Советское контрнаступление (с 5 декабря 1941)

Хотя наступление вермахта было остановлено, немецкая разведка считала, что у русских больше не осталось резервов, и они не сумеют организовать контрнаступление. Эта оценка оказалась ошибочной. Советское командование перебросило к Москве свыше 18 дивизий, 1700 танков и более 1500 самолетов из Сибири и Дальнего Востока. К началу декабря, когда наступление, предложенное Жуковым и Василевским, было окончательно одобрено Сталиным, Красная Армия создала резерв из 58 дивизий. Даже и с этими новыми резервами, советские войска, задействованные в Московской операции, насчитывали всего 1,1 млн. человек, лишь ненамного превосходя вермахт. Тем не менее, благодаря умелому развертыванию войск было достигнуто соотношение два к одному в некоторых критических точках.

5 декабря 1941 контрнаступление с целью «снятия непосредственной угрозы Москве» началась на Калининском фронте. Юго-Западный и Западный фронты начали свои наступательные операции днём позже. После нескольких дней незначительного продвижения, советские войска на севере 12 декабря отвоевали Солнечногорск, а 15 декабря – Клин. На юге армия Гудериана поспешно отступила к Веневу, а затем к Сухиничам. Угроза Туле была снята.

8 декабря Гитлер подписал Директиву № 9 с приказом вермахту перейти в оборону по всему фронту. Немцы не смогли организовать прочные оборонительные рубежи на местах, где они к тому моменту находились, и были вынуждены отступать, чтобы консолидировать свои линии. Гудериан писал, что в тот же день прошло обсуждение с Гансом Шмидтом и Вольфрамом фон Рихтгофеном, и оба эти полководца согласились, что нынешнюю линию фронта немцы не смогут удержать. 14 декабря Гальдер и Клюге без одобрения Гитлера, дали разрешение на ограниченный отход к западу от реки Оки. 20 декабря, во время встречи с немецкими командующими, Гитлер запретил этот отход и приказал своим солдатам защищать каждый клочок земли. Гудериан протестовал, указывая, что потери от холода превышают боевые потери и что поставки зимнего снаряжения сдерживаются трудностями пути через Польшу. Тем не менее, Гитлер настаивал на защите существующей линии фронта. Гудериан был уволен 25 декабря, вместе с генералами Гёпнером и Штраусом, командирами 4-й танковой и 9-й полевой армии. Федор фон Бок также был уволен, формально по медицинским причинам. Главнокомандующий сухопутных войск Вальтер фон Браухич был снят с должности ещё раньше, 19 декабря.

Тем временем, советское наступление продолжалось на севере. Красная Армия освободила Калинин. Отступая перед Калининским фронтом, немцы оказались в «выступе» вокруг Клина. Командующий фронтом генерал Конев попытался охватить в нём вражеские войска. Жуков перебросил дополнительные силы к южному концу «выступа», чтобы Конев мог взять в ловушку 3-ю германскую танковую армию, однако немцы успели вовремя отойти. Хотя создать окружение не удалось, оборона гитлеровцев здесь была разрушена. Вторая попытка окружения была сделана против 2-й танковой армии под Тулой, но встретила сильное сопротивление у Ржева и была прекращена. Выступ линии фронта у Ржева просуществовал до 1943 г. На юге важным успехом стало окружение и уничтожение 39-го немецкого корпуса, защищавшего южный фланг 2-й танковой армии.

Люфтваффе во второй половине декабря оказались парализованными. До января 1942 погода оставалась очень холодной, мешая заводить моторы машин. Немцам не хватало боеприпасов. Люфтваффе практически исчезли с неба над Москвой, а советские ВВС, работавшие с лучше подготовленных баз и снабжавшиеся из близкого тыла, усилились. 4 января небо очистилось. Люфтваффе быстро получали подкрепления, и Гитлер надеялся, что они «спасут» ситуацию. Из Германии прибыли переоснащёнными две группы бомбардировщиков (II./KG 4 и II./KG 30). Четыре группы транспортных самолётов (102 Юнкерса Ju 52) были переброшены под Москву из 4-го немецкого Воздушного флота, чтобы эвакуировать окружённые подразделения и улучшать снабжение германского фронта. Это последнее отчаянное усилие немцев не осталось безрезультатным. Поддержка с воздуха помогла предотвратить полный разгром группы армий Центр, к которому уже стремились русские. C 17 по 22 декабря самолёты Люфтваффе уничтожили 299 автомашин и 23 танка близ Тулы, затруднив преследование отходящей немецкой армии.

В центральной части фронта советское продвижение шло гораздо медленнее. Только 26 декабря советские войска освободили Наро-Фоминск, 28 декабря – Калугу, а 2-го января – Малоярославец, после 10-дневных боёв. Советские резервы иссякали, и 7 января 1942 контрнаступление Жукова было остановлено. Оно отбросило истощенных и замерзающих гитлеровцев на 100-250 км. от Москвы. Сталин требовал новых наступлений, чтобы заманить в ловушку и уничтожить группу армий Центр, но Красная Армия была переутомлена, и эти попытки потерпели неудачу.

Техника и оружие

Красная Армия

Танк Т-34
Пушка ЗИС 3
Пистолет – пулемет Шпагина (ППШ)
Винтовка Мосина обр.1891-1930 г.
Грузовик ЗИС - 3
Истребитель Як 1
Пулемет Максим
Пулемет Дегтярева обр. 1927 г.
Униформа Солдат и офицеров лето-осень 1941 г.
Бутылка КС или «Коктейль Молотова»

Третий Рейх

Танк Т 3
Танк Т 4
Истребитель Ме 109 Е
Пистолет-пулемет MP 40
Граната М 24
Карабин Маузер 98К
Пулемет MG 34
Униформа пехотинца вермахта
Пикирующий бомбардировщик Ю 87

ГЕРОИ БИТВЫ ПОД МОСКВОЙ:

Тимофей Лаврищев. На Истринском водохранилище, преследуя вражескую армию, советские войска быстро сооружали переправы, и дивизии под прикрытием минометов и артиллерии начали переправляться через западный берег. На одной из таких переправ, под деревней Никулино, совершил героический подвиг боец 365-го стрелкового полка комсомолец Тимофей Лаврищев. В самый разгар переправы, когда на плотах находились орудия и более сотни людей, немецким снарядом был перебит трос. Рискуя жизнью, Лаврищев бросился в ледяную воду, подхватил конец троса и, с неимоверным трудом доплыв до противоположного берега, передал трос саперу Власову. Тут разорвался второй снаряд, и Лаврищев, обессиленный и окоченевший, погрузился в пучину реки. Так ценой собственной жизни он спас многих своих однополчан и обеспечил условия для успешного форсирования воинами дивизии бурлящей Истры

Зоя Космодемьянская.

С самых первых дней войны Зоя Космодемьянская, ученица 10 класса 210-й московской школы рвалась на фронт. В октябре 1941года она ушла добровольцем в партизанский отряд. Несколько дней провела группа молодых разведчиков в лесах Подмосковья. Зоя, попросив разрешения у командира, проникла в деревню Петрищево. Запылали занятые фашистами избы и конюшни воинской части. Но подкравшийся сзади гитлеровец выбил из рук Зои оружие и поднял тревогу…

Один из пленных немецких офицеров позднее вспоминал о Космодемьянской:" Маленькая героиня вашего народа осталась тверда. Она не знала, что такое предательство…Она посинела от холода, раны ее кровоточили, но она не сказала ни слова". Утром 29 ноября Зою повели на казнь. Она крикнула:" Эй, товарищи! Будьте смелее, бейте фашистов!" 16 февраля 1942года Зое Космодемьянской посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Виктор Талалихин. В ночь на 7 августа 1941 года Виктор Талалихин нес боевую вахту, охраняя воздушные подступы к Москве. Из-за леса показался немецкий бомбардировщик. Виктор немедленно атаковал врага. Один из моторов "хейнкеля" загорелся. Талалихин повторял атаки, но боеприпасы кончились. Внезапно вражеская пуля обожгла правую руку советского пилота. Однако Талалихин, управляя левой рукой, сумел своим самолетом протаранить "хейнкель".
Фашистский бомбардировщик нашел свою смерть на советской земле. От страшного удара истребитель Талалихина перевернулся. Летчик выбросился с парашютом и благополучно приземлился. Виктору Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза. Впоследствии он участвовал во многих воздушных боях и погиб смертью храбрых, защищая нашу столицу.   28 героев-панфиловцев. 15-16 ноября 1941года на левом фланге одного из полков 316-й стрелковой дивизии генерала И.В.Панфилова, у разъезда Дубосеково, группа бойцов во главе с политруком В. Г.Клочковым преградила путь немецким танкам. "Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!" - сказал своим воинам политрук. Показывая пример бесстрашия, Клочков бросился с гранатами к фашистскому танку. Взрыв - и танк завертелся на месте, но в следующую секунду пулеметная очередь сразила Василия Клочкова. Панфиловцы не пропустили к Москве 50 фашистских танков. Они не дрогнули: на несколько часов задержали врага, пока их однополчане не заняли в глубине обороны удобные позиции. 23 героям-панфиловцам за величайший героизм и мужество посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Удостоены этого звания и пятеро героев, Подвиг 28 героев-панфиловцев вошел в историю Великой Отечественной войны как замечательный пример героизма, стойкости, беззаветной любви советских людей к своей великой социалистической Родине.

Виктор Иванович Полосухин (1904, Новокузнецк — 18 февраля 1942, Можайск) — советский офицер, полковник, командир 32-й Краснознаменной Саратовской стрелковой дивизии.

Ему было 37 лет. Он не дожил 10 дней до своего 38 дня рождения. Этого человек не принимал непосредственно участия в боях в Волоколамском или Истринском районах Подмосковья, однако, безусловно, он является одним из героев боев на Московском направлении. В то время как на западном фронте шли ожесточенные бои, армии группы центр, сосредоточив оборону вдоль реки Нары, сдерживали серьезные силы фашистов. 1 декабря произошло резкое изменение обстановки. С утра в этот день противник открыл сильный артиллерийский и минометный огонь по всему франту 33-й армии и под прикрытием этого огня, а также действий авиации противник повел наступление на левом фланге армии. Моторизованные части противника неустановленной численности при поддержке 60–70 танков форсировали реку Нару на фронте 222-й стрелковой дивизии у деревни Новая. Немцы большими силами шли к Акулово по обочинам дороги и мелколесью, устраняя заграждения. К 16 часам 1 декабря танки противника были у Акулово. В это время их мотопехота головой своей колонны выдвигалась к Малым Семенычам. Противник создавал угрозу флангу и тылу 5-й армии, а вместе с тем от этого зависел успех 16 армии и всего Западного Фронта.

Наши рекомендации