Общие рекомендации по созданию презентаций для защиты ВКР
Для того чтобы презентация была помощником для Вас и членов ГАК, а не усложняла процесс защиты дипломного проекта, используйте при ее создании следующие рекомендации:
- Презентация должна полностью соответствовать содержанию вашего доклада. В первую очередь Вам необходимо составить сам текст доклада, во вторую очередь – создать презентацию.
- Очередность слайдов должна четко соответствовать структуре вашего доклада. Не планируйте в процессе доклада возвращаться к предыдущим слайдам или перелистывать их вперед, это усложнит процесс и может сбить ход ваших рассуждений.
- Не пытайтесь отразить в презентации весь текст доклада! Слайды должны демонстрировать лишь основные положения Вашего доклада, дополнять информацией, представленной графически.
- Слайды не должны быть перегружены графической и текстовой информацией, различными эффектами анимации (рис.28-29).
Рис. 28 Пример перегруженности слайда графической и текстовой информацией
Рис. 29 Правильный баланс графической и текстовой информации на слайде
• Текст на слайдах не должен быть слишком мелким (рис.30), чтобы члены аттестационной комиссии могли легко прочитать его (рис.31).
Рис. 30. Слишком мелкий тест на слайде
Рис. 31. Минимально возможный размер шрифта (24) текста на слайде
• Предложения в тексте слайда должны быть короткими, максимум – 7 строк.
Рис.32. Пример объема заполнения слайда текстом.
· Каждая отдельная информация должна быть в отдельном предложении и на отдельном слайде.
Рис. 33 Пример объединения различной информации на одном слайде
Рис. 34 Пример разделения информации на два слайда
• Тезисы доклада должны быть общепонятными.
• Не допускаются орфографические ошибки в тексте презентации!
• Иллюстрации (рисунки, графики, таблицы) должны иметь четкое, краткое и выразительное название.
Рис. 35. Примеры неправильного (избыточного или недостаточного) оформления
названия рисунка
· В дизайне презентации придерживайтесь принципа «чем меньше, тем лучше»
· Не следует использовать более 3 различных цветов на одном слайде.
· Остерегайтесь светлых цветов, они плохо видны издали.
· Сочетание цветов фона и текста должно быть таким, чтобы текст легко мог быть прочитан. Лучшее сочетание: белый фон, черный текст.
· В качестве основного шрифта рекомендуется использовать черный или темно-синий.
· Лучше использовать одну цветовую гамму во всей презентации, а не различные стили для каждого слайда.
· Используйте только один вид шрифта. Лучше использовать простой печатный шрифт вместо экзотических и витиеватых шрифтов.
· Используйте прописные и строчные буквы, а не только прописные.
· Размещайте наиболее важные высказывания посредине слайдов.
· Используйте общеизвестные символы и знаки (неизвестные же вам придется предварительно разъяснять слушателям).
Рис.36. Пример излишнего цветового и графического наполнения слайда
Рис. 37. Пример «нормального» цветового и графического решения
Структура презентации ВКР
Структура презентации должна соответствовать структуре доклада на защите выпускной квалификационной работы:
Ø Титульный слайд (1 слайд)
Ø Актуальность темы ВКР (1-2 слайда). Лучше всего демонстрируется статистическими показателями, официальными данными соц. опросов.
Ø Цель и задачи, решаемые в ходе выполнения ВКР (1-2 слайда)
Ø Методы решения задач – в соответствии с главами ВКР (1-8 слайда)
Ø Результаты решения теоретических и практических задач (1-8 слайда)
Ø Личный вклад дипломника в решение задач (1 слайд)
Ø Финальный слайд – список литературы, использованной для подготовки презентации (1 слайд).
Рекомендуемое общее количество слайдов – 10 – 20.В тексте слайда необходимо делать ссылки (размещаются в квадратных скобках) на источники информации, которые Вы использовали для изложения основных положений Вашего доклада и создания презентации.
Время, отведённое на выступление докладчика – 10 минут (±3 мин.) Также вам необходимо предусмотреть время для вопросов членов государственной аттестационной комиссии и ответа студента на поставленные в ходе защиты ВКР вопросы.
Титульный слайд должен содержать: название и эмблему образовательной организации, тему ВКР, фамилию имя и отчество докладчика, специальность и группу студента, ФИО методического руководителя, место и год защиты (рис.38).
Рис.38. Титульный слайд презентации
2. Актуальность темы должна быть обусловлена рядом аргументов (рис.39.).
3. Цель и задачи дипломного проекта должны быть четко структурированы и представлены в виде иерархической структуры (дерево целей и задач).
Например, целью дипломного проекта является исследование проблем трудоустройства студентов и выпускников ГАПОУ МО «КМК» и создание информационной системы «Трудоустройство».
В соответствии с указанной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Изучение организационно-правовых основ трудоустройства в Российской
Федерации и Мурманской области.
2. Анализ рынка труда в Мурманской области и проблем занятости молодежи.
3. Анализ существующей системы трудоустройства студентов и выпускников колледжа.
4. Разработка и реализация проекта по созданию информационной системы
«Трудоустройство».
5. Анализ и оценка реализации проекта по созданию информационной
системы «Трудоустройство».
В данном случае, информацию можно преобразовать как минимум в двух вариантах.
Вариант 1. Разбить текст на два слайда (рис.2.4.-2.5.).
Рис. 2.4. Слайд, отражающий цель дипломного проекта
Рис. 2.5. Слайд, отражающий задачи дипломного проекта
Вариант 2. Возможно, лучшим будет вариант преобразования информации о цели и задачах дипломного проекта в виде дерева целей и задач (рис.2.6.).
Рис. 2.6. Дерево целей и задач дипломного проекта4. В следующих слайдах докладчик должен показать, каким образом решались задачи, поставленные перед ним в данном проекте. Для того чтобы доклад сохранил свою логику, можно следующими слайдами иллюстрировать как Вы решали поставленные задачи и какие результаты Вы получили.
Например, изучение и анализ организационно-правовых основ трудоустройства
позволило Вам определить перечень основных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы трудоустройства и выявить перечень и организационную структуру органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность по обеспечению занятости населения.
Анализ рынка труда и проблем занятости осуществлялся на основе статистических данных. В данном случае, целесообразно продемонстрировать динамику некоторых показателей, на основе которых Вы будете делать выводы о состоянии проблемы трудоустройства выпускников. Для отображения динамики (движения, изменения) показателей лучше использовать линейные диаграммы в виде графика (рис.2.7.-2.9.).
Рис. 2.7. Слайд с изображением графика
2. Результаты решения задач могут быть представлены в виде списка (рис.2.10.) или иерархической структуры (рис.2.11.), соответствующей дереву целей и задач.
Рис. 2.10. Слайд, отображающий предложения по решению проблем
Рис. 2.11. Слайд, отображающий структурную декомпозицию работ по проекту
5. Можно отдельным слайдом указать Ваш личный вклад в решении задач и полученных результатах (рис.2.12).
Рис. 2.12. Слайд, отображающий личный вклад выступающего в проекте
6. Финальным слайдом, как правило, является слайд отображающий список литературных источников, использованных при подготовке презентации (рис.13).
3.3. Полезные советы по созданию презентаций:
1. В центре внимания - докладчик. Слайды презентации не должны содержать каждого Вашего слова и не читайте прямо с экрана! Помните, что люди собрались, чтобы послушать Вас, а не прочитать вместе с Вами слайды.
2. Главное внимание сути презентации. Определите 10 главных идей, мыслей, выводов, которые Вы хотите донести до аудитории и на основании них составьте презентацию. В презентацию не следует включать дополнительную информацию - ей место в раздаточном материале, либо в Ваших словах. На слайдах должно быть только самое главное.
3. Информация, а не данные. Данные - это набор неких цифр, фактов, они не пригодны для принятия решения. Информация - это проработанные данные, представленные в удобном для восприятия виде, для принятия решения. Таблица с кучей цифр и названиями колонок "Сумма годовых показателей" в презентации - это данные, а не информация для принятия решения. В данном примере информацией должна быть диаграмма, на которой было бы видно разницу между средними данными за рубежные годы.
4. Соблюдайте правило "Схема → рисунок → график → таблица → текст".
Именно в такой последовательности. Как только Вы сформулировали то, что хотите донести до Вашей аудитории в каком-то конкретном слайде, сначала подумайте, как это представить в виде схемы? Не получается как схему, подумайте как показать это рисунком, графиком, таблицей. Используйте текст в презентациях, только в тех случаях, если все предыдущие способы отображения информации Вам не подошли.
5. Запомните правило "5 объектов на слайде". Психолог Джордж Миллер обнаружил, что кратковременная память человека способна запоминать в среднем:
• девять двоичных чисел,
• восемь десятичных чисел,
• семь букв алфавита,
• пять односложных слов,
то есть человек способен одновременно помнить 7 ± 2 элементов. Таким образом,
при размещении информации старайтесь, чтобы в сумме слайд содержал всего 5 эле-
ментов. Если это схема, то попробуйте упростить ее до 5 блоков.
6. Презентация - это не документ. Всегда следуйте правилу: презентации я делаю в Microsoft PowerPoint, а документы в Word. Не путайте презентацию и раздаточный материал. Хотите донести до слушателей текст доклада, включите его в отдельный Word-файл и прикрепите к докладу. В презентацию включайте только ту информацию, которая поможет слушателям лучше воспринять материал.
7. Принцип "10/20/30" (впервые описан Гаем Каваски). Суть принципа: 10 слайдов в презентации; 20 минут времени на презентацию; 30-м шрифтом набран текст на слайдах.
8. Будьте всегда готовы к техническим проблемам или сбоям в электросети; принесите с собой раздаточные материалы и предусмотрите альтернативный вариант презентации материала на случай отсутствия экрана или сбоя в работе компьютера!