Экономическая эффективность информационных систем
Общая схема
Схема электронной подписи обычно включает в себя:
1) алгоритм генерации ключевых пар пользователя;
2) функцию вычисления подписи;
3) функцию проверки подписи.
Функция вычисления подписи на основе документа и секретного ключа пользователя вычисляет собственно подпись. В зависимости от алгоритма функция вычисления подписи может быть детерминированной или вероятностной. Детерминированные функции всегда вычисляют одинаковую подпись по одинаковым входным данным. Вероятностные функции вносят в подпись элемент случайности, что усиливает криптостойкость алгоритмов ЭЦП. Однако, для вероятностных схем необходим надёжный источник случайности (либо аппаратный генератор шума, либо криптографически надёжный генератор псевдослучайных бит), что усложняет реализацию.
В настоящее время детерминированные схемы практически не используются. Даже в изначально детерминированные алгоритмы сейчас внесены модификации, превращающие их в вероятностные (так, в алгоритм подписи RSA вторая версия стандарта PKCS#1 добавила предварительное преобразование данных (OAEP), включающее в себя, среди прочего, зашумление).
Функция проверки подписи проверяет, соответствует ли данная подпись данному документу и открытому ключу пользователя. Открытый ключ пользователя доступен всем, так что любой может проверить подпись под данным документом.
Поскольку подписываемые документы — переменной (и достаточно большой) длины, в схемах ЭЦП зачастую подпись ставится не на сам документ, а на его хэш. Для вычисления хэша используются криптографические хэш-функции, что гарантирует выявление изменений документа при проверке подписи. Хэш-функции не являются частью алгоритма ЭЦП, поэтому в схеме может быть использована любая надёжная хэш-функция.
Алгоритмы ЭЦП делятся на два больших класса: обычные цифровые подписи и цифровые подписи с восстановлением документа. Обычные цифровые подписи необходимо пристыковывать к подписываемому документу. К этому классу относятся, например, алгоритмы, основанные на эллиптических кривых (ECDSA, ГОСТ Р 34.10-2001, ДСТУ 4145-2002). Цифровые подписи с восстановлением документа содержат в себе подписываемый документ: в процессе проверки подписи автоматически вычисляется и тело документа. К этому классу относится один из самых популярных алгоритмов — RSA.
Следует различать электронную цифровую подпись и код аутентичности сообщения, несмотря на схожесть решаемых задач (обеспечение целостности документа и неотказуемости авторства). Алгоритмы ЭЦП относятся к классу асимметричных алгоритмов, в то время как коды аутентичности вычисляются по симметричным схемам.
Защищённость
Цифровая подпись обеспечивает:
1)Удостоверение источника документа. В зависимости от деталей определения документа могут быть подписаны такие поля, как «автор», «внесённые изменения», «метка времени» и т. д.
2)Защиту от изменений документа. При любом случайном или преднамеренном изменении документа (или подписи) изменится хэш, следовательно, подпись станет недействительной.
3) Невозможность отказа от авторства. Так как создать корректную подпись можно лишь, зная закрытый ключ, а он известен только владельцу, то владелец не может отказаться от своей подписи под документом.
4)Предприятиям и коммерческим организациям сдачу финансовой отчетности в государственные учреждения в электронном виде;
5)Организацию юридически значимого электронного документооборота;
Возможны следующие угрозы цифровой подписи:
1) Злоумышленник может попытаться подделать подпись для выбранного им документа.
2)Злоумышленник может попытаться подобрать документ к данной подписи, чтобы подпись к нему подходила. Однако в подавляющем большинстве случаев такой документ может быть только один. Причина в следующем:
Документ представляет собой осмысленный текст; Текст документа оформлен по установленной форме.
3)Документы редко оформляют в виде Plain Text — файла, чаще всего в формате DOC или HTML.
Если у фальшивого набора байт и произойдет коллизия с хешем исходного документа, то должны выполниться 3 следующих условия:
1)Случайный набор байт должен подойти под сложно структурированный формат файла.
2) То, что текстовый редактор прочитает в случайном наборе байт, должно образовывать текст, оформленный по установленной форме.
3) Текст должен быть осмысленным, грамотным и соответствующий теме документа.
Вполне понятно, что вероятность такого происшествия ничтожно мала. Можно считать, что на практике такого случиться не может даже с ненадежными хеш-функциями, так как документы обычно большого объема — килобайты.
При использовании надёжной хэш-функции, вычислительно сложно создать поддельный документ с таким же хэшем, как у подлинного. Однако, эти угрозы могут реализоваться из-за слабостей конкретных алгоритмов хэширования, подписи, или ошибок в их реализациях.
Тем не менее, возможны ещё такие угрозы системам цифровой подписи:
1) Злоумышленник, укравший закрытый ключ, может подписать любой документ от имени владельца ключа.
2) Злоумышленник может обманом заставить владельца подписать какой-либо документ, например, используя протокол слепой подписи.
3) Злоумышленник может подменить открытый ключ владельца (см. управление ключами) на свой собственный, выдавая себя за него.
Алгоритмы ЭЦП
1) Американские стандарты электронной цифровой подписи: DSA, ECDSA
2) Российские стандарты электронной цифровой подписи: ГОСТ Р 34.10-94 (в настоящее время не действует), ГОСТ Р 34.10-2001
3) Украинский стандарт электронной цифровой подписи: ДСТУ 4145-2002
4) Стандарт PKCS#1 описывает, в частности, схему электронной цифровой подписи на основе алгоритма RSA
5) Cхема Шнорра
6) ElGamal
Управление ключами
Важной проблемой всей криптографии с открытым ключом, в том числе и систем ЭЦП, является управление открытыми ключами. Необходимо обеспечить доступ любого пользователя к подлинному открытому ключу любого другого пользователя, защитить эти ключи от подмены злоумышленником, а также организовать отзыв ключа в случае его компрометации.
Задача защиты ключей от подмены решается с помощью сертификатов. Сертификат позволяет удостоверить заключённые в нём данные о владельце и его открытый ключ подписью какого-либо доверенного лица. В централизованных системах сертификатов (например PKI) используются центры сертификации, поддерживаемые доверенными организациями. В децентрализованных системах (например, PGP) путём перекрёстного подписывания сертификатов знакомых и доверенных людей каждым пользователем строится сеть доверия.
Управлением ключами занимаются центры распространения сертификатов. Обратившись к такому центру пользователь может получить сертификат какого-либо пользователя, а также проверить, не отозван ли ещё тот или иной открытый ключ.
Целью внедрения системы электронного визирования (далее СЭВ) является ускорение процесса согласования документов, контроля сроков обработки документов и исполнительской дисциплины.
Инструменты конфигурирования
Движение документов, размещенных в системе, обеспечивается по маршрутам в соответствии с утвержденным в компании регламентом. Маршрут состоит из множества адресов, к которым обеспечивается как последовательный, так и параллельный доступ. Полномочия пользователя на каждом адресе определяются полномочиями для Роли, в состав которой включен пользователь.
Обеспечивается поддержка вложенных маршрутов, т.е. для получения отметки о согласовании документа на любом адресе можно определить соответствующий маршрут, результатом прохождения которого является подпись указанной Роли.
Полномочия Роли для обработки документа по определенному адресу зависят от вида документа, варианта документа (например, Договор поставки\Поставка металлопродукции и т.п.) и варианта маршрута.
Поддерживаются распределенные маршруты, передача документов, отметок о согласовании или замечаний по документам между различными серверами, в том числе территориально-удаленными, при помощи сервиса iTransit.
Система обеспечивает конфигурацию временных ограничений для каждого участка маршрута согласования документа
Процесс визирования
Процесс визирования документа начинается с процедуры его публикации (размещения) в базе данных системы электронного визирования. В зависимости от вида документа система определяет маршрут визирования и пересылает документ на первый адрес маршрута. Пользователи, которым разрешен доступ к данному адресу, получают уведомление о поступлении документа на согласование. В соответствии с предоставленными полномочиями, пользователи выполняют процедуру визирования. Как только все, требуемые согласно регламента, визы будут получены, система выполняет пересылку документа на следующий адрес маршрута визирования и т.д. Если все требуемые визы получены, документ перемещается в "Подписанные". Если система имеет территориально-распределенную структуру, то выполняется автоматическая пересылка информации о процессе визирования между различными удаленными узлами (серверами приложений).
Интерфейс пользователя
Все необходимые для работы функции объединены в одном окне, содержащем записи документов, направленных пользователю на согласование (На подпись). По мере обработки пользователем поступивших документов выполняется их пересылка далее по маршруту. Если пользователь выполнил обработку всех поступивших к нему документов, то рабочее окно системы пусто, т.е. не содержит записей.
Система поддерживает размещение документов произвольного формата.
Базовая отчетность
Поставляемые с системой формы отчетности позволяют контролировать заданные сроки прохождения документов по маршруту и текущее состояние согласования по каждому размещенному в системе документу.
ПРОЦЕДУРЫ ВИЗИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТА
- Электронное подписание документа. После того, как проект документа согласован он направляется по маршруту на подписание утверждающему лицу. Система документооборота позволяет выполнить эту процедуру в электронном виде. Утверждающий видит электронный образ документа, так как если бы он работал с бумажным документом. Кроме того ему доступен для просмотра электронный лист согласования. Для подписания документа Утверждающему нужно нажать в карточке документа на кнопку «Утверждаю».
- Подписание документа ЭЦП. В ходе согласования или подписания документа возможно использование ЭЦП с целью придания подписанному документу юридической значимости. Система документооборота позволяет подписать документ ЭЦП и проверить имеющиеся в документе подписи. Безбумажный документооборот предполагает использование ЭЦП. Это гарантирует неизменность электронного документа с момента его подписания и подтверждает авторство подписанта.
ПРОЦЕДУРЫ ЭЛЕКТРОННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
- Регистрация документа. Подписанный электронный документ может быть зарегистрирован автоматически или в зависимости от настроек маршрута может быть направлен Регистратору для присвоения номера и занесения карточки документа в нужное дело. На этом этапе также отсутствуют бумаги, так как вся информация записывается в электронную карточку документа. Зарегистрированная карточка документа автоматически попадает в электронный журнал регистрации документов. Система документооборота позволяет для каждого вида документа вести отдельные журналы регистрации и присваивать уникальные номера.
ПРОЦЕДУРЫ ПУБЛИКАЦИИ И КОНТРОЛЯ
- Электронная рассылка документа. Система электронного документооборота может автоматически выполнить рассылку зарегистрированного документа пользователям системы. Электронная рассылка в системе ESCOM.BPM позволяет не только разослать документ сотрудникам, но и получить в электронном виде отметки об ознакомлении. Система документооборота позволяет за счёт такой функции отказаться от массового копирования документов и рутинного сбора подписей сотрудников об ознакомлении с документом.
- Постановка документа на контроль.Если в карточке документа включен признак «На контроль», то документ автоматически будет отображаться в электронном журнале контроля. Система документооборота будет автоматически контролировать срок исполнения документа.
- Исполнение документа. Система документооборота позволяет внести в электронную карточку документа резолюции и выполнить их рассылку Исполнителям. В свою очередь, Исполнители могут внести свои отчёты об исполнении в электронном виде в электронную карточку назначенного им поручения или распределить работу по назначенному поручению между своими подчинёнными. Система ESCOM.BPM для этого имеет функцию создания подчинённых заданий. Все созданные задания и документ связываются автоматически. Система документооборота умеет отображать цепочки поручений в виде иерархического «дерева», что наглядно даёт представление о ходе исполнения документа. По каждому поручению виден его статус, срок исполнения, исполнитель, дата выдачи поручения, оставшееся время до срока исполнения, а если поручение просрочено, то оно выделяется специальным значком и автоматически ведётся отсчёт просроченного времени. Использование электронных поручений позволяет отказаться от бумажных карточек и отчётов.
40.
Экономическая эффективность информационных систем
Различают эффективность создания САПР и эффективность ее функционирования. Тип производства САПР, как правило, единичный.Эффективность создания САПР рассматривают как создание новой техники, однако с учетом специфики САПР. САПР относится к тому типу современных организационно-технических систем, для которых характерно быстрое развитие методов и средств. Поэтому стратегия затрат должна учитывать, с одной стороны, революционный характер создания САПР, а с другой - эволюционный характер ее развития, предполагающий периодическое вложение средств в актуализацию систем и повышение ее изменяющейся во времени эффективности. При этом используют следующие критерии выбора средств системы:
- максимум производительности при ограниченных затратах;
- минимум затрат ( ) при ограниченной производительности (П);
- максимум отношения ;
- максимум разности экономии ( ) и затрат ( ) и др.
При оценке эффективности создания функционирования САПР ТП применяются подходы, описанные выше. Вместе с тем, функционирование САПР ТП дает специфический косвенный экономический эффект
(13.6) |
где - прямой экономический эффект;
- косвенный экономический эффект. Введем следующие понятия:
- - прямой экономический эффект от снижения трудоемкости процесса проектирования;
- - стоимость обработки единицы информации до и после внедрения разработанной САПР ТП;
- - объем годовой информации технологической задачи до и после внедрения разработанной САПР ТП;
- - число взаимосвязанных задач;
- - косвенный экономический эффект, где - экономия материальных ресурсов;
- - экономия путем повышения производительности при изготовлении изделий;
- - экономия в результате высвобождения элементов производительного фонда.
Коэффициент сравнительной эффективности определяют по формуле
(13.7) |
где - единовременные затраты.
Срок окупаемости капитальных затрат (в годах)
(13.8) |
где - годовая экономия текущих затрат.
Внедрение информационных технологий сопряжено с капитальными вложениями как на приобретение техники, так и на разработку проектов, выполнение подготовительных работ и подготовку кадров. Поэтому внедрению должно предшествовать экономическое обоснование целесообразности внедрения информационных систем (ИС). Это означает, что должна быть исчислена эффективность применения автоматизированных информационных технологий (АИТ).
Под эффективностью автоматизированного преобразования информации понимают целесообразность применения средств вычислительной и организационной техники при формировании, передаче и обработке данных. Различаютрасчетную и фактическую эффективность. Первичную (расчетную) определяют на стадии проектирования автоматизации информационных работ, т. е. разработки технорабочего проекта; вторую (фактическую) - по результатам внедрения технорабочего проекта.
Обобщенным критерием экономической эффективности является минимум затрат живого и овеществленного труда.
При этом установлено, что чем больше участков управленческих работ автоматизировано, тем эффективнее используется техническое и программное обеспечение.
Экономический эффект от внедрения вычислительной и организационной техники подразделяют на прямой и косвенный.
Под прямой экономической эффективностью понимают экономию материально-трудовых ресурсов и денежных средств, полученную в результате сокращения численности управленческого персонала, фонда заработной платы, расхода основных и вспомогательных материалов вследствие автоматизации конкретных видов планово-учетных и аналитических работ.
Не исключено, что внедрение АИТ на первом этапе не приведет к уменьшению числа работников планово-учетных служб. В этом случае учитывают косвенную эффективность, проявляющуюся в конечных результатах хозяйственной деятельности предприятия. Ее локальными критериями могут быть: сокращение сроков составления сводок, повышение качества планово-учетных и аналитических работ, сокращение документооборота, повышение культуры и производительности труда и т. д. Основным же показателем является повышение качества управления,которое, как и при прямой экономической эффективности, ведет к экономии живого и овеществленного труда. Оба вида рассмотренной экономической эффективности взаимоувязаны.
Определяют экономическую эффективность с помощью трудовых и стоимостных показателей. Основным при расчетах является метод сопоставления данных базисного и отчетного периодов. В качестве базисного периода при переводе отдельных работ на автоматизацию принимают затраты на обработку информации до внедрения АИТ (при ручной обработке), а при совершенствовании действующей системы автоматизации экономических работ - затраты на обработку информации при достигнутом уровне автоматизации. При этом пользуются абсолютными и относительными показателями.
Например, на ручную обработку отдельных деталей РЭС следует затратить 100 чел./ч. (Г0), а при использовании АИТ - 5 чел./ч.).
Абсолютный показатель экономической эффективности составляет
(13.9) |
Относительный индекс производительности труда .
Это значит, что для обработки деталей при автоматизации требуется по сравнению с ручной обработкой только 5% времени. Используя , можно определить относительный показатель экономии трудовых затрат. При обработке счетов-фактур в результате применения АИТ экономия составит 95%. Наряду с трудовыми показателями необходимо рассчитывать и показатели стоимостные. Следовательно, затраты на обработку информации в базисном и отчетном вариантах определяют в денежном выражении.
Абсолютный показатель стоимости
(13.10) |
Индекс стоимости затрат
(13.11) |
Срок окупаемости затрат
(13.12) |
где - затраты на техническое обеспечение; - затраты на программное обеспечение; - коэффициент эффективности.
Еще
Процесс создания технических средств неразрывно связан с наукой. Познавая законы природы, обладая знаниями о действии сил природы, человек создает средства труда, которые дают ему возможность использовать силы природы во блага человека. Следовательно, присутствует материализация знаний человека об окружающем мире, о законах природы и материальная форма, позволяющая использовать их в интересах человека.
Таким образом, в технических средствах, в том числе в компьютерной технике, материализуются достижения науки, что находит отражение в экономическом обосновании видов техники при её конструировании. Экономическая эффективность применения компьютерной техники закладывается на стадии проектирования и закрепляется в процессе её изготовления. Естественно, что изготовление данной техники должно обеспечить экономическую выгоду предприятию, её производящему. Компьютерная техника, с точки зрения её экономического содержания, есть созданное человеком средство труда для повышения производительности труда тех, кто её применяет. С экономической точки зрения компьютерная техника есть прошлый труд, используемый для повышения эффективности живого труда. Именно поэтому народнохозяйственная эффективность компьютерной техники проявляется не в сфере её производства (изготовления), а в сфере применения. При экономической оценке эффективности таких технических средств следует исходить из следующих позиций: во-первых, в условиях товарно-денежных отношений универсальным обобщающей эффективность производства в целом и эффективность применения технических средств в частности может быть только денежная форма. Роль денег, как всеобщей формы учета общественно необходимого труда, усиливается в рыночных условиях. Нет нужды заменять денежную форму какими-либо натуральными показателями. Таким образом, при экономической оценке компьютерной техники и создаваемых на её основе информационных систем нужен метод, позволяющий свести все показатели в единую денежную форму. В условиях рыночных отношений всё множество видов труда сводится к абстрактному, а его общественно необходимая величина выражается стоимостью и выступает в форме цены. Несмотря на несовершенство ценообразования, труд, воплощенный в технических средствах, равно как и в потребляемых ими материалах, может быть выражен ценой, выплачиваемой потребителем техники.
Вопрос об экономической эффективности компьютерной техники, внедрения информационных технологий и систем целесообразно рассматривать с позиций единой методологии, применяемой для определения эффективности общественного производства и капиталовложений. В качестве критерия экономической эффективности следует принять максимум производительности общественного труда или минимум общественно необходимых затрат совокупного труда на единицу производимой продукции (услуг, работы). Живой труд при применении компьютерной техники замещается овеществленным. При этом меньшее количество овеществленного в технических средствах труда замещает большее количество живого труда, в этом состоит экономический смысл внедрения компьютерной техники, и на её основе информационных технологий и систем.
До настоящего времени нет единого методического подхода к определению полной стоимости продукции и величины общественно необходимых затрат на её производство, из-за чего использовать уровень производительности общественного труда в качестве показателя экономической эффективности внедрения компьютерной техники не представляется возможным.
На современном этапе развития науки следует признать, что учет затрат живого и общественного труда на производство единицы продукции (работ, услуг) с использованием компьютерной техники и созданных на ее основе информационных технологий и систем целесообразно осуществлять с помощью общепринятого показателя – критерия приведенных затрат, который теоретически можно рассматривать как модификацию общественно-необходимых затрат, отражающих рыночный механизм взаимоотношений:
Зi=ЗЭi+Ki*EH>min
где ЗЭi– текущие затраты на эксплуатацию технических средств по i-му варианту, руб.; Ki – капиталовложения по i-му варианту, руб.; EH – нормативный коэффициент экономической эффективности капиталовложений.
В процессе поиска эффективного варианта следует учесть, что, как компьютерная техника, так и созданные на ее основе технологии и системы, обладают различной производительностью и надежностью в работе. Эти важные особенности следует учесть в приведенных затратах следующим образом:
Зi=ЗЭi+Ki*EH+УКТ>min
где Зi – приведенные затраты на единицу продукции (услуги, работы), руб.; ЗЭi – текущие эксплуатационные расходы на единицу продукции (услуги, работы), руб.; Ki – удельные капиталовложения, руб./ед. продукции (услуги, работы); УKT – недополученная экономическая выгода из-за технической надежности компьютерной техники (ИТ и ИС) в расчете на единицу продукции (услуги, работы), руб.
Экономическую эффективность от внедрения новой компьютерной техники, информационных технологий и систем целесообразно определять системой показателей, состоящей из частных показателей и обобщающего показателя. К частным показателям относят металлоемкость, энергоемкость, себестоимость, трудоемкость и т.д. Частные показатели необходимы для оценки отдельных важных сторон эффективности новой компьютерной техники, ИТ и ИС, а также для анализа факторов формирования экономического эффекта. В качестве обобщающего показателя экономической эффективности принята величина экономического эффекта за расчетный период жизненного цикла технических средств (как правило, амортизационный срок службы).
Первостепенное значение имеет повышение экономической эффективности капиталовложений (инвестиций), выбор наиболее прибыльных направлений, обеспечивающих максимальный прирост продукции (услуг, работ) на каждый затраченный рубль инвестиций при одновременном снижении единичных трудовых и материальных затрат. При этом рассматриваемые варианты компьютерной техники, ИТ и ИС признаются эффективными в случае, если соблюдается неравенство (условие):
Еф?ЕН,
где Еф– фактическая величина экономической эффективности – абсолютная экономическая эффективность капитальных вложений; ЕН – нормативная величина экономической эффективности капиталовложений.
Абсолютная экономическая эффективность капиталовложений в новую компьютерную технику, ИТ и ИС определяется по формуле:
Еф=?П/К
где ?П– прирост прибыли – коммерческий эффект от применения компьютерной техники, ИТ и ИС, руб.; К – капиталовложения в компьютерную технику, ИТ и ИС, руб.
Чем выше фактический коэффициент экономической эффективности капитальных вложений (Еф), тем более эффективен вариант инвестиций.
Наряду с расчетом абсолютной эффективности капитальных вложений, определяют сроки их окупаемости по формуле:
Ток=К/?П=1/Еф.
Экономический эффект от внедрения новой компьютерной техники, ИТ и ИС определяется на всех этапах их жизненного цикла. Его величина представляет собой превышение стоимостной оценки результатов внедрения над стоимостной оценкой совокупных затрат ресурсов за расчетный период. Суммарный по годам расчетный экономический эффект определяется в общем виде по формуле: Эсф=Рt-Зt
где, Рt – стоимостная оценка результатов осуществления внедрения новой компьютерной техники, ИТ и ИС за расчетный период, руб.; Зt – стоимостной оценка затрат на осуществление внедрения новой компьютерной техники, ИТ и ИС, руб.
При оценки эффективности компьютерной техники, ИТ и ИС соизмерения разновременных показателей затрат и результатов осуществляется путем приведения (дисконтирования) их к ценности в начальном периоде. Для приведения разновременных затрат, результатов и эффектов используется норма дисконта (Е), равная норме дохода на капитал. В практике хозяйственной деятельности норма дисконта устанавливается инвестором, в расчетах принимается равной нормативному коэффициенту экономической эффективности капитальных вложений (Е=ЕН).
Приведенные к базисному моменту времени затраты, имеющие место в первом году реализации проекта по внедрению новой компьютерной техники, ИТ и ИС, рассчитывают путем их умножения на коэффициент дисконтирования (приведения) ?t (табл. 1), определенный для постоянной нормы дисконта (Е = 0,20):
?t=1/(1+E)t
где t – расчетные года (t = 0,1,2,3,…Т); Т – горизонт расчета (в расчетах рекомендуется принимать равным амортизационному сроку службы).
1. Коэффициент дисконтирования по фактору времени
t | ?t | t | ?t | t | ?t | t | ?t | t | ?t |
0,833 | 0,496 | 0,287 | 0,166 | 0,096 | |||||
0,694 | 0,413 | 0,239 | 0,138 | 0,080 | |||||
0,595 | 0,334 | 0,199 | 0,115 | 0,068 |
С учетом коэффициента дисконтирования величину экономического эффекта за расчетный период следует определять по формуле:
.
Если внедрение новой компьютерной техники, ИТ и ИС характеризуется стабильностью технико-экономических показателей (объем производства и реализации, показатели качества, стабильность затрат и результатов) по годам расчетного периода, то расчет экономического эффекта допускается произвести по упрощенной формуле:
где Pt – неизменные по годам расчетного периода стоимостная оценка результатов внедрения компьютерной техники, ИТ и ИС, включая основные и сопутствующие результаты; Зt – неизменные по годам расчетного периода затраты, связанные с внедрением и использованием компьютерной техники, ИТ и ИС; Rt – коэффициент (норма) реновации, определяемая с учетом фактора времени.
При этом затраты будут равны:
где ЗТ – годовые текущие издержки при использовании новой техники (без учета амортизационных отчислений по реновации);
К – единовременные затраты (капиталовложения).
Коэффициент реновации (RT) определяется по формуле (табл. 2):
где TC – срок службы компьютерной техники, информационных технологий и систем.
2. Коэффициент реновации технических средств с учетом фактора времени
TC | RT | TC | RT | TC | RT |
0,101 | 0,031 | ||||
0,455 | 0,077 | 0,025 | |||
0,275 | 0,61 | 0,021 | |||
0,186 | 0,048 | 0,017 | |||
0,134 | 0,038 | 0,014 |
Для предприятий со стабильным технико-экономическим показателем, одинаковой по вариантам и неизменной по годам расчетного периода стоимостной оценки результатов (РТ), осуществляется расчет сравнительного (годового) экономического эффекта (ЭФГ) как разница вариантов:
,
где З1 и З2 – собственно текущие расходы на эксплуатацию технических средств до и после внедрения проектного (2) варианта; К1 и К2 – собственно капиталовложения до и после внедрения проектного варианта.
В этом случае сравнительный экономический эффект за расчетный период определяют по формуле:
.
Важным аспектом при определении экономической эффективности является обоснование базы для сравнения и соблюдение принципов сопоставимости сравнительных вариантов. Так, рекомендуется использовать варианты прогнозов развития научно – технического прогресса как в нашей стране, так и за рубежом. Система прогнозов позволит в большей мере учитывать при расчетах экономической эффективности новой компьютерной техники, ИТ и ИС, фактор времени. Данные прогнозов целесообразно использовать на стадии разработки ИТ и ИС. При этом эффект будет иметь форму потенциального (прогнозного) экономического эффекта.
К условиям сопоставимости затрат и эффекта в сравниваемых вариантах относят сопоставимость по:
- времени вложений и получаемого эффекта;
- ценам, принятым для выражения затрат и эффекта;
- кругу инвестиций, входящих в объект капитальных вложений;
- идентичности исчисления показателей, особенно стоимостных, принятых для расчета эффективности;
- нормативной базе определения затрат и эффекта;
- степени использования производственной мощности.
42 вопррос
Выбор информационной системы – это не просто автоматизация подразделений организации; это принятие стратегического решения. Система управления должна вписываться в сложившуюся инфраструктуру и ориентироваться на выработанную стратегию развития бизнеса. Принимая решение о внедрении системы, следует обратить внимание на следующие аспекты:
· простота в установке и конфигурировании;
· наличие в организации специалистов требуемой квалификации для обеспечения функций администрирования системы и потребность в дополнительном обучении;
· способы интеграции нового продукта с базовыми сервисами операционной системы – по защите, спискам пользователей и т. д.;
· возможность интеграции с другими технологиями обработки документов, так как на практике не всегда все функции реализованы в одном продукте;
· возможность развития системы и наличие соответствующего инструментария для ее модификации у компании-поставщика.
При выборе системы, помимо рассмотренных бизнес-требований, целесообразно принимать во внимание также следующие факторы:
· возможность интеграции с программными (в основном системными) продуктами, обеспечивающими работу организации;
· возможность снижения дополнительных затрат на клиентские лицензии;
· перспективы развития платформенных решений систем;
· наличие в организации специалистов необходимой квалификации для поддержания работы системы;
· соответствие нормам отечественного делопроизводства;
· требования к защищенности данных;
· ведение корпоративных справочников и номенклатуры дел;
· возможность интеграции с внешними приложениями.
После принятия решения о необходимости внедрения системы и ее выбора осуществляются планирование работ и определение организационных задач. Затем проводится обследование объекта, и параллельно с этим процессом возможно обучение администраторов и программистов, которые должны будут впоследствии сопровождать систему. В целях полного удовлетворения запросов организации в процессе проектирования проводятся доработка системы и разработка специальных модулей, предназначенных для решения специализированных и нештатных задач.
Далее осуществляется установка и настройка системы, которая может проводиться последовательно по структурным подразделениям организации с последующим обучением пользователей порядку работы с новой системой. Поддержка и сопровождение системы сопровождаются специально обученными администраторами во взаимодействии с представителями компании-разработчика.
Исходным этапом является решение организационных вопросов, обеспечивающих возможность планирования основных действий по реализации проекта.
Любой внедренческий процесс должен инициироваться соответствующим распоряжением руководства организации. Открытие работ оформляется документально. Разрабатываются регламенты проведения работ, определяющие порядок проведения и временные рамки процесса. Обязательно проводятся мероприятия, которые позволяют обеспечить возможность перехода на любую систему:
· уточняются процессы документационного обеспечения управления и маршруты движения документов;
· формируются и утверждаются корпоративные каталоги, справочники и классификаторы;
· определяются подразделения и должностные лица, поэтапно вовлекаемые в электронный документооборот.
Поскольку внедрение нового всегда вызывает дополнительные трудозатраты, обязательно определяются подразделения и должностные лица, привлекаемые к административному и техническому обеспечению работ по проекту.