Сравнительная оценка методов опроса
В табл. 6.2 приведена сравнительная характеристика различных методов опроса по ряду факторов. Для каждого исследовательского проекта их значимость может колебаться. Эти факторы включают: гибкость процедуры проведения опроса, разнообразие вопросов, использование вспомогательных средств, контроль выборки, контроль среды сбора данных, контроль работы интервьюеров, объем данных, процент откликов, осознание анонимности, социальную приемлемость, получение чувствительной информации, возможность искажения данных интервьюером, время, необходимое для проведения опроса и затраты на его проведение.
Таблица 6.2. Сравнительная характеристика методов опроса (степень реализации фактора) | ||||||||
Факторы | CATI | Личные опросы на дому | Личные опросы в торговых центрах | CATI | Почтовые опросы | Почтовые панели | Опросы по электронной почте | Опросы через Internet |
Гибкость процедуры опроса Разнообразие вопросов Вспомогательные средства Контроль выборки Контроль среды сбора данных Контроль работы интервьюеров Объем данных Процент откликов Осознание анонимности Социальная приемлемость Получение чувствительной информации Возможность искажения данных интервьюером Время опроса Затрата на проведение опроса | От умеренной до высокой Низкая Низкая От умеренной до высокой Умеренная Умеренная Низкая Умеренная Умеренная Умеренная Высокая Умеренная Высокая Умеренная | Высокая Высокая От умеренной до высокой Потенциально высокая От умеренной до высокой Низкая Высокая Высокая Низкая Высокая Низкая Высокая Умеренная Высокая | Высокая Высокая Высокая Умеренная Высокая Умеренная Умеренная Высокая Низкая Высокая Низкая Высокая От умеренной до высокой От умеренной до высокой | От умеренной до высокой Высокая Высокая Умеренная Высокая Умеренная Умеренная Высокая Низкая От умеренной до высокой От низкой до умеренной Низкая От умеренной до высокой От умеренной до высокой | Низкая Умеренна Я Умеренная Низкая Низкая Высокая Умеренная Низкая Высокая Низкая Высокая Отсутствует Низкая Низкая | Низкая Умеренная Умеренная От умеренной до высокой Низкая Высокая Высокая Умеренная Высокая Низкая От умеренной до высокой Отсутствует От низкой до умеренной От низкой до умеренной | Низкая Умеренная Низкая Низкая Низкая Высокая Умеренная Низкая Умеренная Умеренная Умеренная Отсутствует Высокая Низкая | От умеренной до высокой От умеренной до высокой Умеренная От низкой до умеренной Низкая Высокая Умеренная Очень низкая Высокая Низкая Высокая Отсутствует Очень высокая Низкая |
Гибкость процедуры опроса
Гибкость процедуры определяется прежде всего тем, в какой степени возможно взаимодействие респондента и интервьюера, а также респондента и анкеты. Личный опрос на дому у респондента или в торговом центре допускает наивысшую степень гибкости. Поскольку респондент и интервьюер встречаются лицом к лицу, последний имеет возможность предлагать сложные для заполнения анкеты, пояснять и уточнять трудные вопросы и даже использовать методы неструктурированного опроса.
Традиционное телефонное интервью, в противоположность этому, ограничивает гибкость, поскольку по телефону гораздо сложнее применять методы неструктурированного опроса, задавать сложные вопросы или получать углубленные ответы на открытые вопросы. САТI, САРI и опросы в Internet допускают большую гибкость, поскольку анкетирование проводится в интерактивном режиме. Исследователь может использовать вопросы в различных форматах, персонифицировать анкету и давать сложные команды пропуска отдельных вопросов (указания по переходу от одного вопроса к другому в этом случае основаны на полученных ответах респондента). Почтовые опросы, почтовые панели и опросы по электронной почте не предусматривают взаимодействия между респондентом и интервьюером, а поэтому имеют низкую степень гибкости процедуры.
Одно из преимуществ опросов через Internet, которому обычно не придается должного значения, объясняется возможностью быстро обновлять анкету. Например, первые поступившие ответы заставляют включить в анкету дополнительные вопросы. Изменение или добавление вопросов "на лету" практически невозможно в случае почтового опроса и представляет определенные сложности при личном или телефонном опросе, зато это легко осуществимо при проведении опроса через Internet.
Разнообразие вопросов
Разнообразие включаемых в анкету вопросов зависит от степени взаимодействия между респондентом и интервьюером, респондентом и анкетой, способности респондента понимать и воспринимать задаваемые вопросы. Большое разнообразие вопросов допустимо в личном опросе, поскольку респонденты могут уточнить то, что им непонятно у присутствующего здесь же интервьюера. Таким образом, личные опросы на дому, в торговом центре и через компьютер позволяют ставить разнообразные вопросы. В Internet -опросах технические возможности до некоторой степени компенсируют отсутствие интервьюера, поэтому степень разнообразия вопросов характеризуется интервалом от умеренной до высокой. При почтовых опросах, почтовых панелях и опросах по электронной почте допустимая степень разнообразия вопросов ниже. В традиционных телефонных опросах и телефонных опросах через компьютер респондент не видит анкету, и это ограничивает разнообразие вопросов. Например, в телефонном опросе и телефонном опросе через компьютер нельзя попросить респондента расположить 15 марок автомобилей в порядке убывания предпочтения.
Вспомогательные средства
Часто полезно и даже необходимо использовать при опросе различные вспомогательные средства, например, сам товар или его прототип, образцы рекламы, презентации и т.п. В качестве наиболее распространенного примера можно привести дегустирование продукта. В других ситуациях полезны карты, фотографии или другие аудио - и видеосредства. В случае их использования предпочтение отдается видам опроса, проводимым в центрах тестирования (опрос в торговом центре или САРI), по сравнении с опросами на дому. Почтовые опросы и почтовые панели допускают умеренное использование вспомогательных средств, поскольку иногда можно организовать рассылку вспомогательных материалов или даже образцов продуктов. Опросы по Internet также допускают умеренное использование вспомогательных средств. Онлайновые анкеты могут включать мультимедийные компоненты, например прототипы Web-страниц или образцы рекламы. Очень ограничены возможности использования вспомогательных средств при телефонных опросах, САТI и опросах по электронной почте.
Контроль выборки