Игровые методы обучения лексике на уроках английского языка
Лексика является важнейшим компонентом речевой деятельности учащихся и аудирования, и говорения, и чтения, и письма. Обучение лексике является важным моментом на каждом уроке иностранного языка и поэтому должно находиться в поле зрения учителя.
Недостаточный словарный запас вызывает чувство неуверенности у учащихся и нежелание говорить на иностранном языке. Таким образом, одной из основных задач на уроке является расширение словарного запаса учащихся. [15, с.64]
При обучении лексике я часто использую игровые методы обучения. Я считаю, что игры достаточно интересны и эффективны для учебной деятельности учащихся. Их можно использовать на любой ступени обучения.
Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и неожиданно способности детей. Игра – особо организованное занятие, требующее эмоционального и умственного напряжения. Желание решить игровые проблемы обостряет мыслительную деятельность играющих. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости – все это дает возможность учащимся преодолеть стеснительность, которая мешает свободно в речи употреблять иностранные слова.
Эффективный способ обучения лексики на уроках английского языка - игровой метод. Очень важно, на наш взгляд, чтобы дети не чувствовали большую нагрузку школьной программы, а игра - способна помочь этому. В форме игровой деятельности можно всегда легко и быстро объяснить какой-то новый материал, отработать сложные моменты, разукрасить скучную рутинную ежедневную учебу, и что самое главное, заинтересовать детей в изучении английского языка с детства.
Игра всегда предполагает принятие решений – как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения. Игра, как говорил Л. С. Выготский, ведет за собой развитие.
Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда хорошие эмоции, а там, где эмоции – там активность, там внимание и воображение, соответственно, там работает мышление.
Существует огромное количество различных лексических игр, направленных на то, чтобы усвоение новых слов не вызвало трудностей у младшего школьника.
Пример метода: на одном из уроков во время речевой зарядки был использован следующий игровой элемент: учитель берет небольшой резиновый мячик и со словами "Let`s play with a ball and answer my questions!" кидает его ученику и задает вопрос, ученик, в свою очередь, отвечая на вопрос, кидает мяч назад учителю. [23, с.22]
Так учитель быстро и весело проводит этап урока, на котором, очень часто детям скучно, и они не внимательно следят за учителем. А в данном примере, дети с нетерпением ждали своего вопроса и были заинтересованы поймать мяч и правильно ответить на вопрос.
v "Let’s play shop!”. Когда проходит тему «Игрушки, еду или одежду», всегда можно отработать лексику, играя в магазин.
v "Guess. What is there in the box?” На уроке, в качестве игрового элемента, я использую коробочку, вначале она пустая. Потом там оказывается игрушка и дети должны угадать.
v Также на уроках я часто использую часики. Вначале дети отвечают на вопрос "Whattime is it?”, а потом сами угадывают "Is it 1 o’clock?”
v Ну и еще один игровой момент- к нам на уроки часто приходит гость, это обычно игрушка, поговорить с которой можно только по-английски. Сначала дети не знают кто это, их задача угадать.
А после того, как дети угадывают, кто к ним пришел на урок, можно с гостем завести беседу, расспросить его о семье, о работе, обо всем.
Нашла широкое применение на моих уроках игра "A-Z (Dictionary) quiz”, которая активно способствует формированию речевых умений и навыков, т.е. компетенций, которые необходимы для общения на английском языке в рамках различных тем. Данную игру можно организовать как в парах, так и в мини группах. Цель игры- дать правильный ответ на поставленный вопрос языкового партнера. Вопросы в игре можно скомпоновать в соответствии с изучаемой темой или разделом. Примерные вопросы: [6]
Use a dictionary, if necessary, to work out the answers to the following.
1 How often does an annualevent take place?
2 What does a burglar do?
3 Name a continent.
4 How would you be feeling if you were depressed?
5 What is an eagle?
6 What isn’t there enough of during a famine?
7 Where in a house would you expect to find a grater?
8 What would you have difficulty in doing if you were feeling hoarse?
9 If you are illiterate, what can’t you do?
10 How many people are there usually in a jury?
11 What is a knuckle part of?
12 A ladybird is a type of … what?
13 What doesn’t a mean person like doing?
14 Where would you normally wear a necklace?
15 What would you expect to find in an orchard?
16 If you were feeling puckish, what would you feel like doing?
17 Where would you expect to find a quilt?
18 Who or what would use a runway?
19 What is a salmon a type of?
20 What sort of a crime is treason?
21 A unicornis a mythological beast. What does it look like?
22 If you vaccinate people, what do you protect them against?
23 What is a widower?
24 What are the bars of a xylophone made of?
25If you are yawninga lot, then you are probably feeling … what?
26 What is zoo short for?
Игра всегда предполагает принятие решений - как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения. Игра, как говорил Л. С. Высоцкий, ведет за собой развитие.
В качестве речевой разминки в начале урока провожу игру “Desert Island”, всякий раз меняя ее условия.
You are alone on a desert island after your ship sank. The island is very small and has no water and only a few trees. You have seen some birds but no animals. There is a small life board, with some useful things, two moles from your island. It is sinking. You have enough time and energy to swim to it and remove 5itemsONLYand bring them back to your island.Decide which 5 you want to take and why?
Metres of rope
Litres of fresh water
A radio
Tins of food
A box of matches
A torch
A gun
A knife
A first aid kit
A bottle of whisky
Signal flares
Warm clothes
A mobile phone
A small dog
A book about fishing
Учащиеся строят свои высказывания в соответствии с легендой задания, приводя свои аргументы в пользу сделанного выбора. Такая разминка настраивает на урок, раскрепощает учащихся.
Главная задача сделать учебу не только результативной, но и интересной, вовлечь учащихся в процесс обучения, сделать их главными и активными её участниками. Эффективность этих методов обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету, а это является важной составляющей процесса обучения.
Вот лексические игры, которые можно применять на уроках: [18]
Собери портфель»
На столе сложены школьные принадлежности. Учащимся предлагается быстро сложить вещи в портфель, при этом называя их на английском языке.
Также можно предложить учащимся собрать сумку в летний лагерь по теме «Одежда», собрать корзину на пикник по теме «Еда», и т.п.
Съедобное – несъедобное»
Учащиеся становятся по кругу, а учитель бросает им по очереди мяч, называя разные слова, как съедобные, так и несъедобные. Если ученик ловит мяч, это означает, что он согласен съесть то, что учитель ему предлагает. Если нет – значит, он отказывается
В эту игру можно играть по любой теме. Учащиеся с удовольствием играют в эту игру. Её можно поводить в середине урока. Это и отработка лексики, и очень хорошая физкультминутка.
Хвастунишка»
«Boasting Game»
1. Назвать наибольшее количество глаголов.
I can jump. I can run. Etc.
2. Назвать наибольшее количество по темам «Школьные принадлежности», «Игрушки», «Еда» и т.п.
I have got a pen. I have got a pencil. Etc.
3. Использовать эту игру можно для отработки глаголов в разных временах.
Например, назовите, как можно больше глаголов, что вы делаете на каникулах, что будете делать, и т.д.
I swam in the river. I had a picnic. Etc.
I’ll swim in the river. I‘ll have a picnic. Etc.
4. Ребята с удовольствием мечтают с оборотом «I would like ….»
I would like to go to Great Britain.
I would like to visit to London.
I would like to see Big Ben. Etc.
Чайнворд»
Впиши в чайнворд названия животных. Помни, что последняя буква предыдущего слова является первой буквой последующего.
C - - -l - - - - -d – g - - - - - e - - - - - - t
Cameleopardogiraffelephant
Снежный ком»
Первый ученик называет слово, второй повторяет слово первого и добавляет своё и т. д. Тот, кто не может восстановить в памяти все слова, выбывает из игры.
Игра используется на лексику по разным темам, на словосочетания и на предложения.
Например: “Colours”
1-ый ученик: red
2 –ой : red and blue
3 –ий: red, blue and green, etc.
Слова»
1) Составьте из букв слова и запиши их.
L,a,l,b,t,e,k,s,a,b --- basketball
L,a,l,b,t,o,f,o --- football
M,w,i,s --- swim
E,t,a,k,s --- skate
2) Составьте из букв данного слова существительные.
Demonstration
Monster metro
Tennis Moon
stone star
rose nose, etc.
Детектив»
Эту игру можно использовать при изучении разных тем.
Учащиеся пишут список из пяти предметов, например «Фрукты». Затем выясняют, что у каждого в списке.
Have you got an apple? -- Yes/ No. etc.
Тот, кто отгадает все пять предметов первым - «Лучший детектив».
Таким образом, все эти игры способствуют речемыслительной деятельности учащихся, развивают их речевую реакцию, расширяют их словарный запас и ведут к повышению интереса учащихся к изучению английского языка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Упражнения по прежнему остаются ведущим средством в достижении главной цели обучения иностранному языку - формирования коммуникативной личности, способной задавать вопросы, высказывать свое мнение, рассказать о событиях в прошлом, настоящем или будущем, иначе говоря, личности, способной к общению. В настоящее время стал вопрос о повышении уровня образования, что привело к использованию новых активных методов обучения.
В данной работе были рассмотрены такие методы, как игра, метод разучивания песен, рифмовок и стихотворений, а также использование компьютерных технологий и сети Интернет. Суть этих методов заключается в том, чтобы сделать учеников активными участниками образовательного процесса, повысить их мотивацию, заинтересовать их изучаемым предметом. Как показывает практика, все это приводит к повышению уровня овладения иностранным языком, что в настоящее время особенно важно, в связи с возросшими требованиями к выпускникам.
В ходе написания работы мною была подробно изучена проблема использования игровой деятельности на уроках английского языка в младшем школьном возрасте, выявлена её положительное влияние на усвоение, отработку и повторение учебного материала, также мною были рассмотрены различные требования к играм, выявлена необходимость учета возраста детей, их интересов, а также правильность подхода по вовлечению каждого ребенка в игру. Кроме того, я рассмотрела различные виды классификаций, и убедилась на практике, что существует огромное количество разнообразных игр и игровых методик, которых порой трудно классифицировать по одному какому-либо признаку. С точки зрения организации словесного материала игра не что иное, как речевое упражнение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азимов, Э.Г Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков)/ Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - СПб: Златоуст, 1999.
2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе [Текст]: научное издание / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.
3. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании/ Н.В. Апатова. –М.:ИОШ РАО, 1994. с.48
4. Бочарова Л.П. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступени обучения // Иностранные языки в школе. № 3 [Текст] / - 1996 - 27 с.
5. Выготский, Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст] / Л.Н. Выготский - СПб.: Союз, 1997. - 400 с
6. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. М.:АРКТИ, 2003, 192 с.
7. Дьяченко Н.П. Стихи, рифмовки и песни как средство повышения эффективности урока английского языка: Н.П. Дьяченко // Педагогический вестник. – 2004, №3. – С. 30-33.
8. Дьяченко Н.П. Стихи, рифмовки и песни как средство повышения эффективности урока английского языка: Н.П. Дьяченко // Педагогический вестник. – 2004, №3. – С. 30-33.
9. Илбин М.С. Основные теории упражнений по иностранному языку. Под ред. проф.В.С. Цетлина. - М., "Педагогика", 1975.
10. Ильин М.С. О классификации упражнений в речевой деятельности. Иностранные языки в школе. - 1961. - №5. с.29-34. 3. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
11. Карпиченкова Е.П. Роль стихотворений и песен в изучении английского языка // Иностранные языки в школе. - 1997. № 5. - С. 45-46
12. Карпиченкова Е.П. Роль стихотворений и песен в изучении английского языка // Иностранные языки в школе. - 1997. № 5. - С. 45-46
13. Козлов С.Н. Говорите по-английски стихами. - М.: Новая школа, 1994,-32с.
14. Козлов С.Н. Говорите по-английски стихами. - М.: Новая школа, 1994,-32с.
15. Лизенин С.М., Денисова Л.Г. Грамматика в курсе интенсивного обучения английскому языку в старших классах средней школы // Иностранные языки в школе.-1992. №5. С. 16-17
16. Любченко А.С. Нестандартные уроки английского языка в школе. - Ростов Н/Д.: Феникс, 2007. - 301с.
17. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ № 2,3 2001г.
18. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. - М.: Просвещение, 19985 5. Сафонова В.В. Книга для учителя к учебному пособию по английскому языку для X-XI классов школ с углубленным изучением английского языка. В 2 ч. Ч.1. - М.: Просвещение, 1995. - 64с.
19. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. М. – Просвещение - 1988, стр. 224
20. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке. - М., 1983. - С.17-19
21. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 239с.
22. Тевс Д.П., Подковырова В. Н., Апольских Е. И., Афонина М. В., Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Барнаул – БГПУ – 2006
23. Телицына, Т.Н. Использование компьютерных программ на уроках английского языка/ Т.Н Телицына, А.Ф. Сидоренко//Иностранные языки в школе.-2002.-№2.-С.41-43
24. Цветкова, Л. А. Использование компьютера при обучении лексике в начальной школе/ Л. А. Цветкова//Иностранные языки в школе.-2002.-№2.-С.43-47