Пример представления содержания в приложении 2.
Введение актуальность темы, цель и задачи курсовой работы, раскрыта ее структура и основные этапы выполнения, анонсируется используемая информационная база и методы исследования.
Основная часть курсовой работы в зависимости от выбранного варианта выполнения может состоять из нескольких разделов.
Содержание работы по теоретическим аспектам маркетинга (Первый вариант КР «Теоретический маркетинг»).
В первой части работы следует проследить развитие избранной проблемы, особое внимание, уделяяспециальной литературе. Здесь должно быть отражено современное понимание рассматриваемого вопроса, при этом характер изложения не должен быть сугубо описательным. Следует обратить внимание на расхождения в трактовках вопроса, даваемых разными авторами, и на основе критического обзора имеющихся точек зрения, обосновать и изложить собственную позицию по данному вопросу. Нельзя воспроизводить в работе литературные источники без оформления сносок на цитаты и цифровые данные.
Во второй части должны быть представлены три российских примера, иллюстрирующих отдельные вопросы темы либо рассмотренную тему в целом. Причем примеры, приведенные в курсовой работе, должен быть не только иллюстрацией, но и объектом анализа, а выводы, сделанные студентом на основе имеющейся информации по данным примерам, должны логически завершить работу.
Содержание работы по практическим аспектам маркетинга (Второй вариант КР«Практический маркетинг»).
Этот вариант курсовой работы должен содержать результаты проведенного исследования деятельности предприятия и его маркетинговой активности, а также предложения по решению проблем или развитию бизнеса с использованием инструментов маркетинга.
Исследование должны основываться на достоверной и, по возможности, полной информации, содержащейся в статистической отчетности, данных оперативного и бухгалтерского учета и других рабочих документах фирмы, взятой в качестве объекта исследования. Следует обозначить рамки анализа, выявить тенденции в развитии изучаемых процессов, недостатки и отклонения от требований, предъявляемых на современном этапе к деятельности предприятий. Задача анализа не сводится только к выявлению недостатков, необходимо отражение и положительных сторон, что позволит представить рассматриваемые явления во всем их многообразии и всеобщей связи.
В первой главе работы необходимо дать краткую характеристику предприятия (объекта исследования):
- название, организационно правовая форма, отраслевая принадлежность;
- время существования и этапы преобразований;
- названия фирм - основных партнеров, краткая история сотрудничества;
- название фирм конкурентов ,их краткая характеристика и рыночная доля,
- организационная структура управления предприятием и кадровый потенциал;
- номенклатура производимой продукции (услуг), объем продаж в разрезе основной номенклатуры в динамике;
- общее число покупателей, основные покупатели и доля в сбыте, сегментация покупателей по различным признакам;
- доля оптовых продаж, бартера, экспорта и госзаказа;
- организация системы распределения продукции;
- затраты на маркетинг и сбыт;
- основные финансовые показатели эффективности деятельности предприятия: (размер и динамика прибыли, рентабельности, ликвидности баланса, финансовой устойчивости, деловой активности);
- производственные мощности, законсервированные мощности, уровень загрузки, узкие места;
- скорость освоения новых изделий;
- доля рынка предприятия по основным товарным группам;
- стадия жизненного цикла основных товаров с прогнозом;
- данные по стратегическим партнерствам и долгосрочным вложениям;
- затраты на НИОКР, количество изделий на стадиях НИОКР, подготовки и освоения производства, уровень разработок;
- доля новой продукции в реализации;
- престижность и имидж товара;
Имеющаяся информация должна быть представлена в динамике, по крайней мере, за два последних года.
В силу различных причин в работе может отсутствовать 20-30% информации из приведенного списка.
Во второй главе необходимо показать, как и в каких условиях функционирует система маркетинга предприятия в настоящее время:
- основные элементы маркетинговой среды предприятия (рыночные условия, емкость рынка, правовые аспекты деятельности на рынке, макроэкономические, технические, природные условия);
- основные положения Устава предприятия, касающиеся деятельности на рынке
- организационная структура службы маркетинга и сбыта, а при ее отсутствии описать, какие структурные подразделения компании, осуществляют маркетинговые функции;
- численность персонала в системе маркетинга и сбыта, структура по возрасту, полу, квалификации, образованию, текучесть кадров; основные положения Стандартов, Приказов и других документов предприятия, касающиеся ключевых вопросов управления маркетингом;
- состав центра принятия основных решений в области маркетинга, распределение ролей (пользователи, селекторы информации, принимающие решения, подготовка решений)
- взаимосвязи службы маркетинга и сбыта с другими подразделениями предприятия при наличие такого структурного подразделения;
- формальные и реально выполняемые маркетинговые цели, функции и задачи;
- план мероприятий в области маркетинга на текущий год, реально реализованные мероприятия, размер планового и фактического бюджета маркетинга;
- особенности товарной, ценовой, коммуникационной и сбытовой политики.
Обратить внимание, что документация предприятия (Уставы, балансы, Положения, Стандарты и т.п.) не должна входить в основной текст работы, а размещается в случае использования в Приложениях к работе.
Далее необходимо определить основные проблемы в маркетинга на предприятии в области стратегии, оперативных результатов и организации, определить источники возникновения этих проблем.
Данная глава заканчивается перечнем выявленных в результате анализа проблем и постановкой задачи, которую предстоит решить с использованием инструментов маркетинга в следующей главе курсовой работы.
В третьей главе следует выработать рекомендации по совершенствованию маркетинга на предприятии. Рекомендации могут касаться:
- информационного обеспечения;
- комплекса маркетинга и отдельных его элементов;
- организации маркетинга на предприятии;
-и др
Рекомендации должны быть проработаны и обоснованы, связаны с предыдущим материалом.
Отсутствие третьей главы делает работу незаконченной, и она возвращается на доработку.
Заключение, не зависимо от варианта должно содержать:
w-краткие выводы по результатам выполненийкурсовой работы или отдельных ее этапов;
wоценку степени выполнения поставленной задачи,
wперечень трудностей, которые пришлось преодолевать в процессе выполнения курсовой работы.
Список использованных источников в отчете к курсовой работе должен включать: