Урок 12. Вычисление выражений. Использование памяти программы Калькулятор
Обеспечение урока:
1) пп. 12.3—12.4 из [1];
2) программа Калькулятор;
3) инструкция по работе с программой Калькулятор (приложение 5).
Ход урока
1. Проверьте конспект, домашнее задание. Для закрепления используйте домашний или другой аналогичный пример и предложите вычислить его на компьютере с помощью программы Калькулятор.
2. Повторите правила последовательности выполнения арифметических действий, используя примеры из математики. Обсудите примеры 2, 3 п. 12.3 из [1]. Запустите программу Калькулятор и выполните аналогичные примеры на компьютере.
3. Поговорите о памяти калькулятора, ее назначении. Рассмотрите назначение и работу с кнопками памяти, используя окно программы и работу со справкой. Покажите, что эта же информация описана в инструкции по работе с программой Калькулятор, находящейся на рабочем месте ученика.
Разберите пример, в котором используется работа с памятью (пример 1 из п. 12.4 из [1]), и выполните его на компьютере.
4. Для внесения разнообразия и занимательности предлагаем использовать задание на сообразительность. Пример задания: у двух слепых был брат Иван, а у Ивана братьев не было. Кто были слепые? [13—15]
Задание на дом:
1) краткий конспект урока: а) записать в рабочую тетрадь; б) уметь пересказывать своими словами содержание конспекта; в) уметь приводить примеры, поясняющие изученные понятия и термины;
2) описать последовательность вычисления выражения 26 × 5 – 15 : 3; подсчитать количество действий;
3) задание на сообразительность. Завершить ряд чисел: 212; 179; 146; 113.
Урок 12 (конспект). Вычисление выражений. Использование памяти программы Калькулятор
1. При вычислении сложных выражений нужно соблюдать правила последовательности выполнения арифметических действий.
2. Память программы Калькулятор — это та часть памяти компьютера, которая используется калькулятором для хранения чисел.
Результат предыдущей операции может быть сохранен в памяти программы Калькулятор для последующих вычислений.
3. Краткое описание назначения кнопок для операций с памятью:
— очистить память;
— заменить число, отображаемое в поле,числом, хранящимся в памяти;
— занестичисло в память. Над кнопками памяти появится индикатор
;
— добавить отображаемое число к числу, хранящемуся в памяти.
Урок 13. Хранение информации в компьютере. Понятие о файле, папке, диске
Обеспечение урока:
1) пп. 13.1—13.3 из [1];
2) программа Проводник;
3) инструкция по работе с программой Проводник (приложение 6).
Ход урока
1. Проверьте выполнение домашнего задания.
2. Обсудите с учащимися принцип хранения информации в компьютере. Расскажите о цифровых носителях информации и устройствах для записи и чтения информации с цифровых носителей.
Обратите внимание на современное устройство, пришедшее на смену дискетам, — флэш-накопитель. Отметьте, что у флэш-накопителей, так же как и у жестких дисков, в одном корпусе объединены носитель информации и устройство для записи и чтения данных.
Как правило, флэш-накопители являются съемными внешними устройствами и применяются для переноса данных с одного компьютера на другой. Жесткие диски устанавливаются внутри системного блока и используются для длительного хранения больших объемов данных.
3. Объясните учащимся, как обозначаются в ОС Windows устройства для записи и считывания данных с цифровых носителей. Следует отметить, что независимо от типа устройства в ОС Windows они все называются дисками (локальный, компакт-диск, съемный диск, сетевой диск).
4. Поясните смысл понятий «файл», «папка». Сопоставьте эти понятия с объектами, привычными для учащихся: библиотека, каталоги, книги и т.п. На этом уроке не следует затрагивать понятие «расширение файла».
Приведите пример систематизации различных данных.
5. На примере рисунков 3.14 и 3.15 из [1] поясните смысл понятия файловой структуры диска и пути к файлу. Поясните, как записывается путь к файлу.
6. Покажите, как запустить программу Проводник (Пуск → Программы →
Проводник). Продемонстрируйте на ПК древовидную файловую структуру диска и структуру папок (папка класса, папка группы и т. п.), с которой будут работать учащиеся.
Поясните вид окна программы Проводник (панель (дерева) папок, панель файлов (выделенной папки), адресная строка, различные значки обозначения папок (в панели папок), кнопки , ).
7. Предложите учащимся запустить программу Проводник на своем ПК и просмотреть файловую структуру диска (или дисков). Рекомендуется перед уроком настроить отображение папок и файлов в программе Проводник по аналогии с рисунком 3.15 из [1] (команда Сервис → Свойства папки…).
Не следует уделять внимание всем возможностям программы Проводник. Достаточно пояснить, что эта программа предназначена для работы с файловой структурой ОС Windows и пока будет использоваться только для просмотра структуры диска.
Задание на дом:
1) краткий конспект урока: а) записать в рабочую тетрадь; б) уметь пересказывать своими словами содержание конспекта; в) уметь приводить примеры, поясняющие изученные понятия и термины;
2) привести примеры систематизации информации;
3) задание на сообразительность. Назвать лишнее слово; объяснить, почему оно лишнее:
а) меню, мышь, ветер, рабочий стол;
б) программа, монитор, процессор, автомобиль, клавиатура;
в) щелчок, прыжок, перемещение, двойной щелчок.
Урок 13 (конспект). Хранение информации в компьютере.
Понятие о файле и папке
1. Информацию, которая представлена в форме, удобной для хранения в компьютере, называют данные. Все данные в компьютере хранятся в виде цифровых кодов— последовательности цифр 0 и 1.
2. Для хранения данных используют цифровые носители. По способу записи информации на носитель их разделяют на:
магнитные: жесткий диск (винчестер), гибкий диск (дискета);
оптические: компакт-диск (лазерный диск, CD-R, CD-RW, DVD);
полупроводниковые: модули оперативной памяти, флэш-накопитель (флэш-диск), флэш-карта.
3. Для записи и считывания данных с дискет и компакт-дисков используются дисководы. В жестких дисках и флэш-накопителях устройство для записи и считывания данных объединено с носителем в одном корпусе.
4. Каждое устройство для записи и считывания информации имеет имя. Имя состоит из буквы латинского алфавита, после которой стоит знак «:». Например, A: , B: , C: .
5. Информация на цифровом носителе хранится в виде файлов. Файл — совокупность любых данных, размещенная на цифровом носителе и имеющая уникальное имя.
6. Для удобства хранения и поиска файлы группируют в папки. Внутри каждой папки можно создавать другие папки и файлы, образуя файловую структуру диска в виде дерева. Папку самого верхнего уровня диска называют корневой и обозначают«\».
7. Путь к файлу начинается с указания диска, за которым следуют имена вложенных папок. Имена папок отделяются друг от друга символом «\». Например, D:\Мои рисунки\Компьютерная графика\желудь.bmp — путь к файлу «желудь.bmp».
8. Программа Проводник — программа для работы с файлами и папками в ОС Windows. Запуск Проводника: Пуск → Программы → Проводник.