Школа региональных и международных исследований

Школа региональных и международных исследований

«СОГЛАСОВАНО»   «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель ООП «Филология (иностранные языки)» Заведующая кафедрой лингвистики и межкультурной коммуникации
   
_____________ _Спицына Н.А.___ (подпись) (Ф.И.О. рук. ООП) ______________ __Ловцевич Г.Н.__ (подпись) (Ф.И.О. зав. каф.)
«23» сентября 2013 г. «23» сентября 2013 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Неология современного английского языка»

Направление подготовки: 032700.62 Филология.

Преподавание английского языка и литературы

Образовательная программа «Филология (иностранные языки)»

Форма подготовки: очная

Школа региональных и международных исследований ДВФУ

Кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации

Курс 2, семестр 4

Лекции – 16 час.

Практические занятия – 0 час.

Самостоятельная работа – 20 час.

Лабораторные работы – 0 час.

Всего часов аудиторной нагрузки – 36 час.

Курсовая работа – не предусмотрена

Реферативные работы – не предусмотрены

Контрольные работы – не предусмотрены

Зачёт – 4 семестр

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ от «14» января 2010 г. №34

Учебно-методический комплекс обсуждён на заседании кафедры Лингвистики и межкультурной коммуникации

Протокол №1 от «23» сентября 2013 г.

Заведующая кафедрой д.ф.н., проф. Ловцевич Г.Н.

Составитель: к.ф.н., проф. Меграбова Э.Г.

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация ……………………………………………………………. 3  
Рабочая программа учебной дисциплины (РПУД)………………… 7  
Конспекты лекций…………………………………………………… 17  
Материалы для самостоятельной работы студентов……………… 24  
Контрольно-измерительные материалы………………………… … 32  
Список литературы………………………………………………….. 36  
Глоссарий……………...……………………………………………… 39  
     

АННОТАЦИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ

«НЕОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

Учебно-методический комплекс дисциплины «Неология современного английского языка» разработан для студентов 2-го курса по направлению 032700.62 Филология (профиль «Преподавание английского языка и литературы») в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования (утверждено приказом и.о. ректора ДВФУ от 17.04.2012 №12-13-87).

Дисциплина «Неология современного английского языка» входит в вариативную часть дисциплин по выбору. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (16 часов) и самостоятельная работа (20 часов). Дисциплина реализуется на 2-ом курсе в 4-ом семестре.

Содержание дисциплины охватывает круг тем, связанных с представлением о новых словах различных типов, сферах их употребления, их языковых и речевых особенностях.

Система активного словообразования рассматривается с точки зрения её специфичности, выявляющей как интенсивность функционирования отдельных подсистем словообразования, так и структурно-семантическая характеристика действующих в них словообразовательных средств. Подчёркивается сложное переплетение интенций «творцов» новых слов и возможностей языковой системы. В центре внимания курса – классификация новых слов по трём типам: неологизмы, потенциальные слова и окказионализмы.

Дисциплина «Неология современного английского языка» логически и содержательно связана с такими курсами, как лексикология, прагматика, основы языкознания, стилистика, социолингвистика, когнитология, теория и практика научного исследования, а также с практическим курсом английского языка как первого иностранного.

Дисциплина направлена на формирование профессиональных компетенций выпускника ОК-1, ОК-9; ПК-1, ПК-5, ПК-11, ПК-15.

Учебно-методический комплекс включает в себя:

· рабочую программу дисциплины;

· развёрнутый план лекций, включающий проблемные вопросы;

· материалы для организации самостоятельной работы студентов;

· контрольно-измерительные материалы;

· список литературы (в том числе Интернет-ресурсов);

· глоссарий

Достоинством данного УМКД является разработка системы тестов для промежуточного контроля и детально разработанный глоссарий.

Автор-составитель учебно-методического комплекса:

к.ф.н., профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Школы региональных и международных исследований Меграбова Э.Г.;

Зав. кафедрой лингвистики и

межкультурной коммуникации Ловцевич Г.Н.

ANNOTATION OF THE COURSE

Neology of Modern English

The syllabus Neology of Modern Englishis designed for 2nd year students of the Program 032700.62 Philology. Teaching the English Language and Literature according to the requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Professional Education for such programs and FEFU requirements for Syllabi (approved by the FEFU Acting Rector on 17.04.2012 № 12-13-87).

The content of the Course covers a cluster of topics connected with the ideas about new words of various types, spheres of their usage, their language and speech peculiarities.

The system of active word-building is considered from the point of view its specific character, revealing both the intensity of functioning some subsystems of word-building and structural and semantic peculiarities of word-building means functioning in them. The course emphasizes the complex interlacing of intentions of new word “creators” and peculiarities of the English language system. In the centre of attention there is a classification of new words into three types: neologisms, nonce-words and occasional words.

The content of the course is related to the following subjects: Lexicology, Socialinguistics, Stylistics, Pragmatics, Cognitology, Research in Theory and Practice and Practical Course of English as the first foreign language.

On completion of the course some professional competences are formed (OC-1, OC-9; PC-1, PC-5, PC-11, PC-15).

The syllabus includes:

· course program

· lecture topics and plans

· materials for students’ individual work

· tests

· list of literature

· glossary

The strong point of the syllabus is its test system for students’ individual work and detailed glossary.

Author of the syllabus:

E.G. Megrabova, Associate Professor, Professor of the Department of Linguistics and Intercultural Communication.

Head of the Department of Linguistics and Intercultural Communication PhD, professor,

G.N. Lovtsevich _____________

Школа региональных и международных исследований - student2.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Неология современного английского языка

Аннотация

Программа предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Филология» (профиль подготовки «Преподавание английского языка и литературы») и является дисциплиной по выбору из профессионального цикла. Преподавание курса направлено на раскрытие определённых закономерностей процессов номинации в современном английском языке при возникновении новых слов.

Данный курс способствует умению декодировать прагматическую информацию нового слова в тексте, опираясь на знание активных словообразовательных моделей, позволяет анализировать художественный замысел писателя и обогащает личный словарный запас студентов. Курс опирается на основные закономерности пополнения лексикона английского языка.

Данный курс тесно связан с другими курсами государственного образовательного стандарта теоретического и практического характера («Введение в языкознание», «Лексикология», «Социолингвистика», «Стилистика», «Прагматика», «Когнитология», «Теория и практика научного исследования», «Практический курс первого иностранного языка (английского)»).

ЦЕЛЬ данного курса состоит в ознакомлении студентов с новыми тенденциями в развитии словарного состава современного английского языка, в связи с фактом констатации «словарного взрыва», неуклонным пополнением словарного состава лексемами, образованными как по уже устоявшимся в языке словообразовательным моделям, так и по новым образцам.

Курс направлен на формирование и развитие определённых профессиональных компетенций, в результате чего студент:

- ориентируется в системе общечеловеческих ценностей и учитывает ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1);

- вырабатывает способность занимать гражданскую позицию в социально-личностных конфликтных ситуациях (ОК-9);

- владеет системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных семантических, словообразовательных, стилистических явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных и территориальных разновидностей (ПК-1);

- владеет основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания – композиционными элементами текста (введение, основная часть, заключение), сверхфразовыми единствами, предложениями (ПК-5);

- знает основные способы достижения эквивалентности в переводе и умеет применять основные приёмы перевода (ПК-11);

- владеет основами системы сокращённой переводческой записи при выполнении устного последовательного перевода (ПК-15).

ЗАДАЧИ курса включают в себя следующие «микроцели»:

1) формирование понимания, что создание новых слов осуществляется как отражение в языке потребностей общества;

2) раскрытие специфических особенностей различных типов новых слов;

3) описание инвентаря словообразовательных моделей, отражающих определённые типы активных номинативных процессов;

4) определение связи между процессами создания новых слов и их коммуникативно-прагматической направленностью;

5) выявление внутренних закономерностей, которым подчиняется выбор и адекватное употребление слов в конкретном коммуникативном акте.

В ходе изучения дисциплины студенты приобретают: а) знание факторов появления новых сов в соотнесённости с прагматическими потребностями общества и с целями стилистической выразительности авторов художественных произведений; б) представление о технике активных номинативных процессов; в) понятие об основных номинативных типах и моделях новых слов и о факторах, ограничивающих диапазон действия модели или способствующих её активации и расширению сферы её деятельности.

Знания и умения, приобретённые студентами, обеспечивают возможность более свободного чтения оригинальной литературы, как художественной, так и публицистической.

СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЁТА

1. Способы пополнения словарного состава английского язык.

2. Причины создания новых слов в языке.

3. Типология новых слов в языке.

4. Категории неологизмов.

5. Потенциальные слова в английском языке.

6. Окказионализмы.

7. Активные словообразовательные модели.

8. Словообразовательные модели с субстандартными морфемами.

СПИСОК ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО АППАРАТА КУРСА (ДЛЯ ЗАЧЁТА)

1. Аббревиатура.

2. Акроним.

3. Аффикс.

4. Аффиксация.

5. Картина мира.

6. Конверсия.

7. Лексикализация нового слова.

8. Лексико-семантический вариант слова (ЛСВ).

9. Морфема.

10. Нарушение словообразовательной нормы.

11. Неологизм – варваризм.

12. Неологизм.

13. Неологизм морфологическй.

14. Неология.

15. Неосемия.

16. Нестандартная суффиксальная морфема.

17. Номинативная деятельность.

18. Номинативный повод (возникновения новых слов).

19. Окказионализм (авторский неологизм).

20. Окказионализм, образованный по конкретному образцу.

21. Окказионализм, произведенный с нарушением законов продуктивности.

22. Ономасиологический базис.

23. Ономасиологический признак.

24. Полуаффикс.

25. Потенциальное слово.

26. Префикс.

27. Прогнозирование в словообразовании.

28. Производное слово.

29. Производящая основа.

30. Раздвижение границ действия морфем.

31. Семантическая емкость словообразовательной модели.

32. Синтаксические стяжения.

33. Словарь новых слов.

34. Словообразовательная модель (СМ).

35. Словообразовательная модель (СМ) активная.

36. Словообразовательная модель (СМ) продуктивная.

37. Словообразовательная модель (СМ) речевая.

38. Словообразовательный ряд (тип).

39. Словосложение.

40. Сложное слово.

41. Созначение.

42. Сокращение.

43. Составляющие нового слова.

44. Социализация слова.

45. Социолингвистический фактор.

46. Структура акта номинации нового слова.

47. Суффикс.

48. Телескопия.

49. Теория номинации.

50. Трансноминация.

51. Усечение.

52. Языковая картина мира (ЯКМ).

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

1. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка. – Уч. пособие – 2-е изд., перераб. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – 376 с.

2. Заботкина И.Н. Слово и смысл. М.: РГГУ, 2012. – 428 с.

3. Иванова Е.В. Лексикология и фразеология современного английского языка: учеб. пособие. СПб.: Фил. Фак СПбГУ; М.: Академия, 2011.

4. Лаврова Н.А. Английская лексикология: учебное пособие для вузов. М.: Флинта: Наука, 2012. – 166 с.: ил., табл.

5. Медникова Э.М. Значение слова и методы его описания: На материале современного английского языка: Уч. пособие. Изд.: Издательство ЛКИ, 2010. – 208 с.

6. Прохорова Н.М. Английская лексикология: учеб. пособие. М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – 237 с.

Дополнительная литература

1. Жлуктенко Ю.А., Березинский В.А. Английские неологизмы. – Киев: Наукова думка, 1983. – 154 с.

2. Заботкина В.И. Новая лексика современного английского языка: Учеб. пособие для ин-тов и фак. иностр. яз. – М.: Высшая школа, 1989.–126 с.

3. Заботкина В.И., Степенов Г.М. Неологизмы в современном английском языке. – Калининград: Калининград. гос. ун-т, 1982. – 78 с.

4. Мардер С. Дополнительный русско-английский словарь // Новая лексика 90 годов. – М.: Вече, Персей, 1995. – 544 с.

5. Новые слова и словари новых слов. – Л.: Наука, 1978. – 183 с.

6. Трофимова З.С. Словарь новых слов и значений в английском языке. – М.: «Павлин», 1993. – 304 с.

7. Эйто Дж. Словарь новых слов английского языка. – М.: Рус. яз., 1990. – 434 с.

Школа региональных и международных исследований - student2.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

по дисциплине

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ТЕОРЕТИКО--ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

(ПИСЬМЕННЫЕ ДОКЛАДЫ)

1. Модели новых слов со значением деятеля в английском языке (на материале словарей новых слов).

2. Модели новых слов со значением деятеля в английском языке (на материале Интернет-сайтов).

3. Модели новых слов со значением отрицания в английском языке.

4. Новые слова (прилагательные) в английском языке: словари новых слов, Интернет-статьи.

5. Новые слова (сложные слова) в словарях новых слов английского языка.

6. Новые слова (сложные слова) в Интернет-сайтах, художественных и политических текстах.

7. Новые слова (сокращения, слова-слитки) в словарях новых слов английского языка.

8. Новые слова (сокращения, слова-слитки) в публицистических текстах.

9. Новые слова (сокращения, слова-слитки) в Интернет-сайтах, художественной литературе.

10. Типичные модели новых слов в лексиконе молодёжи в английском языке.

11. Типичные модели новых слов в подъязыке «музыка, кино, театр, изобразительное искусство».

12. Модели новых слов (синтаксические стяжения) в английском языке.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Переведите выделенные слова на английский язык. Определите словообразовательное значение моделей, по которым образованы эти слова.

Префиксация

1. The most common solution was a thorough de-icing spray pre-takeoff.

2. Only Britain has managed to push through the kind of legislation needed to de-claw the unions.

3. …people who bought a ₤4000 family house in 1951, and who are now sitting overhoused in a ₤100 000 with no incentive to let it lodgers.

4. The applicant, an overstayer, had a chequered immigration history which culminated in his departure from the UK…

5. If you set out to make the ultimate anti-date – you’d have a hard time topping “In the Company of Men”.

6. The letters were signed “Army of God”, which experts on terrorism say is probably a shadowy flag under which various anti-abortion fanatics have acted, rather than a cohesive group.

7. Some 45 million Americans with blood pressure levels once considered normal or borderline actually have “prehypertension”…

8. “Questioning through tears turns out to be a highly selective account of what Hendke sees as an apocalypse, or pre-apocalypse, with pungent or lyrical description of Serb suffering, or lyrical account of resilient Serbness.

9. Looking back over the last year, I am reminded of that story because the most important event that has taken place has been a nonevent.

10. Grinchlike comments like these can give nonparenthood a bad name.

11. The Kashmir Times is edited and owned by non-Kashmiri Hindus.

12. The terrific production is so vividly unself-conscious that you hardly feel assaulted at all.

13. …No accent is stronger than that of self-persuasion.

14. One’s self-blindness, priggishness, so-called urbanity, love of being liked, did the rest.

15. This self-mythologizing had a purpose.

16. But the figure is only that high among younger couples and older remarrieds.

17. Please, reschedule me for your June 17th program.

18. His mother, an ex-nun, is responsible for the pious part.

19. The normally unstampedeable English drama critics went into historic hysterics over her looks and her acting.

20. It seems they believe I took a mini-break from the book to bump of an American in East Berlin.

21. Until recently, he and his wife, Emily, and their two daughters lived in an apricot-coloured mini-Italionate stucco palazzo of his design.

22. The best-known new method of the market is the transdermal patch, which adheres to the skin like bandage…

23. A week later the biggest pro-Pakistan guerrilla declared what turned out to be a very brief cease fire.

24. Bad attitudes are contagious and employees are hyperaware of that.

25. I’m always very busy at work and feeling superstressed.

26. Unleashing hundreds of super-accurate aloe-sensing “Coppertone” anti-tan missiles at close range.

Суффиксация

1. She said softly, “I am a great disappointer, aren’t I?”

2. You are a rotten man. A shit, a destroyer, you’re filth.

3. Sure, there’s a “reverse status” syndrome which is popular, but it adds up to what is always did – individual trying to be different or superior. Even a dropout who doesn’t wash is a status seeker of the kind.

4. The femalist premise could be summarized as: Yes, we are different – wanna make something of it?

5. Like other savvy entrepreneurs, the richeniks have discovered the special beauty of Switzerland.

6. It might be “civilized” to the others; with her, and not wholly concealed little air of knowingness, it was… a hint that she knew David was getting something for nothing.

7. They had chatted a little about the lake, the temperature, the niceness of it.

8. Tardi’s experience in Italy shows not just in his culinary skills but also in his dolce-vita casualness.

9. Questioning through tears turns out to be a highly selective account of what Hendke sees as an apocalypse, or pre-apocalypse, with pungent or lyrical description of Serb suffering, or lyrical account of resilient Serbness.

10. At present, what supports India’s forcefully articulated sense of victimhood after the incidents of March and August is the basic fear and distrust in the West of anything related to the Islamic extremism.

11. The period of total bankization began in Russia as early as in 1991-92 with the collapse of the Soviet Union and lasted up to 1996.

Словосложение

1. The troopers describe Clinton’s scandal-suppression operation.

2. Our rural and urban areas are crime-free.

3. The banana-seller had been kidnapped and then returned after a ransom payment of 5000 rupees.

4. Accordingly, they were tax-deductible, and a culture of corruption evolved.

5. The obsessive creator of Broadway’s best bump-and-grind was a truth-teller.

6. He is suffering the first pangs of fame, too - the autograph-seekers.

7. The bon-bon-shaking Latin pop sensation on strange voodoo practices, … playing with some rather large lady-buns.

8. The gun-totting grannies pictures are just some of the trigger-happy ladies.

9. This form of obstruction can be corrected readily by the chin-lift or jaw-thrust maneuver.

10. A lot of old chattermaggers we are, I am afraid.

Сложно-производные слова

1. …we imagine Roughhead wearing a dressing gown and a velvet cap, examining the grisly relic with a bone-handed magnifying glass…

2. This is a store, favoured by models and Vogue editors and even some wealthy customers who pay retail, where you could have bought a jewel-coloured sweater for sixteen hundred dollars, only slightly less expensive than the jewel it imitated.

3. When we caught up with him, he was grappling with two russet-coloured goats that were the size of large golden retrievers.

4. Elizabeth’s climb to power, however, is a personal disaster: the supple-waisted maiden with ling red hair becomes stiff and harsh.

5. For men, too, there was a surprising array of choices, including Dolce & Gabbana’s fur-lined zip-up sweat…

6. Even in reform-minded Thailand there is a concern about budget in the country.

7. Who would begin the latest hype-laden gadget just because everyone else is doing so.

8. He is to face money-laundering charges.

9. Doctors found cortisone-based drugs in his blood.

10. A hand-scrawled list on the door of Pierce city’s City Hall listed eight townspeople as “possibly missing”…

11. In their carpet-muffled offices Indian officials presented statistics about the number of guerrillas killed.

12. The business of finding where he needed distracted him a little from all this soul-searching.

13. In June Arledge is scheduled to surrender decision-making authority.

14. And then there was Bruce, a classic summer-camp archetype: older (he was nine), cigarette-smoking, beer-drinking, jaded and a fount of forbidden wisdom.

Конверсия

1. Earlier Friday, firefighters went from one wrecked home to another… and spray-painted a big, red X on each roof if no one was trapped from Thursday’s tornado.

2. For part of the way home after blackberrying he had walked beside the Mouse, ahead of the other girl and the old man.

3. Bush has joked about Rice’s “motherhenning” him, but he seems to enjoy it; all his life Bush has had an affinity for strong women, starting with his mother.

4. By the 1930’s people were wolfing down hot dogs in cinemas the world over.

5. And as for showing some skin, it’s a big-no-no.

Телескопия

1. Microsoft is also painfully aware of the consequences of public disclosure of exploits as thousands of kiddiots attack vulnerable systems.

2. Judging from the exterior alone, the inspiration of the partnership has exceeded even their lofty goals. These “bungalofts” as they are called, are as charming as any you will find in southern Ontario, and perhaps across the continent.

3. Actor Malik Yoba is a self-proclaimed “actorvist”. A man with confidence and sincerity who isn’t afraid to help others.

4. In 1990 about 300 queers descended on the park at the behest of a local computer hacktivist unfortunately named Dong Swallow.

5. Todd’s failed attempt at humorous sarcasm resulted in a sarcastrophe at dinner.

6. Investors and Netizens alike were left wondering what went wrong.

7. You are my frienenemies.

8. The organigram above shows the basic organizational structure of Aerotech.

9. Distribution of oil assets in Russia has always been in the favour of those close to the Kremlin – as you may easily guess, production sharing agreements could substantially weaken their positions in the Russian petropreneurship.

10. Bloomfield hooks up with a pair of “stalkerazzis” who work for the tabloids.

11. Ole Anthony and his merry band take on televangelists.

Школа региональных и международных исследований - student2.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЁТА

1. Способы пополнения словарного состава английского язык.

2. Причины создания новых слов в языке.

3. Типология новых слов в языке.

4. Категории неологизмов.

5. Потенциальные слова в английском языке.

6. Окказионализмы.

7. Активные словообразовательные модели.

8. Словообразовательные модели с субстандартными морфемами.

СПИСОК ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО АППАРАТА КУРСА (ДЛЯ ЗАЧЁТА)

1. Аббревиатура.

2. Акроним.

3. Аффикс.

4. Аффиксация.

5. Картина мира.

6. Конверсия.

7. Лексикализация нового слова.

8. Лексико-семантический вариант слова (ЛСВ).

9. Морфема.

10. Нарушение словообразовательной нормы.

11. Неологизм – варваризм.

12. Неологизм.

13. Неологизм морфологическй.

14. Неология.

15. Неосемия.

16. Нестандартная суффиксальная морфема.

17. Номинативная деятельность.

18. Номинативный повод (возникновения новых слов).

19. Окказионализм (авторский неологизм).

20. Окказионализм, образованный по конкретному образцу.

21. Окказионализм, произведенный с нарушением законов продуктивности.

22. Ономасиологический базис.

23. Ономасиологический признак.

24. Полуаффикс.

25. Потенциальное слово.

26. Префикс.

27. Прогнозирование в словообразовании.

28. Производное слово.

29. Производящая основа.

30. Раздвижение границ действия морфем.

31. Семантическая емкость словообразовательной модели.

32. Синтаксические стяжения.

33. Словарь новых слов.

34. Словообразовательная модель (СМ).

35. Словообразовательная модель (СМ) активная.

36. Словообразовательная модель (СМ) продуктивная.

37. Словообразовательная модель (СМ) речевая.

38. Словообразовательный ряд (тип).

39. Словосложение.

40. Сложное слово.

41. Созначение.

42. Сокращение.

43. Составляющие нового слова.

44. Социализация слова.

45. Социолингвистический фактор.

46. Структура акта номинации нового слова.

47. Суффикс.

48. Телескопия.

49. Теория номинации.

50. Трансноминация.

51. Усечение.

52. Языковая картина мира (ЯКМ).

Школа региональных и международных исследований - student2.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

по дисциплине

ГЛОССАРИЙ

по дисциплине

Учебно-методическое обеспечение ГЛОССАРИЯ

1. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка. – Уч. пособие – 2-е изд., перераб. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – 376 с.

2. Бабич Г.Н. Lexicology: A Current Guide = Лексикология английского языка: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2009.

3. Заботкина И.Н. Слово и смысл. М.: РГГУ, 2012. – 428 с.

4. Заботкина В.И. Новая лексика современного английского языка: Учеб. пособие для ин-тов и фак. иностр. яз. – М.: Высшая школа, 1989.–126 с.

5. Иванова Е.В. Лексикология и фразеология современного английского языка: учеб. пособие. СПб.: Фил. Фак СПбГУ; М.: Академия, 2011.

Школа региональных и международных исследований

«СОГЛАСОВАНО»   «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель ООП «Филология (иностранные языки)» Заведующая кафедрой лингвистики и межкультурной коммуникации
   
_____________ _Спицына Н.А.___ (подпись) (Ф.И.О. рук. ООП) ______________ __Ловцевич Г.Н.__ (подпись) (Ф.И.О. зав. каф.)
«23» сентября 2013 г. «23» сентября 2013 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Неология современного английского языка»

Направление подготовки: 032700.62 Филология.

Преподавание английского языка и литературы

Образовательная программа «Филология (иностранные языки)»

Форма подготовки: очная

Школа региональных и международных исследований ДВФУ

Кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации

Курс 2, семестр 4

Лекции – 16 час.

Практические занятия – 0 час.

Самостоятельная работа – 20 час.

Лабораторные работы – 0 час.

Всего часов аудиторной нагрузки – 36 час.

Курсовая работа – не предусмотрена

Реферативные работы – не предусмотрены

Контрольные работы – не предусмотрены

Зачёт – 4 семестр

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ от «14» января 2010 г. №34

Учебно-методический комплекс обсуждён на заседании кафедры Лингвистики и межкультурной коммуникации

Протокол №1 от «23» сентября 2013 г.

Заведующая кафедрой д.ф.н., проф. Ловцевич Г.Н.

Составитель: к.ф.н., проф. Меграбова Э.Г.

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация ……………………………………………………………. 3  
Рабочая программа учебной дисциплины (РПУД)………………… 7  
Конспекты лекций…………………………………………………… 17  
Материалы для самостоятельной работы студентов……………… 24  
Контрольно-измерительные материалы………………………… … 32  
Список литературы………………………………………………….. 36  
Глоссарий……………...……………………………………………… 39  
     

АННОТАЦИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ

«НЕОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

Учебно-методический комплекс дисциплины «Неология современного английского языка» разработан для студентов 2-го курса по направлению 032700.62 Филология (профиль «Преподавание английского языка и литературы») в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования (утверждено приказом и.о. ректора ДВФУ от 17.04.2012 №12-13-87).

Дисциплина «Неология современного английского языка» входит в вариативную часть дисциплин по выбору. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (16 часов) и самостоятельная работа (20 часов). Дисциплина реализуется на 2-ом курсе в 4-ом семестре.

Содержание дисциплины охватывает круг тем, связанных с представлением о новых словах различных типов, сферах их употребления, их языковых и речевых особенностях.

Система активного словообразования рассматривается с точки зрения её специфичности, выявляющей как интенсивность функционирования отдельных подсистем словообразования, так и структурно-семантическая характеристика действующих в них словообразовательных средств. Подчёркивается сложное переплетение интенций «творцов» новых слов и возможностей языковой системы. В центре внимания курса – классификация новых слов по трём типам: неологизмы, потенциальные слова и окказионализмы.

Дисциплина «Неология современного английского языка» логически и содержательно связана с такими курсами, как лексикология, прагматика, основы языкознания, стилистика, социолингвистика, когнитология, теория и практика научного исследования, а также с практическим курсом английского языка как первого иностранного.

Дисциплина направлена на формирование профессиональных компетенций выпускника ОК-1, ОК-9; ПК-1, ПК-5, ПК-11, ПК-15.

Учебно-методический комплекс включает в себя:

· рабочую программу дисциплины;

· развёрнутый план лекций, включающий проблемные вопросы;

· материалы для организации самостоятельной работы студентов;

· контрольно-измерительные материалы;

· список литературы (в том числе Интернет-ресурсов);

· глоссарий

Достоинством данного УМКД является разработка системы тестов для промежуточного контроля и детально разработанный глоссарий.

Автор-составитель учебно-методического комплекса:

к.ф.н., профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Школы региональных и международных исследований Меграбова Э.Г.;

Зав. кафедрой лингвистики и

межкультурной коммуникации Ловцевич Г.Н.

ANNOTATION OF THE COURSE

Neology of Modern English

The syllabus Neology of Modern Englishis designed for 2nd year students of the Program 032700.62 Philology. Teaching the English Language and Literature according to the requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Professional Education for such programs and FEFU requirements for Syllabi (approved by the FEFU Acting Rector on 17.04.2012 № 12-13-87).

The content of the Course covers a cluster of topics connected with the ideas about new words of various types, spheres of their usage, their language and speech peculiarities.

The system of active word-building is considered from the point of view its specific character, revealing both the intensity of functioning some subsystems of word-building and structural and semantic peculiarities of word-building means functioning in them. The course emphasizes the complex interlacing of intentions of new word “creators” and peculiarities of the English language system. In the centre of attention there is a classification of new words into three types: neologisms, nonce-words and occasional words.

The content of the course is related to the following subjects: Lexicology, Socialinguistics, Stylistics, Pragmatics, Cognitology, Research in Theory and Practice and Practical Course of English as the first foreign language.

On completion of the course some professional competences are formed (OC-1, OC-9; PC-1, PC-5, PC-11, PC-15).

The syllabus includes:

· course program

· lecture topics and plans

· materials for students’ individual work

· tests

· list of literature

· glossary

The strong point of the syllabus is its test system for students’ individual work and detailed glossary.

Author of the syllabus:

E.G. Megrabova, Associate Professor, Professor of the Department of Linguistics and Intercultural Communication.

Head of the Department of Linguistics and Intercultural Communication PhD, professor,

G.N. Lovtsevich _____________

Школа региональных и международных исследований - student2.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)


Наши рекомендации