходилось выделять деньги на содержание лошади. Однако в 1772 г . именно он по просьбе коллег составил и разослал всем членам парламента коллективное письмо с требованием о повышении заработной платы. В этом письме Пейн убедительно доказывал, что только более высокое жалованье может избавить низкооплачиваемых чиновников налоговой службы от соблазна брать взятки и тем самым оградить ее от коррупции. Вскоре после этого инцидента его под благовидным предлогом уволили.
В поисках работы Пейн отправился в Лондон и там познакомился с Бенджамином Франклином—американцем, работавшим в типографии и одновременно являвшимся неофициальным представителем американских колонистов в Англии. Франклин посоветовал ему "попытать счастья" в Новом Свете и даже снабдил его рекомендательными письмами к знакомым ему литераторам в Пенсильвании. Пейн последовал этому совету. Прибыв в Америку в 1774 г ., он вскоре стал там сначала корреспондентом, а затем редактором журнала "Пенсильвания мэгэзин". Уже в самых первых статьях, которые он, кстати, подписывал не своим именем, а девизом "Справедливость и гуманность", в полной мере проявилась склонность начинающего публициста к радикализму: в них, он, в частности, клеймил позором пресловутый "особый институт" негритянского рабства, выступал за предоставление более широких прав и свобод женщинам.
Тем временем политическая обстановка в Новом Свете стремительно накалялась. Поселенцы и колонисты ощущали себя жертвами жесточайшей несправедливости: их душили непомерными налогами и лишали какого-либо представительства в парламенте*.
* В каждой из существовавших тогда 13 английских колоний в Северной Америке были свои довольно представительные ассамблеи. В британский парламент колонистам действительно доступа не было, и это являлось одной из основных причин конфликта этих колоний с метрополией. Колонисты даже выдвинули лозунг "Никакого налогообложения без представительства!" (т.е. без представительства в британском парламенте). Прим. ред.
В 1775 г . в Лексингтоне прогремели первые выстрелы, ознаменовавшие собой начало вооруженного конфликта, переросшего в войну за независимость.
Пейн не раздумывая включился в борьбу за будущее новой родины на стороне отчаянно оборонявшейся от англичан армии генерала Вашингтона. Став офицером связи между вооруженными силами и новым (Континентальным) конгрессом, он не прекратил активной политико-литературной деятельности: так, именно ему приписывается авторство одного из разделов Декларации независимости (не включенного в ее окончательный вариант), в котором запрещалось негритянское рабство. В памфлете "Здравый смысл" он в числе первых подчеркивал, что в основе ведущейся войны лежали не столько экономические претензии колонистов, сколько борьба за достижение полной независимости от Англии и установление нового самостоятельного государства. С особой силой яркий публицистический талант Пейна проявился в серии брошюр под общим названием "Кризисы"; содержавшиеся в них рассуждения о сути борьбы за независимость настолько воодушевляли солдат, что Вашингтон приказал вслух зачитывать отрывки из них во время военных парадов и построений. Первая брошюра начиналась фразой, которая вскоре стала крылатой: "Наше время испытывает людские сердца!" Литературная деятельность Пейна сыграла заметную роль в реализации идеи превращения "13 колоний и владений Англии" в новую суверенную нацию-государство - Соединенные Штаты Америки.
Работы Пейна, включаемые в различные издания, расходились мгновенно, и было бы только естественным предположить, что он быстро станет богатым человеком. Однако, поскольку по настоянию самого автора, стремившегося к максимальной доступности своих произведений для каждого человека, все его публикации издавались на самой дешевой бумаге и продавались по самой низкой цене, он так и оставался погрязшим в долгах бедняком.
Из-за неприятностей личного характера, от которых его не оградили даже широкая известность и популярность, Пейн оставил армию, устроился на скромную должность клерка в каком-то учреждении и... увлекся изобретательством. В частности, он разработал проект железного моста и в 1787 г. повез его в Лондон, надеясь заинтересовать им своих соотечественников.
Затем последовала короткая ознакомительная поездка в революционный Париж и снова возвращение в Лондон. Эдмунд Бёрк* только что опубликовал свои "Размышления о революции во Франции". В них он подверг резкой критике популярную в этой стране точку зрения, согласно которой государство может быть создано силой разума и воли, и пытался доказать, что благосостояние любой нации невозможно без монархии, аристократии и законной церкви, якобы являющихся наследниками и проводниками культуры и моральных ценностей.
* Бёрк, Эдмунд (1729-1797) — английский философ и политический деятель, принадлежал к партии вигов. Рассуждая в молодости о философских категориях прекрасного и возвышенного, Бёрк к концу жизни пришел к крайне реакционным взглядам. В упомянутом памфлете "Размышления о революции во Франции" ( 1790 г .) резко высказывался против Великой французской революции и ее вождей. Прим.ред.
В ответ Томас Пейн незамедлительно написал свой знаменитый труд в защиту и в разъяснение сути Французской революции — "Права человека". Выдающееся творение досоциалистического реформизма, эта книга, прозванная в народе "библией бедняков", на долгие годы стала учебным пособием и знаменем английских радикалов. В отличие от предшествовавших ему реформаторов и социальных исследователей критического толка (например, Годвина) **, чьи работы, как правило, были слишком философичны и сложны для полуграмотного трудового люда тех времен, стиль и фразеология "Прав человека" были настолько просты, что оказались доступными практически любому человеку.
** Годвин, Уильям (1756-1836) - английский утопист, философ, публицист и беллетрист. В молодости был священником, но под влиянием идей французских просветителей XVII в. сложил с себя духовный сан, чтобы посвятить жизнь философии и литературе. Его политическим идеалом, выраженным в трактате "О политической справедливости" (1793г.), было свободное общество независимых тружеников, распределяющих продукты своего труда по потребностям каждого. В известной степени мелкобуржуазно-утопические идеи Годвина оказали влияние на представителей различных направлений анархизма и утопического социализма, в частности на Роберта Оуэна. Прим. ред.
В этой работе, помимо прочего, автор призывал к созданию демократической республики, основанной на всеобщем избирательном праве взрослого населения — "аристократия представлена не фермерами, обрабатывающими землю... а обычными потребителями ренты", - в которой за счет прогрессивного подоходного налогообложения "государство благоденствия" сможет предоставить всем своим гражданам такие социальные блага, как бесплатное образование, пенсионное обеспечение по достижении возраста 50 лет, пособия молодоженам и молодым матерям и т.п., а также гарантировать полную занятость трудоспособного населения посредством значительного расширения объема общественных работ. Книга выдержала восемь изданий в Англии уже в первый год своего появления в полном виде (1792 г.) и еще больше - в Соединенных Штатах, где, по некоторым данным, она разошлась в количестве одного миллиона экземпляров.
Напуганное Французской революцией, а главное — теми откликами, которые книга Пейна нашла в самой Англии, правительство Питта* запретило "Права человека" как подрывную литературу и даже бросило в тюрьму ее издателя — такую судьбу он сам себе уготовил, когда согласился выпустить эту работу. Одновременно был выдан ордер и на арест Пейна по обвинению в измене, но, предупрежденный друзьями, он успел бежать в Дувр, покинув английскую территорию всего за 20 минут до прихода констеблей. Он был предан суду заочно, признан виновным в измене и объявлен вне закона.
* Питт, Уильям, Младший (1759—1806) —английский государственный деятель, ставший премьер-министром Англии в неполные 24 года (в 1783 г .) и остававшийся им 18 лет — крайне редкий случай для британской государственной практики! — а затем, после трехлетнего перерыва, еще два года. Был главным инициатором и организатором коалиций европейских держав против революционной, а затем наполеоновской Франции. Внутренняя политика Питта Младшего характеризовалась крайней реакционностью, при нем был принят ряд антинародных законов, жесточайшими методами подавлено восстание в Ирландии ( 1798 г .). Прим. ред.
Труды Пейна были хорошо известны во Франции, и его встретили там как героя: он получил французское гражданство и был избран в Национальное собрание, где представлял жирондистов, т.е. "умеренных". Когда в сентябре 1793г. обсуждалась судьба короля, он поддержал идею создания Французской республики, но выступил против казни Людовика XVI. После падения жирондистов — и, соответственно, прихода к власти якобинцев — Пейн был арестован и 10 месяцев провел в тюрьме; от гильотины его спасла только гибель Робеспьера* в 1794 г .
* Робеспьер, Максимилиан (1758—1794) — выдающийся деятель Великой французской революции, лидер партии монтаньяров. В сложной внутриполитической борьбе вначале стал инициатором казни лидеров левых буржуазно-демократических группировок, а затем сам был свергнут во время контрреволюционного переворота 27 июля (9 термидора) 1794 г . и на следующий день гильотинирован. Робеспьер был автором знаменитой "Декларации прав человека и гражданина", ставшей вступлением к буржуазной конституции 1793 г . Прим. ред.
Во время тюремного заключения, еще не зная, что его ждет — жизнь или смерть, Пейн написал большую часть своего второго крупнейшего труда под названием "Век разума". В нем, прибегнув к скрупулезному исследованию и анализу Ветхого и Нового заветов, он подверг уничтожающей критике организованную религию, и в особенности христианство и прочие институты веры, основанные на Библии. Взамен Пейн предлагал свой собственный, хотя и довольно туманный деизм***: вселенная есть творение некоего высшего существа, которое, никак не проявляя человечеству ни себя, ни своих желаний, тем не менее может стать ощутимым через рациональное осмысление его деяний в физическом мире. Яростные нападки Пейна на христианство, хотя и заложили, основу для более поздней респектабельной "критики высшего порядка", создали ему прочную славу агитатора-безбожника. Не имея возможности вернуться в Англию, поскольку она находилась в состоянии войны с Францией, Пейн в 1802 г . отправился на свою вторую родину — Соединенные Штаты Америки. Но и там его ожидало лишь горькое разочарование: его деятельность на благо республики была забыта, сам же он был отвергнут и предан анафеме как атеист, отщепенец, антихрист и агент сатаны в деле совращения человеческих душ...
*** Деизм — религиозно-философское учение, особенно распространенное в XVII—XVIII вв. Деизм признавал существование бога как первоосновы мироздания, но отрицал его как личность и возможность его вмешательства в развитие природы и общества. Прим. ред.
Умер Пейн в бедности и одиночестве на небольшой ферме, когда-то дарованной ему штатом Нью-Йорк. Несколько лет спустя автор книг "Сельские прогулки верхом" и "Политический дневник", английский реформист Уильям Коббет с разрешения американских властей извлек из земли и перевез останки Томаса Пейна на родину великого мыслителя, искренне полагая, что его могила могла бы стать новой Меккой для всех английских радикалов, гуманистов и борцов за истинную свободу. Однако в Ливерпуле эти останки каким-то образом затерялись и уже никогда не были найдены.
Для английского народа, лишенного в те времена права избирать и быть избранным в законодательные органы — да и вообще высказывать любое несогласие с политикой существовавшего правительства (отменены были даже такие традиционные гарантии свободы личности, как Хабеас Корпус*) , — жившего в окружении густой сети доносчиков и провокаторов, изнемогавшего под гнетом несправедливых законов, в соответствии с которыми смертная казнь через повешение грозила за совершение по меньшей мере 200 самых различных преступлений, насильственно оторванного от земли и ради физического выживания вынужденного продавать свой труд.
* Хабеас Корпус Акт — закон, принятый английским парламентом 27 мая 1679 г . Он вносил определенный порядок и элемент законности в процедуру ареста и содержания заключенных под стражей до суда. Но оговорки к закону делали его доступным только для состоятельных лиц, а также позволяли парламенту произвольно трактовать его применение и даже приостанавливать его действие. Прим. ред.
Французская революция стала маяком, указующим путь к освобождению. Именно под ее могучим воздействием и, конечно же, под влиянием трудов Пейна в Англии тех лет начали создаваться общества и клубы, ставившие перед собой цель изучать и популяризировать идею о необходимости парламентской реформы и введения всеобщего избирательного права для мужского населения в качестве первого шага на пути к осуществлению ряда радикальных политических и экономических изменений. Впрочем, инициаторы этого движения, сами того не подозревая, пришли к тем же выводам, что и их предшественники-левеллеры за 150 лет до них*.
* Исторические параллели, как правило, неоправданны. В данном случае нельзя сравнивать движения левеллеров и борцов за парламентскую реформу в Англии хотя бы потому, что последние в отличие от левеллеров вовсе не предполагали общности имуществ и отмены частной собственности, тогда как в учении левеллеров это было главным. Прим. ред.
Томас Пэйн:
Все люди по происхождению равны и ни у кого не может быть прирожденного права дать своей семье преимущества перед всеми другими.
Некоторые авторы настолько смешали [понятия] «общество» и «правительство», что между ними не осталось никакого или почти никакого различия; между тем это вещи не только разные, но и разного происхождения. Общество создается нашими потребностями, а правительство — нашими пороками; первое способствует нашему счастью положительно, объединяя наши благие порывы, второе же — отрицательно, обуздывая наши пороки; одно поощряет сближение, другое порождает рознь. Первое — это защитник, второе — каратель.
Общество в любом своем состоянии есть благо, правительство же и самое лучшее есть лишь необходимое зло, а в худшем случае — зло нестерпимое…
Армия принципов прорвется там, где не прорвется армия солдат.
Такова уж неодолимая природа правды, что она просит и желает только одного — свободного права появиться на свет. Солнце не нуждается в пояснительной надписи — его и так отличат от тьмы.
Единственная идея, которую человек может связать с именем Бога, есть идея первопричины, причины всех вещей. И как ни недостижимо и трудно для человека понять, что такое первопричина, он верит в нее, ибо не верить в нее вдесятеро труднее. Неописуемо трудно понять, что пространство не имеет конца, но еще труднее понять его конечность. Выше сил человека постичь вечную протяженность времени, но еще невозможнее представить время, когда не будет времени.
Когда все остальные права попраны, право на восстание становится бесспорным.
Человек может открыть Бога лишь с помощью своего разума. Отнимите разум, и человек окажется неспособным понять что либо; тогда все равно будет, кому читать Библию — лошади или человеку.
Я чту человека, способного улыбаться в беде, черпать силы в горе и находить источник мужества в размышлении.
RIGHTS OF MAN
ONE: MEN ARE BORN, AND ALWAYS CONTINUE, FREE AND EQUAL IN RESPECT OF THEIR RIGHTS. CIVIL DISTINCTIONS, THEREFORE, CAN BE FOUNDED ONLY ON PUBLIC UTILITY.
TWO: THE END OF ALL POLITICAL ASSOCIATIONS IS THE PRESERVATION OF THE NATURAL AND IMPRESCRIPTIBLE RIGHTS OF MAN; AND THESE RIGHTS ARE LIBERTY , PROPERTY, SECURITY, AND RESISTANCE OF OPPRESSION.
THREE: THE NATION IS ESSENTIALLY THE SOURCE OF ALL SOVEREIGNTY; NOR CAN ANY INDIVIDUAL, OR ANY BODY OF MEN, BE ENTITLED TO ANY AUTHORITY WHICH IS NOT EXPRESSLY DERIVED FROM IT.
FOUR: POLITICAL LIBERTY CONSISTS IN THE POWER OF DOING WHATEVER DOES NOT INJURE ANOTHER. THE EXERCISE OF THE NATURAL RIGHTS OF EVERY MAN, HAS NO OTHER LIMITS THAN THOSE WHICH ARE NECESSARY TO SECURE TO EVERY OTHER MAN THE FREE EXERCISE OF THE SAME RIGHTS; AND THESE LIMITS ARE DETERMINABLE ONLY BY THE LAW
FIVE: THE LAW OUGHT TO PROHIBIT ONLY ACTIONS HURTFUL TO SOCIETY. WHAT IS NOT PROHIBITED BY THE LAW SHOULD NOT BE HINDERED; NOR SHOULD ANYONE BE COMPELLED TO THAT WHICH THE LAW DOES NOT REQUIRE
SIX: THE LAW IS AN EXPRESSION OF THE WILL OF THE COMMUNITY. ALL CITIZENS HAVE A RIGHT TO CONCUR, EITHER PERSONALLY OR BY THEIR REPRESENTATIVES, IN ITS FORMATION. IT SHOULD BE THE SAME TO ALL, WHETHER IT PROTECTS OR PUNISHES; AND ALL BEING EQUAL IN ITS SIGHT, ARE EQUALLY ELIGIBLE TO ALL HONOURS, PLACES, AND EMPLOYMENTS, ACCORDING TO THEIR DIFFERENT ABILITIES, WITHOUT ANY OTHER DISTINCTION THAN THAT CREATED BY THEIR VIRTUES AND TALENTS
SEVEN: NO MAN SHOULD BE ACCUSED, ARRESTED, OR HELD IN CONFINEMENT, EXCEPT IN CASES DETERMINED BY THE LAW, AND ACCORDING TO THE FORMS WHICH IT HAS PRESCRIBED. ALL WHO PROMOTE, SOLICIT, EXECUTE, OR CAUSE TO BE EXECUTED, ARBITRARY ORDERS, OUGHT TO BE PUNISHED, AND EVERY CITIZEN CALLED UPON, OR APPREHENDED BY VIRTUE OF THE LAW, OUGHT IMMEDIATELY TO OBEY, AND RENDERS HIMSELF CULPABLE BY RESISTANCE.
EIGHT: THE LAW OUGHT TO IMPOSE NO OTHER PENALTIES BUT SUCH AS ARE ABSOLUTELY AND EVIDENTLY NECESSARY; AND NO ONE OUGHT TO BE PUNISHED, BUT IN VIRTUE OF A LAW PROMULGATED BEFORE THE OFFENCE, AND LEGALLY APPLIED.
NINE: EVERY MAN BEING PRESUMED INNOCENT TILL HE HAS BEEN CONVICTED, WHENEVER HIS DETENTION BECOMES INDISPENSABLE, ALL RIGOUR TO HIM, MORE THAN IS NECESSARY TO SECURE HIS PERSON, OUGHT TO BE PROVIDED AGAINST BY THE LAW.
TEN: NO MAN OUGHT TO BE MOLESTED ON ACCOUNT OF HIS OPINIONS, NOT EVEN ON ACCOUNT OF HIS RELIGIOUS OPINIONS, PROVIDED HIS AVOWAL OF THEM DOES NOT DISTURB THE PUBLIC ORDER ESTABLISHED BY THE LAW.
ELEVEN: THE UNRESTRAINED COMMUNICATION OF THOUGHTS AND OPINIONS BEING ONE OF THE MOST PRECIOUS RIGHTS OF MAN, EVERY CITIZEN MAY SPEAK, WRITE, AND PUBLISH FREELY, PROVIDED HE IS RESPONSIBLE FOR THE ABUSE OF THIS LIBERTY , IN CASES DETERMINED BY THE LAW.
TWELVE: A PUBLIC FORCE BEING NECESSARY TO GIVE SECURITY TO THE RIGHTS OF MEN AND OF CITIZENS, THAT FORCE IS INSTITUTED FOR THE BENEFIT OF THE COMMUNITY AND NOT FOR THE PARTICULAR BENEFIT OF THE PERSONS TO WHOM IT IS INTRUSTED.
THIRTEEN: A COMMON CONTRIBUTION BEING NECESSARY FOR THE SUPPORT OF THE PUBLIC FORCE, AND FOR DEFRAYING THE OTHER EXPENSES OF GOVERNMENT, IT OUGHT TO BE DIVIDED EQUALLY AMONG THE MEMBERS OF THE COMMUNITY, ACCORDING TO THEIR ABILITIES.
FOURTEEN: EVERY CITIZEN HAS A RIGHT, EITHER BY HIMSELF OR HIS REPRESENTATIVE, TO A FREE VOICE IN DETERMINING THE NECESSITY OF PUBLIC CONTRIBUTIONS, THE APPROPRIATION OF THEM, AND THEIR AMOUNT, MODE OF ASSESSMENT, AND DURATION.
FIFTEEN: EVERY COMMUNITY HAS A RIGHT TO DEMAND OF ALL ITS AGENTS AN ACCOUNT OF THEIR CONDUCT.
SIXTEEN: EVERY COMMUNITY IN WHICH A SEPARATION OF POWERS AND A SECURITY OF RIGHTS IS NOT PROVIDED FOR, WANTS A CONSTITUTION.
SEVENTEEN: THE RIGHT TO PROPERTY BEING INVIOLABLE AND SACRED, NO ONE OUGHT TO BE DEPRIVED OF IT, EXCEPT IN CASES OF EVIDENT PUBLIC NECESSITY, LEGALLY ASCERTAINED, AND ON CONDITION OF A PREVIOUS JUST INDEMNITY.
Thomas Paine
Национальная историческая ассоциация Тома Пэйна
Thomas Paine National Historical Association
Глава XI