Формирование конкурентного турпродукта для столичного рынка
Потребительские тенденции на российском внутреннем рынке, которые необходимо учитывать при разработке конкурентоспособных туров:
· Снижение интереса к традиционным экскурсионным программам: осмотру памятников истории и культуры и стандартным экскурсиям в музеях;
· Рост спроса на туры, включающие отдых на природе и элементы активного отдыха; приветствуется включение в туры сплавов, водных, пеших и конных прогулок, рыбалки, экскурсий к природным достопримечательностям, пикников, организованных в живописных местах;
· Рост спроса на этнопрограммы, интерактивные программы с «погружением» в этносреду, на проживание в домах, дегустацию местной кухни, кулинарные мастер-классы;
Рекомендации столичных экспертов по формированию конкурентоспособного турпродукта:
· Из коротких программ на столичном рынке конкурентоспособными могут быть только туры выходного дня (пятница - воскресенье, пятница - понедельник) в Каргополье и авиатуры на Соловки, чему способствуют транспортная доступность и интересная экскурсионная программа. Поэтому следует увеличить ассортимент программ по Каргополью и Кенозерскому национальному парку, привести их в соответствие с потребительскими тенденциями, включить в программы посещение малоизвестных мест и обеспечить гарантированные заезды от двух человек. Необходимо также более активно предлагать программы на Соловки.
· Для столичного рынка следует разработать один-два тура, которые включали бы самые «знаковые» места, объекты и достопримечательности, и отвечали бы потребительским тенденциям (см. выше). Эти туры туроператоры смогут включить в каталоги, что, в свою очередь, позволит начать формирование сборных групп на определенные даты. Необходимы гарантированные заезды от двух человек. Кроме того, разработка одного-двух маршрутов позволит прицельно развивать недостающую инфраструктуру на них.
· Туры для столичного рынка обязательно должны включать посещение Соловков, что повысит спрос на них, поскольку это наиболее узнаваемый объект Архангельской области.
Варианты туров:
- Архангельск и его окрестности с посещением Соловков;
- путешествие по области, заканчивающееся посещением Соловков, причем, пребывание на Соловках может быть разной продолжительности. Тур должен быть «привязан» к железной дороге и крупным автотрассам, поэтому в качестве базового маршрута предложен следующий: Каргополь - Плесецк – Архангельск – Соловки. Из каждого пункта маршрута могут быть организованы экскурсии к наиболее значимым объектам показа.
· Туры для столичного рынка должны быть ориентированы на индивидуальных туристов, покупающих туры средней и выше средней ценовой категории, поскольку создать бюджетный массовый продукт не представляется возможным.
· Туры для столичного рынка ценовой категории выше среднего должны отвечать ряду условий, например:
- оптимальная продолжительность - 6-7 дней без дороги;
- насыщенная программа, сбалансированная по соотношению «экскурсии – организованный отдых – свободное время»;
- баланс по соотношению «переезды – экскурсии – отдых» на протяжении тура;
- высокий уровень сервиса на всех этапах маршрута, в том числе туристам необходимо предоставить высокопрофессионального гида.
· Туры должны создаваться архангельскими операторами при экспертном участии столичных операторов;
· Рекомендуется провести рабочую встречу со столичными туроператорами для более детальной проработки программ для столичного рынка.
Пожелания экспертов к содержанию программ:
· «архитектурные» экскурсии с фольклорной и гастрономической программами;
· экскурсии, связанные с культурой кочующих племен оленеводов;
· экскурсии, связанные с традициями старообрядчества;
· элементы экотуризма, активные программы (водные, вело- и проч.);
· водные путешествия по малым рекам и Белому морю;