Расчет надежности систем на этапе эксплуатации

В период эксплуатации наиболее важными вопросами являются пла­нирование и расчет периодов профилактик, а также планирование и расчет числа запасных элементов и блоков системы.

Планирование и расчет периодов профилактик

Профилактическое обслуживание – система предупредительных мер, направленных на снижение вероятности возникновения отказов (техниче­ские параметры, регулировки, замена комплектующих элементов, восста­новление защитных покрытий и токопроводимых контактов и др.).

Профилактика преследует две цели:

– предупредить возникновение отказов;

– обнаружить такие отказы элементов изделия, которые не могли быть обнаружены средствами контроля в процессе эксплуатации и оста­лись скрытыми, необнаруженными.

Профилактическое обслуживание может быть организовано по принципу обслуживания регламентного, календарного, а также комбини­рованного использования регламентного и календарного обслуживания.

Регламентное обслуживание – обслуживание, которое проводится по достижении параметрами изделия некоторых регламентированных показа­телей. Этот вид обслуживания применяется тогда, когда известна связь ра­ботоспособности и показателей некоторых технических параметров (силы тока, напряжения, сопротивления, яркости и т.д.).

Если же главный параметр, определяющий работоспособность изде­лий, – время, в течение которого изделие эксплуатируется или хранится, то профилактическое обслуживание назначается в строго определенные ка­лендарные сроки вне зависимости от состояния изделия. Такое обслужива­ние называется календарным.

В инженерной практике обычно связь работоспособности с показа­телями технических параметров, так же как и с временем использования, известна с некоторым приближением. Поэтому большее распространение получил комбинированный метод профилактического обслуживания.

В процессе эксплуатации параметры изделия контролируются, и по достижении ими критических значений производится профилактика. Про­филактика производится и тогда, когда время, измеряемое от последней профилактики, достигает значения времени, календарно запланирован­ного. Естественно, что время календарного обслуживания в этом случае может быть увеличено, поскольку существует некоторая вероятность пре­дупреждения отказа.

Выбор контролируемых параметров и контролируемых элементов должен осуществляться по оптимальным маршрутам, т.е. в определенной последовательности с учетом информативности, которую дает каждая из проверок. Как правило, такие задачи решаются методами технической ди­агностики.

Календарное обслуживание осуществляется на основе изучения за­кономерностей отказов. Обычно, как уже показывалось ранее, интенсив­ность отказов изменяется с течением времени, что можно представить в виде графика (рис. 2.51).

На участке 0 – t1 преобладают отказы периода приработки и трени­ровки, на участке t1 – t2 – внезапные отказы (закон распределения времени до отказа – экспоненциальный), на участке от t2 и далее – отказы износо­вого характера и старения (закон распределения времени до отказа – нор­мальный). Период времени 0 – t1 нельзя считать периодом нормальной эксплуатации, ему соответствует влияние скрытых дефектов производства. Профилактика, ориентированная на обеспечение надежности изделия с нормальными техническими характеристиками, начинается с момента времени t1.

Время профилактической проверки назначается исходя из следую­щих соображений. На участке t1 – t2, для которого l = const, время профи­лактики берется с учетом того, что вероятность появления отказа q не пре­вышала допустимой вероятности qдоп (рис. 2.52).

Расчет надежности систем на этапе эксплуатации - student2.ru
Рис. 2.51. Изменение интенсивности Рис. 2.52. Выбор времени профилактики

отказов во времени

Известно, что для экспоненциального закона (подразд. 2.1.2, (2.16))

Расчет надежности систем на этапе эксплуатации - student2.ru

Отсюда

Расчет надежности систем на этапе эксплуатации - student2.ru (2.134)

Пример 2.21. Определить время календарного обслуживания изде­лия, для которого l = 0,0001 1/ч, qдоп = 0,01,

Расчет надежности систем на этапе эксплуатации - student2.ru ч.

На участке времени, превышающем t2, время профилактики опреде­ляется также исходя из того, что вероятность отказа не превышала допус­тимой вероятности.

На рис. 2.53 допустимая вероятность отказа qдоп представлена за­штрихованной площадью, ограниченной f(x). Для определения времени ка­лендарного обслуживания изделия, ориентированного на замену деталей и блоков, выработавших ресурс, предварительно определяется среднее время работы до износового отказа Т и среднеквадратического отклонения Расчет надежности систем на этапе эксплуатации - student2.ru . То­гда

Расчет надежности систем на этапе эксплуатации - student2.ru (2.135)

где n – коэффициент при Расчет надежности систем на этапе эксплуатации - student2.ru , соответствующий заданному значению qдоп (табл. 2.3).

Таблица 2.3

qдоп 0,01 0,02 0,04 0,05 0,06 0,08 0,10 0,12 0,16 0,20
n 2,526 2,323 2,053 1,960 1,880 1,750 1,643 1,554 1,404 1,282

Расчет надежности систем на этапе эксплуатации - student2.ru
Рис. 2.53. Допустимая вероятность отказа

Пример 2.22. Определить время замены блока изделия, если qдоп = = 0,01, Т = 120 ч, Расчет надежности систем на этапе эксплуатации - student2.ru = 2 ч:

Расчет надежности систем на этапе эксплуатации - student2.ru = 120 – 2,526×2 = 115 ч.

Профилактическое обслуживание сложных системы начинается с планирования профилактических работ для простых устройств, входящих в нее. Сроки профилактики и ее содержание корректируются затем с уче­том сложности систем.

Универсальных рекомендаций по оптимизации планирования про­филактики не существует. В некоторых случаях целесообразно всю сис­тему ставить на профилактику в одно и то же время и обеспечивать работу ее в полном составе в период между профилактическими обслуживаниями. В других случаях целесообразно ставить на профилактику отдельные эле­менты системы и обеспечивать ее непрерывную работу, хотя бы и не все­гда в полном составе.

Характер изменения вероятности безотказного состояния P(t) под влиянием профилактического обслуживания в простейшем случае, когда возможно полное выявление отказных состояний, показан на рис. 2.54.

Расчет надежности систем на этапе эксплуатации - student2.ru
Рис. 2.54. Влияние профилактики на интенсивность отказов

Система начинает работу в момент времени 0 с вероятностью безот­казного состояния, равной 1. С течением времени вероятность безотказ­ного состояния снижается, и в момент времени t1 система будет поставлена на профилактику. К моменту окончания профилактики t2 вероятность без­отказного состояния приближается к единице. Далее процесс повторяется.

Влияние профилактики на функциональную надежность изделия может быть определено следующей формулой:

Расчет надежности систем на этапе эксплуатации - student2.ru (2.136)

где R(t) – вероятность выполнения изделием заданной функции на интер­вале t; Kти(t) – коэффициент технического использования изделия с учетом проведения профилактики на интервале t; P(Dt) – вероятность выполнения изделием заданной функции на интервале Dt (использования изделий по назначению).

Расчет надежности систем на этапе эксплуатации - student2.ru (2.137)

P(Dt) в первом приближении можно оценить по формуле

Расчет надежности систем на этапе эксплуатации - student2.ru (2.138)

где l0 – интенсивность отказов, обеспечиваемая данным объемом профи­лактики; Dt – интервал использования изделия по назначению.

Планирование и расчет числа запасных изделий

Для обеспечения нормального функционирования изделий необхо­димо на весь период эксплуатации снабжать их запасным инструментом, принадлежностями, сменными комплектующими изделиями.

Запасом инструментов и принадлежностей (ЗИП) принято называть запас сменных изделий, материа­лов, инструментов и принадлежностей для обслуживания объектов.

Количество запасных частей зависит от интенсивности отказов от времени пополнения ЗИП (tп), требуемой его достаточности (Kд), органи­зации снабжения и степени восстановления.

Для пуассоновского потока отказов вероятность числа отказов n

Расчет надежности систем на этапе эксплуатации - student2.ru (2.139)

Вероятность того, что число отказов за время t будет не больше m,

Расчет надежности систем на этапе эксплуатации - student2.ru (2.140)

Вероятность того, что число отказов за время t будет больше m,

Расчет надежности систем на этапе эксплуатации - student2.ru (2.141)

Если в ЗИП имеется два элемента, а вероятность того, что за время tn произойдет больше двух отказов, равна 0,1, то это означает, что достаточ­ность ЗИП равна 0,9 (Kд = 0,9), а недостаточность равна 0,1 (Kнд = 0,1). Kд ЗИП задается обычно равным 0,9 – 0,99.

Рассмотрим расчет числа запасных изделий для случая, когда отка­завшие изделия не ремонтируются.

Организация ЗИП в данном случае реализуется по такой схеме. Не­исправное комплектующее изделие заменяется исправным из ЗИП. Рабо­тоспособность его не восстанавливается. В ЗИП должно постоянно нахо­диться такое число запасных частей, которое обеспечивает с заданной ве­роятностью достаточности (Kд) ЗИП потребность их для заданного интер­вала времени (tn).

Исходными данными для расчета числа запасных частей являются:

· интенсивность отказов заменяемого изделия – l0;

· число одинаковых заменяемых модулей или блоков в основном изде­лии – n;

· время пополнения ЗИП (время, до окончания которого не будет воз­можности пополнить ЗИП) – tn;

· вероятность достаточности ЗИП – Kд.

Далее по формуле Расчет надежности систем на этапе эксплуатации - student2.ru определяется Kд для различных значений числа запасных элементов в ЗИП, начиная с m = 0.

Как только коэффициент достаточности Kд превысит заданный, вы­числения оканчиваются и последнее m берется в качестве рассчитанной цифры количества запасных частей (или блоков).

Пример 2.23. Определить число запасных типовых элементов за­мены (ТЭЗ), если известно, что l0 = 5×10–6 1/ч, Kд = 0,9...0,99, tn = 5000 ч, число одинаковых ТЭЗ в аппаратуре равно 60 (n = 60).

Определим: Расчет надежности систем на этапе эксплуатации - student2.ru = 5× 10–6×60 = 3×10–4, Расчет надежности систем на этапе эксплуатации - student2.ru tn = 3×10–4×5×103 = 1,5.

Приводим вычисления:

при m = 0

Расчет надежности систем на этапе эксплуатации - student2.ru ;

при m = 1

Расчет надежности систем на этапе эксплуатации - student2.ru ;

при m = 2

Расчет надежности систем на этапе эксплуатации - student2.ru ;

при m = 3

Расчет надежности систем на этапе эксплуатации - student2.ru

(для Kд = 0,9 достаточно иметь в ЗИП 3 ТЭЗ);

при m = 4

Расчет надежности систем на этапе эксплуатации - student2.ru ;

при m = 5

Расчет надежности систем на этапе эксплуатации - student2.ru

(для Kд = 0,99 достаточно иметь в ЗИП 5 ТЭЗ);

Рассмотрим расчет запасных изделий для восстанавливаемых эле­ментов.

Схема использования ЗИП в этом случае показана на рис. 2.55.

Расчет надежности систем на этапе эксплуатации - student2.ru

Рис. 2.55. Схема использования ремонтируемых ЗИП

Отказ элемента происходит с интенсивностью l0. Отказавший эле­мент ремонтируется и поступает на пополнение в ЗИП. Среднее время ре­монта в этом случае равно tn, т.е. tn существенно уменьшается. Методика расчета при этом та же, что и в предыдущем случае, только после оконча­ния расчета количества запасных частей берется значение m + 1 (с учетом ремонтируемого ТЭЗ).

Пример 2.24.Решить предыдущий пример при условии, что ТЭЗ ре­монтируется, время ремонта tрем = 12 ч.

Расчет надежности систем на этапе эксплуатации - student2.ru 1/ч,

Расчет надежности систем на этапе эксплуатации - student2.ru

При m = 0

Расчет надежности систем на этапе эксплуатации - student2.ru

Поскольку вероятность того, что за время ремонта не произойдет от­каза, больше достаточности Kд, то в ЗИП можно положить 0 + 1 = 1 ТЭЗ.

Выводы

Данная глава является, по существу, основной в учебном пособии. В ней авторы постарались рассмотреть максималь­ное количество проблем, связанных с расчетом надежности аппаратной части сложных технических систем. В то же время предлагаемые подходы к расчету надежности сильно адаптированы (упрощены), чтобы за сложно­стью решений не поте­рять основную нить методики.

Авторы обращали особое внимание на те факторы, с которыми на практике могут столкнуться специалисты при расчете надежности проек­тируемых или эксплуатируемых систем.

С точки зрения теории надежности системы делятся на восстанавли­ваемые и невосстанавливаемые. К невосстанавливаемым обычно относятся не сами системы, а их компоненты и, чаще всего, элементы, из которых со­стоят компоненты системы. Однако, если доступ к установленной системе затруднен, ее также можно рассматривать как невосстанавливаемую.

Характеристики надежности элементов иногда приходится опреде­лять статистически по результатам эксперимента, и тогда они представля­ются в таблично-графической форме. В этом случае на следующем этапе подбирается закон распределения, наилучшим образом описывающий по­лученные экспериментальные данные. Чаще всего, если эксперименталь­ные данные тому резко не противоречат, выбирают экспоненциальный за­кон распределения как самый простой в использовании, хотя он и дает за­вышенную оценку надежности. Нормальный закон также достаточно часто используется в расчетах, при этом он дает заниженную оценку на­дежности. В данном учебном пособии в большинстве случаев в расчетах используется экспоненциальный закон распределения.

Если надежность, полученная по предварительным расчетам на этапе проектирования системы, оказывается ниже заданной, существует два пути повышения надежности: технологический, когда используют более на­дежные элементы (если такие существуют), и конструктивный – создание надежных систем из ненадежных элементов.

Конструктивный метод основан на резервировании в его разнообраз­ных формах. Постоянно включенный резерв – это метод резервирования элементов системы. Резервирование замещением применяется для компо­нентов системы. Особое внимание в данном разделе уделено функцио­нальному резервированию, как наиболее эффективному, так и наиболее сложному с точки зрения методики расчета.

Однако большинство систем относится к классу восстанавливаемых. Показатели надежности восстанавливаемых систем отличаются от показа­телей надежности невосстанавливаемых систем. Если для последних ос­новной характеристикой является среднее время наработки на отказ, то для восстанавливаемых систем основная характеристика – коэффициент го­товности, т.е. вероятность застать систему работоспособной в произволь­ный момент времени.

Для расчета коэффициента готовности выбран метод расчета по графу работоспособности как наиболее наглядный и потому лучше вос­принимаемый, чем чисто математические методы. В основе графа работо­способности лежит марковская цепь, помеченная интенсивностями отказов и восстановлений отдельных блоков. Данный метод рассматривается для последовательного и параллельного соединения блоков. Многочисленные примеры позволят читателю в ряде случаев воспользоваться выведенными формулами.

С другой стороны, для сложных технических систем, состоящих из большого количества блоков, расчет по неусеченной марковской цепи ста­новится на практике затруднительным из-за резко возрастающего со слож­ностью системы числа состояний. Для такой ситуации в пособии предлага­ется методика построения усеченной марковской сети, которая и демонст­рируется при расчете надежности двух реальных технических систем.

Для повышения коэффициента готовности восстанавливаемой сис­темы можно снизить интенсивность отказов, а можно повысить интенсив­ность восстановлений. Схемы встроенного контроля позволяют повысить интенсивность восстановления за счет сокращения времени обнаружения места неисправности системы. В данном учебном пособии рассмотрены различные варианты (схема встроенного контроля абсолютно надежна, схема встроенного контроля самопроверяемая, схема встроенного кон­троля несамопроверяемая).

На этапе проектирования редко можно получить точные надежност­ные характеристики отдельных блоков. Чаще характеристики задаются не детерминированно, т.е. интенсивность отказов и восстановлений задается в определенных пределах. Для этого случая рассмотрена модификация ме­тодики расчета коэффициента готовности на основе теории нечетких мно­жеств, что позволяет выбрать вариант построения системы, оптимальный по соотношению «надежность-стоимость».

Основные проблемы этапа эксплуатации – это расчет периода про­филактики и числа запасных блоков при возможности их ремонта и в от­сутствии такой возможности. В данном учебном пособии эти вопросы рас­смотрены скорее в обзорном порядке.

Вопросы и задания

1. Назовите показатели надежности невосстанавливаемых систем.

2. Для чего наряду с плотностью распределения отказов в теории на­дежности вводят интенсивность отказов?

3. Какие законы распределения случайных величин используются в теории надежности и почему?

4. Каковы недостатки и достоинства показательного распределения?

5. Если в технической документации указано, что для данного компо­нента системы среднее время наработки на отказ равно 100 000 ч, то чему равна интенсивность отказов этого элемента при показательном рас­пределении?

6. Как при расчете надежности невосстанавливаемых систем учиты­ваются режимы работы элементов?

7. Назовите существующие методы резервирования.

8. Какова методика расчета при постоянно включенном резерве?

9. Какие существуют виды резервирования замещением?

10. Сформулируйте критерий надежности систем с восстановле­нием.

11. Как определяются параметр потока отказов и параметр потока вос­становлений?

12. Приведите пример графа работоспособности для простейшей сис­темы из двух блоков, соединенных последовательно.

13. Является ли коэффициент готовности стационарным?

14. Приведите пример расчета стационарного коэффициента готовно­сти для простейшей системы из двух блоков, соединенных парал­лельно.

15. Рассчитайте число состояний, входящих в марковскую цепь, если число блоков системы равно 10.

16. Как будет выглядеть усеченная марковская цепь из предыду­щего вопроса, если в системе нет резервирования?

17. Каковы правила усечения марковской цепи, если в системе есть ре­зервирование?

18. Как сказывается на коэффициенте готовности наличие в системе схем встроенного контроля?

19. Повышает или понижает надежность невосстанавливаемой сис­темы схема встроенного контроля?

20. Чем можно воспользоваться при расчете надежности конструи­руе­мой системы, если надежностные характеристики отдельных блоков не могут быть точно определены?

21. Какие задачи решает теория надежности в период эксплуатации системы?

Список литературы

1. Белоусов В.В., Киселев В.В., Кулагина М.М. Надежность техниче­ских систем / Перм. гос. техн. ун-т. – Пермь, 1995. – 71 с.

2. Гуров С.В., Половко А.М. Основы теории надежности. – М.: BHV, 2008. – 704 с.

3. Шишмарев В.Ю. Надежность технических систем. – М.: Акаде­мия, 2010. – 304 с.

4. Белоусов В.В., Кон Е.Л., Кулагина М.М. Надежность средств и сис­тем. Применение теории нечетких множеств и теории категорий для ре­шения задач надежности, технической диагностики и телекоммуникации / Перм. гос. техн. ун-т. – Пермь, 2002. – 116 с.

5. Денисенко В.В. Компьютерное управление технологическим процес­сом, экспериментом, оборудованием. – М.: Горячая линия–Телеком, 2009. – 608 с.

Наши рекомендации