От которых получили названия дни недели

Боги, которым поклонялись наши саксонские предки, были довольно многочисленны, однако те, от которых получили названия дни недели, были главными объектами их культа.

Бог Солнца (Сан)

Этот идол, представлявший дневное светило, был главным богом. Он изображался в виде мужчины, державшего в вытянутых руках горящий круг. В знак особого преклонения перед этим божеством древние саксонцы посвятили ему первый день недели, который они называли "Сан з дег". Отсюда и происходит современное "Санди" (Sunday — воскресенье).

Богиня Луны (Мун)

Она считалась следующей по старшинству и почиталась во второй день недели, называвшийся "Мун з дег". Отсюда современное "Манди" (Monday — понедельник). Эта богиня изображалась одетой в короткое платье с капюшоном, у которого были длинные уши.

Бог Тьюско

Тьюско вначале почитался как отец и первый представитель тевтонской расы, однако затем ему стали поклоняться как сыну Земли. На изображениях это — почтенный мудрец со скипетром в правой руке, одетый в шкуру какого-то животного. У саксонцев ему был посвящен третий день недели, называвшийся вначале "Тьюско'з дег", что в современном английском языке трансформировалось в "Тьюзди" (Tuesday — вторник).

Бог Воуден (также Вотан, или Один)

Вотан, или Один, был высшим божеством у северных наций. Этот герой по преданиям прибыл откуда-то с востока, но неизвестно, из какой страны и когда точно. Его подвиги составляют большую часть мифологических сказаний древних народов и преувеличены настолько, что находятся за пределами вероятного. В честь этого божества назывался четвертый день недели — "Воуден'з дег", в современном произношении "Уэнзди" (Wednesdaycреда)

Бог Тор

Тор — старший и самый храбрый сын Одина и Фриги. У саксонцев и у датчан он почитался больше всех после его родителей. Ему посвящен пятый день недели — "Тор'з дег", в современном английском — "Thursday" — четверг. Он изображался сидящим на троне с золотой короной на голове, украшенной кольцом из двенадцати блестящих звезд, и со скипетром в правой руке.

Богиня Фрига, или Фрейя

Фрига, или Фрейя, жена Одина, почитавшаяся более всех после него у саксонских, датских и других язычников севера. В самые древние времена она именовалась также Гертой и считалась богиней Земли. Ей был посвящен шестой день недели, называвшийся у саксонцев "Фрига'з дег", что соответствует современному "Фрайди" (Friday — пятница). Фрига изображалась с мечом в правой руке и луком в левой.

Бог Ситер

Ситер изображался стоящим на острой колючей спине окуня, как на пьедестале, с непокрытой головой. В левой руке он держит колесо, а в правой — ведро с водой, в котором находятся цветы и фрукты. Он одет в длинное платье и подпоясан веревкой. Название, данное его дню, "Ситер'з дег", в трансформированном виде (Saturday — суббота) сохранилось и до наших дней.

Следует заметить, что, в отличие от дней недели, названия месяцев у саксонцев характеризуются в основном особенностями сезона. Заметим также, что названия месяцев, принятые французами во время революции, хотя и более элегантны, но не превосходят саксонские в точности, скорее, они просто были заимствованы у древних саксонцев. Первым у них был Мидвинтер, т. е. среднезимний (декабрь). Январь назывался Афтер Юла, т. е. "После Рождества" (это название было дано, видимо, после принятия саксонцами христианства; впрочем, эти сведения не вызывают у меня особого доверия к их точности, так, например, известный поэт, романист и исследователь древних легенд Роберт Грейвс утверждает, что вплоть до тюдоровской эпохи у англичан год состоял из 13 месяцев по 28 дней каждый — Ф.С.), февраль — сол монат (возвращение солнца), март — реде монат (яростный, суровый), апрель — месяц Эстер (по имени еще одной богини, которое встречается и в наши дни), май — тримильчи (т. е. месяц, когда коров доят три раза в день), июнь — сере (сухой), июль — мед (т. е. луг, имея в виду месяц, когда цветут луга), август — веод (от обилия сорняков), сентябрь — хэвест (урожай), октябрь — винтер (зимний, начало зимы, полнолуние), ноябрь — блот (т. е. кровавый, так как в это время забивали скот, чтобы создать запасы на зиму).

Коммертарии

1Эгбертпотомок Сердика, первого короля Уэссекса, саксонского генерала, высадившегося в Британии в 495 году. В саксонских анналах говорится, что он ведет свое происхождение от Вотана, легендарного родоначальника саксонской знати. Своими завоеваниями в Британии он положил начало английской монархии. Его потомки по мужской линии прослеживаются на английском троне до Эдуарда Исповедника, а по женской — до славной принцессы, занимающей этот трон в настоящее время.

2Убит в бою против датчан в 871 году.

3Ввел суд присяжных, подразделил Англию на графства и округи, а также основал Университет в Оксфорде.

4В 1013 году король Дании Свейн завладел Англией и короновался как ее король, Этельред бежал в Нормандию. После смерти Свейна (1014) он вернулся, но уже в 1016 году умер. В том же году корона оспаривалась между сыном Этельреда от первого брака Эдмундом Айронсайдом (Железнобоким) и сыном Свейна Канутом. Эта борьба закончилась разделом королевства между ними. Однако вскоре после этого Эдмунд был убит и власть над всем королевством перешла к Кануту (прозванному Великим), который в 1017 году был объявлен королем Англии.

5Cын Канута Великого и вдовы Этельреда НеразумногоЭммы Нормандской.

6Cын герцога Нормандского Роберта Дьявола (отсюда Нормандская династия).

7Cын Аделы, дочери Вильяма Завоевателя, и графа Блуа. Отсюда дом Блуа.

8 Сын Матильды (дочери Генриха I) и графа Анжуйского Жоффруа Плантагенета. Отсюда династия Плантагенетов.

9Сын Джона Ганта, герцога Ланкастерского (четвертого сына Эдуарда III). Отсюда династия Ланкастеров.

10Сын Ричарда, герцога Йоркского (отсюда династия Йорков), а по материнской линии потомок герцога Кларенса, второго сына Эдуарда III.

11Сын графа Эдмунда Тюдора и Маргариты Бофорт, по прямой линии вос-ходящей к герцогу Ланкастеру. Отсюда династия Тюдоров.

12Cын Марии, королевы Шотландской, и Генри Стюарта, лорда Дарнли. Отсюда династия Стюартов.

13В 1649 г. казнен, королевское правление сменилось временно республикой во главе с лордом-протектором Кромвелем.

14Он же Вильгельм, принц Оранский, штатгальтер Нидерландов. Вместе со своей женой (дочерью Джеймса II) провозглашены в результате "Славной Революции 1688 года" королем и королевой Англии. После ее смерти в 1694 г царствовал еще 8 лет.

15 Георг Людвиг, герцог Брауншвейгский и курфюрст Ганноверский, соединил в себе две генеалогические ветви, восходящие к Генриху II Плантагенету: его мать была внучкой Джеймса (Якова) I, а отец — далеким потомком дочери Генриха II Матильды и ее мужа, герцога Саксонского, Генриха Льва. Отсюда Брауншвейгская династия (прослеживается до настоящего времени, но с началом 1-ой мировой войны из патриотических соображений была переименована в Виндзорскую. — Ф.С.)

16Книга была издана при жизни Виктории, а прожила она до 1901 года, процарствовав 64 года. За ней последовали: 36. Эдуард VII (1801), 37. Георг V (1910), 38. Эдуард VIII (не короновался, т. к. отрекся от престола), 39. Георг VI (1936), 40. Елизавета II — с 1952 и по настоящее время. — Ф.С.

ИСТОРИЯ АНГЛИИ

ГЛАВА I. ДРЕВНИЕ БРИТАНЦЫ

Британия1 от завоевания Юлием Цезарем2 в 54 г. до н.э.
до ухода римлян в 447 г. н. э.

То было наукою древних племен:
Оттачивать копья, щиты украшать,
И девы красе наносили урон,
Малюя лицо, чтоб врагов устрашать.

Шенстоун

В доримские времена Британия была мало известна остальному миру. Ее побережье, обращенное к Галлии3, часто посещалось купцами, которые торговали на материке товарами, производившимися британцами, и, как полагают, селились на тех приморских землях, где им было позволено. Сочтя эти земли плодородными и многообещающими, они освоились здесь и принесли с собой передовую практику земледелия. Однако обитатели внутренних районов страны, считавшие себя законными хозяевами земли, избегали контактов с пришельцами, которых они рассматривали как посягателей на их собственность и неоднократно беспокоили войнами и набегами.

Жители внутренних районов острова были, как полагают, весьма многочисленны, жили в домах, крытых соломой, и пасли огромные стада крупного рогатого скота. Они питались, в основном, молоком и мясом, добываемым на охоте. По свидетельству Плутарха, "древние британцы были настолько умеренными в еде и вели такой здоровый образ жизни, что начинали стареть только в возрасте 120 лет". Они одевались в шкуры животных, оставляя не прикрытыми руки и ноги до бедер, раскрашивая их обычно в голубую краску. Они носили длинные волосы, струившиеся по их плечам на спины, однако бороды стригли накоротко, оставляя только усы. Одежда первобытных племен, вероятно, повсюду имела много общего и имела целью внушать скорее страх, чем любовь и уважение.

Что касается их управления, то существовали несколько небольших княжеств, каждое со своим вождем. По-видимому, это — древнейшая форма правления, известная человечеству и вытекающая из естественных привилегий патриархальной власти. Перед лицом надвигающейся опасности собиралась генеральная ассамблея, где с общего согласия выбирался главнокомандующий, которому поручалось отстаивать общие интересы и предоставлялось право вести войну, заключать мир и осуществлять управление и суд.

Их вооруженные силы состояли, главным образом, из пехотинцев, однако в случае необходимости они могли собирать и крупные отряды конницы. Они использовали в бою также и колесницы с короткими косами, прикрепленными к колесной оси, которые наносили противнику ужасные ранения, сея страх и опустошения там, где они проезжали. Цезарь дает живое описание мастерства британцев в управлении боевыми колесницами, которое он объясняет неустанными упражнениями и постоянным употреблением, имея в виду непрерывные войны между самими британцами. Пока колесницы делали свое страшное дело, воины, управлявшие ими, также не оставались без работы. Они то забрасывали врага дротиками, то соскакивали на землю и бежали рядом с колесницей, то снова вскакивали на нее. Они могли остановить колесницу, повернуть ее, а иногда обращались в мнимое бегство, чтобы завлечь врага в ловушку и расстроить его ряды.

Религия британцев играла очень важную роль в их управлении, а друиды, составлявшие "религиозную гвардию", пользовались большим авторитетом у населения.

Друиды подразделялись на три класса: 1) барды — героические историки и поэты, 2) уэйты — религиозные музыканты и поэты, претендовавшие на роль пророков, и 3) прочие друиды, осуществлявшие остальную часть религиозной службы. Третий класс, наиболее многочисленный, носил то же название — друиды, что и все братство друидов. Верховный вождь друидов титуловался Архидруидом. В число духовенства входили также и женщины друидессы, которые также подразделялись на три класса. Представительницы первого класса давали обет вечной девственности и жили все вместе изолированно от всего остального мира. Это были главные жрицы, ворожеи, предсказательницы, претендовавшие на способность творить чудеса и в высшей степени почитаемые народом. Ко второму классу принадлежали фанатичные друидессы, которые, хотя и могли выходить замуж, но большую часть времени проводили вместе с друидами, помогая им в отправлении религиозной службы и лишь изредка возвращаясь к своим мужьям. Друидессы третьего, самого низкого класса прислуживали друидам, отправляя наименее почетную часть религиозной службы.

Не было суеверия более страшного, чем связанного с друидами: помимо сурового наказания, которое они могли наложить в этом мире, они внушали своим прихожанам мысль о переселении и вечном существовании душ, простирая таким образом свою власть столь далеко, сколь был велик страх, внушаемый ими приверженцам их религии4. Они приносили человеческие жертвы, сжигая обреченных на них в огромных идолах, сплетенных из прутьев. Размеры этих идолов позволяли предать огню одновременно великое множество людей. К этим обрядам, призванным поразить воображение невежественных соотечественников и привить им благоговейный страх, следует прибавить суровый аскетизм и простоту образа жизни друидов. Они жили в лесах, укрываясь в пещерах и дуплах деревьев, питаясь желудями и ягодами, и пили только воду. Таким образом они завоевывали не только уважение, порожденное страхом, но и благоговейное почитание со стороны народа.

Цезарь сообщает, что друиды учили также "многим вещам относительно звезд и их движения, размеров Земли и природы вещей", однако судить о том, насколько велики были их познания в области астрономии или натуральной философии, не представляется возможным, так как их доктрины не записывались, а формулировались в виде стихов, которые они заучивали наизусть путем неоднократных прослушиваний и бережно хранили в памяти. Предполагается, что религия друидов возникла в Британии, ибо те галльские юноши, которые жаждали приобщиться к тайнам друидов, направлялись в эту страну, чтобы получить там "законченное образование". Одним из наиболее значительных памятников эпохи друидов является круг, образованный каменными глыбами на равнине Солсбери Плэйн, называемый Стоунхендж. По-видимому, это был великий национальный храм.

Можно с уверенностью предположить, что обычаи этих людей складывались под большим влиянием суровой дисциплины их учителей. Их жизнь отличалось простотой, но вместе с тем и жестокостью, граничившей со свирепостью. Их мужество было велико, но лишено милосердия и упорной настойчивости.

Британцы долго пребывали в этом примитивном, но независимом состоянии, когда Цезарь, покорив после ряда блестящих побед Галлию и желая распространить свою славу еще далее, решил предпринять завоевание Британии, что, казалось, обещало ему легкий триумф. Погрузив войска, предназначенные для этой экспедиции, на корабли, он отплыл в Британию около полуночи и пристал к побережью Британии близ Дувра, где он увидел скалы и утесы, на которых стояли люди, готовые к отпору.

Британцы выбрали своим вождем Кассибелана (иногда это имя пишется Кассивеланус), однако более мелкие князьки, находящиеся под его началом, одни — из зависти, считая себя более достойными командирами, другие — подвергая сомнению его полководческие способности вообще, отказались ему повиноваться. Некоторые из них увели свои войска во внутренние районы страны, другие покорились Цезарю сразу. Наконец Кассибелан, ослабленный таким дезертирством, решил начать переговоры, пока он еще имел достаточно сил, чтобы удерживать поле боя. Условия, предложенные Цезарем, были не очень обременительными: Кассибелан должен был признать подчинение Риму и послать на континент определенное число заложников. Цезарь, однако, был вынужден вернуться еще раз, чтобы заставить британцев выполнять заключенный договор.

Ко времени вторжения римлян Англия, включая Уэльс, подразделялась на следующие семнадцать княжеств:

  Римское название княжества Современные области, входящие в его состав
Дамнония Корнуолл и Девон
Дуротригес Дорсетшир
Бельгэ Сомерсетшир, Уилтс и часть Ганта
Аттребатия Беркшир
Регни Сэрри, Сассекс и остальная часть Ганта
Кантии Кент
Добуни Глостер и Оксфордшир
Каттиеуклани Бакс, Бедфорд и Хертс
Тринобантес Эссекс и Мидлэссекс
Исени Саффолк, Норфолк, Хантингдон и Кембридж
Коритани Нортгемптон, Лейстер, Рэтленд, Линкольн, Ноттингем и Дерби
Корнави Уорик, Уорсетер, Стаффорд, Честер, Шропшир
Силур Раднор, Брекон, Гламорган, Монмаут, Херефорд
Деметэ Пембрук, Кардиган, и Кэмэртен
Ордовик Монтгомери, Мерионет, Кэрнарвон, Флинт и Денбиг
Бригантес Йорк, Дюрхем, Ланкашир, Вестморленд, Кэмберленд
Оттадини Нортумберленд вплоть до Твида

РАЗДЕЛ II

Великая Боадицея, Британии и британцев слава и честь!
Позор врагам твоим, которых было не счесть!
В пылающем воображении моем навеки осталась
Каждая из битв, где женская доблесть за права Альбиона сражалась.
Само твое поражение увековечило твою славу,
И увяли с позором победителя Светония лавры

Диббин

Когда императором Рима стал Август, он изъявил желание посетить Британию, но ему помешало неожиданное восстание в Паннонии. Третий император Рима, Тиберий, справедливо считавший, что его империя стала слишком большой, даже и не планировал таких попыток. Тем временем жители Британии стали преуспевать в ремеслах, способствующих прогрессу.

Неуемное сумасбродство Калигулы (четвертого императора Рима), который угрожал Британии вторжением, скорее сделало его посмешищем, чем представило серьезную опасность. Наконец, во время правления Клавдия римляне стали серьезно подумывать, о том, не снизойти ли им до ревизии своего доминиона. Экспедиция, предпринятая с этой целью, возглавлялась Платием (а затем другими командирами) и сопровождалась успехом, обычно сопутствующим римскому оружию в ту эпоху.

Карактакус был первым британским князем, предпринявшим энергичную попытку освободить свою страну и прогнать унижающих ее хищных завоевателей. Это был неотесанный солдат, тем не менее, он с малыми силами в течение более 9 лет успешно противостоял римлянам, беспокоя их набегами, пока, наконец, не был окончательно разбит и захвачен в плен Осторием Скапулой, который отправил его с триумфом в Рим. Когда Карактакуса проводили по улицам Рима, он вовсе не был смущен при виде толп римлян, сбежавшихся посмотреть на триумфальное шествие, но был так изумлен окружавшим его великолепием, что невольно воскликнул: "Ну и ну! И как же это народ, обладающий таким богатством, зарится на наши ничтожные хижины в Британии!" Император был тронут несчастьем героя и покорен его смелым поведением. Он приказал тут же расковать Карактакуса и дал ему свободу вместе с другими пленными.

Жестокое обращение с Боадицеей, королевой Исени побудило британцев на еще одно открытое восстание. Прасатагус, король Исени перед смертью завещал половину своего королевства римлянам, а половину своим дочерям, надеясь спасти таким способом хотя бы часть своих владений для своей семьи. Однако все произошло иначе: римский прокуратор немедленно захватил все королевство, а когда Боадицея (вдова покойного) попыталась протестовать, он приказал высечь ее плетьми как рабыню и изнасиловал ее девственниц-дочерей. Это надругательство всколыхнуло весь остров и привело ко всеобщему восстанию. Первыми за оружие взялись исенийцы, оскорбленные больше других. За ними поднялись на борьбу и все остальные княжества. Боадицея, женщина замечательной красоты и мужества, была поставлена во главе восставших, число которых составило 230 тысяч человек. Доведенные до отчаяния притеснениями римлян, они атаковали многие римские поселения и колонии и вначале имели успех. Паулинус, командующий римскими войсками, поспешил на выручку Лондону (который тогда уже был цветущей колонией). Однако по прибытии туда он обнаружил, что безопаснее покинуть этот город, где ярость восставших не знала жалости. Лондон вскоре был обращен в пепел, а все его население вырезано. Число римлян и других чужеземцев, преданных мечу, превысило 70 тысяч человек. Воодушевленные этим успехом британцы больше не старались избегать решительного сражения и смело устремились к тому месту, где их поджидал Паулинус, весьма удачно расположивший свое войско, насчитывавшее 10 тысяч человек. Битва была упорной и кровавой. Боадицея собственной персоной вместе с двумя дочерьми появилась перед своими войсками на боевой колеснице и обратилась к ним с напутствием, исполненным мужества и величия. Однако отвага ее необученных, недисциплинированных войск не смогла противостоять холодному упорству римлян. Восставшие были разбиты наголову; 80 тысяч их пало на поле боя, а еще больше попало в плен. Боадицея, не желая попасть в руки рассвирепевших врагов, приняла яд.

Полководцем, установившим твердую власть римлян в доминионе на острове, был Юлий Агрикола, который управлял им во время правления Веспасиана, Тита и Домициана и отличался не только мужеством, но и гуманностью. В течение нескольких лет после правления Агриколы в Британии воцарился мир. По крайней мере, ни один историк не упоминает о каких-либо восстаниях на острове.

Наконец Рим, который веками диктовал народам законы и распространял рабство и угнетение по всему известному ему миру, начал приходить в упадок, изнеженный своим богатством. Человечество, как по единому уговору, поднялось на борьбу за свою свободу. Почти все народы отстаивали свою независимость, которой они так долго и так несправедливо были лишены.

Во время этой борьбы различные претенденты на императорский трон то и дело мобилизовывали британских юношей в Галлию. Однако этого было недостаточно: попытки переворотов проваливались, а от их зачинщиков оставались только имена (по данным "Летописи Империи", не менее 12 британских корпусов пехоты и кавалерии находились постоянно в различных удаленных провинциях империи, тогда как в соответствии с неизменной политикой римлян, в Британии постоянно находились иностранные войска). Тем временем силы римлян в Британии все убывали и, по мере этого убывания, северная часть страны наводнялась пиктами и скоттами5,которые на легких суденышках, сплетенных из прутьев и обтянутых кожей, отважно пересекали узкие проливы и заливы, истребляя население и сея ужас. Римляне были не в силах сдерживать этот натиск.

Во время правления императора Валентина римляне, видя невозможность сохранить свои позиции в Британии, решили покинуть этот остров, на котором они хозяйничали более четырех веков, и предоставить британцам возможность самим выбирать королей и способ правления. Однако они дали им лучшие инструкции (насколько это было возможно в то бедственное время) относительно того, как пользоваться оружием, строить и ремонтировать крепостные валы. Они помогли британцам воздвигнуть новую каменную стену поперек острова, поскольку британцы в то время не имели мастеров, достаточно искусных для того, чтобы восстановить старую, построенную при императоре Северии. Руины этой стены и крепостей, защищавших римские колонии, представляют собой наиболее интересные памятники того времени.

КОРОЛИ БРИТАНИИ от нашествия Цезаря до отделения от империи (указан год начала царствования):

Кассибелан 83 г. до н. э.
Теомантий 50 г. до н. э.
Цимбеллин 24 г. до н. э.
Гвидерий 45 г. н. э.
Арвирагус
Марий
Коилус I
Люций
Северий (имп.)
Бассиан
Караузиус
Алект
Асклепиодор
Коилус II
Констанциус (имп.)
Константин (имп.)

КОРОЛИ АНГЛИИ
со времени отделения от империи до приглашения саксонцев Уортигерном:

Октавий — 383,
Максимилиан — 391,
Грациан — 431,
Константин — 446,
Уортигерн — 450 г. н.э.

Комментарии

1Название "Британия" объединяет современные Англию, Британию и Уэльс.

2Юлий Цезарь был первым римским императором. Он был убит в здании Сената на 56-м году жизни.

3Так называлась современная Франция.

4Не приходится удивляться, что таких легковерных людей, как древние британцы, друиды нещадно эксплуатировали. Так мы читаем, что друиды имели привычку занимать у прихожан в долг крупные суммы денег, обещая расплатиться с ними на том свете.

5 Пикты и скоттыназвания обитателей Шотландии в то время различались. Пикты — от кельтского "pictich" — грабитель, а не от "picti" — окрашенный, а скотты — от "scuite" — бродяга. Они представляли собой различные племена каледонцев. (Доктор Генри)

ГЛАВА II. САКСОНЦЫ

РАЗДЕЛ I (от 447 до 832 г.)

Чу! Что за барабан на острове Танет
Вещает помощь нам? — Саксонские стрелки
Хенгиста с Хорсою. Смотри: он шлет привет
Поднятием предательской руки.

Диббин

(447) Британцы, будучи предоставлены сами себе, сочли свою новую свободу величайшим бедствием, поскольку пикты и скотты, объединившись и считая Британию лакомой и легкой добычей, атаковали северную стену, построенную римлянами для защиты от их вторжений, и, развивая успех, хлынули в поделанные проходы, безнаказанно подвергая страну опустошению. Британцы прятались от них в горах и лесах, которые, естественно, не были надежным убежищем. Дойдя до крайности, они обратились к префекту Галлии Этиусу с мольбой о помощи, выраженной в следующих словах: "Жалоба несчастных бриттов к трижды консулу Этиусу. Варвары теснят нас в море, а море отбрасывает нас на мечи варваров, так у нас не остается ничего, кроме злосчастного выбора: утонуть или быть вырезанными". Однако Этиус был занят отпором Аттиле, знаменитому королю гуннов, который из-за страшных опустошений, произведенных всюду, где он прошел с мечом, получил прозвище "Божий Бич". Поэтому римлянин не смог уделить просьбе бриттов серьезного внимания.

В этом прискорбном положении британцы обратились за помощью к саксонцам, отважному народу, своей силой и доблестью внушавшему страх всем остальным германским племенам и почитавшему себя выше богов. Это были люди безжалостные и смелые, смотревшие на войну как на главное свое занятие. С детства они были приучены считать главным делом даже не победу, а боевую доблесть. Однако народ, полностью посвятивший себя войнам, обрекал себя на обвинения в жестокости, на то, что ему приписывали всякие ужасы, не зная никакой меры. Саксонцы действительно были жестоким народом, но не следует забывать, что их описания того времени составлены их врагами. Для этих неуемных людей не было неприятным приглашение в страну, на которую они зарились уже давно. Поэтому на приглашение Уортигерна, бывшего в то время королем Британии, сразу же прибыло пять сотен саксонцев под командой Хенгиста (ставшего потом первым саксонским королем Кента) и его брата Хорсы, высадившихся на острове Танет (Тэнит)1. Они недолго оставались без дела и, соединившись с британскими силами, атаковали пиктов и скоттов, продвинувшихся к тому времени до Линкольншира. Битва скоро завершилась полной победой саксонцев (450 г.).

Однако саксонцы, видя, как богата и плодородна земля, куда они прибыли, в особенности по сравнению с той, откуда они пришли, стали звать своих земляков принять участие в новых экспедициях. На этот зов сразу же откликнулись пять тысяч человек, прибывших на семнадцати судах и вскоре образовавших постоянное поселение на острове.

Британские историки объясняют легкость, с которой саксонцы завоевали страну, не столько их доблестью, сколько вероломством. Они утверждают, что Уортигерн, будучи искусно соблазнен Ровеной, дочерью Хенгиста, страстно влюбился в нее и, чтобы жениться на ней, вынужден был отдать ее отцу богатейшую провинцию Кент, откуда саксонцев уже никто после этого не мог изгнать2. Они утверждают также, что после смерти Уортимера, случившейся вскоре после его после его победы в Эгглсфорде, Уортигерн, — его отец, был восстановлен на троне, но на празднике, устроенном в его честь Хенгистом, триста человек британской знати были предательски убиты, а сам он стал пленником саксонцев.

После смерти Хенгиста в Британию в большом количестве стали прибывать и другие германские племена, воодушевленные успехами своих земляков. Еще до этого отряд саксонцев под командованием Эллы и трех его сыновей основал королевство Южных Саксов, хотя дело не обошлось без серьезного сопротивления и кровопролития. Это новое королевство включало в себя Сэрри, Сассекс и Нью-Форест и простиралось до границ Кента.

Другое племя саксонцев под командованием Сердика и его сына Кенрика высадилось на западе Британии и, хотя они встретили энергичное сопротивление со стороны местного населения, но, получив подкрепление из Германии, нанесли поражение бриттам. Правда, дальнейшее их продвижение было остановлено знаменитым королем Артуром, но все же они были достаточно сильны, чтобы сохранить завоеванное. Так Сердик вместе со своим сыном Кенриком основал третье саксонское королевство в Британии, а именно королевство Западных Саксов (Уэссекс), включавшее в себя графства Хантс, Дорсет, Уилтс, Беркс и остров Уайт.

Следует сказать, что знаменитый король Артур завоевал себе славу именно в боях с саксонцами. Как ни безуспешны оказались в конце концов его доблесть и энергия, тем не менее они обеспечили ему столь большое место в легендарных сказаниях того времени, что о нем стоит рассказать подробнее. Происхождение его настолько неясно, что одни авторы считают его сыном короля Бриттов Амброзиуса, а другие только его племянником. Третьи полагают его принцем Корнийским, сыном короля той провинции. Как бы то ни было, он был отважным и искусным полководцем. У него одного достало смелости и умения поправить на время шаткое положение британцев. Его власть была далеко не призрачной. По данным наиболее авторитетных историков того времени, он одержал верх над саксонцами в двенадцати сражениях. В одном из них (под Кэрбадоном в Берксе) он, как утверждают, убил собственноручно 450 врагов. Однако саксы были слишком многочисленны и сильны, чтобы их можно было сокрушить столь малыми силами. Поэтому результатом побед Артура было лишь временное затишье. Враги все еще удерживали позиции, а наш принц на закате своей жизни испытал бедствия и унижения в собственной семье, оставаясь терпеливым наблюдателем их развития. Его первая жена была похищена королем Сомерсетшира Мелнасом, который продержал ее целый год в Гладстонбери (город известный своим знаменитым аббатством), пока Артур не узнал, где она скрывается, и, явившись туда со своим войском, не заставил похитителя вернуть ее. Возможно, он был более счастлив со своей второй женой, поскольку историки о ней не упоминают, но третью его супругу соблазнил его собственный племянник Мордред. Дело закончилось войной, в одной из битв которой король и его вероломный родственник встретились на поле боя и убили друг друга.

РАЗДЕЛ II

И всемогущий бог никак не мог решить,
Кто должен пасть, кто — оставаться жить.

Крич

(575) В то время как саксы под руководством Сердика завоевывали себе земли на западе, их соплеменники были не менее активны в других частях острова. Авантюристы из Германии волна за волной прибывали в Британию. Одна из таких групп под началом Уффы захватила Кембридж, Саффолк и Норфолк и присвоила своему предводителю титул короля Восточных Англов, образовав четвертое саксонское королевство в Британии, включающее также остров Эли. Еще одна группа авантюристов образовала королевство Восточной Саксонии, или Эссекс, включающее Эссекс, Миддлэссекс и часть Хертфордшира. Это королевство, отчлененное от Кента, было пятым государством саксонцев в Британии. Шестым было королевство Мерсия, охватывавшее центральные графства от берегов Северна до границ двух выше названных государств.

Седьмым и последним королевством, которое образовали эти свирепые завоеватели, был Нортумберленд, занимавший земли к северу от реки Хамбер вплоть до Эдинбургского залива в Шотландии. Это было самое большое и могущественное королевство, сложившееся из двух более мелких — Берникии, включавшей современное графство Нортумберленд и епископство Дюрхем, и Деири, территория которого соответствовала графствам Ланкашир и Йоркшир. Эти два королевства были объединены королем Берникии Этельредом, отобравшим у своего зятя Эдвина Деири. Таким образом, аборигены были покорены или изгнаны и в Британии образовались семь королевств, широко известных под названием саксонской Гептархии (Семицарствия).

Так, хорошо обосновавшись во всех желаемых уголках острова и не встречая более сопротивления со стороны британцев, саксы начали ссориться между собой. Страна, разделенная на мелкие княжества, неизбежно должна стать ареной соперничества, порождаемого завистью и честолюбием. После серии политических уловок, сражений, союзов и измен все королевства были подчинены королем Уэссекса Эгбертом, превосходство которого над другими обеспечило ему власть над доминионом, а благоразумие и осторожность помогли ему эту власть сохранить. При Эгберте все королевства Гептархии были объединены под одной общей юрисдикцией, и для придания ему большего авторитета в Винчестере был созван генеральный совет знати и духовенства, где он был торжественно коронован как король Англии, ибо именно так с тех пор стало называться объединенное королевство.

Так спустя четыреста лет после первой высадки саксонцев в Британии все места их поселения образовали единое крупное государство, что, казалось, предвещало мир, безопасность и всеобщее благосостояние.

Более чем за двести лет до этого Св. Григорий организовал посылку миссионеров к саксонцам с целью обратить их в христианство. Рассказывают, что еще до избрания его папой ему случилось проходить по невольничьему миру в Риме и обратить внимание на двух красивых мальчиков, выставленных для продажи. Он спросил, откуда они родом, и, услышав, что это язычники англы, воскликнул: "Non Angli, sed Angeli, forent, si essent Christiani!" (Не англами, а ангелами были бы они, будь они христиане!). Расспрашивая их о том, как называется их страна и получив ответ: Деири, он сказал: "Это хорошо! Они заслужили Божье прощение. Ведь это означает "De Ira", а как зовут вашего короля? Элла? — Так ведь это значит Аллилуйя! О! Мы должны постараться, чтобы над этой страной прозвучала хвала Господу!"

С тех пор он загорелся страстным желанием обратить этот умный народ в христианство и в 597 г. послал монаха по имени Августин вместе с другими монахами того же братства с миссией в Британию. Этот благочестивый монах, высадившись на острове Тэнит, послал своих переводчиков к королю Кента Этельберту сказать, что он прибыл из Рима и привез надежду на вечное спасение. Этельберт немедленно приказал снабдить их всем необходимым и даже посетил миссию, правда, не называя своего имени. Августин, ободренный столь благосклонным приемом и видами на успех, стал проповедовать Евангелие с удвоенным усердием. Король открыто поддержал христианскую религию, и его пример столь заразительно подействовал на его подданных, что многие из них пожелали добровольно креститься, тем более, что миссионеры всячески подчеркивали, что они против каких-либо принудительных мер. Точно так же и другие королевства одно за другим были обращены в истинную веру, и вскоре Англия столь же прославилась своей набожностью, сколь ранее своим отвращением к христианству.

Саксонские проповедники в общем были люди большого благочестия и учености. Особенно прославился Беда Достопочтенный3 (673—735 гг.), чья "История Англо-Саксонской Церкви" была столь высоко оценена королем Альфредом, что он перевел ее на саксонский язык. В этой "Истории" Беда приводит, в частности, следующие сведения о времени обращения королевств Гептархии в христианство: Кент — 598 г., Восточная Саксония — 604 г., Нортумберленд — 628 г., Восточная Англия — 636 г., Уэссекс — 636 г., Мерсия — 669 г., Южная Саксония — 686 г.

КОРОЛЕВСТВА САКСОНСКОГО СЕМИЦАРСТВИЯ:

Короле

Наши рекомендации