Техники вышивания. Часть14: Sampler (семплер)
Техники вышивания. Часть14: Sampler (семплер)
Элиза Ричардсон, Англия, 1837 г |
Марта Эдлин, Англия, 1668 г |
Семплер(англ. «sampler»)– вид вышивки, которая представляет собой тестовый образец, состоящий из алфавита, цифр, отдельных мотивов и надписей, образцов стежков, декоративных рамок и т.п. Наиболее популярными считаются тематические семплеры, приуроченные к какому-либо памятному событию(свадьба, юбилей, день рождения).
Немного истории
Английское слово sampler (семплер) происходит от старо-французского слова essamplaire (совр. фр. exemplaire ), которое в свою очередь произошло от латинского – exemplum(«пример», «образец», «шаблон»). Считается, что первые европейские семплеры появились примерно в XVI веке,хотя некоторые исследователи считают, что это произошло, по крайней мере, веком раньше. Первое толкование слова «семплер» было дано во французско-английском словаре (автор John Palsgrave)изданном в1530 году. В нем говорилось, что «сэмплер – это работа женщины, выполненная в качестве образца». И действительно, вплоть до середины XVI века все семплеры создавались исключительно в практических целях, ведь в отсутствии каких-либо книг по вышивке это была единственная возможность «записать» и сохранять на будущее придуманные или подсмотренные где-то рисунки и стежки. Создавая «пробники» популярных швов и конструкций, а также экспериментируя с техниками и цветовыми сочетаниями, опытные мастерицы мало задумывались о художественной составляющей своего творения.
Грэйс Кэтлин, Англия, 1719 г |
Их единственной задачей было создание личного архива, который, кроме прочего, должен был служили наглядным пособием для начинающих вышивальщиц.
Справедливости ради следует сказать, что в начале XVI века в Германии, а затем в Италии, Англии и Франции уже начали появляться первые книги по церковной и светской вышивке (автор первой книги по вышиванию Johann Schönsperger,1523, Augsburg, Germany). Но таких книг пока было очень мало и они были слишком дороги, а потому на протяжении всего XVI века основная масса рукодельниц продолжала, по старинке, пользоваться своими собственными «сборниками образцов». Небольшие отрезки драгоценной льняной ткани (узкие полоски шириной 150-230 мм) густо покрытые пробниками стежков, цветовых комбинаций и полюбившихся мотивов были непременным атрибутом корзинки каждой профессиональной вышивальщицы.
Англия, начало XVIII века |
Это была настоящая семейная реликвия, которая передавалась по наследству и даже упоминалась в завещаниях. Наиболее ценные «образцы» были чрезвычайно сложны в исполнении, вышивались шелком и драгоценными нитями, содержали свыше десятка популярных швов, включали рисунки цветов и животных, а также многоцветные геометрические узоры (до 20 цветов). К сожалению, большинство этих великолепных артефактов было безвозвратно утеряно, но есть и приятные исключения, благодаря которым мы можем составить представление о том, как выглядел первые «технические образцы».
Это, прежде всего, итальянский семплер с набором мотивов, характерных для «домашней вышивки» XVI века ("Esemplario di lavori» от Giovanni Andrea Vavassore, 1530), голландский семплер датированный 1585 годом исамый ранний из известных английских «образцов» с памятной датой -sampler Jane Bostocke (1598).
Джейн Босток, Англия, 1598 |
XVII век стал периодом окончательного формирования и особого расцвета искусства вышивки семплеров («sampler embroidery»). Специальная печатная продукция уже стала более доступна и подход к изготовлению «образцов» начал постепенно меняться.
«В Германии характерной чертой сэмплеров 17 века стало использование простенького цветочного бордюра вокруг геометрических узоров или алфавита. Английские сэмплеры представляли собой длинное полотно с мотивами, вышитыми крестом разноцветными нитками. Датские сэмплеры отличались квадратной формой полотна. Испанские сэмплеры выделялись использованием ярких цветов, шелковых нитей и полотен белого цвета. Доминирующими элементами являлись геометрические узоры и изображения животных и птиц. Французскиерукодельницы вышивали сэмплеры квадратной формы и в основном крестом на муслине. Итальянки же демонстрировали свои навыки в вышивке разных стежков – feather stitch, double running, гладь satin stitch, chain stitch, изображая религиозные сюжеты» (Марина Intelmaus).
Германия, 1618 г |
Но несмотря на то, что изготовлением семплеров занимались рукодельницы всей Европы, именно Англия в дальнейшем стала общепризнанной законодательницей «семплерной» моды. Очевидно, это случилось потому, что в отличие от европейских вышивальщиц, которые (за редким исключением)еще долгие годы продолжали относиться к семплерам, как к «записным книжкам» и не особо изощрялись в компоновке вышитых узоров, англичанок все больше начала интересовать художественная ценность создаваемого ими продукта. Постепенно их семплеры стали приобретать все более декоративные черты, а некоторые из них уже изначально вышивались не в качестве «технических пробников», а как отдельные произведения с законченным сюжетом.
Италия, XVI век |
В середине XVII века «samplerembroidery»(«вышивка образцов»)разделилась на два основных направления. Первое - spot samplers(т.н.«пятнистые пробники») отличалось хаотично разбросанными мотивами. Эта вышивка активно использовалась для украшения белья, кошельков и других предметов туалета. В 1624 году вышла книгаA 'schole-house, for the needle' (автор Richard Shorleyker), в которой предлагался широкий набор «пятен» (spots) в виде цветов, птиц, рыб, растений и геометрических фигур. Второе направление - декоративные samplers(«образцы»), мотивы в которых были упорядочены в соответствии с общей художественной концепцией. Именно последние стараниями вышивальщиц XVII и XVIII веков и превратились постепенно в те знаменитые «семплеры», которые до сих пор пользуются огромной популярностью среди вышивальщиц.
Еще несколько интересных фактов:
Германия, 1884 г |
1. С 1630 года у семплеров начинают появляться хорошо узнаваемые и привычные для нашего глаза очертания и габариты. Теперь их высота равнялась ширине полотна на ткацком станке (от кромки до кромки), а ширина определялась мастерицей, но, как правило, была значительно меньше высоты. Пространство заполнялось рядами с повторяющимися геометрическими узорами вперемешку с цифрами или цветочными мотивами. Узоры и "пробники" стали заключаться в характерную вышитую рамку.
2. Во второй половине XVII века стали входить в моду семплеры, выполненные в технике «ришелье», «белая гладь» или «мережка», а так же в сочетании этих техник с традиционной вышивкой.
Англия, 1669 г |
3. С 30-х годов XVII века samplersстали использоваться в школьной программе обучения девочек рукоделию(первая работа - sampler MildredMayow, 1633). В музее «Виктории и Альберта» хранятся 4 образца выполненные ученицей Martha Edlin, на примере которых можно проследить как от этапа к этапу обучения расширялись технические возможности и росло мастерство маленькой рукодельницы.
Мэри Смит, Англия, 1729 г |
4. В то же время семплеры были призваны не только обучать юных девушек искусству вышивания (как будущему ремеслу для дома и заработка), но и обогащать их духовный мир. С этой целью ученицы начали создавать «образцы с моральными стихами» - фрагментами псалмов или других стихов поучительного содержания.
5. Особенной популярностью в школах пользовались семплеры с алфавитом, в процессе вышивания которых девочки обучались грамоте (умение вышивать буквы могло так же пригодиться для украшения белья монограммами). Ну, а поскольку именно школьницы диктовали моду в создании «образцов», то и взрослые вышивальщицы часто использовали алфавиты в своих работах. Причем, уже тогда очень популярными были вышивки в стиле «ретро»(!!!).
Германия, 1807 г |
6. Еще одной знаковой фигурой, которая была характерна для типичных английских семплеров, был «боксер». Именно так коллекционеры XIX века прозвали фигурку человека в боксерской стойке, которая в разных вариантах копировалась вышивальщицами разных веков. Как выяснилось позже, поза этого человечка не выражала никакой агрессии – это был герой-любовник XVI века, протягивающий розу даме… Просто, цветок затерялся где-то в веках во время многочисленных копирований.
7. В середине XVIII векв Англии появилась, а затем оформилась в отдельное направление Quaker embroidery («вышивка квакеров»), прославившаяся знаменитыми и хорошо узнаваемыми семплерами, созданными ученицами квакерских школ.
8. В XVIII векесемплеры стали практически квадратными, а поперечные группы стежков уступили место полноценному дизайну. В это же время стали популярными семплеры с «широкими бордюрами», составленными из симметрично расположенных геометрических фигур, растительных мотивов, фигур животных и людей, а также всевозможных поучительных изречений.
9. В XVIII векев рамках школьной программы начали создаваться семплеры в виде географических карт (для уроков географии) и всевозможных математических таблиц (для уроков математики).
Элизабет Паркер, Англия, 1830 г |
10. В 1787 годуЭлизабет Ноулз вышила сэмплер "Вечный Альманах», с помощью которого можно было вычислись даты воскресений на следующие 50 лет.
11. В 1830 году Элизабет Паркер (Elizabeth Parker) вышила свой знаменитый семплер-исповедь, на котором рассказала историю своей жизни.
Элизабет Ноулз, Ангия, 1787 г |
12. «Из материалов предпочтение отдавалось льну, тэмми (полушерстяная ткань) и полотну из чистой шерсти. Хлопок и сатин использовались для создания географических карт. Что касается нитей, вышивали шелком и льняными нитями с добавлением шерстяных или хлопчатобумажных. Ну а стежки выполняли в основном следующие: крест, Algerian eye, double runningstitch и four-sided stitch. Однако к концу 19 века «выжил» только классический крест, остальные же потеряли свою популярность» (Марина Intelmaus).
13. Крупнейшая в мире коллекция семплеров, которая представляет собой уникальный материал для изучения истории вышивки, собрана в музее «Виктории и Альберта»(музей декоративно-прикладного искусства и дизайна, 1852) в Лондоне.
Свой первый семплер музей приобрел в 1863 году, а в настоящее время его экспозиция насчитывает уже более 700 образцов, созданных в различных странах мира в период с XIV-XV (самый ранний из известных "образцов" был найден в Египте и датируется XIV-XV веком) по ХХ век.
Швеция, 1751 г |
Многие экспонаты переданы музею
Египет, XIV-XV вв |
потомками тех вышивальщиц, которые создавали свои работы в XVII веке.
14.Самый старый из сохранившихся немецких семплеров, датируется 1618 годом.
15. Благодаря английским колониальным захватам искусство «samplerembroidery»стало популярным на всех континентах (особенно в США).
16. «В XIX веке все сэмплеры в целом и американские в частности, утратив чисто практическую функцию, стали отображать семейные события, такие как рождения, смерти, свадьбы и т.д., а также генеалогические деревья, семейные хроники. Они превратились в средства обучения религии, географии, математики и языка. Как учебное пособие, сэмплеры могли изображать алфавиты, географические карты, математические таблицы, фразы с библейским или религиозным смыслом. Вышивались сэмплеры и на политическую тематику: рукодельницы изображали орлана, смотрящего влево, подобным образом выражая свои политические взгляды и патриотизм. Данные сэмплеры выполнялись преимущественно шерстяными нитками на грубом полотне» (Марина Intelmaus).
17.В наше время "семплеры" стали популярным элементом декора. Особенной любовью среди вышивальщиц пользуются т.н. "квакерские семплеры", созданные на основе старинных образцов.
18. Старинные "семплеры" являются ценными предметами коллекционирования и экспонируются в лучших музеях мира.
Источники:
Марина Intelmouse, Needleworksamplers, V&A, Antiquesamplers, ldecor.ucoz.ru, http://antiquesamplers.org/, Wikipedia
Сэмплеры XVI века
Германия, 1550-50 гг |
Сэмплеры XVII века
Англия, 1625 - 1700
Англия. 1660-1661 гг
Англия, 1649 г |
Сэмплеры XVIII века
Англия и Шотландия
Вышивка квакеров
Другие европейские страны
Дания, 1758 г |
Нидерланды, 1751 г |
Испания
Французская книга семплеров http://ornamentedbeing.tumblr.com/post/7377450096 |
Сэмплеры XIX века
Швеция, 1863 |
Турция |
Марокко
Англия
Мэри Антрим, Англия, 1807 г |
США
Частная коллекция
http://www.needleworkantiques.com/sampler_gallery_-_page_12.html
СРЕДА, 14 СЕНТЯБРЯ 2011 Г. http://intelmousehole.blogspot.ru/2011/09/blog-post_14.html
Происхождение
Современные сэмплеры представляют собой вышитый декоративный элемент декора. Однако они играют важную историческую роль: вышивка сэмплера является неким методом сохранения информации о той или иной эпохе. До появления печатных схем для вышивки вышитые дизайны переходили из рук в руки, некоторые даже «путешествовали» по Европе из Ближнего Востока. Подобная запись схем и мотивов на ткани для последующего использования являлась основным способом хранения информации. Мотивы, стежки и швы накапливались на одном полотне и образовывали то, что на современном языке рукодельниц называется сэмплер.
Термин «сэмплер» происходит от латинского слова «exemplum», означающего «пример для следования, образец, модель». Это вышивка, выполненная для демонстрации или проверки вышивальных навыков. Чаще всего сэмплер включает в себя алфавит, цифры, узоры, декоративные рамки. Некоторые рукодельницы добавляют своё имя и дату окончания вышивки.
Животные
Изображения животных являются своего рода аллегорией человеческих благодетелей и пороков.
Белка: зло, беда.
Единорог: целомудрие и чистота. Популярное мифологическое существо, его рог наделялся волшебными свойствами. Он мог очистить отравленную воду; сосуд, сделанный из его рога, растворял яд и предотвращал болезни. Белый единорог, означающий целомудрие и непорочность, символизировал Деву Марию.
Заяц: боязливость, робость.
Козел: в античности был символом порочности и похотливости, в средневековье стал символом Сатаны. Символ проклятых и обреченных (в Евангелие грешников сравнивают с козлами).
Кот/кошка: праздность и кокетство, любовь к покою и свободе. Считается священным животным древнего Египта.
Кролик: часто изображается со львом; изображение кролика, преследуемого собакой, означает душу, избавляющуюся от зла.
Лев: сила, непреклонность, отвага; львица с детенышами символизирует доброжелательность в датских и германских сэмплерах.
Лошадь: в германской мифологии священный конь Богов являлся символом солнца. Означает мужскую силу и плодовитость, также боевой дух, гордость, скорость, пыл. Лошадь и ее наездник символизируют человеческие и божественные стороны Христа.
Обезьяна: Дьявол; символизирует пороки на фоне добродетелей Девы Марии.
Олень: кротость и гордость; в датских сэмплерах – страсти по Христу. Два оленя, пьющих у ручья, символизируют таинство крещения.
Собака: преданность и бдительность; в значение верности изображается с ключами или перстнем. Также может означать зависть и гнев.
Ягненок: доброжелательность (Агнец Божий).
Птицы
Птицы считаются символами души. Изображение птиц парами символизирует вечную жизнь.
Аист: родительская любовь, дочерняя и сыновья привязанность.
Голубь: доброжелательность, милосердие, любовь, супружеская верность, смиренность, искренность и кротость; символ Святого Духа. С буквой на клюве голубь – вестник любви; пьющий у фонтана символизирует вечную жизнь, духовную жизнь и спасение от греха; два голубя, обращенных друг к другу означают мир. Как символ мира часто изображается с оливковой ветвью в клюве.
Гусь: бдительность, а также скудоумие, доверчивость и болтливость.
Лебедь: птица любви. Ассоциируется с Венерой и Купидоном; означает легкую смерть (согласно поверью, умирая, лебедь сладкозвучно поет). В германской мифологии символ Одина, вестник света и жизни. Популярный символ в сэмплерах 19 века, означающий чистоту и удачу.
Орел: сила, вера, гордость, благородный помысел и острое зрение; будучи национальной эмблемой США, часто используется в американских сэмплерах.
Павлин: хвастовство, тщеславие, роскошь, а также снисходительность или неувядаемая слава. Является эмблемой Христа, воскрешения и вечной жизни, согласно поверью плоть павлина не разлагалась, и оперение обновлялось ежегодно. В средневековье павлин означал поведение, подобающее королю или рыцарю. У рыцарей существовал обет павлина, когда они давали клятву верности над жареным павлином.
Пеликан: благочестие и милосердие, также символ смерти и воскресения, распространенная эмблема смерти Христа на кресте. В христианской легенде пеликана, питающего своей плотью и кровью потомство, сравнивали с Иисусом Христом, пожертвовавшим Свою кровь ради спасения человечества.
Петух: бдительность, символ Христа как победителя тьмы; символ покаяния (апостол Петр раскаялся при пении петуха). Часто изображается парами в датских сэмплерах.
Попугай: болтливость и сплетни.
Птица в клетке: в датских сэмплерах означает надежду.
Птица с письмом: означает объяснение в любви.
Сова: имеет две противоположных значения – мудрость и познание (связана с Афиной, богиней мудрости) и алчность. В геральдике сова означает бдительность, настороженность, рассудительность, уединение.
Сокол: гордость и благородство.
Утка: у древних греков означала супружескую верность.
Феникс: надежда.
Цветы
Анютины глазки (фиалка трехцветная): символизирует Святую Троицу в связи с трехлистной формой цветка.
Венец (венок): символ победы. Изображение мужчины и женщины, держащих венок, означает свадьбу.
Водосбор: из-за похожести на голубя по форме, является символом Святого Духа.
Гвоздика: по христианской легенде гвоздика вырастала из земли от слез Девы Марии, шедшей на Голгофу; розовая гвоздика – символ материнской любви, настоящего и страстного чувства. Три гвоздики ассоциируются с тремя гвоздями Иисуса.
Жимолость: твердая вера и бессмертная любовь; согласно поверью обладает силой для предотвращения сглаза.
Календула: покорность; цветок Солнца.
Корзина с цветами: символ дружбы и любви.
Лилия: чистота и невинность; в шумерской, вавилонской, ассирийской и египетской мифологии являлась символом плодородия. Лилия имеет религиозное значение как цветок небес; связана с Девой Марией как символ целомудрия. Ассоциируется с Искупителем, святыми и Царствием Божиим.
Маргаритка: скромность и покорность.
Незабудка: символ преданности и дружбы.
Примула: имеет два значения – молодость и первая любовь, а также преждевременная смерть. По поверью примула защищала от ведьм и предохраняла скот от болезней.
Роза: любовь, красота, радость; ранний языческий символ земной любви. Ассоциируется с Девой Марией как цветок божественной любви. Символизирует кровь мучеников, пять роз – пять ран Христа. В средневековье – символ мистического видения и аристократической любви.
Трилистник (клевер): национальный символ Ирландии.
Тюльпан: символ настоящей любви. Излюбленный мотив в датских сэмплерах.
Фиалка: скромность, сдержанность, грусть.
Цветы (распущенный цветок с бутоном): означают мать и дитя.
Чертополох: национальный символ Шотландии, обозначающий власть и защиту.
Фрукты и ягоды
Ананас: символ гостеприимства. Моряки ставили ананас на подоконник как символ их возвращения домой.
Виноград: ассоциируется с кровью Христа; кисть винограда – Христос на кресте.
Вишня: райская ягода.
Гранат: как эмблема христианской церкви означает надежду на вечную жизнь. На Ближнем Востоке – символ плодородия из-за большого количества семян.
Груша: иногда считается «кандидатом на роль» запретного плода.
Клубника: праведность (считалась идеальной ягодой – без косточек и семечек); листочки трехлистной формы – символ Святой Троицы, белые цветочки – невинность и чистота.
Фруктовая корзина: означает любовь, плодородие, богатство, здоровье и счастье.
Яблоко: символ любви и плодородия из-за своей красоты и сладкого вкуса. Является символом признания в любви. С другой стороны, в христианской традиции яблоко – запретный плод. В американских сэмплерах 7 яблок означают 7 смертельных грехов.
Деревья
Ветка вишневого дерева: означает плодородие, богатство и здоровье.
Древо Вселенной: древний символ Вселенной, изображался в виде ясеня, корни которого уходили в подземное царство, а ветви касались облаков
Древо жизни: в различных источниках изображалось по-разному: согласно египетской мифологии на ветвях древа жизни жили Боги и питались его плодами – «хлебом жизни»; в некоторых религиях древо жизни располагалось на востоке, где восходит солнце, и окружалось божественными существами или привидениями. По сказаниям Персии древо жизни окружалось птицами, а в греческой мифологии на древе жизни росли золотые яблоки, которые даровали бессмертие. По индийской традиции древо жизни вышивалось на рождение ребенка.
Древо познания: дерево в Раю (познание изображалось в вилле плодов яблок или груш), ведущее к грехопадению. Популярный мотив для сэмплера – Адам слева, Ева справа (одетая или обнаженная) и Змий-искуситель, который обвивал дерево против часовой стрелки и был обращен к Еве.
Желудь: символ плодородия и жизни; используется в качестве декоративного элемента в бордюре.
Оливковое дерево: мир и доброжелательность.
Плакучая ива: символ печали и утраты обездоленных; по американской традиции вышивался по какому-либо траурному случаю.
Фруктовое дерево: в христианстве – соблазн и зло (обычно изображалась яблоня с 15 плодами). В американских сэмплерах 7 яблок означали 7 смертных грехов.
Люди и фигуры
Ангел: посланник Бога.
Женщина: символ жизни; часто изображалась с пальмовой ветвью.
Мужчина: супружеская верность; часто изображался с птицей, сидящей на руке
Мужчина и женщина (Адам и Ева): символизируют супружество. Однако с религиозной позиции изображение Адама может восприниматься как символ добра, а изображение Евы – как символ зла.
Русалки: тщеславие.
Символы
Восьмиугольник: символ Природы.
Звезда: 8-конечная – эмблема Вифлеема, 6-конечная – звезда Давида, 5-конечная – символ рождения Христа.
Квадрат: символ Природы; цифра 4 может означать: 4 автора Евангелие, 4 пророка, 4 реки Рая, 4 стихии, 4 времени года или 4 стороны света.
Кольцо (круг): вечность и союз.
Корона: вечность (германский символ), монархия (британский символ), независимость (божественная и земная), верность.
Крест: символ веры в Христа.
Крест, сердце, якорь: христианские символы веры, любви, надежды.
Сердце: божественная любовь. Сердце с ключом означает человека, обладающего ключом от чьего-то сердца. Сердце, пронзенное стрелой, – символ всепобеждающей любви. Сердце с крестом и якорем – трехзначный символ веры (крест), надежды (якорь) и любви (сердце).
Прочие символы
Арфа: означает чистоту.
Веер: символ любви, флирта, ухаживаний.
Весы и меч: символы правосудия.
Карты таро: божественная сила и элементы человеческой жизни – семья, дружба, любовь, деньги, работа.
Колокол (колокольчик): означает счастливый случай.
Корабль: надежда, свадьба.
Ленты: тайный поклонник
Мебель и предметы домашнего обихода: удовлетворение, гостеприимство и радушие.
Мельница: обычно изображалась в датских сэмплерах о сельской жизни.
Песочные часы: течение времени.
Подкова: большая удача.
Подсвечник: преданность, бдительность, мольба. Пара подсвечников – гостеприимство, привязанность к семейному очагу.
Ракушка: ассоциируется с Венерой – богиней любви и обозначает счастливую судьбу.
Рог изобилия: символ здоровья, щедрости, плодородия.
Свеча: символ Христа (воск означает чистую плоть, фитиль – Его душу, свет свечи – божественность).
Строение (-я): это может быть дом, школа или общественные здания, которые занимают важное место в жизни вышивальщицы.
Стулья: гостеприимство и любовь к уюту и домашнему очагу.
Церковь: символ существования Бога на земле.
Печально, но факт, когда сэмплер стал выполнять лишь декоративную функцию, он потерял былую популярность, и требования к его исполнению резко упали. Однако к концу 20 века стал вновь набирать оборот интерес к сэмплерам 17-19 столетий. Современные дизайнеры также не остаются равнодушными и создают новые разработки для этой традиционной формы рукоделия.
Сэмплеры – это и своеобразное пожелание, девиз, и демонстрация высокого мастерства вышивальщицы. Их можно готовить к различным памятным событиям, праздникам, годовщинам, дням рождения. Вашему вниманию предлагаются сэмплеры к юбилею, свадьбе, рождению ребенка, семплер-алфавит, сэмплер-календарь, или просто красивая подборка сюжетов на разнообразные тематики – животные, растения, морскую, кухонную, восточную или рукодельную.
Вы можете копировать старинные образцы, приобрести современные разработки или создать собственные. Вот несколько советов по разработке своего сэмплера:
1. Выберите мотивы, подходящие под ваш замысел (их можно разработать самостоятельно или найти в какой-либо книге по вышивке).
Сэмплер имеет центральный сюжет (фокус), в качестве которого может выступать стих, текст или просто вышитая картинка. Важно согласовать центр вышивки и окружение. К примеру, если стих о Луне и звездах, то для украшения вышивки используйте Луну, звезды и т.п.
2. Выберите дизайн окантовки, согласующийся с центральным мотивом. Подберите цвет ниток, подходящие под интерьер дома.
Окантовка может состоять из простого чередования блоков стежков, повторения цветочного мотива, букв, цифр.
3. Для проектирования используйте миллиметровку. Разместите на ней вариант окантовки, а затем выберите центральное изображение и расположите остальные мотивы относительно центра в привлекательной для вас композиции.
Техники вышивания. Часть14: Sampler (семплер)
Элиза Ричардсон, Англия, 1837 г |
Марта Эдлин, Англия, 1668 г |
Семплер(англ. «sampler»)– вид вышивки, которая представляет собой тестовый образец, состоящий из алфавита, цифр, отдельных мотивов и надписей, образцов стежков, декоративных рамок и т.п. Наиболее популярными считаются тематические семплеры, приуроченные к какому-либо памятному событию(свадьба, юбилей, день рождения).
Немного истории
Английское слово sampler (семплер) происходит от старо-французского слова essamplaire (совр. фр. exemplaire ), которое в свою очередь произошло от латинского – exemplum(«пример», «образец», «шаблон»). Считается, что первые европейские семплеры появились примерно в XVI веке,хотя некоторые исследователи считают, что это произошло, по крайней мере, веком раньше. Первое толкование слова «семплер» было дано во французско-английском словаре (автор John Palsgrave)изданном в1530 году. В нем говорилось, что «сэмплер – это работа женщины, выполненная в качестве образца». И действительно, вплоть до середины XVI века все семплеры создавались исключительно в практических целях, ведь в отсутствии каких-либо книг по вышивке это была единственная возможность «записать» и сохранять на будущее придуманные или подсмотренные где-то рисунки и стежки. Создавая «пробники» популярных швов и конструкций, а также экспериментируя с техниками и цветовыми сочетаниями, опытные мастерицы мало задумывались о художественной составляющей своего творения.
Грэйс Кэтлин, Англия, 1719 г |
Их единственной задачей было создание личного архива, который, кроме прочего, должен был служили наглядным пособием для начинающих вышивальщиц.
Справедливости ради следует сказать, что в начале XVI века в Германии, а затем в Италии, Англии и Франции уже начали появляться первые книги по церковной и светской вышивке (автор первой книги по вышиванию Johann Schönsperger,1523, Augsburg, Germany). Но таких книг пока было очень мало и они были слишком дороги, а потому на протяжении всего XVI века основная масса рукодельниц продолжала, по старинке, пользоваться своими собственными «сборниками образцов». Небольшие отрезки драгоценной льняной ткани (узкие полоски шириной 150-230 мм) густо покрытые пробниками стежков, цветовых комбинаций и полюбившихся мотивов были непременным атрибутом корзинки каждой профессиональной вышивальщицы.
Англия, начало XVIII века |
Это была настоящая семейная реликвия, которая передавалась по наследству и даже упоминалась в завещаниях. Наиболее ценные «образцы» были чрезвычайно сложны в исполнении, вышивались шелком и драгоценными нитями, содержали свыше десятка популярных швов, включали рисунки цветов и животных, а также многоцветные геометрические узоры (до 20 цветов). К сожалению, большинство этих великолепных артефактов было безвозвратно утеряно, но есть и приятные исключения, благодаря которым мы можем составить представление о том, как выглядел первые «технические