Глава IX. Ричард I Львиное Сердце (Кер де Лион)

Родился в 1157 г. Взошел на престол 13 августа 1189 г.
Умер 6 апреля 1199 г. Царствовал 9 3/4 года

Кто яростной неодолимой силой
И льва смирил, кто из груди у льва
Бесстрашно вырвал царственное сердце...

Шекспир
в переводе Н. Рыковой

(1190) Ричард по прозванию Кер де Лион, вступив на престол, по-прежнему жаждал отправиться в крестовый поход. Наконец, завершив все необходимые для этого предприятия приготовления и даже продав за умеренную плату добытый его отцом сюзеренитет над Шотландией, он отправился в Святую Землю, куда его призывал в многочисленных посланиях король Франции Филипп II, готовый отплыть в том же направлении.

Место встречи английских и французских крестоносцев было назначено в Бургундии. Когда Ричард и Филипп прибыли туда, их армии, в составе около ста тысяч бойцов каждая, уже ожидали своих вождей. Здесь английский и французский короли, дав друг другу торжественные клятвы верности, дружбы и взаимной помощи, решили доставить свои войска в Святую Землю морем. Однако непогода заставила их искать укрытия в Сицилии, где они провели всю зиму. Ричард разместился в пригороде Мессины1, в небольшой крепости, контролировавшей все подходы к порту. Филипп расквартировал свое войско в самой столице, где он приятно проводил время в обществе сицилийского короля.

Между монархами было немало взаимного недоверия, подозрений и затаенной вражды, возможно умышленно подогревавшейся королем Сицилии. Наконец, уладив все противоречия и ссоры, они отплыли в Святую Землю, куда французы добрались значительно раньше англичан2. По прибытии английской армии в Палестину судьба сначала будто улыбнулась общему делу: французский и английский короли, казалось, забыли о своих взаимных тайных подозрениях и начали действовать согласованно. Однако вскоре Филипп, сославшись на состояние здоровья, вернулся во Францию, оставив Ричарду всего лишь десять тысяч своих бойцов под командованием герцога Бургундского.

Глава IX. Ричард I Львиное Сердце (Кер де Лион) - student2.ru Оставшись во главе армии крестоносцев, Ричард вел их от победы к победе. Вскоре они осадили восстановленную незадолго до этого крепость Аскалон, которая открывала дорогу к Иерусалиму. Саладин3, наиболее героический из всех сарацинских монархов, был полон решимости помешать крестоносцам овладеть этой крепостью и занял подступы к ней с армией в 300 тысяч человек. Это был день, отвечающий самым честолюбивым стремлениям Ричарда, ибо дал ему противника, достойного самых высоких амбиций. Победа досталась крестоносцам. Ричард, когда фланги его армии были смяты противником, лично возглавил резервный отряд и восстановил положение. Сарацины бежали в величайшей панике, оставив на поле боя более 40 тысяч убитых.

(Мужество Ричарда было столь неоспоримым, даже во вражеской армии, что одно его имя наводило на сарацинов. Иной раз можно было слышать, как какой-нибудь сарацин говорит заупрямившейся лошади: "Ну, мертвая! Что стала? Ричарда увидала что ли?". Не менее замечательными, чем мужество Ричарда были его упорство и прилежание. Чтобы поощрить солдат, восстанавливавших стены Аккры после ее взятия в 1191 году, Кер де Лион не только работал каменщиком сам, но и указал другим военачальникам рабочие места среди их подчиненных. Все охотно подчинялись ему, за исключением Леопольда, герцога Австрийского, который заявил, что, поскольку его отец не был ни каменщиком, ни масоном, то и он не освоил этой профессии. Ричард, услышав эти слова, повторенные ему в лицо, вышвырнул обнаглевшего герцога из палатки и приказал предать позору австрийское знамя. (Бромптон)

Вскоре после этой победы пал Аскалон и еще несколько городов, что позволило Ричарду приблизиться к Иерусалиму настолько, что он мог наблюдать этот предмет его давних и страстных мечтаний. Но в этот славный момент его честолюбивые планы потерпели крах. Проведя смотр своим войскам с целью оценки возможности начать осаду, он обнаружил, что потери так велики, а оставшиеся в живых так изнурены голодом, болезнями и усталостью, что не имеют ни сил, ни желания выполнять его приказы. Поэтому достижение соглашения с Саладином оказалось совершенно неизбежным и с ним было заключено перемирие на три года. По договору все морские порты Палестины должны были оставаться в руках христиан, а всем исповедующим эту религию было гарантировано безопасное паломничество в Иерусалим.

Саладину были присущи редкие величие духа и благородство. Летописи рассказывают о том, как однажды во время этой кампании Ричард опасно заболел; для его лечения требовались свежие овощи, фрукты и лед для их охлаждения. И благородный сарацин послал в изобилии и то, и другое, и третье единственному из своих противников, которого он опасался, и тем самым спас ему жизнь. (Vita Saladini).

Ричард, увенчав, таким образом, свою экспедицию скорее славой, чем реальными успехами, начал подумывать о возвращении домой. Однако, будучи вынужден пробираться через Германию под видом странствующего пилигрима, он был в окрестностях Вены захвачен в плен своим врагом, герцогом Австрийским Леопольдом, который приказал заковать его в кандалы и заключить в тюрьму,приказание, позорящее честь и достоинство герцога4. Вскоре Германский император Генрих VI приказал герцогу доставить пленника в его распоряжение и наградил Леопольда крупной суммой денег за проявленное рвение5. Так король Англии, прославившийся своими подвигами на весь мир, был подло брошен в темницу и подвергнут жестокому обращению теми, кто намеревался использовать в корыстных целях его бедственное положение.

Прошло немало времени прежде, чем подданные Ричарда в Англии узнали о злоключениях своего любимого монарха. Связь между народами в то время была такая слабая, что это открытие было сделано (так говорит легенда) лишь благодаря бедному французскому менестрелю6, который, странствуя по Европе от одного замка к другому наигрывал на арфе любимую мелодию Ричарда. Однажды из окна одного из замков он услышал в ответ ту же редкую мелодию: это король, взяв в руки арфу, открыл таким образом место своего заточения.

Однако Англичанин в конце концов взял верх над германским варваром-императором, который, видя, что не может более задерживать своего пленника, был вынужден выполнять условия соглашения, по которым Ричард был возвращен своим подданным за выкуп в сто пятьдесят тысяч марок, или сто тысяч фунтов на английские деньги. Ничто не могло сравниться с радостью англичан при возвращении их монарха после всех его подвигов и страданий. Свой въезд в Лондон он превратил в триумф, при котором горожане проявили такие роскошь и расточительность, что германские лорды, сопровождавшие короля высказались в том духе, что если бы император знал о богатстве и верноподданнических чувствах англичан, он не расстался бы столь легко со своим пленником.

Вскоре Ричард приказал вновь короновать себя в Винчестере. Он созвал Генеральный Совет в Ноттингеме и конфисковал все владения своего брата Джона, который упорно старался продлить его плен, вступив с этой целью в союз с королем Франции. Однако Ричард скоро простил Джона со следующими благородными словами: "Хотел бы я столь же легко забывать обиды, нанесенные мне братом, сколь легко он просит прощения."

Смерть Ричарда произошла в результате несчастного случая. Один из вассалов короля стал обладателем сокровищ, случайно найденных во Франции при вскапывании поля. Часть этих сокровищ он отослал королю, а часть оставил себе. Ричард как верховный лорд, считая себя вправе присвоить все найденные сокровища, настаивал на том, чтобы ему была выслана оставшаяся часть, а когда получил отказ, осадил замок Шале под Лиможем, где по его предположению были спрятаны сокровища. На четвертый день осады, объезжая крепость верхом с целью рекогносцировки и выбора наиболее подходящего для штурма участка, он был ранен в плечо стрелой, пущенной из замка лучником Бертраном Журденом. Рана сама по себе была неопасной, но неумелый лекарь, пытаясь удалить стрелу из плоти, разбередил ее настолько, что она омертвела и появились фатальные симптомы. Почувствовав приближающийся конец, Ричард составил завещание, согласно которому корона и три четверти принадлежавших ему сокровищ передавались его брату Джону, а одну четверть он завещал разделить между слугами. Он приказал также привести к нему ранившего его лучника и спросил у него, какой вред он причинил ему лично, за что тот отнимает у него жизнь. Лучник отвечал с мужеством отчаяния: "Ты убил своею собственной рукой моего отца и двух моих братьев, а также намеревался повесить меня. Теперь я в твоих руках и ты пытками можешь мне отомстить, но я с радостью приму муки, утешаясь тем, что избавил мир от тирана." Пораженный мужественным ответом Ричард приказал наградить Журдена сотней шиллингов и отпустить его на свободу. Но Маркэйд, один из английских генералов, как истинный негодяй приказал содрать с Журдена кожу заживо и затем повесить его.

Ричард умер на десятом году царствования и на 42-м году жизни, оставив лишь незаконнорожденного сына по имени Филипп.

Современные суверены

Папы Римские: Клемент III1188, Целестин III1191, Иннокетий III1198;

Императоры Востока: Исаак II1186, Алексей II1195;

Императоры Запада: Фридрих I Барбароса1152, Генрих VI1190, Филипп I1197;

Король Франции: Филипп II Август1180;

Король Португалии: Санчо I1180;

Король Дании: Канут V1182

Король Шотландии: Вильям1165;

Великий князь Владимирский: Всеволод Большое Гнездо 1176.

Выдающиеся персоны

Принц Джон;
Хьюбертархиепископ Кентерберийский,
Генри Фитц-Олвинпервый лорд-мэр Лондона;
Вильям Лонгчемп, епископ Эли,регент в отсутствие Ричарда;
Бертран Журден;
Робин Гуд и Джон Литтл,знаменитые разбойники;
Вильям Фитц-Осберт, законник по прозвищу Борода (Лонгберд), казненный за призывы к мятежам и подрывную деятельность.

ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИКА:

1) В отличие от Голдсмита Диккенс пишет о Ричарде с отвращением, видя в нем не монарха, а разбойника и убийцу. Грин оценивает его более трезво и, наверное, объективно: "Не обладая административным гением своего отца и будучи не столь изобретательным в своих политических амбициях, как его брат Джон, Ричард был далеко не просто вояка. Любовь к приключениям, гордость своей физической силой и проявляющееся время от времени романтическое благородство резко контрастировали в нем с коварством, беспринципностью и неистовым нравом его расы. Но это был настоящий государственный деятель, смелый в своих замыслах, хладнокровный и терпеливый в их реализации".

2) Англо-французские отношения со времени норманнского завоевания сводились к напряженной борьбе, в которой английские короли стремились удержать и расширить свои владения во Франции, а французскиеэти владения захватить, или по крайней мере, ограничить и удержать их английских владельцев в ранге пэров Франции. Поэтому естественно, что Филипп-Август "дружил" с Ричардом, когда тот был принцем, и начал враждовать с ним, когда он стал королем. Эта вражда вылилась в настоящую войну в 1194--1196 гг., в ходе которой Филипп пытался захватить Нормандию, а Ричард вполне успешно ее защищал, выстроив на ее границах ряд крепостей, из которых особенно знаменитой была крепость Шато-Гайяр, считавшаяся чудом фортификационного искусства.

3) Англо-германские отношения время от времени менялись. При Генрихе II они были дружественными; ради борьбы против короля Франции, он даже признавал за императором высший по сравнению с королями авторитет и поддерживал его в борьбе против папы Римского. Ричард напротив, поддерживал самого опасного опасного врага императора среди его подданных,своего зятя, герцога Саксонского Генриха Льва. Его сына Ричард воспитывал при своем дворе, рассчитывая со временем утвердить его на императорском престоле.

Довольно опасным внешним врагом Священной Римской Империи было норманнское королевство Сицилия, где правил другой зять Ричарда, Вильгельм, а затем его преемник Танкред. Это королевство всерьез боролось с империей за земли Южной Италии, тогда как император Генрих VI претендовал и на Сицилийскую корону. Поэтому со стороны Генриха было естественно постараться извлечь все выгоды из нахождения Ричарда у него в плену. Угрожая непокорным вассалам внутри империи тем, что он выдаст Ричарда в руки Филиппа-Августа, он быстро привел их к повиновению. Самого же Ричарда, помимо громадного выкупа, он заставил принести вассальную присягу на верность и клятвенное обещание выставить войско и флот против его бывшего союзника Танкреда. Все эти клятвы Ричард дал охотно и, если последнюю он и не думал выполнять, то своей вассальной зависимостью он очень дорожил, так как она давала ему возможность участвовать в императорских выборах и тем самым влиять на внутриимперские дела. Даже после смерти Генриха VI, который в своем завещании освободил Ричарда от этой зависимости, тот и не думал от нее отказываться. Напротив, он приложил все силы к тому, чтобы сделать своего племянника королем Германии, правда одним из трех: еще одна часть германских князей выбрала королем герцога Швабии Филиппа, а третья поддерживала малолетнего сына Генриха VI, Фридриха II (императорской же короной короновал папа Римский)"почти дословный пересказ книги Н.Ф. Клесницкого "Священная Римская Империя: притязания и действительность" изд-во "Наука", 1977 г. (Ф. С.)

1Столица Сицилии, город, значительно пострадавший от землетрясения в1783 году и знаменитый своими винами; одна из лучших гаваней в Средиземном море.

2По дороге Ричард захватил и разграбил остров Кипр.Ф.С.

3Саладин или Салах-эд-Дин (1138--1193)египетский султан с 1171 г. Основатель династии Айюбидов. Возглавив войну против крестоносцев, в 1187 г. нанес им поражение у Тивериадского озера и захватил Иерусалим, что и явилось поводом для организации 3-го крестового похода.Ф.С.

4Путь через Францию был для него столь же опасен, так как к этому времени Филипп-Август стал его злейшим врагом. В Германии же у него было немало друзей среди тамошних феодалов, и если бы ему удалось добраться до Саксонии, где герцогом был его зять Генрих Лев, то он был бы в безопасности.Ф.С.

5Об англо-германских отношениях см. примечания в конце главы.Ф. С.

6То был паж Ричарда Блондель де Нель. Этому событию посвятил одну из своих баллад Гейне.Ф.С.

Наши рекомендации