Исследование и анализ причин возникновения пожаров в студенческих общежитиях
Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства
В основном пожары сопровождаются открытым горением. Основными опасными факторами пожара являются:
- открытый огонь, (пламя, искры);
- тепловой поток;
- повышенная температура;
- токсичность продуктов горения;
- пониженная концентрация кислорода;
- задымление, снижение видимости в дыму.
Основными причинами возникновения пожаров являются:
· неосторожное обращение с огнем (НОСО);
· электротехнические;
· нарушение правил устройства и эксплуатации электроприборов;
· поджог.
Неосторожное обращение с огнем является самой распространенной причиной пожара. А нередко неосторожность переходит в небрежность. Следователи по Смоленской области возбудили уголовное дело по факту причинения смерти по неосторожности двум лицам в результате пожара в одном из общежитий Смоленского государственного медицинского университета.
Оперативники установили, что утром 14.02.2016 г. в результате возгорания одной из комнат общежития из-за сильного задымления погибли две 22-летние студентки, приехавшие на обучение из Индии, отравившись угарным газом.[22]
Еще одной из распространенных причин пожаров является поджог, который в соответствии со ст.167 УК РФ также влечет уголовное наказание. Примером является пожар, который возник ночью 21.04.2016 г. в здании общежития институтаМАИ в Москве. Площадь возгорания составила 50 м2. Из общежития были эвакуированы более 300 человек, 11 из них пострадали и были госпитализировали в больницу. По данным источникам в правоохранительных органах, причиной пожара возможен поджог. Для установления причин возгорания назначены и проводятся специальные экспертизы. [23]
Не менее распространенной причиной пожаров является электротехнические причины. Анализ пожаров, происходящих по этим причинам, показывает, что они происходят в основном по 2-м причинам: из-за нарушения правил при пользования электробытовыми приборами и скрытой неисправности в этих приборах или электрической сети. Примером такого пожара является общежитие медицинского университета имени Пирогова г. Москва, где проживали иностранные студенты. Очагом пожара стала микроволновка. При возникновении пожара не сработала сигнализация. Площадь возгорания составила всего 15 м2, а пострадавших было десятки. На улицу было выведено около 100 человек, 40 человек было госпитализировано в больницу. У пострадавших ожоги и отравление угарным газом. На месте работали 15 пожарных расчетов и 41 бригада медицинской помощи. [24]
Конечно, решить проблему возгораний «по неосторожности» сложно. Требуется постоянная работа с населением: проведение информационных тренингов, консультаций инспекторов и т.д. Без повышения осведомленности и ответственности людей даже новейшие технологии в сфере пожарной безопасности могут оказаться бессильными. Не стоит сбрасывать со счетов и правила проектирования, эксплуатации жилых помещений общественного назначения.
Для получения объективных данных об отношении студентов к вопросам пожарной безопасности в студенческих общежитиях, проверки их практических знаний и умений, проверки организации системы обеспечения пожарной безопасности в общежитии со стороны администрации вуза и общежития, проверки эффективности проводимой в сфере профилактики пожаров работы, нами самостоятельно был проведен опрос иностранных студентов.
Выбор для опроса иностранных студентов основан на том, что приведенная выше статистика свидетельствует о том, что пострадавшими при пожарах зачастую становятся иностранные студенты. Гибель таких студентов наносит непоправимый ущерб имиджу нашей страны, которая принимая иностранных студентов дает обязательство обеспечить их не только качественным образованием, но и обеспечить сохранность жизни и здоровья.
Вместе с этим мы установили, что слабое знание русского языка не способствует соблюдению иностранными студентами мер пожарной безопасности, что может в конечном итоге привести к непоправимым последствиям.
В студенческом общежитии №5 Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина проживает 900 человек, из них 568 иностранных студентов разных национальностей из 64 стран.
Нами был проведен опрос 150 студентов по анкете составленной самостоятельно. Анкета была переведена на английский язык, чтобы облегчить понимание иностранными студентами сути вопросов. Анкета представлена в приложении 2.2.
Опрос проводился c использованием программы Survio, online-опросом. Информация о проведении опроса была доведена до респондентов на вечернем собрании, где они получили ссылку на анкету для прохождения опроса. В опросе приняли участие граждане разных стран, разных курсов, разного пола. Общие сведения об участниках опроса представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Общие сведения об участниках опроса
Наименование | Количество |
принимало участие | |
кол-во стран | |
студенты мужского пола | |
студенты женского пола | |
кол-во опрошенных 1 курса | |
кол-во опрошенных 2 курса | |
кол-во опрошенных 3 курса |
Участники опроса были представлены следующими странами: Китай, Корея, Афганистан, Молдова, Монголия, Непал, Египет, Турция, Израиль, Франция, Лаос, Таджикистан, Япония, Бангладеш, Замбия. Из них: студентов мужского пола на 12,6% больше, чем женского, студентов первого курса было опрошено больше, чем студентов второго и третьего курса, студенты четвертого и пятого курса участия в данном опросе не принимали.
Вопросы анкеты были разделены на смысловые блоки, которые носят условный характер.
Первый блок вопросов был направлен на проверку эффективности организации обеспечения пожарной безопасности в студенческом общежитии. Данный блок вопросов затрагивал проведение противопожарных инструктажей.
По Федеральному закону от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за пожарную безопасность несет руководитель, а в нашем случае комендант общежития, который отвечает за организацию и обучение пожарной безопасности своих сотрудников и проживающих в общежитии студентов.
На вопрос анкеты «С Вами проводили инструктаж по пожарной безопасности после заселения в общежитие?» почти 60% опрошенных ответили отрицательно. Результаты ответов представлены в табл. 2.3.
Таблица 2.3
Ответ респондентов на вопрос: «С Вами проводили инструктаж
по пожарной безопасности после заселения в общежитие?»
(в % от количества опрошенных студентов)
N: | Значения: | % |
да | 40,4 | |
нет | 59,6 | |
Сумма: | 100,0 |
При осмотре «Журнала инструктажа по пожарной безопасности» подписи студентов о проведении инструктажа стоят. Что говорит о том, что порядка 60% из числа опрошенных студентов не понимали за что расписывались, или инструктаж проводился формально и на достаточно низком уровне, что даже не отложился в памяти основной массы опрашиваемых студентов.
Чтобы проверить качество проводимого инструктажа, нами был задан вопрос: «Сколько в Вашем общежитии эвакуационных выходов?» Результаты ответов респондентов приведены в табл. 2.4.
Таблица 2.4
Ответ респондентов на вопрос: «Сколько в Вашем
общежитии эвакуационных выходов?»
(в % от количества опрошенных студентов)
№ п/п | Значения: | % |
30,5 | ||
33,1 | ||
25,2 | ||
11,3 | ||
Сумма: | 100,0 |
Лишь треть опрошенных смогли правильно ответить на данный вопрос, что говорит о том, что изучения планов эвакуации по этажам не осуществлялось, а практических тренировок с разведением потоков во время эвакуации из здания не проводилось.
Далее идет блок вопросов на знание того, что нужно делать в случае возникновения пожара. Первым вопросом в данном блоке был: «Как определить, что за закрытой дверью пожар?». Результаты респондентов приведены в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Ответ респондентов на вопрос: «Как определить, что за закрытой дверью пожар?» (в % от количества опрошенных студентов)
№ п/п | Значения: | % |
Открыть дверь и посмотреть | 17,9 | |
Потрогать дверь ладонью | 64,2 | |
Потрогать дверь тыльной стороной ладони | 17,9 | |
Сумма: | 100,0 |
По результатам опроса мы можем увидеть, что 65% опрошенных студентов не знают, как определить, что за закрытой дверью пожар, лишь 18% опрошенных студентов ответили правильно. На наш взгляд, правильный ответ на данный вопрос иностранные студенты должны были узнать еще задолго до того, как приехали обучаться в нашу страну. Видимо в тех странах откуда приехали опрашиваемые студенты знаниям в данной сфере пожарной безопасности не уделяют должного внимания.
Вторым вопросов в данном блоке стал: «Какие предметы при возгорании нужно тушить водой?» результаты респондентов представлены в таблице 2.6.
Таблица 2.6
Ответ респондентов на вопрос: «Какие предметы при возгорании нужно тушить водой?» (в % от количества опрошенных студентов)
№ п/п | Значения: | % |
электроутюг | 31,8 | |
кресло | 39,7 | |
включенный телевизор | 27,2 | |
жир на сковородке | 1,3 | |
Сумма: | 100,0 |
По результатам ответов можно сделать вывод, что лишь 40% проживающих в общежитии иностранных студентов знают, что при возгорании нужно тушить водой только кресло. Из этого можно сделать вывод, что почти 60% респондентов могут подвергнуть опасности свою жизнь и жизнь проживающих рядом с ними товарищей.
Следующим вопросом в данном блоке стал: «Если произошло возгорание электропроводки необходимо:» Ответы респондентов приведены в таблице 2.7.
Таблица 2.7
Ответ респондентов на вопрос: «Если произошло возгорание электропроводки необходимо:» (в % от количества опрошенных студентов)
№ п/п | Значения: | % |
тушить водой | 24,5 | |
Звать на помощь | 33,8 | |
Обесточить электросеть и приступить к тушению | 35,1 | |
Накинуть плотную ткань | 6,6 | |
Сумма: | 100,0 |
Результаты ответов на данный вопрос были интересны для анализа потому, что в предыдущем вопросе: «Какие предметы при возгорании нужно тушить водой?» два из предложенных ответов были связаны с тушением электроприборов и правильно ответить смогли лишь 40% из отвечавших.
На вопрос «Если произошло возгорание электропроводки необходимо:» лишь 35% респондентов ответили правильно, т.е. обесточить электросеть и приступить к тушению. Таким образом, на данный вопрос ответили правильно на 5% респондентов меньше, чем на предыдущий, хотя они отчасти взаимосвязаны. Данный результат говорит лишь о неуверенности в своих знаниях респондентов. Вероятнее всего, 5% ответивших правильно в предыдущем вопросе и не ответивших правильно на данный вопрос, отвечали не исходя из прочных и устойчивых знаний, а скорее всего пытались угадать в прошлый раз правильный ответ.
Последним вопросом в данном блоке стал: «Если на Вас загорелась одежда, Ваши действия:» Ответы респондентов представлены в таблице 2.8.
Таблица 2.8
Ответ респондентов на опрос: «Если на Вас загорелась одежда, Ваши действия:» (в % от количества опрошенных студентов)
№ п/п | Значения: | % |
быстро бежать, пытаться сорвать одежду | 51,0 | |
остановиться, упасть, покатиться, сбивая пламя | 20,5 | |
звать на помощь | 28,5 | |
Сумма: | 100,0 |
Как выяснилось из ответов на данный вопрос, только 20% респондентов дали правильный ответ, оставшиеся 80% из числа опрошенных, если столкнуться с такой ситуацией, а она может иметь место в повседневной жизни, могут получить довольно серьезные травмы, связанные с ожогами поверхности тела, только потому, что не были своевременно обучены правильным действиям при возгорании одежды.
Следующий блок вопросов был посвящен проверке знаний респондентами информационных знаков в области пожарной безопасности. Нами были представлены шесть достаточно распространенных знаков, которые расположены на каждом этаже данного общежития. Мы попросили респондентов указать, что обозначают данные знаки. Результаты представлены в таблице 2.9.
Таблица 2.9
Ответ респондентов на вопрос: «Перед Вами изображения. Укажите обозначения знаков.» (в % то количества опрошенных студентов)
№ п/п | Значения: | % |
Не знаю | ||
запрещено курить | ||
огнетушитель | ||
выход | ||
движение по стрелке | ||
пожарный гидрант | ||
движение вниз по лестнице | ||
Сумма: | 100,0 |
Результаты опроса на данный вопрос показали, что 65% респондентов, проживая в общежитии не знают обозначение ни одного из представленных знаков, 10% респондентов знали значение знака «Запрещено курить», 8% по знаку смогут определить, где находится огнетушитель, 6% смогут определить направление движения при экстренной эвакуации из здания по лестнице, 5% из числа опрошенных знают значение знака «Выход» либо «Эвакуационный выход», 4% дали определение движения по стрелке под названием «туда», 2% дали обозначение расположения пожарного гидранта. С такими неудовлетворительными знаниями в области пожарной безопасности говорить о помощи при тушении возгораний не приходится, проблема оказывается даже в более глубокой плоскости, смогут ли опрашиваемые своевременно покинуть здание общежития в случае возникновения угроз их жизни.
На наш взгляд, быстро среагировать на возникновение пожара и оперативно сообщить о случившемся в пожарную охрану, является одним из важных моментов в локализации данного пожара. Ведь первые минуты пожара являются решающими и определяют дальнейшее его развитие, а, следовательно, и ущерб от него. Студентам предлагалось ответить, знают ли они единый телефон экстренных служб, какой у них сотовый оператор и знают ли они как позвонить в службу спасения со своего сотового телефона. Результаты на вопрос: «Укажите оператора сотовой связи Вашего мобильного телефона» представлены в таблице 2.10.
Таблица 2.10
Ответ респондентов на вопрос: «Укажите оператора
сотовой связи Вашего мобильного телефона»
(в % от количества опрошенных студентов)
№ п/п | Значения: | % |
не знаю | 92,7 | |
МТС | 3,3 | |
Билайн | 4,0 | |
Сумма: | 100,0 |
Отдельно ответы на данный вопрос для нас особой ценности не представляли, они нужны были лишь для того, чтобы в последующем определить правильно или нет наши респонденты ответили на вопрос о том, какой телефон им нужна набрать, чтобы своевременно оповестить и вызвать со своего сотового телефона службы пожарной охраны.
На данный вопрос мы получили следующие ответы: 93% студентов, приезжая учиться в другую страну, при покупке СИМ-карты даже не знают своего сотового оператора и только 7% смогли назвать своего сотового оператора. Знание сотового оператора очень важно, ведь так они смогут быстро вызвать пожарное подразделение в случае возникновения пожара.
Следующий вопрос был на знание номера вызова пожарного подразделения со своего сотового телефона. Результаты на вопрос: «Укажите номер службы спасения (в случае пожара) для вашего оператора» представлены в таблице 2.11.
Таблица 2.11
Ответ респондентов на вопрос: «Укажите номер службы спасения
(в случае пожара) для вашего сотового оператора»
(в % от количества опрошенных студентов)
№ п/п | Значения: | % |
не знаю | 89,4 | |
знает тел. 112 | 4,9 | |
знает тел. 01 | 5,7 | |
Сумма: | 100,0 |
Естественно, если почти 93% респондентов не знают своего сотового оператора, то соответственно и какой телефон набрать для вызова пожарной команды они не смогут определить. Именно поэтому 90% респондентов не смогли указать номера экстренной службы для своего сотового оператора. Лишь 5% из числа опрошенных правильно указали номер телефона для вызова экстренной службы. И около 6% указали номер вызова пожарной охраны со стационарного телефона.
Последним вопросом в данной блоке был: «Укажите единой номер экстренной помощи (для всех операторов)?» Результаты респондентов были представлены в таблице 2.12.
Таблица 2.12
Ответ респондентов на вопрос: «Укажите единой номер
экстренной помощи (для всех операторов)?»
(в % от количества опрошенных студентов)
№ п/п | Значения: | % |
не знаю | 38,0 | |
знает тел. 112 | 48,9 | |
знает тел. 01 | 11,2 | |
знает тел 911 | 1,9 | |
Сумма: | 100,0 |
Почти 49% опрошенных респондентов знают единый номер экстренной службы спасения «112» и сможет вызвать пожарное подразделение при возгорании. Однако это всего лишь половина от числа опрошенных.
Номера вызова пожарной охраны с различных операторов сотовой связи представлены в таблице 2.13.
Таблица 2.13
Номера вызова пожарной охраны с различных операторов сотовой связи
Оператор сотовой связи | Номер вызова пожарной охраны |
МТС, Мегафон, U-tel, TELE 2 | |
Билайн | |
Скайлинк, Мотив |
Также мы опросили студентов об их участии в тренировках-учениях по пожарной эвакуации в общежитии. Треть студентов не принимала участие в подобных тренировках. Данные результаты приведены в таблице 2.14.
Таблица 2.14
Ответ респондентов на вопрос: «Вы принимали участие в учебной эвакуации в общежитии?» (в % от количества опрошенных студентов)
№ п/п | Значения: | % |
да | 64,6 | |
нет | 35,4 | |
Сумма: | 100,0 |
По правилам пожарной безопасности тренировки на подобных объектах должны проводиться один раз в полгода. Последняя тренировка в студенческом общежитии №5 УрФУ проходила 24.04.2016 г. Вероятно, респонденты, давшие отрицательный ответ в момент проведения тренировки отсутствовали по какой-либо причине в общежитии. Исходя из этого, такие тренировки целесообразнее проводить в ночное время, когда основная масса проживающих в общежитии будет находится на месте, да и пожары чаще всего случаются в ночное время, а действия по эвакуации наиболее сложны.
Далее был блок на оценку своих знаний в области пожарной безопасности
Для начала, мы спросили у студентов, на сколько баллов по пятибалльной шкале они оценивают свои знания по пожарной безопасности. Результаты приведены в таблицах 2.15.
Таблица 2.15
Ответ респондентов на вопрос: «Оцените свои знания в области
пожарной безопасности по пятибалльной шкале?»
(в % от количества опрошенных студентов)
№ п/п | Значения: | % |
25,8 | ||
22,5 | ||
23,2 | ||
27,8 | ||
Сумма: | 100,0 |
Часто людям свойственно давать завышенную оценку своих знаний. Однако в ответах на данный вопрос, не оказалось ни одного ответа, чтобы респонденты оценили свои знания на максимальное количество в 5 баллов. Около 26% респондентов оценили свои знания на 4 балла, 20% – на 3 балла, 20% – на 2 балла и 30% – на 1 балл.
Отсюда можно сделать вывод, что около 50% проживающих в студенческом общежитии иностранных студентов оценивают свои знания в области пожарной безопасности как крайне низкие и не отрицают этого, но при этом ничего и не делают для собственной безопасности.
Затем мы предложили респондентам указать на знания, которые они все-таки хотел бы получить в области пожарной безопасности. Больше всего студенты хотели бы узнать о процессах горения и тушении различных веществ, о первичных средствах пожаротушения, о мерах по профилактике пожаров и о поведении в экстремальных ситуациях. Изучить все предложенные темы пожелали только 1,3% от общего числа опрошенных.
На вопрос, что на Ваш взгляд, можно предпринять для повышения уровня знаний студентов в области пожарной безопасности максимально приближенный друг к другу ответ был рассказать подробнее о пожарной безопасности.
Исходя из результатов проведенного нами исследования среди иностранных студентов, проживающих в студенческом общежитии №5 УрФУ предлагаются следующие мероприятия:
· разработать пожарно-технический минимум специально для иностранных студентов;
· листовки с номерами экстренной службы спасения и номерами вызова экстренной службы для каждого сотового оператора разместить в каждой комнате, где проживают иностранные студенты;
· знаки пожарной безопасности и план эвакуации перевести на английский язык;
· звуковой сигнал о возникновении пожара чередовать на русском и английском языке;
· установить эвакуационные двери с системой СКУД, которые в случае срабатывания пожарной сигнализации автоматически будут открываться.
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЗДАНИЯХ С МАССОВЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ЛЮДЕЙ: НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОГО ОБЩЕЖИТИЯ №5 УРФУ
3.1. Пожарный минимум для иностранных студентов
В соответствии с требованиями «Правил противопожарного режима в РФ» (Постановление Правительства РФ от №390 от 25.04.2012 г.) руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса, а также приемов и действий при возникновении пожара. [10]
В соответствии с Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 г. №645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, должны проходить обучение пожарно-техническому минимуму до начала самостоятельного выполнения работ (вступления в должность). Обучение пожарно-техническому минимуму руководителей, специалистов и работников организаций, не связанных с взрывопожароопасным производством, проводится в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения, а руководителей, специалистов и работников организаций, связанных с взрывопожароопасным производством, один раз в год. [11]
Каждый год в УрФУ поступает большое количество иностранных студентов. Обучение иностранных студентов пожарному минимуму не регламентируется ни одним нормативно-правовым актом. Однако для получения эффективности знаний по пожарной безопасности мы предлагаем ввести пожарно-технический минимум для иностранных студентов, который ввести локальным актом ректора вуза.
Пожаро-техничесикий минимум проводится с целью доведения до студентов основных требований пожарной безопасности; опасных факторов пожара и классификацию пожаров; изучения первичных средств пожаротушения; действий при пожаре и оказание первой медицинской помощи.
Тематический план и продолжительность проведения противопожарного минимума для иностранных студентов представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Тематический план и продолжительность проведения противопожарного инструктажа для иностранных студентов
№ темы | Наименование темы | Отведенное время, мин |
1. | Введение. Основные понятия. Опасные факторы пожара, классификация пожаров. | |
2. | Первичные средства пожаротушения. | |
3. | Информационные знаки. Действия при пожаре, порядок сообщения о пожаре. | |
4. | Оказание первой медицинской помощи. |
Далее представим вариант плана проведения занятия с иностранными студентами по первичным средствам пожаротушения.
План проведения занятия
с иностранными студентами
(вариант)
Тема 2: Первичные средства пожаротушения
Учебные и воспитательные цели:
1. Ознакомить обучающихся с первичными средствами пожаротушения.
2. Изучить порядок применения первичных средств пожаротушения.
3. Воспитывать у обучающихся уверенность в своих действиях.
Учебные вопросы:
1. Вода и ее свойства. Вода как средство для пожаротушения.
2. Огнетушители. Виды и их предназначения.
3. Пожарный щит и его предназначение.
Вид занятия:
Время: 45 мин.
Место проведения занятия:
Материально-техническое обеспечение:
1. Материал лекции.
2. Электронный вариант лекции (презентация)
3. Комплект слайдов, наглядные материалы.
4. ТСО – ПЭВМ, мультимедийный проектор.
Литература для самостоятельной работы:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. №390 «О противопожарном режиме».
3. СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации».
4. С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Козьяков «Безопасность жизнидеятельности»: Учебник 2-е изд. испр. и доп.- М: Высшая школа,2002.
ВВЕДЕНИЕ
Для ликвидации пожаров в начальной стадии используются подручные и первичные средства пожаротушения:
Подручные средства - это вещества и предметы, заранее не подготовленные для тушения пожаров. К ним относится вода, песок, земля, различные предметы, набрасываемые на очаг горения. Набрав в ведро воды из- под крана, человек может потушить небольшой пожар в квартире. Для ликвидации горения телевизора используются различные предметы из плотной материи.
Первичные средства - это приборы и средства, заранее приготовленные для тушения пожаров.
Первичные средства пожаротушения предназначены для применения в начальной стадии пожара или возгорания. К таким средствам относятся специальные емкости с водой и песком, лопаты, ведра, ломы, багры, асбестовые полотна, грубошерстные ткани и войлок, огнетушители. При определении видов и количества первичных средств пожаротушения следует учитывать физико-химические и пожароопасные свойства горючих веществ, их отношение к огнетушащим веществам, а также площадь помещений, открытых площадок и установок. Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов.
1-й учебный вопрос: Вода и ее свойства. Вода как средство для пожаротушения.
Вода - наиболее распространённое огнетушащее вещество. Она обладает большой теплоёмкостью, значительной теплотой парообразования, что позволяет отнимать большое количество тепла в процессе тушения пожара. При тушении пожаров воду используют в виде компактных, распылённых и тонкораспылённых струй.
Одно из важных достоинств воды как средства огнетушения - постоянное наличие ее в любой помещении практически в неограниченном количестве. Для тушения небольших очагов пламени всегда можно взять воду в ближайшем водопроводном кране. При необходимости подачи большого количества воды пользуются внутренним пожарным водопроводом.
Особенно эффективно применение воды для тушения обычных твердых горючих материалов - дерева, бумаги, угля, резины, тканей, а также хорошо растворяющихся в воде ГЖ - ацетона, низших спиртов, органических кислот. Вода - предпочтительное средство для тушения горящей одежды. Эффективность воды резко повышается при подаче ее в зону горения в виде распыленных струй (диаметр капель от 0,3 до 0,8 мм). При этом орошается гораздо большая поверхность, расход воды снижается, а ее охлаждающее действие значительно повышается.
Охлаждающее и смачивающее действие воды используется не только для тушения огня, но и для предотвращения распространения пламени. В тех случаях, когда очаг загорания не удастся быстро ликвидировать первичными средствами огнетушения, водой обливают расположенные поблизости материалы - мебель, оборудование, газовые баллоны, если их невозможно вынести.
Однако, несмотря на очевидные преимущества и в ряде случаев высокую эффективность воды, как огнетушащего средства, в условиях лабораторий область ее применения весьма ограничена. Вода обладает значительной электропроводимостью и поэтому не может быть использована для тушения горящего электрооборудования, находящегося под напряжением. Нельзя применять воду, если в зоне пожара находятся вещества, бурно с ней реагирующие (см. ниже).
Вода неэффективна при тушении горящих углеводородов и других не смешивающихся с ней жидкостей, если их плотность меньше единицы.
В некоторых случаях применение воды приводит не к прекращению, а к усилению горения, поскольку горючие жидкости всплывают и продолжают гореть на поверхности воды, причем площадь горения значительно увеличивается.
2-й учебный вопрос: Огнетушители. Виды огнетушителей и их предназначение.
Огнетушители - это техническое устройство, предназначенные для тушения пожаров в начальной стадии их возникновения. Огнетушители являются надёжным средством для тушения загораний до прибытия пожарных подразделений. Промышленностью выпускаются несколько типов ручных, передвижных и стационарных огнетушителей.
Жилые и общественные здания, как правило, обеспечиваются отдельными видами первичных средств пожаротушения, в основном огнетушителями. Огнетушители, как первичные средства пожаротушения, занимают определенное место в противопожарной защите объектов. Именно от эффективности и надежности действия огнетушителей зависит наносимый материальный ущерб. Наличие на защищаемом объекте огнетушителей в нужном количестве и заранее определенного типа, умелое их применение позволяют локализовать или ликвидировать пожар на ранней стадии развития.
Огнетушитель, как первичное средство пожаротушения, и в наше время остается наиболее распространенным, эффективным и доступным в применении изделием.
В зависимости от применяемого огнетушащего вещества огнетушители бывают порошковые, углекислотные, воздушно-пенные.
По способу приведения в действие огнетушители делятся на имеющие вентильный затвор, запорно-пусковое устройство рычажного типа, запорно-пусковое устройство пистолетного типа, пуск от постоянного источника давления, пуск от пиротехнического устройства.
В соответствии с международными и государственными стандартами устанавливаются следующие классы пожаров в зависимости от горящего материала: класс А-пожары твердых горючих веществ и материалов; класс В - пожары горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ и материалов; класс С - пожары газообразных веществ; класс Д - пожары металлов; класс Е - пожары горючих веществ и материалов электроустановок, находящихся под напряжением.
Огнетушители делятся на переносные (массой до 20 кг) и передвижные (массой не менее 20, но не более 400 кг) Передвижные огнетушители могут иметь одну или несколько емкостей для зарядки ОТВ, смонтированных на тележке.
По виду применяемого огнетушащего вещества огнетушители подразделяют на:
· водные(0В);
· порошковые (ПО);
· пенные, которые, в свою очередь, делятся на:
а) воздушно-пенные (ОВП);
б) химические пенные (ОХП);
· газовые, которые подразделяются на:
а) углекислотные (ОУ);
б) хладоновые (ОХ); комбинированные.
Водный огнетушитель:
Огнетушитель водный предназначен для тушения твердых горючих веществ (пожары класса А). При использовании специальных добавок к воде, могут применяться для тушения жидких горючих веществ (пожары класса В). Водный огнетушитель представлен на рис.3.1.
Рисунок 3.1. Водный огнетушитель.
Основными достоинствами водных огнетушителей являются возможность тушения практически всех веществ и материалов, в том числе пирофорных, за исключением веществ, реагирующих с водой с выделением тепловой энергии и горючих газов.
Высокая эффективность тушения, обусловленная повышенным охлаждающим эффектом за счет высокой удельной поверхности капель, равномерного действия воды непосредственно на очаг горения, снижением концентрации кислорода и разбавления горючих паров в зоне горения в результате образования пара (из 1 л воды образуется 1725 л пара, теплота парообразования воды 2258,36 Дж/кг), защитный эффект от воздействия лучистого тепла на людей, несущие и ограждающие конструкции и рядом расположенные горючие материалы, поглощение и вытеснение удаление токсичных газов и дыма в помещениях, незначительный ущерб от пролитой воды, экологическая чистота и безопасность для людей.
Огнетушитель водный непригоден для тушения газообразного вещества, металлов и металлоорганических веществ, электроустановок, находящихся под напряжением, а также расплавленных или нагретых веществ, предметов, способных вступить с водой в химическую реакцию с выделением тепла или разбрызгиванием горючего (пожары классов С,D,Е).
Порошковые огнетушители:
Порошковый огнетушитель- огнетушитель, в качестве заряда, которого используется огнетушащий порошок.
Огнетушители с порошковым зарядом являются наиболее универсальными при тушении разных классов пожаров. В зависимости от типа порошка, огнетушители предназначаются для следующих классов пожаров: АВСЕ, ВСЕ, ВСДЕ. Эти огнетушители с успехом применяются для тушения очагов пожаров почти всех классов: возгорание твердых веществ, горючих жидкостей, газов, а также электрооборудования находящегося под напряжением не более 1000 В. И при горении металлов и металлосодержащих веществ (класс Д). Порошковый огнетушитель представлен на рис.3.2.
Рисунок 3.2. Огнетушитель порошковый ОП-5.
Принцип работы:
- попадая на горящее вещество, порошок закрывает ему доступ к кислороду.
Достоинства:
- широкая область применения, хорошая огнетушащая способность.
Недостатки:
- отсутствие охлаждающего эффекта может привести к повторному воспламенению горящего вещества;
- облако огнетушащего порошка ухудшает видимость в зоне возгорания и усложняет тушение;
- вдыхание большого количества порошка может привести к ухудшению здоровья;
- загрязнение поверхностей порошком может нанести ущерб оборудованию;
- гигроскопичность порошкового заряда способствует образованию комков и сл