Методы и средства формирования УУД на уроках английского языка
В настоящее время ученики начальной школы испытывают большие физические и умственные нагрузки в связи с усложнением учебных программ и ростом информации. Ученикам младшего школьного возраста свойственна повышенная утомляемость от однообразных занятий, физическая активность, целостность восприятия мира. Обучение иностранному языку обязательно должно учитывать все особенности детей данного возраста. Интегративные уроки как раз позволяют помочь сформировать более полную картину окружающего мира у учащихся, а английский язык может служить средством общения и познания.
Интегративный урок – это такой урок, на котором происходит объединение учебной деятельности (изучение английского языка в данном случае) с другими видами деятельности: трудовой, игровой, физической, музыкальной и т.д. [15]. Такие уроки за счет объединения образовательных, воспитательных, развивающих способностей разных дисциплин ведут к разностороннему развитию личности и мотивации использования иноязычных знаний на практике, позволяют увидеть результаты своей деятельности, получить радость и удовольствие от проделанной работы. Также такие уроки способствуют формированию различных УУД.
Для большинства учащихся младшей возрастной категории иностранный язык сам по себе не настолько интересен, чтобы привлечь их внимание. Поэтому для любого учителя важно определить пути, ведущие к успеху. Дети младшего школьного возраста особенно стремятся к знаниям, желают узнать как можно больше об окружающем их мире, чтобы быть самостоятельными [18]. И для активного вовлечения всех учащихся в процесс обучения, для того, чтобы каждый ученик чувствовал свою причастность к уроку, в своей работе целесообразно использовать такой вид деятельности, как выполнение проектных работ. В процессе такой работы формируются все виды УУД.
Учащиеся начальной школы очень любят выполнять различные творческие задания. Сделанные своими руками пособия помогают ученикам рассказывать о себе, своей семе, своем друге, домашнем питомце и т.д. Выполняя творческие проектные работы, дети развивают не только мелкую моторику, но и речь.
Например, во втором классе учащиеся, занимаясь по УМК «Английский в фокусе», первый год обучения, в конце первой четверти выполняют проектную работу «Давайте сделаем домик». Это задание направлено на отработку и закрепления лексико-грамматического материала, пройденного по теме «Мой дом».
Ученики вырезают детали домика, склеивают их, раскрашивают, показывают своим одноклассникам готовую работу и рассказывают о том, какие комнаты есть в доме, какая там стоит мебель. Эти рассказы можно сопровождать игровыми моментами. Например, спрятать героя рассказа в какой-нибудь комнате и искать его, задавая вопрос: «Whereis…? ». Ученики отвечают на вопрос, используя пройденную лексику и грамматические структуры по теме. Такая игра способствует формированию коммуникативных УУД. Дети в занимательной форме овладевают элементами общения - задавать вопросы и отвечать на них. Учащиеся максимально активны, самостоятельны в своих действиях, учатся слушать друг друга, работать в коллективе.
Проектные работы можно выполнять на любые темы, используя навыки, полученные учениками на других предметных уроках. Выполнение творческих заданий позволяет школьникам разного уровня подготовки приобщиться к процессу обучения, развить навыки, полезные для нескольких предметов, в том числе познавательные и регулятивные универсальные учебные действия.
Учащиеся младшего школьного возраста очень любят петь и танцевать. Песня, как вид речевого общения, может служить мощным средством для формирования коммуникативных и личностных УУД. Песня помогает расширить словарный запас ребенка, так как включает помимо изученной лексики, новые слова и выражения. Песня развивает музыкальный слух, а частое повторение позволяет совершенствовать артикуляцию и произнесение звуков.
Продолжая работать над темой «Мой дом», дети используют свои творческие поделки по теме. Выполненный своими руками домик служит наглядным материалом, с помощью которого каждый ученик в музыкальной форме ведет рассказ о своем доме. Пение обязательно сопровождается движениями.
Наглядным примером может служить исполнение песни «This is my house», которую ученики второго класса исполняют на заключительном уроке по теме.
Произнося первую фразу песни, ученики поднимают руки над головой, изображая крышу домика. На следующей фразе ученики делают движение руками, имитирующее открывание двери. Далее круговыми движениями кистей рук дети показывают, как они вытирают окна и пол. Затем ученики, встав на носочки с поднятыми вверх руками, тянутся как можно выше, тем самым показывая, какая высокая на доме труба и далее круговыми вращениями рук изображают дым, идущий из трубы. В заключение песни характерными движениями рук ребята приглашают зайти в свой домик.
Эту песенку, подкрепленную физической активностью, на последующих уроках можно использовать в качестве физкультминутки.
Включение музыкальных занятий в урок повышает интерес учащихся к изучаемому предмету, раскрепощает их. Если кому-то из ребят трудно дается изучение английского языка, то спеть песенку и подтвердить движениями произносимые фразы может практически каждый. Получается, что отдельно взятый ученик и все ребята вместе чувствуют свою причастность к происходящему на уроке, они активны, эмоциональны, каждый справился с заданием, нет отстающих учеников, каждый доволен своей работой.
Для любого учителя важно постоянно подпитывать интерес учащихся к своему уроку, особенно в младшей школе, когда дети только начинают открывать для себя новый и очень непростой в освоении предмет – иностранный язык. Интегрированные уроки позволяют каждому ученику проявить свои индивидуальные качества, умения и творчество, а чуткий учитель только поможет применить их на практике в отношении своего предмета.
Обязательным требованием ФГОС НОО является формирование коммуникативных УУД [7]. Формирование коммуникативных УУД является приоритетной целью в обучении английскому языку.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [11, c. 7-10].
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является приоритетной целью в обучении английскому языку и нашло отражение в учебно-методическом комплекте М.З. Биболетовой "Enjoy English" для начальной школы.
Данный курс направлен, в первую очередь, на обучение учащихся общению на английском языке в устной и письменной формах в пределах установленных стандартом по иностранному языку для данного этапа.
Рассмотрим виды коммуникативных действий и приведем примеры упражнений, направленных на реализацию этих действий.
Формы работы по формированию УУД на уроках английского языка
1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Например, ученики лесной школы будут участвовать в спортивных соревнованиях, возьми интервью у трех своих одноклассников и узнай, что они умеют делать, определи, в каких соревнованиях, каждый из них может участвовать, и убеди Мистера Грина взять их на соревнования.
2. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. На начальном этапе урока для того, чтобы настроить второклассников на работу, можно использовать игру «Ювелиры», учащиеся по цепочке задают друг другу вопросы, таким образом «изготавливая» цепочку. Так же для формирования этого действия целесообразно использовать упражнения на построение вопросов по схемам, позже усложняем задание: составить вопросы, расставив слова в правильном порядке, составить вопросы к ответам. Обучающиеся учатся задавать вопросы и при выполнении таких заданий:
- догадайся, какого животного, какого цвета карандаш, я загадала;
- угадай, что я научилась делать или, что лежит у меня в портфеле;
- убедись, что все твои одноклассники умеют бегать, считать, не забудь похвалить их.
Или, например, возьми интервью у двух своих одноклассников и узнай, что они умеют, а что не умеют делать, помогите животным найти свой дом (ферма, лес, зоопарк), на этапе обучения чтению – вдвоем распределите слова по правилам чтения, прочитайте их, пройдите через рифы, прочитав правильно слова.
3. Разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация. Например, медвежонок Билли очень рассеянный, помоги ему собрать портфель, назови предметы, какие у него есть, используя модель, выбери школьные принадлежности и назови их.
4. Управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера. Формированию коммуникативных УУД на уроках английского языка способствует работа в группах и в парах. Она развивает общекультурные, нравственные, социальные компетенции учащихся. Дети обучаются этике дискуссионного общения на иностранном языке, умению оценивать действия, вносить дополнения, давать рекомендации и исправлять ошибки в работе других учащихся. На занятиях важно создавать условия, когда младшие школьники поощряются высказывать свою точку зрения; у них воспитывается умение слушать собеседника и терпимо относиться к его точке зрения. Например, учащиеся разыгрывают диалог «В магазине», затем собеседники оценивают, все ли было понятно в их разговоре, какие ошибки в произношении, грамматике, выборе лексики или построении предложений допустил партнер по общению, какие рекомендации они дали бы друг другу. На данном этапе важно самим ученикам разработать правила работы в паре и группе. Учитель должен во время оказывать помощь и предлагать необходимые языковые и речевые средства, оказывать любую необходимую помощь ребенку, чтобы он почувствовал успешность своего иноязычного общения.
5. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
а) Построение монологических высказываний.
Для формирования данного действия можно использовать такие упражнения, как построение предложений по моделям, пересказ от третьего лица, пересказ в отрицательной форме, рассказ о себе (друге) по картинкам.
б) Аргументация собственного мнения. Важную роль имеют следующие упражнения:
- убеди мистера Лаэна взять тебя в школу;
- расскажи как можно больше о том, что ты умеешь делать;
- убеди родителей купить тебе домашнее животное,
- расскажи о нём как можно больше;
- расскажи о понравившемся тебе артисте нашего театра, не называя, опиши его так, чтобы одноклассники догадались, кто это.
в) Владение диалоговой формой коммуникации.
Для формирования этих действий можно применяять на уроках ролевые игры: «Журналист», «В магазине игрушек (канцтоваров)».
Внешний результат такого общения (предметные, межпредметные результаты) можно увидеть в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности (личностный результат) - становится опытом учащегося, его знаниями и умениями, компетенциями и ценностями.
Для того чтобы оценить уровень сформированности коммуникативных умений у младших школьников и степени овладения ими основного языкового и речевого материала, целесообразно использовать различные задания из учебника, мультимедийное приложение к данному УМК "Еnjoy Listening and Playing", методические пособия.
Список литературы
1. Асмолов А.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Наука, 2012. - 342 с.
2. Алексеева Л.Л. И др. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. - 321 с.
3. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Особенности итоговой оценки достижений планируемых результатов по английскому языку в начальной школе // Иностранные языки в школе. - 2013. - № 5. С. 6-11.
4. Загребина И.В. Особенности обучения младших школьников английскому языку на начальном этапе // Начальная школа. - 2014. - № 10. С. 28-32.
5. Воронцов А.Б. и др. Проектные задачи в начальной школе. – М.: ЭКСМО, 2012. - 342 с.
6. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 2008. - 411 с.
7. Копылова В.В. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: назначение, структура, требования // Иностранные языки в школе. – 2013. - № 7. С. 2-6.
8. Муковникова Е. В. Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроке английского языка // Первое сентября. Английский язык. - 2012. - № 4. С. 4–7.
9. Никитенко З.Н. Специфика обучения английскому языку в начальной школе // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 19. С. 32-34.
10. Никитенко З.Н. Языковой портфель в начальной школе // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 5. С. 19-22.
11. Никитенко З.Н., Осиянова О.М. О содержании национально-культурного компонента в обучении английскому языку младших школьников // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 5. С. 7-10.
12. Никитенко З.Н. Формирование универсальных учебных действий – приоритет начального иноязычного образования // Иностранные языки в школе. - 2014. - № 6. С. 4–9.
13. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М.: Наука, 2007. - 321 с.
14. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, М.З. Биболетова и др. / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.
15. Соловцова Э.И. Актуальные проблемы обучения иностранному языку детей младшего возраста // Сборник научных трудов АПК и ПРО – М.: ЭКСМО, 2011. - 234 с.
16. Соловцова Э.И., Каменецкая Н.П. О преподавании иностранных языков на современном этапе // Иностранные языки в школе. - 2011. - № 3. - С. 61, 35, 48, 81.
17. Gairns R., Redman S. Working with Words; Cambridge University Press, 2008. - 321 р.
18. Millrood R. Modules in English Language Teaching Methodology. – Tambov, 2009. - 345 р.