Сказки Оскара Уайльда, отражение в них эстетических взглядов автора и противоречия этим взглядам.
Эстетизм как направление в литературе и в искусстве является реакцией на утилитаризм, практицизм. Один из вождей этого направления, Оскар Уайлд, утверждал самоценность искусства и его первичность по отношению к жизни. Задача искусства, по его мнению, - сотворение красоты, недоступной действительности. Не искусство, считал он, должно подражать природе, а природа – искусству. Сказки Уайльда, вошедшие в сборники 1888 и 1891 годов, сделаны (недаром его считали выдающимся ювелиром и садоводом в литературе) как красивые изящные вымыслы. Образцом для него был Х.К.Андерсен, в сказках Уайльда постоянно звучат то реминисценции, то полемические выпады по отношению к андерсеновским мотивам. В отличие от сказок великого датчанина, уайлдовские произведение искусственны и созданы отнюдь не жизнью. Однако жизнь постоянно вторгается в изящные вымыслы, и в них появляются даже социальные мотивы. Наверное, самым ярким примером противоречия с собственным эстетическим принципом, является сказка «Мальчик-звезда» (другой перевод «Звездный мальчик»). Но именно эта сказка стала особенно популярна в нашей стране, не расставило на театральных подмостках. «Мальчик-звезда» ближе всех других сказок Уайльда к фольклорным произведениям. Как и в фольклорных сказках главный герой наказан за то, что жестоко обращался с животными (ослепил крота, подрезал крылья у коноплянки, убил мать белки) и щедро вознаграждается, когда освобождает Зайчонка из силка, расставленного охотником. Но главным преступлением Мальчика-звезды является, конечно, отречение от собственной матери. Казалось бы, Уайлд, верный своим эстетическим принципам, прославляет красоту мальчика-звезды и наказывает его именно лишением красоты: «Он стал похож на жабу, и тело его покрылась чешуёй, как у гадюки» (Перевод Т.Озерской). И, наоборот, совершив один за другим добрые поступки, мальчик- звезда вновь обретает былую красоту. Уайлд, который считал красоту выше морали, здесь как раз - вслед за автором фольклорных сказок - прославляет красоту высоко нравственного поступка. Уайлд пишет, что после всех выпавших на его долю приключений, посмотревшись в щит, заметил мальчик-звезда в глазах своих «что-то новое, чего раньше никогда в них не видел». И далее сообщается, что он стал справедливым и милосердным королем. В сказке раскрывается и глубокая христианская тема. Мальчик-звезда был подброшен лесорубу, чтобы в муках и страданиях преодолеть гордыню, преодолеть соблазны и нарциссизм, приобрести дар любви к ближнему. История детской литературы, начиная с некоторых фольклорных произведений, а затем Андерсена, показала, что в книгах для детей не обязателен счастливый конец. Но парадоксалист Уайлд идет дальше: он прямо-таки «культивирует» трагические концы. В мальчике звезде он после логически вытекающие счастливой развязки дает короткие эпилог, в котором сообщает, что новый король правил недолго и через три года умер, а преемник его был тираном. Кажется, в сказке «Счастливый принц» эстетические взгляды Уайльда нашли свое подлинное воплощение. Рукотворное создание, явление искусства - статуя Счастливого принца противопоставляется созданию природы. «Когда я был жив и у меня было живое человеческое сердце, я не знал, что такое слёзы» - говорит статуя. Красота же статуи - в рубинах, сапфирах, в листах золота (мы уже говорили, что Уайлд великий ювелир в литературе). Когда Счастливый принц лишается всех этих драгоценностей (раздает с помощью ласточки беднякам), он оказывается никому не нужным. «В нём уже нет красоты, и стало быть, нет и польза!» - говорит профессор эстетики. И статую расплавили в горне. Однако на просьбу Господа ангелу своему принести самое ценное, что есть в этом городе, ангел принес оловянное сердце принца и мертвую ласточку. И господь одобрил его выбор. Статуя Счастливого принца и ласточка отдали страждущим всё, что могли. Так христианская тема и на этот раз «осердечивает» «гуманистическую эстетику» Уайлда. Следует обратить внимание на то, что Уайлд, ювелир и садовод в литературе, сопоставляет не искусственное, рукотворное с естественным, а, наоборот, естественное с искусственным: лицо у мальчика-звезды «словно выточенное из слоновой кости», пение его (Соловья) напоминала журчание воды льющееся из серебряного кувшина». Что ж, природа, по Уайлду, должна отражать искусство, а не искусство природу.