Общественное развитие и классовая структура общества.
Островное положение Англии во многом определяло особенности ее общественного развития только начиная с эпохи Возрождения. До этого британские острова неоднократно подвергались интенсивным вторжениям со стороны мощных и многочисленных сил, под давлением которых национальный быт отходил в прошлое. Рыцарские времена, прославленные сказаниями о короле Артуре, стали легендой, отразившейся в рыцарских романах и средневековой поэзии. По своему историческому развитию Англия во многом сходна с другими государствами Европы, отличаясь лишь по времени наступления и продолжительности той или иной эпохи.
Населенный до начала новой эры кельтскими племенами бриттов остров в начале новой эры испытал владычество рабовладельческого Рима, а в V-VI веках был захвачен англосаксонскими завоевателями, которые разделили территорию острова на несколько мелких королевств - феодов. В IX веке его северо-восточную часть захватили норманны, и к X веку из всех этих племен и народностей сформировалась англо-саксонская народность. В 1066 году нормандский герцог Вильгельм Завоеватель высадился на английском берегу, разбил войска англосаксонского короля Гарольда и стал королем всей Англии, связав всех вассалов прямой зависимостью от короля, то есть установил феодальную монархию. Созданное позже, чем в других странах Европы, феодальное государство в Англии строилось по образцам, принесенным завоевателями из Франции, этой классической страны феодализма. К тому же с Францией Англию связывали контакты то мирного, то враждебного характера; достаточно вспомнить Столетнюю войну 1337-1453 гг., в ходе которой английские короли Анжуйской династии (Плантагенеты) едва не стали властителями объединенного Англо-Французского государства. Династические связи были у английских правителей и с испанской монархией, несмотря на регулярно возникавшие военные столкновения. Короли из династии Плантагенетов опирались на
союз с римской курией. В общем, многое из быта и нравов феодального общества средневековой Англии было если не одинаково с общеевропейским, то во многом его напоминало. Но были и различия, связанные с условиями экономического и социального развития страны. Более того, в связи с тем, что в Англии процессы исторических преобразований общества начались позже, чем на континенте, то протекали они быстрее и интенсивнее.
Средневековая Англия - страна сельскохозяйственная: здесь количество земли, находящейся в собственности, определяло общественное положение человека. Поэтому не утихала борьба за увеличение земельной собственности, путем захвата общественной собственности (пастбищ, лесных угодий) и личных земельных наделов крестьян; применялись всякие методы - от увеличения налогов и продолжительности рабочего дня, в течение которого крестьянин работал на помещика, до насильственного изгнания за пределы деревни. Владельцы больших земельных имений всяческими путями старалась их увеличить и в конце концов лендлорды стали могущественной высшей кастой дворянства. Но параллельно формировался еще один слой дворянства, так называемые джентри - среднее и мелкое дворянство, в XVI-XVII веках приспособившееся к сосуществованию с нарождавшимся капиталистическим производством, а также горожане, купившие землю, и за это причисленные к дворянскому сословию. Английская буржуазия довольно быстро пришла к осознанию необходимости перемен в государстве, поскольку устаревшие нормы феодального права мешали развитию экономики. Она нашла поддержку у джентри, и объединенные силы этих классов использовали растущее недовольство народа: произошла первая в Европе буржуазная революция.
Но еще раньше произошли события, именуемые Реформацией. Одним из крупнейших землевладельцев была католическая церковь. И как везде, вызывала недовольство в первую очередь у тех, кто устал от ее идеологического гнета и алчности. Но в тридцатые годы XVI века церковь стала мешать даже королю: Генрих Восьмой, из династии Тюдоров, которому церковные правила мешали развестись с женой, да и вообще мешали править страной
по своему усмотрению, в 1534 году был провозглашен главой новой религии - англиканской. В 1536 и 1539 гг. была проведена секуляризация монастырских земель. Англиканская церковь была несколько измененной католической; в нее были привнесены некоторые положения протестантизма. Главным итогом Реформации было то, что теперь церковную иерархию возглавил король.
Такие результаты Реформации мало кого удовлетворили, и по стране прокатился вал протестантских настроений. Создавались разнообразные партии и секты, из которых наибольшим радикализмом отличались пуритане: они требовали полной свободы вероисповедания, установления строгих правил нравственности, объявляли грехом не только слишком нарядное платье, но и танцы, музыку, театр. Поэтому брожение в среде буржуазии продолжалось. В свою очередь католики не отказывались от надежд вернуть свою власть над духовной жизнью общества. Был даже заговор группы аристократов-католиков, намеревавшихся взорвать парламент; заговор провалился.
В 1556 году королевой стала Елизавета Тюдор, дочь Генриха XVIII. Ее «осторожное правление» (как его определяли поклонники такого курса) привело к укреплению абсолютизма. Была одержана решительная победа на море - разгромлена испанская «Великая Армада», началась колонизация Ирландии и дальние путешествия в поисках новых земель. Особую заботу королеве доставляли претензии на власть со стороны шотландской династии Стюартов; как известно, Мария Стюарт потерпела поражение в борьбе за шотландский престол, бежала в Англию, где провела долгие годы в заключении и, заподозренная в попытке захватить английский престол, была казнена. За время правления Елизаветы в искусстве и в бытовой жизни отчетливо заявили о себе мотивы Возрождения; достигшие Англии с таким опозданием, они быстро стали заметным явлением европейской культуры.
После смерти Елизаветы на английский престол вступил сын Марии Стюарт - Иаков I. При нем обострилась борьба между королем и парламентом. В 1625 году Иаков умер, на трон взошел Карл 1, и в 1642 году началась буржуазная революция, знаменем которой был пуританизм, объединивший крестьянство, городские
низы, буржуазию и джентри. Гражданская война (первый этап длился с 1642 по 1646 год, второй произошел в 1648 году) закончилась победой восставших сторонников парламента; эту армию возглавил индепендент (член партии независимых) Оливер Кромвель. Карл 1 был казнен и объявлена парламентская республика. Но в связи с начавшейся борьбой шотландцев и ирландцев за свою независимость была учреждена военная диктатура, возглавить которую поручили заработавшему славу надежного бойца Кромвелю. Так называемый военный протекторат Кромвеля привел к реставрации королевской власти Стюартов: в 1660 году был приглашен занять королевский трон воспитанный во Франции Карл II, который обещал не отменять результатов революции. Зато он привез с собой достижения французской моды, включая пудреный парик, и француженку-жену, которая стала задавать тон в жизни высших слоев общества. Этого короля прозвали в народе «веселым монархом». Освоившись в новой роли, Карл начал конфликтовать с парламентом и хотел восстановить католицизм. В 1685 Карл умер, и на престол вступил Иаков II - католик. Стремясь увеличить количество своих сторонников, он начал продавать титулы; это стоило покупателю всего 1000 фунтов. Более того, Иаков ввел новый титул, прежде не существовавший в Англии - титул баронета, который толковался как звание прямого вассала короля. Ряды аристократов, преданных королю, росли, и стало ясно, что позиции сторонников полного возврата к прежней государственной системе, включая господство католицизма, укрепляются.
Парламент не нашел другого выхода, как пригласить из Голландии Вильгельма Оранского: он был женат на дочери Иакова и мог претендовать на английский престол. Вильгельм прибыл в Лондон с армией, и это был последний раз, когда на землю Англии вступили иностранные войска. Военных столкновений не было: англичане приветствовали прибывшего по их приглашению голландца. Иаков бежал, понимая бесполезность сопротивления, и в стране установилась Ганноверская династия королей-протестантов. В 1689 году был опубликован «Билль о правах» -основа конституционной монархии. Отныне государственной ре-
лигией признавалась англиканская, а королем мог быть только протестант, что подтверждалось в «Законе о престолонаследии» 1701 года. Ганноверская династия правила страной до 1760 года.
Новое государственное устройство выглядело следующим образом. Члены парламента избирались на семь лет, с 1717 года был установлен имущественный ценз для участников выборов. Парламент состоял из двух палат; депутаты нижней палаты делились на две партии: виги - сторонники парламента и тори - сторонники короля. Кабинет министров назначается из членов партии, завоевавшей большинство мест на выборах, и уходит в отставку, как только его партия теряет большинство. Места в верхней палате парламента, палате лордов, передаются по наследству или даруются королем.
Многие историки, в частности Т.Б.Маколей, полагают, что итоги Великой революции в Англии были предрешены тем, что монархия в Англии никогда не была абсолютной: у короля не было постоянной армии. При дворе был совсем небольшой отряд королевской гвардии, но такие же отряды были и у многих пэров. И если пэры, которые часто враждовали между собой, объединялись против короля, то монарх со своей гвардией оказывался в меньшинстве. Но существовало ополчение, состоявшее из многочисленных мелких дворян (джентри), которое дружно поднималось на защиту страны от внешнего врага, а часто - и на защиту короля, если он действовал в интересах страны. Такое ополчение составляло главную силу короля, и он правил, опираясь на эту силу.
Классовая структура английского общества в XVII веке выглядела следующим образом. Немногочисленный слой знати -лендлорды - были очень богаты, в большинстве своем весьма образованны, и жили в узком замкнутом кругу придворной аристократии. В этом кругу шла постоянная борьба за влияние на короля, за выгодные должности и привилегии.
Как уже говорилось, этикет разрешал находиться в присутствии короля в шляпе, но не разрешал садиться без особого приглашения монарха; особо вежливым считалось, поблагодарив короля за предложение сесть, остаться на ногах в учтивой, но свободной
позе - опираясь на одну ногу, отставить и ослабить другую. Корпус и голову при этом держали прямо, но без напряжения, в руках держали трость и любой необходимый предмет - бумагу с докладом, книгу и т.п. В качестве награды за службу король даровал земли - это было самой весомой благодарностью, так как от размера владений зависели не только богатство, но и влиятельность как получившего дар, так и всего его рода. Не менее ощутимым выражением благодарности короля было предоставление должностей, приносивших значительный доход. А во время царствования Эдуарда III (1327-1377гг), начавшего Столетнюю войну с Францией, появился уникальный Орден Подвязки, которым отмечались за заслуги перед королем и страной самые видные аристократы, включая принцев крови. Происхождение ордена со столь неожиданным названием теряется в тумане придворных россказней. Одну такую байку передает Ч.Диккенс. Однажды во время бала одна из дам потеряла подвязку, и поднявший эту вещицу король повязал ее себе на ногу со словами: Honni soit qui mal у pense (Позор тому, кто дурно об этом подумает). Сам Диккенс, рассказав эту историю, признается, что не настаивает на ее истинности: «За что купил, за то и продаю». Тем не менее, Орден Подвязки стал почетнейшим из орденов, и его с гордостью носили на ленте, повязанной под коленом левой ноги, что можно видеть на портретах многих аристократов. Позже ордену придали форму звезды на ленте, которую следовало носить на шее. В таком виде «Орден Подвязки» встречается у персонажей многих английских пьес. Впрочем, ритуал награждения сохранялся и в XIX веке: например, когда в 1881 году Орден Подвязки был пожалован английской королевой русскому императору Александру III, то доставивший награду принц Уэльский на церемонии в Зимнем дворце сначала повязал «подвязку» под левым коленом царя, а затем возложил на него знаки ордена - ленту на левое плечо и звезду с изображением Георгия Победоносца на грудь.
Провинциальное дворянство располагало очень небольшим доходом. Не имея средств, чтобы посыпать детей в привилегированные школы, поручали их воспитание домашним капелланам, слугам и егерям. Но даже те из молодых дворян, кто поучился в
школе и колледже, к двадцати годам возвращались в поместье и быстро забывали все науки, занимаясь делами хозяйства: посевом и сбором урожая, свинарником и конюшней, продажей урожая на ярмарках. Их можно было принять за богатого мельника или владельца кабака, особенно потому, что в каждой области был свой местный акцент, отличавший речь провинциала от грамотной речи столичного жителя. Женщины в такой семье выполняли роль домашней хозяйки; подав обед, они покидали столовую, где мужчины проводили остаток дня за пивом и курением трубок. Пили очень много, но именно пиво, а не хорошее вино, которое было для них слишком дорого. Но эти малообразованные пьяницы знали родословные и гербы всех соседей, исполняли судейские функции в местной магистратуре и числились офицерами ополчения. По политическим пристрастиям они принадлежали к партии тори, и если английской короне угрожала опасность - тут же брались за оружие.
Духовенство составляло тоже многочисленный и в основном тоже небогатый слой общества. После Реформации церковь утратила свое богатство: секуляризация церковных земель лишила ее основного источника доходов. Лорды, которые в прежние времена охотно принимали духовный сан ради того, чтобы занять пост епископа и заседать в верхней палате парламента, утратили к службе священником всякий интерес. К концу правления Карла Второго мелкие клирики почти сравнялись с плебеями; церковная десятина была ниже земельной ренты. Многие нанимались домашними капелланами в богатые дома, где за угол, стол и 10 фунтов в год обязаны были читать молитву за семейным обедом. Они же обучали хозяйских детей грамоте и начаткам других наук. Заодно помогали на конюшне, в саду и где еще понадобится хозяину лишняя пара рук. Получить приход можно было только после женитьбы. Найдя себе невесту (обычно среди служанок того же дома, где ютился перед этим), такой клирик становился приходским священником и начинал в деревне жизнь на грани нищеты: чтобы прокормить семью, обрабатывал землю, заводил свиней, а его дети играли на улице с деревенскими ребятишками. Психология человека в таком положении понятна: он роялист, никогда не бунту-
ет против властей, пунктуально исполняет службу в соответствии с утвержденными доктринами и борется с сектантством.
Лишь очень небольшой слой духовенства отличался образованностью и принимал активное участие в общественной жизни. Это были ученые богословы, университетские профессора, священники кафедральных соборов и некоторая часть столичного духовенства.
Одну седьмую часть всего населения Англии составляли йомены - мелкие землевладельцы, лично трудившиеся на своей земле - то есть, по существу, свободные от личной зависимости крестьяне. Шесть дней в году они были обязаны отработать на свой приход, прокладывая дороги на его территории, очищая водоемы и т.п. Все эти работы никем не оплачивались. Большинство йоменов склонялось к пуританству и в политике поддерживало парламент. И наконец, четверть населения страны были просто неимущими. Эти жили случайными заработками, а также грабежами на городских улицах и на больших дорогах.
С таким составом населения Англия вошла в период капиталистического развития. В 60-80 годах XVIII века произошел промышленный переворот: возникло разделение труда, появилось машинное производство, в 1784 году Уайт изобрел паровую машину. В обществе появился новый класс - рабочий. Крестьянство стало самой малочисленной частью населения. В 1694 году открылся Английский банк, а в 1759 году работало уже 32 частных банка.
Сказать, что становление новой экономики было легким, было бы неверно. В стране были очень плохие дороги, в которых вязли и лошади, и экипажи. Даже королева, отправляясь за город, часто отказывалась от кареты и предпочитала ехать верхом на лошади вместе с одним из рыцарей, сидя за его спиной. В годы правления Карла II начали ходить почтовые фургоны, перевозившие грузы и пассажиров, плативших довольно дорого за право путешествовать, сидя в тесноте на соломе. Богатые переезжали из города в город в каретах, запряженных четверней, а чаще шестеркой лошадей: меньшее количество могло не вытащить карету из узкой и наполненной грязью колеи. Путешествие из Лондона в Оксфорд
занимало два дня, с остановкой в пути на ночлег. Только в 1669 году появилась «летучая почта» - дилижанс, который мог проделать этот путь за один день, выехав утром и прибыв на место вечером. В нем помешалось шесть пассажиров, которые все были хорошо вооружены, так как на дорогах промышляли шайки разбойников. «Летучая почта» ходила три раза в неделю.
Почтовая связь зародилась при Карле I, но прекратила свое существование во время гражданской войны. Письма опять стали посылать со слугами или передавать с оказией.
После Реставрации почту стали развозить раз в день по ближним адресам, а в отдаленные районы она отправлялась раз в неделю. А во время правления Карла II нашелся в Лондоне предприимчивый человек, некто Вильям Докрэй: он организовал однопен-совую почтовую службу, работники которой 6-8 раз в день разносили почту по улицам, расположенным рядом с Биржей: здесь размещались банки, торговые и юридические конторы, офисы крупных компаний - словом, это был центр деловой жизни страны, и любая новость, полученная вовремя, имела огромное значение.
Журналистика до 80-х годов XVII века подчинялась Закону о лицензиях; получивший лицензию диктовал журналистам, что и как писать, хотя официальной цензуры не было. В 1679 году закон о лицензиях отменили, но на издательскую деятельность следовало получить разрешение короля. С 1685 года стали выходить по подписке бюллетени новостей, содержавшие главным образом биржевые новости. Но наконец появилась и полноценная «Лондонская Газета»: в ней печатались королевские указы, отдельные речи членов парламента, сообщения о новых должностных назначениях в органах власти. Полиция печатала в ней объявления о розыске преступников и сообщала их приметы. Был даже отдел частных объявлений: о предстоящих петушиных боях, о пропавшей собаке и т.п. Выходила «ЛГ» по понедельникам и четвергам. Теперь у горожан появился постоянный источник информации; хотя большинство новостей по горячим следам люди узнавали в кофейнях.
Были на этом пути восходящего развития капитализма и некоторые потери. Так, отвоеванные у французов американские колонии начали войну за независимость и в 1783 году она окончилась победой американцев. Англичане утешились, открыв Австралию -новый континент, на котором они утвердились в 1788 году прочно и надолго. Богатейшей колонией была Индия, основным рынком экспорта стали колонии, свои и чужие. Колоссальные доходы приносила работорговля - вплоть до 1833 года, когда в колониях рабство было отменено. Случались и кризисы. В 1780 году произошло восстание в Лондоне безработной бедноты. Проблему решили, начав вербовать безработных в армию и флот, что в результате привело к росту военной мощи. Еще в начале века Англия и Шотландия заключили унию и страна стала называться Великобританией. С католической Ирландией договорились, предоставив ей автономию. В политической и экономической зависимости от Англии находилась Португалия.
Англия - теперь Великобритания - входила в новый век как мощная держава, по праву претендующая на лидерство не только в Европе, но и в мире.