Приёмы работы на уроке литературного чтения

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАССА

В 4 классе имеется одна обучающаяся, которая получает цензовый уровень образования по программе специальной коррекционной школы VII вида. Обучение литературному чтениюребенка с ОВЗ организовано на основе рабочей программы «Литературное чтение», разработанной на основе Федерального государ­ственного стандарта второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания лич­ности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной «Литературное чте­ние», утвержденной МОН РФ в соответствии с требо­ваниями ФГОС. Программа обучения ребёнка с ЗПР адаптирована в соответствии с требованиями Программы для специальных (коррекционных) образовательных школ и классов VII вида.

Учебный курс «Литературное чтение» является разделом предмета «Русский язык». Литературное чтение в начальных классах для детей с трудностями в обучении является органичес­кой частью систематического курса русского языка и литерату­ры. На ступени начальной школы чтение объединяет цель и средство обучения, воспитания и развития учащихся. Основное предназначение курса — обучение детей навыку чтения и пони­мания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы.

На уроках чтения решаются как общие с общеобразовательной школой, так и специфические, коррекционные задачи обучения детей. Важнейшими задачами уроков чтения являются:

• формирование фонематического восприятия, звукового ана­лиза и синтеза;

• формирование, закрепление и постепенное совершенствова­ние навыков чтения — сознательного, правильного, беглого и вы­разительного чтения вслух и про себя;

• уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представле­ний, полученных при чтении;

• формирование умений полноценно воспринимать литератур­ное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-во­левой сферы детей;

• развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка;

• преодоление недостатков в развитии речи учащихся, форми­рование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;

• развитие и расширение первоначальных знаний и представле­ний детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познаватель­ной активности;

• привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению.

• работать над текстом с помощью учителя к умению работать самостоя­тельно.

Приёмы работы на уроке литературного чтения

Обучающиеся ОВЗ быстро теряют интерес к какому-либо виду работы. Особенно это заметно на уроках чтения. Чтобы избежать подобной ситуации, увлечь детей и добиться хороших результатов, используются следующие приемы для развития техники чтения:

-чтение вслух;

-чтение про себя;

-чтение жужжанием;

- чтение хором;

-«Бинарное чтение» один текст читают два ученика;

-«Буксир» учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где учитель остановился.

Приемы для формирования навыков выразительного чтения.

-чтение скороговорок;

-«На одном дыхании» Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца;

-выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений;

-разметка текста: логическое ударение, паузы;

-чтение под музыку.

Приемы для формирования понимания смысла текста.

-словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения;

-озаглавливание текста;

-определение по иллюстрации содержания текста;

-составление диафильма. Текст делится на части, распределяется между детьми. Обучающиеся выполняют рисунки к частям, которые потом используются для пересказа.

Учитывая, что дети с задержкой психического развития испы­тывают трудности в понимании смысла художественного произве­дения, в установлении причинно-следственных и временных свя­зей, не умеют самостоятельно почерпнуть из текста новую для них информацию, ограниченно воспринимают средства художествен­ной выразительности, учителю необходимо опираться на деталь­ный и глубокий анализ содержания, выявлять разнообразные вза­имосвязи и взаимозависимости, помогать детям приобретать но­вые знания, выяснять значимое и существенное в тексте, его художественную направленность.

Правильное восприятие текста связано с творческим и воссо­здающим воображением, оценочным отношением к прочитанно­му, с сопереживанием описанных событий. Для развития этих ка­честв используют «словесное рисование картин» к тексту, творчес­кое дополнение и изменение сюжетных линий произведения, создание сказок; детей обучают умению элементарно оценивать поступки героев, что способствует более глубокому переживанию прочитанного, формирует эмоциональную отзывчивость, усилива­ет воспитательное воздействие произведения.

Приём «Пометки на полях»обычно используется при ознакомлении с новым материалом. Он позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Прием «Направленное чтение»позволяет направлять учащихся при чтении с помощью вопросов на уровне понимания. Читая произведение по несколько абзацев, учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы. Чтение происходит с остановками и обсуждением прочитанного.

Приём “Лови ошибку”. Обучающимся предлагается информация, содержащая неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально. Работа над пословицами. Чтение текста. Убрать пословицу, которая не соответствует содержанию и смыслу текста.

Приём «Дерево чувств» – обучающимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт.

Приём «Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению.

Прием «Светофор».Ученик оценивает выполнение заданий с помощью цветовых сигналов:

Красный – нужна помощь! Зелёный – я умею сам. Жёлтый – умею, но не уверен ещё.

На уроках чтения постоянное внимание уделяется культуре речи учащихся, обогащению и активизации словаря. Детей обучают ис­пользованию образцов авторской речи (цитированию), пословиц, устойчивых фразеологических словосочетаний, грамматически правильному построению высказываний, литературному произно­шению.

Наши рекомендации