Глава 4. Методы информатики. Компьютерный
Информатика
С. Бешенков, Н. Кузьмина, Е. Ракитина
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
Класс
Для классов гуманитарного профиля
Допущено
Министерством образования
Российской Федерации
*-
Москва
Бином. Лаборатория Знаний
200 2
ББК 32.97
УДК 004.9
Б 57
Бешенков С. А.
Б 57 Информатика. Систематический курс. Учебник для
11 класса гуманитарного профиля / С. А. Бешенков, Н. В. Кузьмина, Е. А, Ракитина. — М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002. — 200 с: ил. ISBN 5-94774-020-6
Учебник предназначен для изучения информатики в старших классах гуманитарного профиля. Впервые информатика рассматривается как существенный элемент гуманитарной культуры человека. Учебник развивает и углубляет основные положения базового курса информатики.
Учебно-методический комплект, в который входит данный учебник, содержит практикум и несколько методических пособий для преподавателей информатики.
УДК 004.9 ББК 32.97
Все права защищены. Никакая часть этой книги не может быть воспроизведена в любой форме или любыми средствами, электронными или механическими, включая фотографирование, магнитную запись или иные средства копирования или сохранения информации без письменного разрешения издательства.
© Бешенков С. А., Кузьмина Н. В., Ракитина Е. А., 2002 ISBN 5-94774-020-6© Бином. Лаборатория Знаний, 2002 |
По вопросам приобретения обращаться: (095) 955-03-98, e-mail: [email protected]
Предисловие........................................................................................................... 4
Глава 1. Информационные системы............................................................. 7
§1.1. Определение понятия система. Сущность системного
подхода.................................................................................................. 7
§ 1.2. Системный анализ как метод научного познания. . . 19 § 1.3. Информационные системы. Автоматизированные
информационные системы............................................................. 31
Глава 2. Программное обеспечение компьютера
как автоматизированная информационная
система............................................................................................... 42
§ 2.1. Программное обеспечение компьютера
как информационная система....................................................... 42
§ 2.2. Системное программное обеспечение.......................................... 52
§ 2.3. Системы автоматизированного хранения
информации. Базы данных, СУБД.............................................. 64
§ 2.4. Геоинформационные системы........................................................ 78
§ 2.5. Системы искусственного интеллекта........................................... 90
Глава 3. Информационые основы управления................................... 108
§ 3.1. Общие принципы управления...................................................... 109
§ 3.2. Виды управления............................................................................. 121
§ 3.3. Автоматизированные системы управления............................. 134
§ 3.4. Самоуправляющиеся системы..................................................... 146
§ 3.5. Устойчивость систем с позиций управления........................... 157
Глава 4. Методы информатики. Компьютерный
эксперимент.................................................................................. 169
§ 4.1.Системный анализ и информационное
моделирование как методы научного познания ... 170 § 4.2. Компьютерное моделирование. Компьютерный
эксперимент..................................................................................... 181
Заключение. Информационная цивилизация..................................... 196
Современное общество идет к глобальной информационной цивилизации, в которой информация становится «средой обитания» человека, а информационная деятельность — главным фактором общественного развития.
В этих условиях общеобразовательный курс информатики выполняет следующие основные задачи.
В плане социализации — курс должен помочь обучаемым сохранить свою личность в окружающей их информационной техносфере, помочь предотвратить скатывание к «техногенному» человеку, выполняющему действия по заданной инструкции. Это предполагает:
• получение знаний, позволяющих преодолеть психологический дискомфорт, возникающий в связи с необходимостью перерабатывать, осмыслять и оценивать огромные объемы информации;
• понимание диалектики взаимоотношения действительного и виртуального миров, умение сохранить целостность своего «Я».
Вместе с тем курс информатики должен обеспечить овладение современными информационными технологиями, которые являются необходимым инструментом профессиональной деятельности, а также необходимой ступенью для продолжения образования.
Эти задачи могут быть в значительной мере решены, если сформировать представления о ряде фундаментальных идей, которые «управляют» современным миром. Таких идей в сути только три: «формализация и моделирование», «автоматизация », « управление ».
Кратко прокомментируем эти идеи.
Идея формализации, построения и изучения моделей — основа современного научного метода. Любая наука имеет дело с моделями. Казалось бы, при чем здесь информатика? Однако еще на заре становления европейской науки Г. В. Лейбницем была сформулирована мысль, что познание сути вещей равносильно раскрытию ее внутренней формы. Одной из основных задач информатики как раз и является всестороннее изучение этих форм, то есть информационных моделей.
Вторая и третья идеи непосредственно примыкают к первой.
Цель науки, как это хорошо известно, заключается не в созерцании, а в создании механизмов управления природой и обществом. Управлять, разумеется, можно по-разному. Однако наибольшую значимость с точки зрения информатики приобретает управление посредством автоматизации. В свою очередь, чтобы автоматизировать надо сначала формализовать, то есть выделить некоторую форму, структуру. Таким образом, круг замкнулся, и мы снова возвращаемся к информационным моделям.
Эти основные идеи информатики представлены в предельно общем, почти философском ключе. В действительности, они уже давно и прочно вошли в «прозу» нашей жизни. Например, что мы делаем, когда формулируем свои мысли, оформляем отчеты, заполняем всевозможные формуляры и пр. — по сути, строим информационные модели. Посылая младшего брата в магазин, вы стараетесь, по возможности, «автоматизировать» его действия, чтобы получить заданный результат. Наконец, садясь за компьютер, вывешивая объявление, вы в действительности, осуществляете «управление».
Эти три идеи и легли в основу построения «Систематического курса».
В первой части учебника (10 класс) подробно изучались два направления: «Информация и информационные процессы» и «Моделирование и формализация», а также темы, непосредственно связанные с автоматизацией информационных процессов: «Компьютер как средство обработки информации», «Информационные технологии».
Во второй части (11 класс) акцент сделан на информационных основах управления. Это, в свою очередь потребовало изучение информационных систем, которые, с одной стороны являются «пространством» развертывания информационных процессов, с другой являются основным понятием при изучении информационных основ управления.
Последняя глава учебника посвящена методам информатики, которые, собственного говоря, и связывают информатику с другими предметами и являются основой применения компьютера к широкому спектру практических задач. К этим методам относятся, в первую очередь: системный анализ, информационное моделирование и компьютерный эксперимент. Учитывая, что методы системного анализа и информационного моделирования уже изучались в соответ-
ствующих главах, основное внимание уделяется именно компьютерному эксперименту.
Методические принципы построения учебника остаются прежними.
Каждая глава традиционно состоит из параграфов. Каждый параграф, независимо от содержания, разбивается на уровни усвоения. Уровень «понимать» предполагает знакомство с учебным материалом на уровне ассоциативных связей. Уровень «знать» фиксирует то, что необходимо держать «в голове», и то, что «должно остаться, когда все остальное забудется». Наконец, уровень «уметь» предполагает владения навыками решения различных задач — от типовых, до творческих. Последние составляют содержание уровня «Вопрос-проблема». Изучение параграфа всегда будет более эффективным, если его можно немного «оттенить», добавив ♦интересный факт» и посмотрев на него более широко (уровень «Расширь свой кругозор»).