Социальная структура общества и общественный быт.
Пиренейский полуостров, омываемый с запада Атлантическим океаном, а с востока и юга Средиземным морем, и населенный в древности иберами, а затем и кельтами, не раз подвергался захватам со стороны могущественных соседних государств: в конце III века до нашей эры большая часть полуострова попала под власть Карфагена, которая в конце I века до нашей эры сменилась властью Рима. Под влиянием более высокой римской культуры произошла романизация коренного населения, составившего единый испанский народ, говоривший на латыни - так называемой «вульгарной» - народной форме латинского языка, имеющего местную окраску. К моменту распада Римской империи в Испании настолько утвердилась римская цивилизация, что захватившие Испанию в начале V века вест-готы сами подверглись романизации и растворились среди численно преобладавшего коренного населения. Иначе обстояло дело с нашествием арабов, которые захватили постепенно, в течение семи лет (с 711-го по 718 год) почти всю территорию Испании. Эти захватчики были восприняты населением полуострова как несомненные враги, примирение с которыми невозможно (несмотря на высокий уровень культуры арабов, она осталась чужда испанцам), и уже в 718 году началась борьба испанцев за освобождение полуострова от арабов. Она длилась до 1492 года и получила название Реконкисты. По мере изгнания арабов на освобожденных территориях возникали королевства, которые в дальнейшем, путем династических уний и феодальных войн объединились в одно государство. Таким образом, за семь-
сот семьдесят пять лет войны с арабами сначала сформировалось, затем достигло расцвета и, наконец, стало клониться к упадку испанское феодальное рыцарство. Этому упадку сопутствовал расцвет городов и торговли: развитие мореходства и торговых связей подрывало власть феодалов; какое-то время сложившийся в средние века строй сохранялся только потому, что крупнейшим, влиятельным феодалом была церковь, что сделало Испанию оплотом католицизма в Европе. Но с момента приобретения Американских колоний, завоеванных испанцами в XV веке, в упадок стали приходить и города: избыток ввозимых за бесценок богатств, в том числе золота, подорвал и торговлю, и сельское хозяйство. В начале XVII века Испания стала превращаться во второразрядное государство Европы.
Дворянство Испании подразделялось на группы, различавшиеся происхождением, богатством и связанными с этим правами. Наиболее знатные и богатые составляли при дворе короля узкий круг грандов. Это были представители старинных аристократических фамилий; в двадцатые годы XVI века их было всего двадцать пять человек, они имели право именовать короля «братом» и не снимать шляпу в его присутствии. Остальные знатные феодалы назывались titulos (титулованными) и считались только королевскими «родственниками», но не братьями. Впрочем, этим и ограничивалось различие между двумя высшими категориями знати. Спустя некоторое время они слились в один класс старинной аристократии, и гранды стали именоваться также просто титулованными.
Основной слой дворянства составляли кабальерос (caballeros) и идальго (hidalgo), что в обоих случаях означало - «рыцарь». При этом звание идальго носили самые бедные из дворян, часто не имевшие ни состояния (или имевшие самое мизерное), ни поместья (синьории), а потому лишенные права юрисдикции и возможности занимать высокие общественные посты. Тем не менее, количество идальго все время росло, так как попасть в число благородного сословия стремились многие, не имевшие других способов изменить свое общественное положение на более высокое.
С этим связано увлечение гербами, охватившее страну к концу средних веков. Каждый из недавно разбогатевших стремился доказать свое знатное происхождение, изобретая подтверждающий его знак. Многие владельцы гербов выставляли их напоказ по любому, даже мало подходящему случаю - из тщеславия и в надежде получить те же привилегии, которыми пользовалась знать. Ни один идальго не хотел быть плебеем, даже если жил на грани нищеты; но поправить свое положение, занявшись каким-либо трудом, идальго не желал, так как это было несовместимо с его дворянской гордостью.
Звание идальго мог даровать король, что он и делал, иногда без достаточных к тому оснований. Кортесы (сословно-представительные собрания страны) не раз в XVI веке обращались к королю с просьбой ограничить раздачу званий идальго, но это не возымело действия: власти торговали званиями в целях пополнения казны. В старину все дворяне, от грандов до идальго, имели право на приставку «дон» перед именем, но в 1611 году вышел указ, сохраняющий это право только за некоторыми представителями высшей знати и идальгии. Правда, право носить шпагу по-прежнему имел каждый дворянин.
Плебеями именовались свободные люди простого звания, не принадлежащие ни к одному из привилегированных сословий. Второй группой свободных людей были печерос - податное сословие, обязанное платить подати и налоги, тогда как многие из плебеев были освобождены от таких платежей. Понятие плебей появилось во времена римского владычества в Испании; оно означало человека, не связанного с родовой общиной ни правами, ни обязательствами, то есть свободного, живущего независимо. Поначалу это означало, что плебей не имеет и имущества. Но за годы развития торговли и ремесел в городах возник значительный слой не просто состоятельных, но даже очень богатых плебеев. Эти богатые горожане составили особую корпорацию, сложившуюся по образцу ремесленных цехов, и вводили в своем кругу правила, подобные аристократическим традициям: например, придерживались правила майората - безраздельной передачи наследства старшему из наследников. Свое богатство они не скрывали, де-
монстрируя роскошь в одежде и домашней жизни. Многие из них стремились к получению звания идальго с правом на приставку «дон» перед именем и правом носить шпагу.
Податное сословие печерос состояло из людей, входящих в общины по профессиональному признаку - сельскохозяйственные, ремесленные. Они считались свободными гражданами, но имели некоторые обязательства перед своей общиной и платили государственные подати и налоги.
Самые низшие слои народа - батраки и пеоны(реоп) - поденщики. Это были люди, лишенные имущества и не имеющие определенных занятий. Они жили физическим трудом по найму, за поденную оплату. В таком же положении находились многие вассалы бедных синьорий, которые по существу являлись наемными сельскохозяйственными рабочими. Как писал в 1664 году Монте-майор де Куэнка, «...есть в королевстве вассалы, которые называются крепостными, но они находятся в худшем положении, чем рабы».
Официально крепостное право, то есть прикрепление крестьян к земле, было уничтожено на всем полуострове, за исключением Арагона, в начале XVI века.
Однако личная зависимость, то есть рабство, сохранялось. Захваченные в плен мавры, турки, а также пираты любой национальности становились рабами, то есть частной собственностью владельца, предметом купли и продажи. Ряды рабов пополнялись в основном неграми и мусульманами.
Рабы могли выкупить себя, тогда они получали название га-сис или кортадос. Формально свободные, кортадос были ограничены во многих правах; например, им запрещалось жить на территории Гранадского королевства, особенно на побережье, где они могли связаться с пиратами. Нарушивших запрет секли кнутом или посылали на галеры.
Юридически почти бесправными были цыгане, хотя и не считались рабами. По указу 1499 года, неоднократно подтвержденному в дальнейшем, цыгане имели право работать только в сфере земледелия, ненашедшие себе разрешенного занятия подвергались суровой каре. Запрещалось цыганам селиться в поселениях,
где жителей было больше тысячи человек, говорить на цыганском языке, носить цыганские имена и одежду, сохранять свои брачные обычаи и жить отдельно от других цыган. Особо запрещалось заниматься барышничеством - этим чисто цыганским ремеслом. За нарушение этих постановлений могло последовать изгнание из страны. Во время правления Филиппа III даже возникал проект поголовного изгнания цыган из Испании.
В числе причин, вызывавших такие строгости по отношению к цыганам, были как религиозные (опасались распространения в народе суеверий и языческих обычаев), так и соображения общественного порядка и безопасности: цыгане поднимали вооруженные бунты, создавали грабительские шайки, в которые вовлекали людей из местного населения и т.п. Однако самые суровые меры не приносили желаемого результата: образ жизни цыган оставался все таким же даже в XVIII веке.
Итак, приняв за основу точку зрения, что испанское дворянство может служить примером того, как развивался общественный быт в эпоху, переходную от средневековья к новому времени, можно посмотреть, какое же наследство в области быта и нравов получили дворяне XVI-XVII веков от рыцарей феодальных времен.
Социальная структура общества стала более сложной, в ней выделились новые слои, достаточно определившиеся по составу, правам и месту, занимаемому в обществе. Однако притом, что большинство населения теперь считалось свободными людьми, слои эти заметно различались по своему влиянию на государство и на жизнь народа в целом. Совершенно очевидным было лидирующее положение дворянства, хотя в экономике страны его начали заметно теснить влиятельные круги буржуазии. Экономические мотивы проникали даже в чисто дворянскую иерархию: если раньше вассал служил сюзерену по добровольно принятому на себя долгу верности, то теперь нередко положение вассала скорей напоминало материальную зависимость, чем долг чести. Это привело к тому, что вопросы чести приобрели особое значение, как ведущая идея морально-этической основы дворянского самосознания. Иначе говоря, понятие чести - то главное, что унаследова-
ло дворянство новых поколений от средневековых рыцарей, и лозунг «Душу - Богу, жизнь - королю, сердце - даме, честь - себе» приобрел значение незыблемого закона жизни, который следовало защищать даже с оружием в руках, ценой собственной жизни и тем более не щадя жизни других людей. Этот же принцип лежал в основе правил поведения в любом обществе, вплоть до придворных кругов.
Чтобы представить себе формы поведения дворянина в официальной и в домашней обстановке, необходимо познакомиться с его костюмом и оружием.