Информационные системы. Автоматизированные информационные
Системы
Понятия «информация», «информационный процесс», «информационная система» тесно взаимосвязаны. Невозможно определить, какое из этих понятий «первично» по отношению к остальным. Любая попытка определения каждого из них обычно невозможна без привлечения остальных.
Информация проявляется в информационных процессах, которые протекаеют только в рамках какой-либо системы.
Такие системы естественно назвать информационными (ИС). В последовательности изменения состояния ИС и проявляются информационные процессы.
Можно рассуждать иначе и считать, что информационная система — это система, некоторые элементы которой являются информационными объектами (информацией), а некоторые связи осуществляются благодаря протеканию информационных процессов. То есть, наличие информации и информационных процессов позволяет «появиться», реализоваться и информационной системе.
Попытка дать строгое определение понятия «информационная система» сразу же вызывает необходимость в строгом определении понятия «информация», которое, как вам известно, современная наука еще не выработала.
Информатика изучает закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, но в наибольшей степени предметом ее исследований являются информационные процессы в технических и социотех-нических системах. Причем, эти закономерности важны с точки зрения возможности автоматизации этих процессов. Поэтому при рассмотрении информационных систем ограничимся рамками технических и социотехнических информационных систем, причем преимущественно автоматизированных информационных систем.
Пример. Рассмотрим обычную и автоматическую стиральные машины. Для стирки белья и ту и другую нужно подключить к электрической сета. Но процесс стирки (наполнение машины водой, установка температуры, время вращения барабана и пр.) в первом случае полностью регулируется человеком, а во втором — управляющей программой, записанной на специальной перфокарте или микросхеме. Обычную стиральную машину вряд ли кто-нибудь назовет информационной технической системой, а вот автоматической это название вполне подходит.
Замечание 1.
Отметим различие терминов «автоматическая» и «автоматизированная». Автоматически выполняется тот процесс, который, даже если начался по команде человека, в дальнейшем протекает без его участия вплоть до завершения. Когда же речь идет об автоматизированном процессе, имеется в виду, что человек может по мере необходимости вмешиваться, регулировать и направлять ход процесса.
Замечание 2.
Когда мы говорим, что данная система является информационной, это не значит, что все ее элементы и все связи только информационные. Элементы системы могут быть самой разной природы — вещественные, энергетические, информационные. Чтобы систему можно было отнести к классу информационных, достаточно, чтобы некоторые ее элементы и/или некоторые связи носили информационный характер.
Пример.Телевизор — это относительно сложная техническая система. Но только подключенный к системе телевещания он становится подсистемой информационной системы.
Пример.Велосипед — техническая система. Велосипедист, катающийся на велосипеде, составляет с ним простую социо-техническую информационную систему. Ее информационный характер обусловлен тем, что в процессе езды велосипедист получает и обрабатывает информацию о состоянии внешней среды и самой системы (препятствия на дороге, наличие автомобилей или других велосипедистов, сила ветра, собственная усталость, исправность узлов велосипеда и пр.) и использует ее для регулирования и направления поведения системы.
Пример.Аппаратная часть компьютера — достаточно сложная техническая система, но только в совокупности с программным обеспечением она представляет собой информационную техническую систему. Система, состоящая из компьютера и работающего с ним пользователя, относится уже к классу информационных социотехнических систем.
Пример.Когда мы говорим о сети Интернет, как о большой и сложной социотехнической информационной системе, мы имеем в виду не только технические средства телекоммуникации, но и информационные ресурсы сети, разработчиков, администраторов и пользователей сети.
В информатике термин «информационная система» используется в более узком смысле. Под информационными понимают системы, предназначенные для хранения информации в специальным образом организованной форме, снабженные процедурами ввода, размещения, обработки, поиска и выдачи информации по запросам пользователей.
Далее, если не будет оговорено специально, мы будем рассматривать информационные системы, понимаемые в узком смысле. Сама идея таких ИС и некоторые принципы их организации возникли задолго до появления ЭВМ. Возможно-
сти компьютеров повышают эффективность использования информационных систем, значительно расширяют сферу их применения, позволяют автоматизировать основные процедуры по размещению, обработке и поиску информации в системе.
Информационные системы, созданные на базе использования возможностей компьютера, как правило, являются автоматизированными информационными системами (АИС).
В целом под автоматизированной информационной системой понимается совокупность информационных массивов, технических, программных и языковых средств, предназначенных для сбора, хранения, поиска, обработки и выдачи данных по запросам пользователей.
Автоматизированные информационные системы применяется практически во всех сферах человеческой деятельности: в управлении предприятием, учреждением, производством; при организации научных исследований; в библиотечном деле, в обучении, при выполнении конструкторских и проектных работ.
Автоматизированные информационные системы бывают самого разного вида. Приведем наиболее распространенные из них:
• измерительные — используются для автоматического (с помощью специальных датчиков) сбора информации о состоянии и параметрах интересующего объекта. Без измерительных АИС не обходится сейчас работа ни одной атомной электростанции, ни одного вредного для человека химического производства. Используются измерительные АИС в медицине, метеорологии, сейсмологии, при организации космических полетов и так далее;
• информационно-справочные (ИСС) — разнообразные электронные словари, электронные энциклопедии, электронные записные книжки и пр.;
• информационно-поисковые системы (ИПС) — наиболее известными среди которых являются всемирная паутина (WWW) с соответствующими поисковыми системами (Aport, Rambler, AltaVista, Yahoo! и др.) и юридические ИПС, предназначенные, преимущественно, для хранения документов официального характера, а именно, законов, положений, инструктивных писем, изданных законодательными и исполнительными государственными органами;
• ИС, обеспечивающие автоматизацию документооборота и учета. Чаще всего эти системы используются для организации документооборота на предприятиях, но, например, программные средства, обеспечивающие работу с пользователя компьютера с файлами, тоже могут быть отнесены к классу автоматизированных систем учета;
• системы автоматизированного проектирования (САПР), содержащие наряду с другими компонентами большие массивы справочной технический информации (государственные стандарты, санитарные нормы и правила, технические условия и пр.), алгоритмы проведения расчетов определенных параметров и другую информацию;
• системы автоматизации научных исследований —
снабжены средствами для построения информационных моделей самого разного вида;
• экспертные системы (ЭС) и системы поддержки принятия решений (СППР). Их основу составляют базы знаний (БЗ) по конкретной предметной области. Данные системы активно используются при планировании и составлении долгосрочных прогнозов в промышленности, для постановки диагноза в медицине, для выбора наиболее вероятной версии в юриспруденции и так далее;
• автоматизированные системы управления (АСУ). Это широкий класс информационных сисстем, к которым относятся и системы управления отдельным технологическим процессом (АСУТП) и системы управления всем предприятием (АСУП) и системы управления целой отраслью общественного производства (АСУО);
• геоинформационные системы (ГИС). В них информация об объектах упорядочена в соответствии с пространственным размещением объектов, представленных чаще всего на географических картах;
• обучающие АИС — всевозможные электронные учебники, компьютерные тесты, обучающие программы, а также тренажеры, имитирующие работу какого-то устройства (самолета, автомобиля и пр.).
Заметим, что деление автоматизированных информационных систем на виды достаточно условно, и реальная АИС может сочетать в себе возможности систем разного вида.
Пример.Тренажеры, созданные для обучения пилотов, имеют и измерительные датчики, и программы, моделирующие различные полетные условия, и необходимые справочные системы.
Автоматизированная информационная система может использоваться как самостоятельно функционирующее средство, а также как составная часть (подсистема) другой АИС.
Пример.Библиотечные ИПС, системы резервирования авиа- и железнодорожных билетов являются автономными автоматизированными информационными системами. Система автоматизированного учета времени, отработанного сотрудником, является подсистемой автоматизированной системы начисления заработной платы, которая, в свою очередь, является подсистемой АИС бухгалтерского учета.
Автоматизированные информационные системы развиваются в настоящее время быстрыми темпами, повышается объем их хранилищ, совершенствуются механизмы, расширяется перечень услуг, предоставляемых пользователю.
Пример.Если вы работаете с текстовым процессором Word 2000, то испытали на себе его «интеллектуальные» возможности. Например, стоит набрать в начале абзаца «1.» и далее какой-то текст, и после нажатия клавиши ввода система предложит вам начало следующего абзаца — «2.». Иногда это бывает удобно. Если вы не хотели оформлять этот фрагмент текста списком, то вам потребуется предпринять определенные действия, чтобы исправить последствия нежелательной «помощи».
Существует отдельное направление в развитии программного обеспечения — системы искусственного интеллекта.
Термин «искусственный интеллект» вызывает много нареканий со стороны философов, психологов, педагогов. В этом направлении развивается робототехника, системы автоматизированного управления, поисковые системы глобальных компьютерных сетей и так далее. Результаты, полученные при создании и эксплуатации систем искусственного интеллекта, используются сейчас во многих автоматизированных информационных системах.
Важнейшими подсистемами автоматизированных информационных систем являются базы и банки данных (БД и БнД), а относящиеся к классу систем искусственного интеллекта — базы знаний (БЗ).
Информационная система,понимаемая в широком смысле, — это система, некоторые элементы которой являются информационными объектами (тексты, графики, формулы, сайты, программы и пр.), а связи носят информационный характер.
Информационная система,понимаемая в узком смысле, — это система, предназначенная для хранения информации в специальным образом организованной форме, снабженная средствами для выполнения процедур ввода, размещения, обработки, поиска и выдачи информации по запросам пользователей.
Автоматизированная информационная система(ЛИС) — это совокупность информационных массивов, технических, программных и языковых средств, предназначенных для сбора, хранения, поиска, обработки и выдачи данных по запросам пользователей.
Запрос— формализованное сообщение, поступающее на вход системы и содержащее условие поиска данных.
Автоматизированные информационные системы (АИС) — это информационные системы, работа которых направляется и регулируется человеком, а основные процессы выполняются автоматически — по заданному алгоритму, без участия человека.
Большинство современных автоматизированных информационных систем созданы на базе использования возможностей, предоставляемых компьютером и компьютерными сетями.
Важными компонентами автоматизированных информационных систем являются базы и банки данных (БД и БнД).
Важными компонентами автоматизированных информационных систем, относящихся к классу систем искусственного интеллекта, являются базы знаний (БЗ).
Виды автоматизированных информационных систем (АИС):
• измерительные АИС;
• информационно-справочные системы (ИСС);
• информационно-поисковые системы (ИПС);
• ИС, обеспечивающие автоматизацию документооборота и учета;
• системы автоматизированного проектирования (САПР);
• системы автоматизации научных исследований;
• экспертные системы (ЭС) и системы поддержки принятия решений (СППР);
• автоматизированные системы управления (АСУ);
• геоинформационные системы (ГИС);
• обучающие АИС.
Задание 1
Приведите примеры технических систем и информационных технических систем. Выделите информационные компоненты последних.
Задание 2
В последнее время в системе образования все шире распространяется такая форма контроля знаний, как тестирование. В перспективе все тестирование планируется проводить при помощи компьютеров. Компьютерный тест — это небольшая автоматизированная информационная система. Подумайте и сформулируйте преимущества и недостатки использования такого рода автоматизированной информационной системы в обучении.
Задание 3
Основываясь на определении информационной системы (в узком смысле), обоснуйте, что следующие системы являются автоматизированными информационными системами:
а) файловая система компьютера;
б) текстовый редактор в совокупности с файлами, с которыми он
может работать;
в) электронная энциклопедия;
г) электронная почта;
д) chat (IRC — параллельные беседы в Интернете).
Задание 4
Для управления файловой системой существуют специальные программы (Norton Commander, Dos Navigator, FarManager, Диспетчер файлов, Мой компьютер и др.) К какому виду информационных систем (измерительные, справочные и пр.) вы бы отнесли систему, включающую в себя файлы, каталог файлов, программу управления файлами? Ответ обоснуйте.
Какие запросы могут возникнуть у пользователя к этой системе? Какие средства ему предоставлены для формулирования запроса? Приведите примеры запросов пользователя, формируемых средствами программы управления файлами, установленной на вашем компьютере.
Задание 5
При сканировании текстов для их перевода из графического формата в текстовый используются программы оптического распознавания символов (OCR), например, FineReader. Можно ли это программное средство отнести к классу систем искусственного интеллекта? Ответ обоснуйте.
Технические системы могут быть информационными или неинформационными. А могут ли социальные системы, то есть системы, основные элементы которых — отдельные люди или группы людей, не быть информационными? Иными словами, существуют ли неинформационные социальные системы?
При поиске информации в Интернете часто возникает проблема, как сформулировать поисковый запрос. Ведь в любом языке много синонимов и многозначных слов, и включив в запрос ключевые слова, которые имеют много разных значений, вы можете получить ссылки на документы, в которых речь идет совершенно не о том, что интересует вас.
В настоящее время разрабатываются системы, осуществляющие интеллектуальный поиск и интеллектуальную обработку текстов. Они характеризуются такими свойствами, как чувствительность к контексту и поиск «похожих» текстов и текстов, соответствующих смыслу (а не только форме) запроса — без обязательного наличия в них запрошенных слов. Эти системы и предлагают пользователю дополнительную, не запрошенную явно информацию.
Для реализации этих свойств используются различные механизмы: нейросети, генетические алгоритмы, методы «коллективной фильтрации», системы эвристических правил и др.
Такие системы могут использоваться по разному назначению, в частности, для воспроизведения содержания документов в иных формах. Это, например, автоматическое реферирование, то есть выявление сути документа и краткое ее формулирование, или выделение основных положений документа (тезисов), или отображение содержания документа в виде схемы понятий. С помощью этих систем можно выделить из текста информативные элементы различного вида — количественные показатели, собственные имена, особо информативные фразы. Эти системы помогут пользователю информационной системы отсортировать документы в соответс-вии с решаемой задачей, распределить их по классам, определить, к какой категории относится документ и пр.
Вы знаете, что объекты могут быть естественными или искусственными (конструктивными, созданными человеком или группой людей). Соответственно можно говорить о естественных и конструктивных системах, а также о естественных и конструктивных информационных системах.
Достаточно распространеным в настоящее время является подход, в соответствии с которым естественные информационные системы отождествляются с живыми системами. Иными словами, любая живая система — это система информационная. Рассмотрим аргументы сторонников этого подхода.
Система сохраняет свою целостность, если связи между элементами системы сильнее, чем их связи с внешней средой. Кроме того, любой системе присущи как системообразующие связи, так и системоразрушающие. В том случае, когда мощность системоразрушающих внешних воздействий и системоразрушающих внутренних связей больше мощности системообразующих связей, система оказывается нестабильной и без дополнительных стабилизирующих факторов будет со временем разрушена, например, государство
в период кризиса. Возможным стабилизирующим фактором может быть наличие в системе соответствующих управляющих процесссов (и наличие подсистем, реализующих эти процессы), которые бы фиксировали системоразрушающие связи и результат их воздействия на систему и осуществляли бы соответствующие защитные, компенсирующие действия. Но для того, чтобы управлять некоторым объектом (системой, процессом), нужно знать текущие значения его параметров, оптимальные значения параметров, необходимые для сохранения и развития ситемы, способ (алгоритм) приближения текущих значений параметров к оптимальным. Иными словами, для реализации управляющих функций система должна принимать информацию, уметь ее обрабатывать, то есть система должна быть информационной. То есть только информационные системы способны к самоуправлению, саморегуляции, адаптации к внешним и внутренним воздействиям. Свойство саморегуляции присуще живым системам, а вот естественные системы неживой природы, как считается, им не обладают.
Различают два способа обеспечения целостности систем: энергетический и негэнтропийный (информационный). При первом способе развития обеспечивается отбор и сохранение систем, обладающих большей энергией внутренних связей. При втором способе развития сохраняются те системы, которые обладают многообразием способов поведения в ответ на разнообразные внешние воздействия, то есть наибольшим запасом негэнтропии (информации), возрастающим в процессе развития системы.