Общая характеристика организации решения задачи на ЭВМ
Общая схема документооборота предприятия (Рисунок 1.3.):
Рассмотрим более подробно схему документооборота между мастером, бригадиром и отделом «Расчётная группа» (Рисунок 1.4):
Рисунок 1.4. Базовая схему документооборота.
В данной технологии по заполнения и обработке табеля мастер планирует табель, отдаёт бригадиру. Бригадир согласно плану, составляет табель в ручную на бумаге и отправляет в отдела «Расчётная группа», где табель вручную заносится в компьютер. Это приводит к выполнению двойной работы и занимает много времени.
Новая схема документооборота предприятия с учётом, внедрения автоматизированной системы ведения учёта рабочего времени и начисления заработной платы будет выглядеть следующим образом (Рисунок 1.5.):
..
Рассмотрим более подробно новую схему документооборота между мастером, бригадиром и отделом «Расчётная группа» (Рисунок 1.6.):
Рисунок 1.6. Проектная схема документооборота.
С учётом внедрения автоматизированной системы будет достигнуто следующее:
Облегчает работу мастера при планирование табеля, а также работу бригадира при заполнение табеля на компьютере и сотрудников отдела «Расчётная группа», которые не вносят табель в ручную, а делают только запрос на того или иного работника и осуществляют начисление заработной платы.
Происходит избавление от бумажного носителя, исчезает затрата лишнего времени, а также выполнение двойной работы.
Анализ существующих разработок и обоснование выбора технологии проектирования.
В настоящее время не на всех предприятиях осуществлена автоматизированная система ведения учёта рабочего времени и начисления заработной платы. Но многие предприятия уже постепенно переходят на автоматизированные системы.
При наличии автоматизированной системы значительно удобнее производить многие основные операции, необходимые для эффективной и бесперебойной работы предприятия, (пример, итоги по количеству часов, отработанных каждым сотрудником, фиксировать информацию о явках и неявках на работу, так же работников, которые заболели, отсутствуют по невыясненным причинам или ушли в отпуск.)
В основе современных информационных систем лежит использование компонентов, которые удовлетворяют таким свойствам, как открытость, стандартизация, типизация решений, масштабируемость систем, комплексность подхода и тиражируемость.
Открытость.
Открытость системы категория не только техническая, но и экономическая. Открытость стандартов на системы автоматизации означает отсутствие патентов или авторских прав на спецификацию стандарта и его расширение, отсутствие лицензионной платы за использование стандартов, широкую доступность всех специалистов к разработке, производству и использованию продукции в данном стандарте. Открытость означает применение открытых стандартов, определяет гибкость архитектуры системы автоматизации, дружественность пользовательского интерфейса, возможность взаимодействия с другими системами за счет совместимости широкого спектра стандартизованных изделий и программ на разных уровнях.
Стандартизация.
Стандартизация предполагает использование компонентов систем автоматизации, основанных на существующих стандартах для программных и технических решений.
Современные тенденции в области стандартизации таковы, что системы автоматизации, построенные на основе различных решений, должны интегрироваться в единые системы и комплексы без серьезных дополнительных разработок. На место частнофирменных решений должны приходить открытые международные стандарты. Применение стандартов при создании системы автоматизации является показателем ее качества, гарантирует пользователю современный технический уровень и преемственность системы в процессе ее дальнейшего развития и модернизации.
Типизация решений.
Типизация системных решений должна быть заложена в основу каждой создаваемой системы автоматизации. Следование этому принципу позволить иметь обозримый набор как компонентов, так и решений, что позволит экономить на закупках компонентов и внедрении систем.
Масштабируемость систем.
Следование принципу использования стандартов для компонентов и решений позволит создавать масштабируемые, наращиваемые системы автоматизации, наиболее соответствующие целям и задачам, стоящим перед ними. Масштабируемость позволяет создавать и модернизировать системы автоматизации с минимальными средствами, обеспечивающими необходимые функции.
Комплексность подхода.
Комплексный подход к системам автоматизации подразумевает не только традиционный (объектовый) подход, но и целевой, ориентированный на использование средств автоматизации разного уровня для достижения конкретных целей (снижения энергозатрат, себестоимости продукции, повышения качества продукции и услуг).
Тиражируемость.
Каждая система автоматизации должна обладать свойством воспроизводимости и тиражируемости, что имеет прямое влияние на затраты по созданию систем и в конечном итоге на себестоимость продукции.
Любая информационная система должна иметь следующие качества:
1. Приемлемость в настройке программы;
2. Программа не должна быть сложной для работы в ней;
3. Не маловажным является сохранение печатных форм в форматах Microsoft Excel и HTML;
4. Возможность распределенной обработки;
5. Важным является такое свойство, как использование в виде отдельных модулей;
6. Ведение централизованного учета одновременно на нескольких предприятиях;
7. Приемлемая цена.
В настоящее время на рынке программных продуктов существует масса различных программ для решения данной задач, например,
1) «Босс-Кадровик»,
2) «Галактика ERP »,
3) «Парус»,
4) «1С:Зарплата и Управление Персоналом 8.0» и т.д.
Краткое описание каждого системного продукта.
БОСС-Кадровик.
Основное назначение системы БОСС-Кадровик – учет и управление персоналом, ведение организационной и штатной структуры предприятия, учет рабочего времени, расчет заработной платы.
Основные функции продукта.
В состав системы БОСС-Кадровик включены следующие функциональные модули:
1. Штатное расписание.
2. Учет кадров.
3. Табельный учет.
4. Расчет заработной платы.
5. Учет для Пенсионного фонда России.
6. Администратор системы.
"БОСС-Кадровик" относится к классу систем управления персоналом (Human Resource Systems) и решает задачу централизованного управления человеческими ресурсами предприятия, включающую в себя:
1. Планирование структурной организации, штатных расписаний и кадровой политики.
2. Оперативный учет движения кадров.
3. Ведение административного документооборота по персоналу и учету труда.
4. Планирование фондов рабочего времени и учет их использования.
5. Учет труда и расчет заработной платы.
6. Учет и разнесение затрат на оплату труда персонала в общей номенклатуре затрат предприятия.
7. Предоставление статистической отчетности по труду и налоговой отчетности в государственные органы.
8. Подбор персонала на руководящие должности.
9. Ведение кадрового резерва и мобильного персонала.
10. Аттестация и повышение квалификации работников.
11. Поиск специалистов на рынке труда.
12. Ведение архивов без ограничения срока давности и многое другое.
Данная система легко настраивается и адаптируется, ориентация на отечественную специфику учета и управления, конкурентоспособная стоимость, открытость, масштабируемость и высокая производительность, информационная безопасность и надежность.
"БОСС-Кадровик" предназначено для установки на рабочих местах специалистов различных служб предприятия:
1. Отдела труда и заработной платы (или др. отделов, выполняющих функции ОТиЗ).
2. Планово-экономического отдела.
3. Отдела кадров (или дирекции по работе с персоналом, включая все секторы, в т.ч. военно-учетный стол).
4. Табельного бюро (или у табельщиков подразделений).
5. Расчетной группы бухгалтерии.
6. Руководства подразделений и предприятия в целом.
Технические характеристики (платформа, архитектура, СУБД, ОС, ПК, серверы и т.п.)
Клиент-сервер, СУБД Oracle, программные платформы и операционные системы, на которых работает СУБД Oracle [6].
Недостатком системы является:
1) Дороговизна покупки программы.
Галактика ERP
Модуль «Заработная плата» полностью автоматизирует работу ОТиЗ и бухгалтеров-расчетчиков (расчетной группы бухгалтерии), а также табельщиков, предназначен для автоматизации учетных и вычислительных процедур, связанных с оплатой труда персонала предприятий, при повременной и сдельной формах оплаты труда.
Модуль обеспечивает решение следующих задач:
· автоматизированная разработка графиков работы персонала предприятия (по любому режиму работы);
· ведение лицевых счетов работников, накопление данных о начислениях, удержаниях и вычетах;
· формирование табеля учета рабочего времени;
· начисление заработка с использованием различных видов оплат (до 320 видов);
· расчет различных видов удержаний (до 230 видов);
· расчет и оформление ежемесячных и разовых выплат в межрасчетный период (авансы, пособия, отпускные и т.д.);
· использования районных коэффициентов, северных надбавок, доплат за выслугу лет;
· выплаты материальной помощи;
· учет доходов совместителей;
· учет подотчетных и депонированных сумм;
· расчет заработной платы от обратного (расчет начисленной суммы на основании суммы, выданной на руки);
· сторнирование ранее начисленных или удержанных сумм (для снятия неправильно начисленных денежных средств);
· отмена расчета заработной платы;
· формирование и печать выходных документов: платежных ведомостей, сводов, реестров и т.д.;
· формирование и печать различных справок и отчетов о заработной плате и налогах.
В модуле осуществляется формирование договоров подряда и первичных документов, фиксирующих выработку рабочих-сдельщиков, индивидуальных (с учетом/без учета КТУ) и бригадных нарядов, маршрутных листов:
· формирование норм и расценок по операциям и по работам в целом (количество выпускаемой продукции, расценка за единицу, время по норме, положение о премировании, а также отнесение затрат);
· создание бригад (КТУ для работников; режим распределения суммы наряда, сдельного приработка и премии);
· расчет дневной (среднедневной) зарплаты и премий с учетом КТУ.
С помощью применения механизма ТХО достигается решение задач учета затрат на рабочую силу - настройка и ссылка на хозяйственную операцию с уточнением значения параметра выбора (для классификации затрат и их распределения).
Модуль «Заработная плата» позволяет получать разнообразную выходную документацию, начиная от расчетных листков, платежных ведомостей и расходных кассовых ордеров (с возможностью передачи их в модуль «Касса») и кончая различными сводами. Основной документ по оплате труда - расчетно-платежная ведомость - допускает настройку формы в зависимости от специфики конкретного предприятия. Получение ведомостей распределения, сводов по начислениям и удержаниям, аналитических отчетов, контрольных журналов и расчетов по оплате труда, отчетов по налогам на ФОТ, справок и отчетов о доходах, а также формирование карточек и деклараций для представления в Государственные налоговые инспекции, сведений и документов, подаваемых в Пенсионный фонд и статистических форм в модуле осуществляется на любой заданный период. Печать всех форм отчетов и справок осуществляется из текстового редактора системы Галактика ERP, из MS Word или Excel.
Модуль «Заработная плата» постоянно дорабатывается с учетом изменений и новых требований в законодательстве стран, а также пожеланий и специфики предприятий пользователя [7].
Недостатком системы является:
1) Дороговизна покупки программы.
2) Сложность использования в виде отдельных модулей.
ПАРУС
Система автоматизации «ПАРУС Эта система давно зарекомендовала себя как одна из лучших на отечественном рынке, обеспечивающая оптимальный функционал работы предприятия в следующих бизнес-сферах: управление финансами, бухгалтерский и налоговый учет, логистика, управление персоналом, управление производством.
Кроме того, предлагаемый нами программный продукт является лицензионным, а контроль его качества со стороны производителя осуществляется в соответствии с требованиями ISO 9001-2001.
Вся работа, связанная с персоналом, поддерживается модулями «Управление персоналом и штатное расписание» и «Расчет заработной платы» Системы. На базе этих модулей могут быть реализованы следующие автоматизированные рабочие места (АРМ) (Рисунок 1.7.):
Рисунок 1.7. Автоматизированные рабочие места.
Главным свойством этих АРМ является тесная связь процессов кадрового учета, учета труда и расчета заработной платы, которые находятся, обычно, в компетенции разных подразделений предприятия.
Модуль «Управление персоналом и штатное расписание» предназначен для автоматизации работы отделов кадров и планово-экономических служб организаций. Он обеспечивает (поддерживает):
• Формирование штатного расписания – регистрацию подразделений и должностей; учет нештатных подразделений.
• Прием сотрудников на работу, назначение на должность; учет личных сведений о сотрудниках.
• Учет сведений по всем исполняемым сотрудником должностям; учет нештатных должностей; учет данных о командировках и отпусках.
• Учет квалификационных категорий сотрудников, прохождения курсов повышения квалификации, сертификации.
• Учет кадровых перемещений – перевод на другую работу (должность); учет работ по совместительству, по совмещению; ведение архива уволенных сотрудников.
• Формирование приказов по персоналу и штатному расписанию с последующей отработкой их в учете.
• Учет военнообязанных, денежного довольствия, печать журнала денежных аттестатов.
• Формирование отчетных документов, приказов по штатному расписанию и персоналу, тарификационных ведомостей, отчетов для ИМНС и ПФ.
Ведение журнала учета отработанного времени – табеля – может осуществляться как специально выделенным сотрудником, так и специалистом-расчетчиком заработной платы. С помощью АРМ табельного учета ведется ежедневный учет рабочего времени и формируется табель за определенный период с учетом отпусков, больничных, командировок и пр. Табель может формироваться как по подразделениям, так и по всему предприятию в целом.
Отработанное время за месяц по каждому сотруднику и по каждому типу отработанного времени суммируется и передается в качестве исходных данных для начисления заработной платы.
Вы можете воспользоваться следующими основными функциональными возможностями модуля «Расчет заработной платы»:
• Расчет заработной платы.
• Формирование документов на выплату заработной платы.
• Формирование сводов проводок по оплате труда.
• Депонирование и перечисление начисленных сумм.
• Формирование:
1. отчетов для ИМНС и ПФ; их выгрузка в электронном виде;
2. отчетных документов во внебюджетные фонды;
3. банковских и кассовых документов [8].
К недостаткам можно отнести такие детали как:
1. Сложность использования в виде отдельных модулей;
2. Дороговизна покупки программы.
1С:Зарплата и Управление Персоналом 8.0
Программа "1С:Зарплата и Управление Персоналом 8.0" предназначена для комплексной автоматизации расчета заработной платы и реализации кадровой политики предприятий. Это прикладное решение нового поколения, в котором учтены как требования законодательства, так и реальная практика работы предприятий, а также перспективные мировые тенденции развития подходов к мотивации и управлению персоналом. Прикладное решение может успешно применяться в службах управления персоналом и бухгалтериях предприятий, а также в других подразделениях, заинтересованных в эффективной организации работы сотрудников. С помощью решения автоматизируются следующие направления управленческой и учетной деятельности:
· планирование потребностей в персонале;
· решение задач обеспечения бизнеса кадрами — подбор, анкетирование и оценка;
· управление компетенциями, обучением, аттестациями работников;
· управление финансовой мотивацией персонала;
· эффективное планирование занятости персонала;
· учет кадров и анализ кадрового состава;
· начисление и выплата заработной платы;
· исчисление регламентированных законодательством налогов и взносов с фонда оплаты труда;
· отражение начисленной зарплаты и налогов в затратах предприятия.
Предметная область, автоматизируемая прикладным решением "1С:Зарплата и Управление Персоналом 8.0", поясняется следующей схемой (Рисунок 1.8.):
Рисунок 1.8. Предметная область, автоматизируемая прикладным решением "1С:Зарплата и Управление Персоналом 8.0".
Программа позволяет вести учет в единой информационной базе от имени нескольких организаций — юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, которые с точки зрения организации бизнеса составляют единое предприятие. В программе параллельно ведутся два вида учета: управленческий и регламентированный. Управленческий учет ведется по предприятию в целом, а регламентированный учет ведется отдельно для каждой организации. Программа "1С:Зарплата и Управление Персоналом 8.0" будет полезна всем без исключения работникам предприятия.
· Руководство будет иметь полный контроль за происходящим, задавать структуру предприятия и составляющих его организаций, анализировать кадровый состав, принимать управленческие решения на основе полной и достоверной информации. Мощные аналитические отчеты предоставляют пользователю информацию в произвольных разрезах.
· Кадровая служба получит ценный инструмент автоматизации рутинных задач, в том числе анкетирования и подготовки отчетов о работниках с различными условиями отбора и сортировки.
· Работники предприятия будут уверены в том, что в любой момент смогут быстро получить необходимые им справки, сведения о своем отпуске, данные персонифицированного учета в Пенсионном фонде и т.д. [9]. Недостатком системы является:
1) Дороговизна покупки программы
Рассмотрев эти программы в сравнении с разработанной программой, следует отметить, что некоторые программы требуют специальной настройки, которая занимает, как правило, очень много времени, а данный модуль разрабатывается уже основываясь на специфики ведения учёта рабочего времени и начисления заработной платы на данном предприятии. Второй момент, это то, что все
существующие программы («Босс -Кадровик», «Галактика ERP », «Парус», «1С:Зарплата и Управление Персоналом 8.0» и т.д.) программные продукты достаточно дорогие и эти затраты целесообразны если все предприятие полностью переводит под какую-то одну определенную систему, тогда не обязательно производить значительные затраты для программ, учитывая особенности данного предприятия и на которые потребуется затратить еще денежные средства и время для проведения работ по настройке, если произведя те же затраты можно приобрести уже готовый программный продукт разработанный и созданный для данного конкретного предприятия (отдела). В третьих является то, что имеется возможность самостоятельно формировать различные отчеты, потребность в которых может возникнуть в процессе работы дополнительно, и это не требует специальных навыков, лишь четкое представление, что ты хочешь получить «на выходе»; тогда как другие программные продукты либо вообще исключают такую возможность, либо
предполагают наличие специализированных знаний у пользователя, что встречается крайне редко.