Внутренние неурядицы перед Северной войной
1705-1708 г.
Подати, тягость войны и наборы
Громко корят баламут и смутьян,
Слышны на юге призывы на сборы
Старообрядцев, донцов и крестьян.
Астрахань первая бунт поднимает,
Следом башкиры в Уфимском краю,
Срочно столица угрозам внимает,
К Волге направила силу свою.
Дон не исполнил приказ о возврате
Беглых, от службы кто мог увильнуть,
Царь, постоянно нуждаясь в солдате,
Выслал отряд дезертиров вернуть.
Вспышку он тем на Дону вызывает,
Вышел Кондратий Булавин на бой,
Всех недовольных восстать призывает,
Жертвовать ради свободы собой.
Царский отряд уничтожен донцами,
Сам-же Булавин не спас головы,
Позже погиб на посту с удальцами,
Пулю пустил в лоб от злостной молвы.
Казнь бунтарей оказалась жестока,
Вырвано с корнем исчадие зла,
Мстили зуб за зуб и око за око,
Виселиц тень удлиняясь ползла.
Преобразования Петра в государстве 1708-1713 г.
Делятся земли восмью округами,
По городам им названья даны,
Их рубежи шли лесами, лугами
Вдоль необъятной, обширной страны.
Округ иначе губернией звали,
Где губернаторы были главой,
А воеводы в уездах сновали,
Старый удел позабыт вековой.
Вышло дворянских коллегий начало,
Велено гласный ландрат учредить:
У губернаторов эхом звучало,
Ибо ландрат не позволит вредить.
Суд и торговлю и дело морское
Общий Совет из Коллегий ведет,
Право законное, право мирское
Правду в суде справедливом найдет.
1721 г.
Сан патриарха дожил до отмены,
Новый Святейший Синод учрежден,
Чужды народу в стране перемены,
Пастырь церковный Петром побежден.
1722 г.
Служащий в выборе места свободен,
Каждому званью уважен и чин,
Подданным табель о рангах пригоден,
Сделан достойным заслугам почин.
Бремя невежества, груз убеждений
Сразу не снимутся взмахом одним,
Дать просвещенье путем принуждений,
— Способ подобный Петром применим.
Он поощряет учиться наукам,
Как ремесло и искусство познать,
Дать наставление будущим внукам,
Зрелым умом и плоды пожинать.
Строят в Москве навигации школу,
Геодезистов, гидрографов дать,
Служба морская России, престолу
Будет героев во славе рождать.
Взяты с ученой Европы примеры
Юным, способным открыть в школы вход:
Выйдут с дипломом свои инженеры
Прямо на фабрику или завод.
1725 г.
Мысль Императора планы рождает
Дать Академию мудрых наук,
Петр вдохновенно устав утверждает,
Лейбниц ученый готов для услуг.
1703-1725 г.
Артиллерийская школа в столице,
Взвился Морской академии флаг,
Медик, как доктор работал в больнице,
Пущены корни для будущих благ.
Сложены ружья, не бухает пушка,
Созданы деньги Монетным Двором:
Первый червонец, копейка, полушка,
Гривна, полтинник и рубль серебром.
Строят заводы в теснинах Урала,
Горное дело стараясь поднять
И из камней и руды, минерала
Можно России карман наполнять.
Светские книги печать выпускает,
Взят упрощенный гражданский набор,
«Русская Ведомость» взоры ласкает,
Азбуки школы берут на разбор,
Свойственно было Петровскому веку
Видеть Кунст-Камеру, первый музей,
Видит столица и библиотеку
Для разночинцев, дворян и князей.
Брюс астроном, предсказатель погоды,
Вводит полезный в ходу календарь
В тесном кругу с ним полезные годы
Ради науки провел государь.
Эхо Петра по Сибири звучало,
Беринг исследовал там берега,
Видно морских изысканий начало
И на Камчатке ступает нога.
Там Крашенинников, Гмелин отважны,
Нижней Тунгуской поплыл Мессершмидт,
Были открытия Лаптева важны,
Где океан ледовитый шумит.
Петр, развивая пути сообщений,
Связь Волги-Дона разумно признал,
Вырыл для водных речных сокращений
Ладожский, Вышневолоцкий канал.
Все улучшенья растут без предела,
Строго следят за охраной лесов,
Зрел виноград, где доход винодела,
Полнится чаша российских весов.
Брали на откупы рыбную ловлю,
Взят с монополий казенных налог,
Подняли вывоз товаров, торговлю,
Русский медведь выходил из берлог.
Ценны в хозяйстве животных породы,
Взят из Голландии скот племенной,
Следуя свойствам отбора природы,
Будет улучшен приплод коренной.
Косы и грабли явились на смену
Старым крестьянским горбатым серпам,
Жнец принимает с трудом их замену,
Спину сгибая поклоном снопам.
Петр, прорубая окно для столицы,
Чувствует веяний свежих приток,
Русские стали, как вольные птицы,
Видели, запад, чудесный восток.
Внешние связи в делах намечая,
Юношам дан наставленьем совет,
Всяк, иностранный язык изучая,
Вымолвит чуждым понятный ответ.
1722 г.
Важность престола вполне понимая,
Петр о наследии пишет устав,
Где, во внимание ум принимая,
Всех неспособных лишает он прав.
Лучше способного выбрать на царство,
Чем непотребному власть доверять,
Ибо погубит дурной государство,
Может и земли свои растерять.
Вводит присягу на верность престолу,
Требуя точно закон соблюдать,
Тех обуздал, кто клонил к произволу,
Честно пытался Державу создать!