Написание докладов и курсовых работ

3. Квалитативное измерение знаний в курсе стилистики: тесты, стилистический анализ произведений.

Основными формами самостоятельной работы студентов по изучению курса стилистики являются:

1) изучение рекомендуемой литературы с целью овладения программным материалом;

2) реферирование журнальных статей из журналов «Иностранные языки в школе», «Вопросы языкознания, «Филологические науки» и др. источников;

3) подготовка докладов, направленных на углубленное изучение наиболее проблемных вопросов курса;

4) Осуществление анализа текстов

5) Выполнение тестов

Изучение рекомендуемой литературы направлено на понимание существа подхода языковедов к трактовке той или иной проблемы. Необходимо научиться самостоятельно осмысливать концепции лингвистов, сопоставлять и давать оценку прочитанного. При выполнении самостоятельной работы по стилистике важно опираться на базисные знания, полученные в ходе прослушанных лекций и в результате изучения теоретической литературы, реализовать свои способности и возможности в ходе системного изучения предлагаемых проблем.

В процессе овладения курсом стилистики английского языка следует начинать с рассмотрения целей и задач стилистики, определения стилистики как самостоятельного предмета, имеющего связи с другими лингвистическими дисциплинами. Далее следует рассмотреть и изучить понятия стиля, функционального стиля, стилевой нейтральности и стилевой окрашенности, категорий экспрессивности и эмоциональности. Необходимо также познакомиться с общими положениями науки о языке, без которых нельзя было бы проследить стилистический аспект изучаемых явлений. Сюда относятся такие проблемы, как разновидности языка – письменная и устная и их характерные черты, лексическое значение и его типы, историю развития и становления английского литературного языка.

Изучив основополагающие принципы стилистики, следует приступать к изучению природы стилистических приемов и выразительных средств. Необходимо выяснить характер и внутреннее строение экспрессивных средств языка, определить функциональное задание, выполняемое этими средствами в зависимости от речевой ситуации и целенаправленности речи, осмыслить принципы отбора определенных языковых средств при наличии синонимических форм выражения мысли. Стилистика является той областью языкознания, где перекрещиваются уровни языковой структуры и предстают в ней в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности. Все выразительные средства и стилистические приемы, поэтому, разбиты на три большие группы: фонетические, лексико-фразеологические и синтаксические, которые желательно рассматривать в такой же последовательности.

Следующим этапом является изучение функциональных стилей английского литературного языка. Для того, чтобы понять типичные для каждого стиля черты, необходимо проследить как эти черты складывались в процессе развития и становления литературных норм современного английского языка. Далее перед тем как дать характеристику функциональных стилей, необходимо, прежде всего, выделить наиболее типические черты в их взаимообусловленности с другими чертами, в сумме определяющими данный стиль и отграничивающими данный стиль от других стилей английского литературного языка.

Вопросы и задания, предложенные как руководство для изучения курса стилистики, могут быть использованы по-разному. Могут даваться устные и письменные ответы, по некоторым проблемам могут проводиться дискуссии. Возможна индивидуальная самостоятельная работа по некоторым темам, имеющим результатом доклад или реферат.

После изучения потенциала выразительных и экспрессивных средств, функциональных стилей английского литературного языка следующим шагом является проведение стилистического анализа конкретного языкового материала, который не сводится к простой регистрации или описанию внешних стилистических приемов. Целью стилистического анализа является выяснение того, каким образом употребление этих стилистических приемов в речи связано с общей идеологической, эмоциональной, художественной установкой говорящего или пишущего. В ходе анализа вырабатываются навыки обнаружения и правильной интерпретации языковых явлений разных уровней, несущих дополнительную информацию логического, эмоционального, изобразительного и оценочного характера.

Готовя анализ художественного текста,студент должен чётко осознавать, что язык художественного текста – это особая знаковая система, что семантика этой системы амбивалентна, что словесные знаки в ней используются в их вторичном ходовом значении, что для языка художественного произведения свойственна сугтестивность художественного слова, рождение новых ассоциативных и коннотативных значений, неявность подразумеваемого и т.д.

Для полноты стилистического анализа необходимо рассматривать все языковые экспрессивные средства в их совокупности для более полного понимания замысла автора и адекватной интерпретации текста, а также развития навыков устной речи. При выполнении заданий по стилистике важно опираться на базисные знания и проявлять максимально творческую активность.

Формами контроля над выполнением самостоятельной работы студентов являются:

1) групповые занятия по самостоятельно изученным темам;

2) групповые и индивидуальные собеседования преподавателя со студентами по предлагаемым темам;

3) проверка докладов, направленных на углубленное изучение проблемных вопросов курса стилистики;

4) проверка анализов текстов на занятиях

5) проверка тестов на занятиях.

При выполнении индивидуальных заданий по стилистике студент должен применять свои базисные знания и проявлять творческую активность.

В соответствии с учебным планом курс стилистики английского языка читается на английском языке.

МОДУЛЬ 1. Задания для самостоятельного изучения теоретических вопросов в курсе стилистики

Наши рекомендации