Структура фонда оценочных средств
Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации разработаны на основе «Временного положения о фонде оценочных средств» (далее – Положение).
1.2. Фонд оценочных средств (далее – ФОС) разрабатываются по каждой дисциплине, закрепленной за кафедрой.
1.3. ФОС по дисциплине входит в состав учебно-методического комплекса по дисциплине (в соответствии с п.1.6 Положения). Процедуры их разработки и утверждения, а также требования к составу определяются СТО 02069668 2.001-2008 «Учебно-методический комплекс»
Структура фонда оценочных средств
2.1. Структурными элементами ФОС по дисциплине являются:
а) титульный лист;
б) содержание;
в) паспорт ФОС;
г) обязательные элементы:
– зачетно-экзаменационные материалы;
– средства указанные в рабочей программы дисциплины;
д) дополнительные элементы:
– комплекты оценочных средств (примерный перечень приведен в п.2.4).
2.2. По каждому оценочному средству в ФОС должны быть приведены критерии формирования оценок.
2.3. В состав ФОС в обязательном порядке должны входить средства, указанные в соответствующем разделе рабочей программы дисциплины.
2.4. Помимо обязательных элементов в ФОС могут быть включены следующие контрольно-измерительные материалы (при условии их использования в учебном процессе):
− деловая и/или ролевая игра;
− доклад, сообщение;
− кейс-задача;
− коллоквиум/ собеседование;
− контрольная работа;
− круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты;
− портфолио;
− проект/ творческое задание;
− разноуровневые задачи и задания;
− расчетно-графическая работа;
− реферат;
− тест;
− тренажер;
− эссе.
2.4.1. Деловая и/или ролевая игра.
Краткая характеристика: Совместная деятельность группы обучающихся и преподавателя под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи.
Представление в виде ФОС: Тема (проблема), концепция, роли и ожидаемый результат по каждой игре.
2.4.2. Доклад, сообщение.
Краткая характеристика: Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы.
Представление в виде ФОС: Темы докладов, сообщений.
2.4.3. Кейс-задача.
Краткая характеристика: Проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы.
Представление в виде ФОС: Задания для решения кейс-задачи.
2.4.4. Коллоквиум/ собеседование.
Краткая характеристика: Средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися.
Представление в виде ФОС: Вопросы по темам/разделам дисциплины.
2.4.5. Контрольная работа.
Краткая характеристика: Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу.
Представление в виде ФОС: Комплект контрольных заданий по вариантам
2.4.6. Круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты.
Краткая характеристика: Оценочные средства, позволяющие включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения.
Представление в виде ФОС: Перечень дискуссионных тем для проведения круглого стола, дискуссии, полемики, диспута, дебатов.
2.4.7. Портфолио.
Краткая характеристика: Целевая подборка работ студента, раскрывающая его индивидуальные образовательные достижения в одной или нескольких учебных дисциплинах.
Представление в виде ФОС: Структура портфолио.
2.4.8. Проект/ творческое задание.
Краткая характеристика: Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся.
Представление в виде ФОС: Темы групповых и/или индивидуальных проектов.
2.4.9. Разноуровневые задачи и задания.
Краткая характеристика: Различают задачи и задания:
а) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины;
б) реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей;
в) творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения.
Представление в виде ФОС: Комплект разноуровневых задач и заданий.
2.4.10. Расчетно-графическая работа.
Краткая характеристика: Средство проверки умений применять полученные знания по заранее определенной методике для решения задач или заданий по модулю или дисциплине в целом.
Представление в виде ФОС: Комплект заданий для выполнения расчетно-графической работы.
2.4.11. Реферат.
Краткая характеристика: Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Представление в виде ФОС: Темы рефератов.
2.4.12. Тест.
Краткая характеристика: Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося.
Представление в виде ФОС: Фонд тестовых заданий.
2.4.13. Тренажер.
Краткая характеристика: Техническое средство, которое может быть использовано для контроля приобретенных студентом профессиональных навыков и умений по управлению конкретным материальным объектом.
Представление в виде ФОС: Комплект заданий для работы на тренажере.
2.4.14. Эссе.
Краткая характеристика: Средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
Представление в виде ФОС: Тематика эссе.