Древнескандинавские письменные памятники
Древнескандинавские памятники представлены сборником исландских мифологических и героических песен Старшая Эдда (XIII в.). Этимология слова «Эдда» не вполне ясна. Предполагают, что слово Эдда может быть истолковано как:
- книга из Одди (Одди – хутор в Исландии),
- прабабушка.
Кроме того, древнескандинавские памятники включают поэзию скальдов (IX-XIII вв.), которую отличает строгая форма «авторского стиха», и прозаический жанр саги – стиль устного рассказа. Для последнего характерны простые синтаксические структуры, простая лексика, невыдержанность синтаксических связей.
Древнеанглийские письменные памятники
Прозаические памятники древнеанглийского периода представлены различными жанрами. Это, в частности, исторические хроники, религиозно-дидактическая проза, исторические произведения, деловая проза, культовая проза, философско-дидактическая проза, учебники.
Исторические хроники, или летописи, в частности, Англо-Саксонская хроника (наиболее важная ее часть – Паркеровская хроника) охватывает период с 60 г. до н.э. по 1154 г. и повествует об основных событиях британской и англосаксонской истории, начиная с экспедиций Цезаря в Британию. Изучение хроник дает лингвистам возможность проследить историческое развитие народа и языка.
Религиозно-дидактическая проза представлена философско-религиозным произведением папы Григория Первого Cura Pastoralis Забота пастыря – настольной книгой средневекового духовенства. В произведение Всемирная история монаха Оросия с предисловием короля Альфреда Великого сам Альфред вставил рассказ путешественников Отхтере и Вульфстана. Альфред учредил школу переводчиков и переводил с латыни на древнеанглийский язык. Переводы были созданы в целях популяризации христианского вероучения и для дидактических целей – создания учебных пособий для обучения в монастырских школах для студентов, недостаточно владеющих латынью. Все свободные люди в уэссекском королевстве должны были учиться англосаксонской грамоте, а для этого требовались новые книги и переводы. Вставки Альфреда представляют собой подлинные куски древнеанглийского текста, лексико-грамматическое оформление текста является близким к разговорному языку того времени. При этом намечается переход к осознанному авторству, поскольку Альфред в предисловии к книге использует личное местоимение «я».
Исторические произведения, в частности, Церковная история английского народа Беды Достопочтенного (Bede’s Ecclesiastical History of the English People, 731 г.), написанная на нортумбрийском диалекте, посвящена происхождению английского народа, истории Англии, распространению в ней христианства.
Деловая проза включает законы, завещания, указы, акты землепользования, написанные не на латинском, а на древнеанглийском языке. Так как законы создавались и фиксировались на протяжении многих лет, появляется возможность проследить эволюцию англосаксонского права посредством изучения языковых форм передачи юридической информации и историческое развитие языка. Изучая древнеанглийские юридические документы, можно получить представление о правовых терминах, которые в поэзии не употребляются, например, скандинавское заимствование lagu закон, древнеанглийскую лексему freodom свобода и другие.
Культовая проза представлена житиями святых, проповедями епископа Эльфрика, переводами Библии на древнеанглийский язык монахом Эльфриком. Большей частью культовая проза является переводной литературой, ориентированной по содержанию и форме на латинский оригинал.
Философско-дидактическая проза содержит перевод на древнеанглийский язык произведения римского философа Боэция Утешение философии.
Среди учебников выделяется Латинская грамматика Эльфрика для англосаксов (конец X-начало XI вв.).
Древнеанглийские поэтические памятники обладают художественными достоинствами и также являются разнообразными в жанровом отношении. Это эпические произведения, стихотворения лирического характера, клерикальная поэзия, гномические стихи. Большая часть поэзии сохранилась в копиях, датируемых приблизительно 1000 г., которые были написаны на уэссекском диалекте, но были насыщены иными диалектными формами.
Поэтические произведения, которые создавались в рамках эстетики неосознанного авторства, включают эпическую поэму Беовульф.
Беовульф
Беовульф – сын короля племени гаутов из юго-восточной Швеции, обладающий силой 30 человек, по приглашению короля данов Хродгара приезжает в Данию, чтобы сразиться с морским чудищем Гренделем. Беовульф убивает Гренделя и сражается с его матерью. После этого славный Беовульф возвращается домой, где становится королем гаутов и правит страной более 50 лет. В сражении с драконом, разгневанным покушением на охраняемый им клад, Беовульф побеждает его, но сам погибает. Тело героя торжественно сжигают на костре и сооружают курган над его прахом.
Героический эпос Беовульф представляет собой смешение фантастических и исторических событий. События в поэме происходят не в ирреальном мире, а перенесены на историческую почву – в Скандинавию, где, с одной стороны, наличествуют драконы и великаны, а, с другой стороны, фигурируют названия реальных народов: даны, шведы, ингвины, реально существовавшие короли, в частности, из династии Меровингов. На рукоятке меча Беовульфа есть руническая надпись, где содержатся точные данные о нравах и обычаях древних германцев.
Поэма написана на уэссекском (западно-саксонском) диалекте с многочисленными вкраплениями англских форм нортумбрийского, мерсийского, кентского диалектов. Это произведение задолго до его письменной фиксации существовало в течение длительного времени в устной форме и соответственно вбирало в себя разнообразные диалектные черты.
В целом поэтический язык резко отличается от бытового разговорного языка и является результатом его шлифовки поэтами-сказителями. Особенностями поэзии являются наличие сложных слов, большая доля архаической лексики и малая доля заимствований, большой удельный вес синонимов и наличие кеннингов.
Сложные слова используются для создания эмоционально-насыщенного тона повествования. Особенно часты сложные существительные и прилагательные, например, hete-þanc ненависти мысль, wig-heap войны отряд, beadu-scrud одежда войны, кольчуга, которые в обычной прозе используются крайне редко. В Беовульфе много сложных слов с первым элементом wig война. Третью часть словаря Беовульфа составляют сложные слова. Тем не менее, сами модели словосложения являются одними и теми же в прозе и в поэзии;
Синонимы часто используются в поэзии для того, чтобы поддержать аллитерационное построение стиха. По подсчетам И.Б. Хлебниковой, в древнеанглийской поэзии зарегистрировано 40 лексем для обозначения моря, 37 слов для обозначения воина и 12 слов – для битвы. В Беовульфе насчитывается 30 синонимов слова король. Частое употребление синонимов для поддержания аллитерационного стиха сдерживало сюжет и создавало впечатление «топтания» на месте.
Кеннинги (kenning – описательная метафора) представляют собой древнегерманский поэтический прием для создания образности в произведении, ср.: sæ-mearh морской конь (корабль), hron-rād дорога китов (море), swanrād дорога лебедей (море), beadoleoma боевой луч (меч), hilde-leoma битвы пламя (меч), freoduwebbe пряха мира (женщина), recedes mūþ дома рот (дверь).
Задания к семинару:
1. Дайте определение терминов и понятий: руническая письменность, латинская письменность, готское письмо, готический шрифт, антиква, курсив, капитальное письмо, унциальное письмо, инсулярное письмо.
2. Представьте грамматический и этимологический анализ готского текста MATTHAEUS VIII, 7. jah qaþ du imma Iesus: ik qimands gahailja ina.
Лекция 8. Общегерманская мифология
1. Космогония
Важнейшие непосредственные источники религии германцев восходят к эпохе викингов. Космогония германцев – мифы о происхождении мира, Вселенной и теогония – мифы о богах описаны в древних сочинениях скандинавов – Старшей и Младшей Эдде (XIII в.). Старшая Эдда на исландском языке включает 10 стихотворных текстов о богах и 18 текстов о героях. В предисловии к Младшей Эдде – произведении исландского историка Снорри Стурлусона – описывается мифическая родословная скандинавских правителей.
Единой германо-скандинавской мифологии, если она когда-либо вообще существовала, не сохранилось. И потому так часто упоминаемая скандинавская мифология представляет самостоятельно и богато развившуюся ветвь германской мифологии. В XX в. в науке господствовал взгляд, что почти вся скандинавская мифологическая система, выразившаяся, например, в песнях Старшей и рассказах Младшей Эдды, может и должна считаться общегерманской. Такого взгляда держался Я. Гримм, искавший в немецких народных сказках и суевериях подтверждения своим выводам.
Согласно космогоническим воззрениям германцев, сотворению мира предшествует Хаос, или великая бездна – Гиннунгагап. Великая пустота, предшествующая сотворению земли, пронизана магической силой. В раннее средневековье германцы помещали бездну на севере (Нифльхейм) и рассматривали как море, покрытое льдами, или великий колодец, из которого вытекают 11 рек. Мир для германцев разделяется на царство злых сил на севере и востоке – там находятся поля мрака Нидавеллир и царство мертвых – Хелль (по некоторым представлениям – он под землей) и на царство раскаленной земли Муспелль (Муспелльхем), которая располагается на юге и принадлежит Черному Великану Сурту. Вода рек, коснувшись колодца, становится ледником, но под действием муспелльского огня на льду появляется человекоподобный гигант Имир. Из растаявшего льда выходит корова Аудумла, которая питает Имира молоком, а сама питается соленым льдом. Из этого льда рождается Бури и три его божественных сына – О́дин, Вили и Ве. Три брата убивают гиганта Имира, переносят его в середину великой бездны, и образуется Вселенная. Из его плоти образуется земля, из крови – вода, из черепа – небо, из костей – горы, из волос – деревья. Посредине круглой земли, окруженной великим океаном, боги строят из ресниц Имира укрепление Мидгард и поселяют в нем созданных вскоре людей. Когда же они построили собственное жилище Асгард – обитель богов – творение завершилось.
Асгарт разделен на две части – царства асов и ванов. Бог Тор отправляется на восток, чтобы сразиться с врагами богов и людей – чудовищами и великанами. Мидгард – это мир людей, построенный богам, бург, ограждающий людей от вторжения великанов. Асгарт подобен Мидгарду, это такая же усадьба, в которой живут и люди, но она отличается своей обширностью и богатством.
Образ мира в представлении германцев – это земной круг Хеймскрингла, который находится под куполом неба.
Нередко мир изображается стоящим под сенью мирового древа Иггдрасиля, который поддерживает небесный свод. Иггдрасиль – это ясень, под которым ежедневно собирается совет богов. Три корня Иггдрасиля уходят в три мира: мир мертвых (Хель), мир льда и мака (мир льдистых великанов) и мир людей Миддангартен (да. middangeard). Описываемое здесь пространственное расположение является противоречивым, поскольку Асгарт, как и Мидгард могут помещаться то в середине неба, то на небе, то в виде корней дерева, обвивающих мир.
2. Теогония
Для германской мифологии достоверно восстанавливаются лишь четыре общегерманских божества, соотносимые с 4 основными индоевропейскими богами:
Бог Грома (индийский Индра, скандинавский Тор, кельтский Таранис, славянский Перун, балтский Перкунас). Он стоит на колеснице, его оружием служат молния, топор или молот, его спутником является волк.
Бог Ясного Неба (греческий Зевс, общегерманский Тивас, скандинавский Тюр, индийский Дьяус, балтский Диевас, славянский Дий). Бог Ясного Неба часто выступает и как военное божество. Его оружием служит меч.
Великая Богиня (греческая Гера, индийская Приттхиви, скандинавская Ерд, славянская Макошь, балтская Земес Мате, ирландская Дану).
Бог Земных Сил (греческий Дионис, индийский Рудра, скандинавский Фрейр, славянский Велес, балтский Велс, кельтский Цернунн).
Культурный Герой (греческие Гермес и Геракл, скандинавский О́дин, славянский Геровит, ирландский Луг). Культурный Герой представляет собой всадника на белом коне. Его оружием служит копье.
Четыре общегерманских божества – бог неба и света Tiwaz (сканд. Туr, нем. Zîo), бог грозы Thonaraz (сканд. Thòrr, нем. Donar), бог ветра Wôdanaz (сканд. Odhinn, нем. Wuotan), богиня земли и плодородия Frîja (сканд. Frigg, нем. Frîja) известны почти всем германцам. При этом более надежные точки опоры дает немецкий и англосаксонский материал. Более бедный по объему и содержанию, он отчасти гораздо древнее скандинавского и в большинстве случаев передает германские народные верования непосредственно, т.е. в форме, не затемненной позднейшей литературной обработкой.
В конце XI в. Адам Бременский писал о языческом храме в Упсале, разукрашенным золотом, в котором народ поклонялся статуям трех богов: Тору, О́дину, Фрейру. Тор сидит на своем престоле посредине храма, Водан и Фрейр сидят по разные стороны от него.
Скандинавские источники, очень богатые по содержанию и представляющие широко развитую, детально разработанную систему, сравнительно позднего происхождения: ни одна из песен Старшей Эдды не восходит ко времени более древнему, чем IX век. Эпоха викингов (IX-Χ вв.) – это эпоха христианизации Скандинавии, когда придворные певцы-скальды свободно распоряжались унаследованным мифическим материалом и подвергали его литературной обработке.
Значение германских богов в разных областях германского мира различно; их культы развиваются независимо друг от друга в пределах племенных верований выдвигающих на первый план то одно, то другое божество. Развившись в одной области, культ божества мог затем перейти и в другие. Ярким примером такого перехода может служить история распространения культа О́дина-Водана.
В скандинавской мифологии выделяются две группы богов – асы и ваны.
Асы – основная группа богов во главе с О́дином, отцом большинства асов, которые любили, сражались и умирали, поскольку, подобно людям, не обладали бессмертием. Они жили в небесной крепости Асгард, которая соединялась с Мидгардом радужным мостом Биврёст. Асам – богам-воинам поклонялись герои и короли. О́дин – предводитель героических асов на картине Уильяма Коллингвуда изображен в рогатом шлеме, идущим за юными и прекрасными богами и богинями, воплощающими силу и красоту. Асы противопоставляются ванам – богам плодородия, великанам – етунам, карликам – цвергам, а также женским божествам – дисам, норнам и валькириям. В древности асы воевали с ванами, но затем решили заключить мир и обменялись богами. Асы отправили к ванам Хенира и Мимира, а ваны послали в Асгард Ньёрда, Фрейю, Фрейра и мудрого Квасира.
Асами, кроме Одина, были двадцать семь богов-воинов и двадцать две богини. В мифах наиболее известны Бальдр, Борр, Браги, Бури, Видар, Вали, Ве, Вили, Дагр, Деллин, Локи, Магни, Ньёрд, Тор, Тюр, Форсети, Фрейр, Хед, Хеймдалль, а также богини Эйр, Идунн, Нанна, Нотт, Сага, Сив, Сигинн, Соль, Фригг, Фрейя.
Воден (О́дин)
О́дин (или Вотан, Óðinn, Odin, Wodan) – верховный бог в германо-скандинавской мифологии, отец асов. Бог войны и победы, супруг Фригг. Древние римляне отождествляли его с Меркурием / Гермесом. Это бог мудрости и божественного знания (черты Меркурия). Водан означает ярость, он снаряжен доспехами (черты Марса), правит войнами и вселяет в людей храбрость перед лицом врагов. Мудрец и шаман, знаток рун и преданий, он, в то же время, является богом военной аристократии, хозяином Вальхаллы и повелителем валькирий. Культ О́дина в древнейшую пору был сосредоточен на Нижнем Рейне у франков. Водан имел первоначально лишь ограниченное значение бога ветров и отождествлялся с римским Меркурием (день недели – среда dies Mercuru, mercredi, сканд. Odhinsdagr, англ. Wednesday). По мере того как выдвигались прирейнские франки, на которых впервые и наиболее сильно сказалось влияние высшей римской культуры, развиваются и расширяются представления об их национальном боге Водане, который становится теперь носителем и выразителем высшего духовного развития, шедшего с юга. В этом новом освещении он переходит к лангобардам на Эльбе, к саксам, датчанам, наконец, в Швецию и Скандинавию вообще, где он сразу занимает первенствующее положение верховного божества – но только в глазах высших слоев общества, а не народа. Тацит отмечал, что Woden was venerated as the ancestor of Hengist and Horsa, the legendary founders of the English nation, and that most of the early Saxon kings claimed descent from Woden. Низшие классы продолжают по-прежнему поклоняться главным образом Тору и Фрейю; высшее сословие устами своих певцов-скальдов прославляет О́дина как властителя вселенной, отца богов, вершителя судеб, бога неба и солнца, мудрости и поэзии, носителя и представителя высших духовных и нравственных начал. Когда уже в христианскую пору мифологические представления древних приводятся в систему, О́дин естественно становится центром последней; вокруг него группируются, подчиняясь ему, все остальные божества, как его братья, сыновья и дочери. Это же позднее развитие привело на севере к раздвоению богов на два рода: асов (О́дин и его потомки) и ванов (Ньорд, Фрей, Фрея и другие божества).
По легенде, О́дин, вооруженный копьем, являлся людям чаще всего в образе одноглазого старика (свой правый глаз О́дин отдал Мимиру, чтобы испить из источника мудрости) в синем плаще и войлочной шапке, в сопровождении двух воронов или двух волков. Считалось, что под видом бедного странника он бродит по всему свету, и плохо будет тому, кто, забыв законы гостеприимства, оттолкнет его от своего порога. Жители Скандинавии верили, что он часто объезжает на своем коне землю или, невидимый для людей, принимает участие в их сражениях, помогая достойнейшим одержать победу.
Удивительные истории о призрачных конях и всадниках известны в Великобритании каждому. Не менее удивительна уффингтонская Белая лошадь – один из знаменитых наскальных рисунков длиной 112 м. Подобных рисунков в этой холмистой части Англии имеется много. Все они изображают лошадей или всадников, похожих на гуннов. Предполагается, что они возникли в эпоху железного века. В непосредственной близости от них часто находят земляные валы, о предназначении которых можно только гадать. Были ли эти белые лошади и великаны символами богов плодородия? Служили ли земляные валы укреплениями или ограничивали площадки для культовых церемоний? Нет объяснения и гигантским размерам этих фигур, рассмотреть которые можно только с воздуха.
Спутники О́дина – во́роны Хугинн (Huginn) думающий и Мунинн (Muninn) помнящий и волки Гери жадный и Фреки прожорливый, а также его ездовое животное – восьминогий конь Слейпнир (Sleipnir) скользящий. В правой руке О́дина копье Гунгнир. Оно никогда не пролетает мимо цели и поражает насмерть всякого, в кого попадает. Его корабль – Скидбладнир (Skíðblaðnir) сложенный из тонких дощечек был самым быстрым кораблем и при надобности мог быть сложен как ткань. Скидбладнир мог вместить все воинство Асгарда и плавал по морю и по суше. Его паруса всегда наполнялись попутным ветром.
В сказаниях О́дин выступает под множеством имен и прозвищ. Это связано с традициями скальдической поэзии, где приняты поэтические синонимы – хейти и непрямые упоминания о предмете – кеннинги. Вот некоторые из имен О́дина – Альфедр (Alföðr всеотец), Игг (Ygg страшный), Хар (Hár высокий), Вератюр (Veratýr повелитель людей), Бельверк (Bölverkr злодей). Перечень имен приводится в одной из глав Старшей Эдды «Речах Гримнира»:
Звался я Грим,
звался я Ганглери,
Херьян и Хьяльмбери,
Текк и Триди
Тунд и Уд,
Хар и Хельблинди;
Санн, и Свипуль,
и Саннгеталь тоже,
Бильейг и Бальейг,
Бёльверк и Фьёльнир,
Хертейт и Хникар,
Гримнир и Грим,
Глапсвинн и Фьёльсвинн;
Сидхётт, Сидскегг,
Сигфёдр, Хникуд,
Альфёдр, Вальфёдр,
Атрид и Фарматюр;
с тех пор как хожу
средь людей, немало
имен у меня.
Тиу
Древнейшее божество германского Олимпа – Tîwaz (Туr, Zîo), имя которого фонетически совпадает с инд. Dyâus, грeч. Ζεύς, лат. Ju-piter, от и.-е. корня *diu- блистать, сверкать. Еще в первые века н.э. он считается верховным божеством почти у всех германцев, хотя из бога неба он в силу культурных условий, вероятно, уже успел превратиться в бога войны, каковым и остается до конца. Название вторника, заимствованное германцами у римлян (dies Martis, mardi), переводится как день Тиу (сканд. Týsdagr; ср. англ. Tuesday, нем. диалект. Zîstig, литерат. Dienstag). В древнейшее время культ Тиу особенно процветал на материке у свевов-семнонов (Тацит, Германия, глава 39), позднее в Скандинавии, под видом Фрейя – в Упсале, в Швеции.
Тор
Тор – бог грозы (Thоrr, зап.-герм. Donar), древнейшее национальное божество Скандинавии со своим скипетром, т.е. молотом владычествует в воздухе и правит громом и молнией, ветром и дождем, хорошей погодой и урожаем. По своим функциям он ближе всего подходил к греч. Зевсу и лат. Юпитеру (день недели – четверг dies Jovis, jeudi, сканд. Thorsdagr, англ. Thursday, нем. Donnerstag). В Норвегии он считался верховным божеством, покровителем и защитником человека во всех его начинаниях. Таким он перешел и в Исландию и лишь отчасти был впоследствии вытеснен Воданом.
Фрейя – богиня плодородия, любви.
Фрейр – божество плодородия, которое дарует смертным мир.
Фригг, Фрия возлюбленная в германо-скандинавской мифологии богиня брака, любви, семейного очага, жена О́дина, восседающая рядом с ним на троне Хлидскьяльве, откуда божественные супруги могли обозревать все девять миров. Фригг, обладая знанием судьбы, никогда не предсказывала ее.
Валькирии выбирающие павших в скандинавской мифологии представляют воинственных дев, участвующих в распределении побед и смертей в битвах, помощниц О́дина.
За отмеченными более или менее ясными мифологическими образами лежит безбрежный океан так называемой низшей мифологии, которая скрывается в народных сказках, обрядах и суевериях и сосредоточивается, главным образом, на культе душ и демонов. Это древнейшие слои религиозных верований всех европейских народов: культ предков, домовых, эльфов, великанов и других отчасти бесформенных и неясных олицетворений стихийных сил природы.
3. Антропогенетические мифы
Антропогенетические мифы представляют собой мифы о происхождении первочеловека, мифических первопредков народа, первой человеческой пары.
В германской мифологии обнаруживаются два мифа – о сотворении людей демиургами из дерева (ср. скандинавских Аска ясень и Эмблу ива) или из тела первого антропоморфного существа (скандинавский Имир).
Сотворение человека завершает космогонический цикл; первочеловек становится и первым смертным, что знаменует конец золотого века.
4. Верования. Обряды. Обычаи германцев. Мифы о героях
Каждое племенное объединение древних германцев являлось культовым союзом. Первоначально богослужения совершал старейшина рода или племени, позднее возникло сословие жрецов. Свои культовые обряды, которые иногда сопровождались жертвоприношениями людей или животных, германцы совершали в священных рощах. Там хранились изображения богов, а также содержались белые лошади, предназначенные для совершения обряда. Лошадей в определенные дни впрягали в освященные повозки, жрецы слушали их ржание и фырканье и толковали их как некие пророчества. Гадали также и по полету птиц. Около этого храма есть огромное дерево, широко простирающее свои ветви. Оно вечно зеленое зимой и летом. Там есть также родник, где язычники имеют обыкновение совершать жертвоприношения, топя в нем живого человека. Если он не выныривает, то считается, что желание народа сбудется. У каждого из богов есть свои жрецы, которые приносят жертвы. Если свирепствуют хворь и голод, они совершают жертвоприношение Тору, если угрожает война, то Водану, а если справляется свадьба, то Фрейю. Каждые девять лет принято справлять в Упсале праздник, общий для всех провинций Швеции. Никто не освобождается от участия в этом празднестве. Короли и народ, все вместе и каждый по отдельности, шлют свои дары в Упсалу, и те, кто приняли христианство, должны откупаться от участия в празднестве. Жертвоприношение происходит так: в жертву приносится по девять голов от всякого рода живых существ мужского пола. Их кровью принято умилостивлять богов. А трупы вешаются в роще, окружающей храм. Эта роща так священна для язычников, что каждое дерево в ней считается божественным.
Юлий Цезарь пишет также о палочках-жребиях, предназначенных для гадания. Страбон рассказывает о жрицах-предсказательницах, гадавших на крови и внутренностях убитых пленных. Руническое письмо, которое появляется у германцев в первые века нашей эры, было доступно только жрецам и служило для заклинаний и пророчеств.
Герои германцев
Германцы чтили своих героев, в частности, великого освободителя Германии Арминия, победившего римского военачальника Вара в начале I в. н.э.
Задания к семинару:
1. Дайте определение терминов и понятий: космогония, теогония, антропогенетические мифы, обряды германцев, мифы о героях.
2. Представьте грамматический и этимологический анализ готского текста MATTHAEUS VIII, 8. jah andhafjands sa hundafaþs qaþ: frauja, ni im wairþs ei uf hrot mein inngaggais, ak þatainei qiþ waurda jah gahailniþ sa þiumagus meins.
Лекция 9. Имена существительные и прилагательные в германских языках
1. Морфология. Понятие частей речи
Имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, их словоизменительную систему – систему грамматических категорий – и словообразовательную систему – структуру слова, аффиксацию, префиксацию – изучает морфология. Как и в индоевропейских языках, лексика в германских языках распределяется по большим группам слов, которые называются частями речи. Части речи – парадигматические группировки слов выделяются на основании наиболее общего категориального значения предметности, процессуальности, признаковости и т.п., а также формы и синтаксической функции. При этом имя существительное выражает значение предмета, причем в качестве предмета могут выступать не только живые существа и неодушевленные предметы, но и абстрактные понятия, которые опредмечиваются. Имя прилагательное выражает признак. Местоимение выполняет функцию указания на предметы (дейктическое значение), функцию замещения имени в высказывании (анафорическая функция). Отдельные разряды местоимений являются кванторами – они передают значение партитивности / универсальности. Имена числительные обладают значением количества (количественные числительные) и указывают на место предмета в ряду однородных предметов (порядковые числительные).
2. Структура слова в германских языках
Индоевропейский язык был языком флективного строя, т.е. обладал развитой системой склонения в именных частях речи и спряжения в глаголе.
Имена существительные и прилагательные в индоевропейском языке состояли из трех морфологических элементов:
- корень,
- основообразующий суффикс (показатель грамматического подкласса слова),
- окончание (флексия).
Функция корня совершенно ясная: он является носителем лексического значения – выражает вещественное значение слова и в чистом виде не функционирует. За корнем следует основообразующий суффикс, который оформляет основу слова и определяет подкласс имени. Окончание присоединяется к основе и является показателем грамматических категорий рода, числа и падежа. Флексия, таким образом, выражает грамматические отношения существительного в предложении – его отношения с другими словами и одновременно указывает на категорию числа в существительном.
Древние индоевропейские языки сохраняют трехморфемную структуру слова, но в чистом виде она нигде не встречается, а лишь реконструируется. Основообразующие суффиксы сливаются с падежной флексией или корнем. Ср. трехморфемную структуру слова в следующих словах:
ст.-сл. влък-омъ волкам (дат.п. мн.ч., основа на -о)
лат. dom-u-s дом (им.п. ед.ч., основа на -u).
Функцию основообразующего суффикса определить очень трудно. Его первоначальное значение не поддается даже приблизительному определению. В древнейших индоевропейских языках основообразующие суффиксы уже выступают как формальные показатели именной основы и не играют никакой семантической роли. По какому принципу существительное причислялось к тому или иному классу, сказать трудно. Высказывается предположение, что основообразующие суффиксы были показателями класса предметов, объединенных по определенному признаку – своего рода классными показателями (некоторые современные африканские языки сохраняют деление существительных по классам в зависимости от конкретных признаков обозначаемых предметов). Так, например, в готском языке, так же как и в большинстве индоевропейских языков, мы находим класс существительных, объединяемый отчетливым семантическим признаком, а именно признаком кровного родства, – это существительные, образованные при помощи суффикса -r: fadar, brōþar, swistar. Для других классов не удалось обнаружить сколько-нибудь значительного семантического признака. Поэтому считают, что деление по основам восходит к глубокой древности и предшествует делению по родам. В период общеиндоевропейской древности уже существовали три рода – мужской, женский и средний. Тот факт, что к одному и тому же типу основ могли относиться существительные разного грамматического рода, подтверждает это предположение. Род, следовательно, возникает позднее, чем деление по основам. Таким образом, вторичная классификация по родам оказалась наложенной на более раннюю классификацию. По всей вероятности, семантические признаки, на которых основывалось разделение существительных по основам, были основаны на понятиях, характеризующих первобытное мышление.
Общегерманский язык унаследовал основную морфологическую черту индоевропейского языка – флективный строй. Но даже в древнейших памятниках германских языков, за исключением рунических надписей и отчасти готского языка, трехморфемная структура слова почти не сохранилась. По-видимому, уже в общегерманский период действовала тенденция к выделению корня как показателя лексического значения и окончания как формального показателя, т.е. тенденция развития двухморфемной структуры слова. В дальнейшем, в соответствии с германскими закономерностями, окончания подвергаются редукции. Этот фонетический процесс ускорил опрощение трехчастной структуры германского слова. Определение типа склонения в германских языках поэтому производится методом внешней реконструкции на основании сравнения с наиболее древними германскими языками – готским языком и языком рунических надписей.
Итак, одним из главных процессов в морфологической системе германских языков была перестройка структуры слова. Индоевропейская трехморфемная структура корень – основообразующий суффикс – окончание – заменяется двухморфемной: основа – окончание. Сущность этого процесса заключается в том, что основообразующий суффикс, утратив в более поздний период развития языка свое значение, подвергается фонетической деформации: он сливается с падежной флексией склонения в единое падежное окончание (при этом не представляется возможным различить их), либо сам становится окончанием, либо сливается с корнем. Процесс объединения показателя основы и грамматической флексии происходил уже и в древних индоевропейских языках, потому что семантическая мотивированность основообразующего показателя была утрачена уже к началу появления индоевропейских письменных памятников. И именно к VIII в., когда зарегистрированы первые письменные памятники древних германских языков, основообразующие суффиксы сливаются с флексией. Они легко редуцируются, поскольку лишаются грамматической или семантической нагрузки.
В германских языках происходит существенная перестройка морфемного состава слова – выделяется основа, часто совпадающая с корнем как носитель лексического значения, и окончание как показатель грамматической формы, например, гот. waur-is слова, да. sun-u сын, да. fæder-as отцы. При этом изменяется и значение понятия основа. Если на ранней ступени основа состояла из соединения корня с основообразующим суффиксом, то теперь, в более позднюю эпоху, когда основообразующий суффикс отходит к флексии, основа таких существительных совпадает с корнем.
Формы, унаследованные этой эпохой от предшествующей эпохи, подвергаются переосмыслению: основообразующие суффиксы, утратив свой смысл, перестают быть отдельными элементами в составе слова.
3 Типы склонения
В зависимости от падежных окончаний в индоевропейском языке было три типа склонения: склонение существительного и прилагательного, местоименное склонение (склонение указательных, вопросительных, личных местоимений 3 лица, отчасти прилагательных), склонение личных местоимений 1 и 2 лица, а также возвратного местоимения.
Имена прилагательные первоначально не имели особого склонения, отличного от склонения существительных, что объясняется общностью происхождения существительных и прилагательных из единой категории – категории имени. В именном склонении различались тематические основы, т.е. основы, имеющие гласный – тему е / о в качестве идентификатора класса, и атематические основы с шумным и сонорным согласным – показателем основы.
В германских языках сохраняются все три типа склонения, выделяемые на основании характера падежных показателей. Но для германских языков характерны существенные изменения в системе склонения прилагательных. По-видимому, еще в общегерманский период окончания местоименного типа проникают в именное склонение прилагательных, заменяя именные формы и создавая смешанную парадигму. В то же время германские языки вводят существенное новшество, широко развивая именной тип склонения прилагательных, совпадающий с так называемым слабым склонением существительных (основы на согласный -n). Таким образом, в германских языках можно выделить следующие типы склонения:
- именное (сильное и слабое) склонение существительных и слабое (именное) склонение прилагательных,
- тип склонения указательных местоимений (все местоимения, кроме личных местоимений 1 и 2 лица, большинство форм в парадигме сильного, т.е. местоименного склонения прилагательных),
- тип склонения личных местоимений 1 и 2 лица и возвратного местоимения.
По существу, к тематическим основам в классическом понимании этого термина относится только один тип германского именного склонения – с основой на -а. Однако на одинаковых основаниях выделимы и другие типы склонения германского имени с основой на гласные -о, -i, -u, поэтому в германских именах противопоставление тематических и атематических основ постепенно исчезает и перекрывается делением на основы, оканчивающиеся на гласные и согласные.
4. Грамматические категории именных частей речи
Особенности категории числа и падежа в германских языках
Имя существительное в германских языках изменяется по числам – обладает категорией единственного и множественного числа и по падежам – падежная парадигма состоит из 5 падежей. Категория рода является не словоизменительной категорией, как число и падеж, а классифицирующей категорией (грамматический род – это способ формальной классификации существительных) и отчасти деривационной – словообразовательной категорией (существуют специальные суффиксы, с помощью которых образуются имена существительные мужского и женского рода).
Категория числа не имеет в германских языках своего показателя, отличающегося от категории падежа, поэтому падежная флексия является одновременно и показателем числа. Наряду с формами единственного и множественного числа в системе именных частей речи сохранились единичные формы двойственного числа: они представлены в парадигме склонения личных местоимений – wit мы оба, ugkis нас обоих, igqis вас о<