Борьба за спасение души в поисках Божьей правды и положение монастырей на Руси

(Флаг в магендавидах Кирило-Белозёрского монастыря: http://zarubezhom.com/Images/Kirilo-Beloser-Flag1.jpg Прим. Стол.)

Русский мужик без вниманья оставлен,
Нужды его для бояр далеки,
Тратою силы народ был подавлен,
Ибо размеры страны велики.
Люду Господь был в делах упованьем,
Все полагались на помощь его,
Связан народ христианским призваньем,
Божий Закон признан прежде всего.
Ищет душа в горе жизни духовной,
Пастырь обязан ей путь указать,
Светские преданы жизни греховной,
Зло продолжает и душу терзать.
Русский народ был подвержен расколу,
Людям настала безлунная ночь,
Звали они Чудотворца Николу,
Он мог от злых навождений помочь.
Тяжести ига ложились на плечи,
Вовсе не мил от татар белый свет,
Но монастырь не тушил свои свечи,
Ищет душа там в страданьях ответ.
Брел богомолец с котомкой в обитель,
Где жизнь в безлюдье чернец созерцал,
Где монастырь, от беды избавитель,
Неугасимой лампадой мерцал.
Схимник в леса удалялся от мира,
Строгий обет на себя налагал,
Чуждый священно-церковного клира,
Божьего слова отшельник алкал.
Монастыри на Руси размножались,
Лепта народа рекою текла,
Сами монахи тому поражались,
Как их дорога к владеньям легла.
Много удобной земли появилось,
Польза росла в монастырских стенах,
Благо, хозяйство Руси оживилось,
Цели высокие ставил монах.
Князь не терял с подчиненными дружбу,
Им изыскал матерьяльный приход,
Жаловать волит боярам за службу
Землю, дающую верный доход.
Людям служилым земли не хватало,
Стал на монахов помещик роптать,
Время борьбы с духовенством настало,
Зависть корыстная вышла под стать.
Тут поднялись неизбежные споры
Против растущей зловредной молвы,
Свойственны будто монахам поборы,
Слухи касались духовной главы.
Строгий игумен Иосиф Волоцкий
Волоколамского монастыря,
Похотям чуждый, стремленьем не плотский,
Вымолвил слово, зашитой горя.
Он покровитель притока богатства,
Ибо оно не испортило нрав,
Цель накоплений полезных у братства
Веско привел, все упреки поправ.
Близ Белоозера, к берегу Соры,
Нил Сорский исподволь скит основал,

(Вот когда Москва стала осваивать Северо-Двинскую экономическую зону, построив для этого Кирило-Белозерский монастырь-крепость, который как раз контролировал выход с Северной Двины на «Волго-Балт», то есть путь из «варяг в греки». Флаг Кирило-Белозёрского монастыря: http://zarubezhom.com/Images/Kirilo-Beloser-Flag1.jpg и собирать рабов и материальные блага и оттуда. Прим. Стол.)

Умный игумен рассеивал споры
И нестяжательства путь признавал.
Стали судить на соборе церковном,
Мог-ли землей черноризец владеть,
Или забыл об обете духовном
И предпочел на богатстве сидеть.
Нил и Иосиф, как полюсы разны.
Важный вопрос был собором решен,
Их примиренья пути непролазны,
В пользу Иосифа спор завершен.

1503 г.
Взято собором одно направленье:
Мыслям Иосифа форму придать,
Вынесли гласное постановленье
Школу монахов-хозяев создать.
Иосифлянами звались монахи,
Против них глас возраженья звучал
И управителей смелые взмахи
Резко Максим Грек в словах обличал.

1480-1556 г.
Славен Максим Грек, духовный писатель,
Родом албанец был книжный мудрец,
Храма науки в Париже искатель,
Вызванный князем в Московский дворец.

1518 г.
Книжницу князя в порядок приводит,
Сделав отбор иностранных трудов,
Их на славянский язык переводит,
Много оставив глубоких следов.
Иосифляне вошли в искушенье
За обличенья дворцу донести,
Оклеветать Максим Грека решенье
До заточенья могло довести.
Сослан Максим Грек Василием в келью,
Волоколамской обители дом,
Жесткое ложе служило постелью,
Там занимался он книжным трудом.
Тверь ему служит потом заключеньем,
— Отроч седой монастырь не сгубил,
Грек сочиненья писал с увлеченьем,
Годы неволи на пользу убил.

(Максим Грек - в его время не было никакой "албании" как государства, не было такой нации. "Грек" был греческий еврей – ученик сожженного на костре за еретичество Сованаролы. Нос: http://en.wikipedia.org/wiki/File:Girolamo_Savonarola.jpg Скажи мне кто твой учитель, и я скажу кто ты. Отсюда понятно, каким образом он может "Книжницу князя в порядок приводит,
Сделав отбор иностранных трудов, Их на славянский язык переводит, Много оставив глубоких иудейских следов". Отсюда его и известность. Прим. Стол.)

1551 г.
В прежних правах, не монахам в угоду,
Ссыльный Максим Грек опять утвержден
И, получив долгожданно свободу,
Башкина ересь судить принужден.
Башкин Матвей, еретик, отвергает
Животворящую силу Креста,
Святость угодников в бездну ввергает,
Не признавая и веру в Христа.

1553 г.
Башкин судим был Московским собором,
Единомышленник с ним обречен,
Время не ждет и в решении скором
Каждый заблудший в острог заточен.
Властолюбивый Иосиф терзался,
Казнью отступникам веры грозил,
Нил человечным народу казался
И о пощаде заблудших просил.
Сектам пророческим разных воззрений
Дух православия путь замыкал,
Где-же спасенье души средь борений?
Божию правду заблудший искал.
Связанный тесно с учением веры
Сложный и пышный церковный обряд
Ложно отвергли в себе изуверы
И нетерпимостью к церкви горят.


Иудействующие. 1471 г.


Ересь возникла в различьи суждений,
Преображения жизни полна.
Был еретик Схарий враг убеждений,
Будто чиста Христа-Бога волна.
Он не признал ни святых, ни иконы,
Троицу и Богоматерь Христа,
Чтил Моисея пять книг, как законы,* (*Тору).
Веря в Мессию, не в святость Креста.
Праздничным днем выбирает субботу,
Чужд был ему воскресенья покой,
Вносит в умы православных заботу,
Явлен отныне субботник такой.
Новгород гордый притих поневоле,
Колокол, звавший на вече умолк,
Люди угрюмы, задумчивы боле,
Ходит по городу сумрачный толк.

1504 г.
Ересь поправ, приведя обличенья,
Вышел Иосиф Волоцкий на суд,
Грешники терпят идейно мученья,
Их на сожжение власти ведут.

(Схарий=Захар. Иврит)

Глава 7

ЭПОХА ИОАННА ГРОЗНОГО

Наши рекомендации