Параметры, влияющие на качество цифровой звукозаписи
Основными параметрами, влияющими на качество цифровой звукозаписи, являются:
§ Разрядность АЦП и ЦАП.
§ Частота дискретизации АЦП и ЦАП.
§ Джиттер АЦП и ЦАП
§ Передискретизация
Также немаловажными остаются параметры аналогового тракта цифровых устройств звукозаписи и звуковоспроизведения:
§ Отношение сигнал/шум
§ Коэффициент нелинейных искажений
§ Интермодуляционные искажения
§ Неравномерность амплитудно-частотной характеристики
§ Взаимопроникновение каналов
§ Динамический диапазон
Техника цифровой звукозаписи
Запись цифрового звука в настоящее время осуществляется на студиях звукозаписи, под управлением персональных компьютеров и другой дорогостоящей и качественной аппаратуры. Также довольно широко развито понятие «домашней студии», в которой применяется профессиональное и полупрофессиональное звукозаписывающее оборудование, позволяющее создавать качественные записи в домашних условиях.
Применяются звуковые карты в составе компьютеров, которые производят обработку в своих АЦП и ЦАП — чаще всего в 24 битах и 96 кГц, дальнейшее повышение битности и частоты дискретизации, практически не увеличивает качества записи.
Существует целый класс компьютерных программ - звуковых редакторов, которые позволяют, работать со звуком:
§ записывать входящий звуковой поток
§ создавать (генерировать) звук
§ изменять существующую запись (добавлять сэмплы, изменять тембр, скорость звука, вырезать части и т.п.)
§ перезаписывать из одного формата в другой
§ конвертировать конвертировать разные аудиокодеки
Некоторые простые программы, позволяют осуществлять только конвертацию форматов и кодеков.
Разновидности цифровых аудиоформатов
Существуют различные понятия звукового формата.
Формат представления звуковых данных в цифровом виде зависит от способа квантования цифро-аналоговым преобразователем (ЦАП). В звукотехнике в настоящее время наиболее распространены два вида квантования :
§ импульсно-кодовая модуляция
§ сигма-дельта-модуляция
Зачастую разрядность квантования и частоту дискретизации указывают для различных звуковых устройств записи и воспроизведения как формат представления цифрового звука (24 бита/192 кГц; 16 бит/48 кГц).
Формат файла определяет структуру и особенности представления звуковых данных при хранении на запоминающем устройстве ПК. Для устранения избыточности аудио данных используются аудиокодеки, при помощи которых производится сжатие аудиоданных. Выделяют три группы звуковых форматов файлов:
§ аудиоформаты без сжатия, такие как WAV, AIFF
§ аудиоформаты со сжатием без потерь (APE, FLAC)
§ аудиоформаты, с применением сжатия с потерями (mp3, ogg)
Особняком стоят модульные музыкальные форматы файлов. Созданные синтетически или из сэмплов заранее записанных живых инструментов, они, в основном, служат для создания современной электронной музыки (MOD). Также сюда можно отнести формат MIDI, который не является звукозаписью, но при этом с помощью секвенсора позволяет записывать и воспроизводить музыку, используя определенный набор команд в текстовом виде.
Форматы носителей цифрового звука применяют как для массового распространения звуковых записей (CD, SACD), так и в профессиональной звукозаписи (DAT, минидиск).
Для систем пространственного звучания также можно выделить форматы звука, в основном являющиеся звуковым многоканальным сопровождением к кинофильмам. Такие системы имеют целые семейства форматов от двух крупных конкурирующих компаний Digital Theater Systems Inc. — DTS и Dolby Laboratories Inc. — Dolby Digital.
Также форматом называют количество каналов в системах многоканального звука (5.1; 7.1). Изначально такая система была разработана для кинотеатров, но впоследствии была расширена Программный кодек
Аудиокодек на программном уровне является специализированной компьютерной программой, кодеком, который сжимает (производит компрессию) или разжимает (производит декомпрессию) цифровые звуковые данные в соответствии с файловым звуковым форматом или потоковым звуковым форматом. Задача аудиокодека как компрессора заключается в предоставлении аудиосигнала с заданным качеством/точностью и минимально возможным размером. Благодаря сжатию уменьшается объём пространства, требуемого для хранения аудиоданных, а также возможно снизить полосу пропускания канала, по которому передаются аудиоданные. Большинство аудиокодеков осуществлены как программные библиотеки, которые взаимодействуют с одним или несколькими аудиоплеерами, такими как QuickTime Player, XMMS, Winamp, VLC media player, MPlayer или Windows Media Player.
Популярные программные аудиокодеки по областям применения:
§ MPEG-1 Layer III (MP3) — проприетарный кодек аудиозаписей (музыка, аудиокниги и т. п.) для компьютерной техники и цифровых проигрывателей
§ Ogg Vorbis (OGG) — второй по популярности формат, широко используется в компьютерных играх и в файлообменных сетях для передачи музыки
§ GSM-FR — первый цифровой стандарт кодирования речи, использованный в телефонах GSM
§ Adaptive multi rate (AMR) — запись человеческого голоса в мобильных телефонах и других мобильных устройствах
§ G.723.1 — один из базовых кодеков для приложений IP-телефонии
§ G.729 — патентованный узкополосный кодек, который применяется для цифрового представления речи
§ Internet Low Bitrate Codec (iLBC) — популярный свободный кодек для IP-телефонии (в частности, для Skype и Google Talk)
Аудиокодек (англ. Audio codec; аудио кодер/декодер) — компьютерная программа или аппаратное средство, предназначенное для кодирования или декодирования аудиоданных.
Программный кодек
Аудиокодек на программном уровне является специализированной компьютерной программой, кодеком, который сжимает (производит компрессию) или разжимает (производит декомпрессию) цифровые звуковые данные в соответствии с файловым звуковым форматом или потоковым звуковым форматом. Задача аудиокодека как компрессора заключается в предоставлении аудиосигнала с заданным качеством/точностью и минимально возможным размером. Благодаря сжатию уменьшается объём пространства, требуемого для хранения аудиоданных, а также возможно снизить полосу пропускания канала, по которому передаются аудиоданные. Большинство аудиокодеков осуществлены как программные библиотеки, которые взаимодействуют с одним или несколькими аудиоплеерами, такими как QuickTime Player, XMMS, Winamp, VLC media player, MPlayer или Windows Media Player.
Популярные программные аудиокодеки по областям применения:
§ MPEG-1 Layer III (MP3) — проприетарный кодек аудиозаписей (музыка, аудиокниги и т. п.) для компьютерной техники и цифровых проигрывателей
§ Ogg Vorbis (OGG) — второй по популярности формат, широко используется в компьютерных играх и в файлообменных сетях для передачи музыки
§ GSM-FR — первый цифровой стандарт кодирования речи, использованный в телефонах GSM
§ Adaptive multi rate (AMR) — запись человеческого голоса в мобильных телефонах и других мобильных устройствах
§ G.723.1 — один из базовых кодеков для приложений IP-телефонии
§ G.729 — патентованный узкополосный кодек, который применяется для цифрового представления речи
§ Internet Low Bitrate Codec (iLBC) — популярный свободный кодек для IP-телефонии (в частности, для Skype и Google Talk)