Дифракционный интеграл Френеля

Принцип Гюйгенса-Френеля позволяет построить элементарную теорию дифракции света. Основная задача теории дифракции ставится так. Пусть имеется точечный источник света S. Требуется найти световое поле в некоторой точке Р, если между точками S и Р расположено препятствие распространению света, например экран с отверстием или непрозрачный диск. Сначала рассмотрим математическую формулировку принципа Гюйгенса-Френеля.

Введем некоторую произвольную замкнутую поверхность Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru , охватывающую источник света, и будем считать каждый элемент Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru этой поверхности источником вторичной сферической световой волны (Рис. 2.1) рассмотрим некоторую точку М на поверхности Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru . Считая источник света Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru точечным, обозначим расстояние от Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru до Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru через Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru , а расстояние от Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru до точки наблюдения Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru через Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru . Введем также угол Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru между нормалью Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru к поверхности Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru в точке Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru и направлением на точку наблюдения Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru . Для простоты будем считать, что источник света испускает монохроматическую волну.

Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru

Рис. 2.1. К выводу интеграла Гюйгенса – Френеля

Принцип Гюйгенса-Френеля утверждает, что световое поле в точке Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru - есть результат наложения (сложения) световых волн, испускаемых всеми элементами поверхности Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru . Волну, испускаемую элементом поверхности Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru , можно считать сферической. Поэтому можно записать, что суммарная амплитуда электрического поля в точке Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru :

Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru

где Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru - уравнение сферической волны, испускаемой элементом поверхности Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru , Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru - константа равная амплитуде при Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru (размерность Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru ), Используя формулу Эйлера, Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru запишем эту же формулу в комплексном виде:

Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru (2.1)

Здесь Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru и Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru — комплексные амплитуды поля в точках Р и М; Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru и Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru - частота и волновое число световой волны, Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru - "коэффициент наклона", монотонно убывающий от некоторого начального значения Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru до нуля при изменении угла Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru от нуля до Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru . Этот коэффициент учитывает то обстоятельство, что вклад элемента Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru в результирующее поле зависит от ориентации данного элемента поверхности по отношению к направлению на точку наблюдения. Из теории Кирхгофа, приближённого решения волнового уравнения Максвелла, следует, что Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru . Для параксиальных пучков света, когда Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru угловой коэффициент Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru .

Интеграл (2.1) называют интегралом Гюйгенса-Френеля. Формула (2.1) получена на основе качественных физических соображений. Множитель Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru в подынтегральном выражении описывает распространение элементарной вторичной сферической световой волны в пространстве. Наиболее существенно то, что интеграл Гюйгенса-Френеля учитывает фазы элементарных вторичных волн, приходящих в точку Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru от различных элементов поверхности Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru , т.е. принимается во внимание интерференция вторичных волн.

Суть принципа Гюйгенса—Френеля записанная в (2.1) в следующем: для определения амплитуды колебания в точке Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru , лежащей перед некоторой поверхностью Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru , надо найти амплитуды колебаний, приходящих в эту точку от всех элементов Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru поверхности Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru и затем сложить их с учетом амплитуд и фаз. При этом предполагается, что все волны испускаемые элементами поверхности Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru взаимно когерентны. Это необходимое условие для интерференции вторичных волн.

Принцип Гюйгенса-Френеля можно представить в простой и наглядной форме с помощью векторной (фазовой) диаграммы (рис. 2.2). Использование подобных диаграмм в дальнейшем позволит значительно упростить многие рассуждения и расчеты. На этой диаграмме результирующая амплитуда - вектор Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru , представлен как векторная сумма амплитуд Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru элементарных колебаний в точке Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru от различных элементов Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru поверхности Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru с учетом их фаз, т. е. углов между ними.

Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru

Рис. 2.2

Интеграл (2.1) выражает собой математическую формулировку принципа Гюйгенса-Френеля. Взяв этот интеграл можно рассчитать распределение амплитуды световой волны в плоскости наблюдения. Однако практически рассчитать это интеграл оказалось возможным только для самых простых случаев. Френель предложил хотя и приближенный, но изящный способ расчета дифракционных картин, основанный на представлении о так называемых полуволновых зонах или зонах Френеля.

Метод зон Френеля

Суммирование (интегрирование) амплитуд элементарных колебаний, приходящих в точку Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru ,вообще говоря, весьма сложно. Но в простейших случаях, обладающих определенной симметрией, интегрирование, как показал Френель, может быть заменено простым алгебраическим или графическим сложением (последнее особенно наглядно). Суммирование амплитуд колебаний, приходящих от различных элементов волновой поверхности Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru , Френель предложил делать с помощью разбиения волновой поверхности Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru на зоны, конфигурация которых зависит от симметрии рассматриваемой задачи. Пользуясь методом Френеля, определим амплитуду световых колебаний в точке Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru за круглым отверстием на его оси (рис. 3.1).

Если рассматривать точечный источник света S, то в качестве поверхности Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru удобно взять сферу Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru , совпадающую со сферическим фронтом волны, излученной источником Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru . На рис. 3.1 показана часть этого волнового фронта. Рассмотрим в произвольной точке Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru амплитуду световой волны, распространяющейся в однородной среде из точечного источника S. Согласно принципу Гюйгенса-Френеля, заменим действие источника S действием воображаемых источников, расположенных на вспомогательной поверхности Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru , являющейся поверхностью фронта волны, идущей из S. Очевидно, что на сферической поверхности Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru амплитуды и фазы колебаний вторичных источников будут одинаковы, поэтому, остаётся учесть только изменение фазы из-за разности хода от различных точек волнового фронта до точки М.

Разобьём волновую поверхность Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru на кольцевые зоны, такого размера, чтобы расстояния от краев зоны до точки Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru отличались на Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru . Так как связь между разностью фаз Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru разностью хода Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru определяется выражение

Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru , (3.1)

то при разности хода Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru разность фаз равна Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru . Поэтому вторичные волны, излучаемые с краёв зон, приходят в точку Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru в противофазе и гасят друг друга.

Можно показать, что площади всех зон Френеля одинаковы и приближённо равны:

Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru (3.2)

где Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru - длина отрезка Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru - радиус сферы Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru , Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru - длина отрезка Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru – расстояние от поверхности волнового фронта до точки наблюдения, поэтому вклад в суммарную амплитуду каждой зоны будут примерно одинаковы.

φ
О
Ф
Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru

Рис. 3.1. Схема построения зон Френеля

Угол Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru между нормалью к поверхности волнового фронта и направлением на точку Р растёт с ростом Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru , поэтому амплитуда колебаний возбуждаемых Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru -ной зоной убывает с ростом Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru , и при Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru число зон Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru и тогда Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru . Это значит, что амплитуды колебаний, возбуждаемые зонами Френеля, образуют слабо убывающую последовательность

Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru (3.3)

Поскольку разность хода от краёв зон равна Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru то, фазы колебаний, возбуждаемых соседними зонами, отличаются на Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru , т.е. находятся в противофазе. Это значит что колебания, возбуждаемые первой зоной, будут подавляться колебания возбуждаемыми второй зоной, колебания второй зоны колебаниями третьей зоной и т.д. Амплитуда результирующего колебания, при Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru , может быть представлена в виде:

Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru (3.4)

Последний член равен нулю, потому что угол между нормалью к излучающей волновой поверхности и направлением на точку наблюдения становится равным Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru и угловой коэффициент Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru , т. е. этот элемент поверхности не излучаете волн в направлении на точку наблюдения.

Заметим, что в выражении (3.4) все амплитуды от нечётных зон входят со знаком плюс, а от чётных зон со знаком минус. Пусть открытыми у нас будет Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru зон. Перепишем выражение (3.4) в другом виде:

Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru (3.5)

где Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru амплитуда последней открытой зоны. Поскольку амплитуда возбуждаемых колебаний монотонно убывает Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru можно приближённо считать что:

Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru . (3.6)

Тогда выражения в скобках равны нулю и если Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru нечётное число, то в центре будет светлое пятно за счёт дополнительно вклада Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru , а если Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru чётное – то в центре тёмное пятно из–за вычитания амплитуды создаваемой последней открытой зоны Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru .

При Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru , угловой коэффициент Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru , поэтому Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru и из формулы (3.5) следует:

Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru . (3.7)

Из формулы (3.7) следует глобальный вывод: когда волновой фронт полностью открыт ( Дифракционный интеграл Френеля - student2.ru ) результирующая амплитуда, от всего волнового фронта, равна половине амплитуде создаваемой первой зоной.Это значит, что при свободном распространении волны волновое возмущение от всего волнового фронта составляет половину возмущения, даваемого только первой зоной Френеля. Дело происходит так, как если бы из всего волнового фронта действующей осталось только часть первой зоны Френеля.

Рассмотренные выше рассуждения, выполненные Френелем, можно расценивать как алгебраический способ определения амплитуды световой волны. Кроме этого существует более наглядный графический способ, основанный на методе вращающего вектора амплитуды или методе векторных диаграмм.

Наши рекомендации