По выбору технического оснащения уроков аудирования

1) Из всех доступных учебных помещений необходимо выбрать наименьшее по объему (в случае использования громкоговорителя)

2) Из доступных звуковоспроизводящих устройств необходимо использовать имеющее наибольшую площадь звукоизлучающей поверхности динамика (в случае использования наушников необходимо отдать предпочтение наушникам открытого типа)

3) В случае использования громкоговорителя, необходимо расположить учеников максимально близко к источнику звука, при этом не давая одним ученикам заслонить звук для других. Между обоими ушами каждого ученика и источником звука не должно находиться ничего.

4) Вне зависимости от типа источника звука (громкоговоритель или наушники), необходимо выбрать источник с наиболее натуральным тональным балансом.

5) Громкоговоритель, подсоединенный к устройству воспроизведения должен иметь запас по мощности, не давать посторонних призвуков и шумов.

6) Наименее предпочтительным звуковоспроизводящим устройством является магнитофон, наиболее предпочтительным – любой цифровой источник, отвечающий предыдущим требованиям.

7) При использования ПК в качестве источника звука, в звуковоспроизводящей программе (Winamp, AIMP) можно использовать эквалайзер для уменьшения призвуков (снизить 30-170гц), улучшения разборчивости речи (снизить 350-700гц, повысить 2-4кгц), повышения натуральности, открытости звучания (повысить 8-11кгц)

8) Будьте аккуратны с громкостью! При достижении определенной громкости звук начинает переотражаться от стен помещения и восприятие затрудняется.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПАМЯТКА

По выбору аудиоматериалов для уроков аудирования

1) При наличии выбора между вариантами одной и той же записи разных дикторов, необходимо предпочесть женский голос. Он лучше воспроизводится портативными и маломощными громкоговорителями, а также даёт менее гулкое эхо в учебном помещении.

2) Обратите внимание на свистящие и шипящие. На звукозаписывающих студиях они порой поддаются обработке и звучат неестественно приглушенно. При возможности, выберите вариант записи с громкими сибилянтами (во избежание имитации)

3) Человеческий мозг трудится, складывая и вычитая фазы звуковых сигналов которые в него поступают. Если на записи не будет эффекта «телефонного разговора», эха, посторонних шумов, то мозг ученика сможет сконцентрироваться непосредственно на восприятии речи. Особенно важно на начальных этапах обучения языку, и менее важно на поздних этапах.

4) Необходимо выбирать записи сделанные носителями языка. Часто можно встретить записи с правильным произношением слов, но с интонациями по русскому типу.

5) Старайтесь не использовать кассеты как носитель информации. На кассетах подчеркнута та часть звука, которая снижает разборчивость речи и даёт гулкое эхо в помещении, а также имеет недостаточно высоких частот для натурального звучания. Рекомендуется использовать цифровые носители.

6) Между стерео и моно записью необходимо выбрать моно, даже для воспроизведения на стереосистеме. Так можно гарантировать равномерность звукового покрытия и отсутствие “выпадения звуков” .

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1) С.В.Беляев «Акустика помещений», 2008, изд. «Едиториал», 3 изд., часть 1, ISBN:978-5-382-00785-4

2) P.Horowitz, W.Hill – «The art of electronics», 3rd ed. (2015), Cambridge University Press 2015, ISBN: 978-0-521-80926-9

Афонин С.М.«Создание акустических систем в домашних условиях», Эксмо, 2008. — 160 с.

Сухов Н.Е., Бать С.Д., Колосов В.В., Чупаков А.Г. «Техника высококачественного звуковоспроизведения», изд. Техника, 1985. — 160 с.: ил.

5) Блог «Учим языки дома» - «Восприятие иностранного языка на слух», доступ: http://homelang.ru/listenspeak/vospriyatie-inostrannogo-yazika.html

6) КиберЛенинка – «Проблема аудирования на уроках иностранного языка», разд. Научные статьи / Народное образование.Педагогика; доступ: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-audirovaniya-na-urokah-inostrannogo-yazyka-kak-vida-rechevoy-deyatelnosti

7) P.Filippi, D.Habault, J.P.Lefebvre, A. Bergassoli “Acoustics: Basic physics, theory & methods”; 1999, Academic Press

8) Н.А.Степанова «Методика обучения аудированию как виду речевой деятельности и типология упражнений по формированию навыков аудирования»; доступ: http://festival.1september.ru/articles/630419/

Наши рекомендации