Сопоставительный анализ речевых стратегий
англоязычных и русских телешоу
(на материале Britain's got Talents (Великобритания), Project Runway (США), Минута Славы и Проект Подиум (Россия)
Автор: Татарникова Юлия Дмитриевна, 10 «А» класс
Научный руководитель: к.ф.н. ст.преп.каф.англ.фил.№1 КемГУ Рабкина Н. В.
В представляемой работе проведено комплексное исследование достаточно нового лингвистического объекта, каким являются коммуникативные стратегии и тактики современной речи.
Сегодня, наряду с всемирной компьютерной сетью Интернет, телевидение является наиболее популярным средством интерактивной массовой коммуникации, которое играет существенную роль в процессе формирования мировоззренческой идеологии современного человека. Пространство англоязычного развлекательного телевизионного дискурса является малоизученной областью и отличается относительной новизной и сложностью языковых процессов, обеспечивающих его эффективное функционирование. Наряду с этим, возрастает интерес исследователей к проблеме воздействующей силы единиц языка и речи. Процессы речевого управления, интуитивно известные большинству говорящих, в действительности являются довольно сложными феноменами.
В этой связи целью данной работы представляется изучение и сравнительный анализ речевых стратегий русских и англоязычных телешоу на материале таких широко-известных телепередач как Britain's got Talents (Великобритания), Project Runway (США), Минута Славы и Проект Подиум (Россия).
Речевые стратегии представляют собой спроецированные в область речевого взаимодействия когнитивные стратегии, назначение которых состоит в достижении говорящим коммуникативной цели наиболее оптимальным способом. Речевые стратегии выявляются на основе анализа хода диалогового взаимодействия на протяжении всего разговора.
Мы начали с культурологического анализа русских и англоязычных телешоу. В результате их сопоставления мы выяснили, что русский аналог того или иного телевизионного проекта может как полностью копировать его исходный вариант («Проект Подиум» и “Project Runway”), так и вносить значительные изменения и особенности в программу передачи, придающие ей своего рода уникальность и исключительность («Минута Славы» и “ Britain's Got Talent”).
Проводя сравнительный анализ речевых стратегий, используемых участниками, членами жюри и телеведущими рассмотренных телешоу, в первую очередь мы определяли общую коммуникативную цель речевой стратегии и реализующих ее тактик, а также осуществляли отграничение их от близких им по цели речевых действий. Далее мы устанавливали признаки речевой стратегии либо тактики, после чего описывали типичные коммуникативные ходы и, наконец, формулировали условия успешности реализации той или иной коммуникативной стратегии.
В нашей работе были рассмотрены такие стратегии и тактики речевой коммуникации как тактика «сближения», комплимент, тактика комплимент-похвала, стратегия похвалы, тактика, имитирующая фактическую коммуникацию, тактика сочувствия, стратегия уговаривания и стратегия критики, стратегия прямой и косвенной самопрезентации, а также коммуникативные тактики, используемые говорящими при реакции на критику (тактика анализа, тактика отрицания, тактика оправдания).
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что судьи, участники и телеведущие первых двух телешоу («Минута Славы» и “ Britain's Got Talent”) используют разные речевые приемы для реализации какой-либо коммуникативной стратегии, поскольку, ни для одной из рассмотренных ситуаций речевого взаимодействия не характерно совпадение применяемых речевых действий. Что же касается двух других телепередач («Проект Подиум» и “Project Runway”), то в ходе их анализа было выявлено, что в большинстве своем речевые действия участников, членов жюри и телеведущих данных проектов совпадают и приводят к одному и тому же результату.