Особенности формирования УУД на уроках английского языка
С введением ФГОС каждый учитель задумался над тем, как реализовать на практике все требования, предъявляемые этим стандартом. Специфика предмета «английский язык», его коммуникативная направленность помогает учителю реализовывать новые требования без каких-либо кардинальных изменений в прежней работе.
Трудность в работе по новым стандартам вызвали требования к формированию регулятивных умений у учащихся (таких как умение самостоятельно планировать свое речевое и неречевое поведение; осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на английском языке), поскольку учителя раньше сами организовывали свою деятельность с позиции более авторитарной, чем это предлагается в новых стандартах.
Поэтому основная деятельность в классах, обучающихся по ФГОС, была направлена на работу по формированию данных умений у учащихся.
Поначалу казалось, что организовать этап целеполагания на каждом уроке будет сложно и, что немало важно, занимать много времени. Но уже на первых уроках становится очевидным, что необходимость ставить цели и проводить рефлексию деятельности существенна для каждого урока и помогает в его проведении и логическом завершении [9, c. 32-34]. Поэтому, на уроках можно сочетать два вида планирования, поскольку в определении целей и задач вместе с учащимися на весь цикл есть рациональное зерно.
Итак, основное планирование деятельности происходит в начале большого цикла. Учитель объявляет учащимся или учащиеся видят в учебнике название нового цикла и пытаются определить, о чём пойдёт речь, что они смогут и что они хотят узнать, работая на уроках. Учащиеся в виде схемы записывают в тетрадь свои догадки, о чём пойдёт речь в цикле, а так же пожелания, что бы они хотели узнать. На данном этапе планирования учащиеся так же задумываются над вопросом «Для чего мне нужно знать эту информацию? Как она мне поможет в жизни?» (развиваем и реализуем личностные УУД: освоение личностного смысла учения; осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка) [9, c. 32-34]. После изучения одной из подтем цикла мы возвращаемся в схему, анализируем её (обводим ярким цветом или ставим галочку или другой знак напротив выученной темы) и делаем выводы (что узнали, насколько это было полезно, что будем учить дальше).
Например, уже в 3-4 классах в начале каждого цикла учащиеся могут заполнять Assessment Cards (оценочные листы) по анализу формирования УУД. В конце каждой изученной темы учащиеся вновь заполняют листы и видят, что их знания и умения улучшились, повысились оценки практически каждого формируемого УУД. Критериями оценивания являются словесные выражения: «не умею», «умею плохо», «умею нормально», «умею хорошо», «умею отлично».
Оценочный лист (возьмём для примера оценочный лист для учащихся 4 классов по теме «Великобритания») предлагает учащимся оценить свой уровень сформированности:
1. личностных УУД:
– Я понимаю зачем я изучаю английский язык (чем английский язык будет полезен лично мне.
– Я уважаю народ и страны, в которых говорят на английском языке и др.
2. регулятивных УУД:
– Я умею самостоятельно определять чему я научусь на данном уроке, в данной теме.
– Я умею правильно оценить правильность своей работы, своего ответа.
– Я знаю, что я уже умею и что мне нужно ещё узнать по теме урока.
– Я понимаю для чего я выполняю задание на уроке(зачем учу диалог, для чего выполняю грамматическое упражнение) и др.
3. познавательных УУД:
– Я умею строить своё высказывание по образцу.
– Я умею сформулировать главную мысль прочитанного текста.
– Я умею определять, о чём будет текст по заголовку и т.д.
4. коммуникативных УУД:
– Я внимательно слушаю собеседника и уважаю его точку зрения.
– Я умею работать в группе (умею распределять роли, договариваться с одноклассниками).
– Я знаю, что получится в итоге моей работы и т.д.
Так же оценочный лист предлагает учащимся проанализировать результаты освоения темы: здесь они оценивают предметные результаты:
– Я умею вести этикетный диалог по теме «Погода».
– Я умею давать краткие ответы на любые вопросы.
Рост как раз этих умений ярко выражен по каждой теме и, что важно, виден учащимся. В начале темы, как правило, учащиеся оценивают свои умения довольно низко (не умею, умею плохо) в конце темы оценка своих знаний возрастает до «умею хорошо» и «умею отлично». Что касается регулятивных УУД, то рост этих умений отслеживается с каждым новым циклом, т.е. происходит медленнее. И это понятно, поскольку учащиеся лишь начинают относиться к познанию по-новому. Они лишь начинают понимать и осознавать, что в действительности освоение и развитие предложенных им УУД положительно сказывается на их личностном росте, учит их по новому относиться к учению, даёт намёки на необходимость правильно расставить акценты в изучении предмета.
Такая работа должна проводиться с начала учебного года, учитель анализирует результаты и планирует дальнейшую работу. В начале года к учителю приходят новые учащиеся. С помощью данных оценочных листов учитель выясняет уровень подготовленности группы, анализирует уровень сформированности УУД и определяет задачи дальнейшей работы в конкретной группе: на формирование каких УУД необходимо направить дальнейшую работу, как расставить правильно акценты.
Развитие универсальных учебных действий в процессе обучения английскому языку находит отражение в современных УМК, предлагающих широкий спектр увлекательных заданий, позволяющих учащимся расширить и углубить изучаемый материал, увидеть связь между тем, что изучается на уроках английского языка, и содержанием других школьных предметов.
Рассмотрим на примере УМК «Enjoy English» для начальной школы под редакцией М.З. Биболетовой и др., какие задания и упражнения могут способствовать формированию универсальных учебных действий в соответствии с классификацией, предложенной А.Г. Асмоловым [1].
Таблица 1. Задания и упражнения по формированию универсальных учебных действий в УМК «Enjoy English»
1. Личностные действия | ||||
Виды действий | Задания и упражнения | |||
Действия в личностном самоопределении | Описать любимое животное, выбрать понравившийся персонаж, задать вопрос одному из одноклассников | |||
Действия смыслообразования | Объяснить, для чего я изучаю английский язык, в какой ситуации мне пригодятся знания, полученные сегодня на уроке | |||
Действия нравственно-этического оценивания материала | Заполнить языковой портфель (портфолио) | |||
2. Регулятивные действия | ||||
Виды действий | Задания и упражнения | |||
Действия целеполагания | Определить цель урока с опорой на наглядность: иллюстрация, слайд, игрушка и т.д. | |||
Действия планирования | Заполнить таблицу – план для составления рассказа, сказки и др. | |||
Действия прогнозирования | Предположить, какими знаниями и умениями ты будешь владеть после изучения этой темы | |||
Действия контроля | Самостоятельно проверить и оценить результаты своей работы по предложенной шкале | |||
Действия коррекции | Выполнить работу над ошибками | |||
Действия оценки | Сказать, чему я научился сегодня на уроке, что у меня получилось, а что требует дополнительного изучения | |||
Действия саморегуляции | Поучаствовать в различных конкурсах на уроке: лучший рассказчик, лучший журналист и др.; поработать в составе проектной группы | |||
3. Познавательные действия | ||||
Виды действий | Задания и упражнения | |||
Общеучебные действия | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | «Как узнать по-английски, который час?», «Как сравнивать предметы на английском языке?» «Как писать адрес на международном конверте?» и т.д. | ||
Поиск и выделение необходимой информации | Выделить необходимую информацию при чтении и аудировании, найти вторую форму глагола в грамматическом справочнике, найти в интернете информацию о праздновании праздников в Великобритании и т.д. | |||
Осознанное построение речевого высказывания | Самостоятельно описать любимого героя с опорой на графические символы, самостоятельно написать письмо другу с опорой на предложенный план | |||
Выбор языковых средств в соответствии с ситуацией общения | Окончить предложения, выбрав один из вариантов предложенной схемы, Выбрать правильное время глагола в соответствии со словами-спутниками | |||
Рефлексия деятельности по овладению английским языком | Обсудить пройденный на уроке материал: что нового я узнал, что делал на уроке, чему научился, что мне понравилось больше всего и т.д. | |||
Смысловое чтение | Прочитать (прослушать) текст и найти интересующую информацию, выделить главные факты, определить главную идею | |||
Создание алгоритмов деятельности | Определить этапы выполнения творческой или проектной работы индивидуально либо в составе группы | |||
Логические действия | Анализ объектов с целью выделения признаков | Прослушать слова и определить правило образования множественного числа имен существительных | ||
Синтез – составление целого из частей | Составить слова из букв, предложения из слов, текст из фрагментов | |||
Выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов | Выписать в разные столбики слова с открытым и закрытым слогом, прилагательные в сравнительной и превосходной степени и др. | |||
Самостоятельное выведение правил английской речи | Сформулировать правило на основании нескольких примеров его применения | |||
Установление причинно-след-ственных связей | Прочитать (прослушать) загадку, выбрать отгадку из предложенных рисунков | |||
Построение логической цепи суждений | Сказать, какое у меня любимое время года и почему | |||
4. Коммуникативные действия | ||||
Виды действий | Задания и упражнения | |||
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Определить цели, функции участников групповой работы, способы взаимодействия друг с другом и с учителем | |||
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Самостоятельно найти материал во внешних источниках для оформления стенда, открытки, газеты и др. | |||
Управление поведением партнера | Контролировать партнера при составлении диалога; Проверить и оценить работу соседа | |||
Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Составить монолог, разыграть диалог, написать письмо, заполнить анкету и т.д. | |||
Формирование и развитие системы универсальных учебных действий является инструментом обеспечения самостоятельности учебной деятельности младшего школьника при овладении иностранным языком как средством межкультурного взаимодействия и коммуникации.