Пример представления содержания в приложении 2.

Введение актуальность темы, цель и задачи курсовой работы, раскрыта ее структура и основные эта­пы выполнения, анонсируется используемая информационная база и методы исследования.

Основная часть курсовой работы в зависимости от выбранного варианта выполнения может состоять из нескольких разделов.

Содержание работы по теоретическим аспектам маркетинга (Первый вариант КР «Теоретический маркетинг»).

В первой части работы следует проследить развитие избранной проблемы, особое вни­мание, уделяяспециальной литературе. Здесь должно быть отражено современное понимание рассматриваемого вопроса, при этом характер изложения не должен быть сугубо описательным. Следует обратить внимание на расхождения в трактовках вопро­са, даваемых разными авторами, и на основе критического об­зора имеющихся точек зрения, обосновать и изложить собствен­ную позицию по данному вопросу. Нельзя воспроизводить в работе литературные источники без оформления сносок на ци­таты и цифровые данные.

Во второй части должны быть представлены три российских примера, иллюстрирующих отдельные вопросы темы либо рассмотренную тему в целом. Причем примеры, приведенные в курсовой работе, должен быть не только иллюстрацией, но и объектом анализа, а выводы, сделанные студентом на основе имеющейся информации по данным примерам, должны логически завершить работу.

Содержание работы по практическим аспектам маркетинга (Второй вариант КР«Практический маркетинг»).

Этот вариант курсовой работы должен содер­жать результаты проведенного исследования деятельности предприятия и его маркетинговой активности, а также предложения по решению проблем или развитию бизнеса с использованием инструментов маркетинга.

Исследование должны основываться на достоверной и, по возможности, полной информации, содержащейся в статистической отчетности, данных оперативного и бухгал­терского учета и других рабочих документах фирмы, взятой в качестве объекта исследования. Следует обозна­чить рамки анализа, выявить тенденции в развитии изучае­мых процессов, недостатки и отклонения от требований, предъяв­ляемых на современном этапе к деятельности предприятий. Задача анализа не сводится только к выявлению недо­статков, необходимо отражение и положительных сторон, что позволит представить рассматриваемые явления во всем их многообразии и всеобщей связи.

В первой главе работы необходимо дать краткую характеристику предприятия (объекта исследования):

- название, организационно правовая форма, отраслевая принадлежность;

- время существования и этапы преобразований;

- названия фирм - основных партнеров, краткая история сотрудничества;

- название фирм конкурентов ,их краткая характеристика и рыночная доля,

- организационная структура управления предприятием и кадровый потенциал;

- номенклатура производимой продукции (услуг), объем продаж в разрезе основной номенклатуры в динамике;

- общее число покупателей, основные покупатели и доля в сбыте, сегментация покупателей по различным признакам;

- доля оптовых продаж, бартера, экспорта и госзаказа;

- организация системы распределения продукции;

- затраты на маркетинг и сбыт;

- основные финансовые показатели эффективности деятельности предприятия: (размер и динамика прибыли, рентабельности, ликвидности баланса, финансовой устойчивости, деловой активности);

- производственные мощности, законсервированные мощности, уровень загрузки, узкие места;

- скорость освоения новых изделий;

- доля рынка предприятия по основным товарным группам;

- стадия жизненного цикла основных товаров с прогнозом;

- данные по стратегическим партнерствам и долгосрочным вложениям;

- затраты на НИОКР, количество изделий на стадиях НИОКР, подготовки и освоения производства, уровень разработок;

- доля новой продукции в реализации;

- престижность и имидж товара;

Имеющаяся информация должна быть представлена в динамике, по крайней мере, за два последних года.

В силу различных причин в работе может отсутствовать 20-30% информации из приведенного списка.

Во второй главе необходимо показать, как и в каких условиях функционирует система маркетинга предприятия в настоящее время:

- основные элементы маркетинговой среды предприятия (рыночные условия, емкость рынка, правовые аспекты деятельности на рынке, макроэкономические, технические, природные условия);

- основные положения Устава предприятия, касающиеся деятельности на рынке

- организационная структура службы маркетинга и сбыта, а при ее отсутствии описать, какие структурные подразделения компании, осуществляют маркетинговые функции;

- численность персонала в системе маркетинга и сбыта, структура по возрасту, полу, квалификации, образованию, текучесть кадров; основные положения Стандартов, Приказов и других документов предприятия, касающиеся ключевых вопросов управления маркетингом;

- состав центра принятия основных решений в области маркетинга, распределение ролей (пользователи, селекторы информации, принимающие решения, подготовка решений)

- взаимосвязи службы маркетинга и сбыта с другими подразделениями предприятия при наличие такого структурного подразделения;

- формальные и реально выполняемые маркетинговые цели, функции и задачи;

- план мероприятий в области маркетинга на текущий год, реально реализованные мероприятия, размер планового и фактического бюджета маркетинга;

- особенности товарной, ценовой, коммуникационной и сбытовой политики.

Обратить внимание, что документация предприятия (Уставы, балансы, Положения, Стандарты и т.п.) не должна входить в основной текст работы, а размещается в случае использования в Приложениях к работе.

Далее необходимо определить основные проблемы в маркетинга на предприятии в области стратегии, оперативных результатов и организации, определить источники возникновения этих проблем.

Данная глава заканчивается перечнем выявленных в результате анализа проблем и постановкой задачи, которую предстоит решить с использованием инструментов маркетинга в следующей главе курсовой работы.

В третьей главе следует выработать рекомендации по совершенствованию маркетинга на предприятии. Рекомендации могут касаться:

- информационного обеспечения;

- комплекса маркетинга и отдельных его элементов;

- организации маркетинга на предприятии;

-и др

Рекомендации должны быть проработаны и обоснованы, связаны с предыдущим материалом.

Отсутствие третьей главы делает работу незаконченной, и она возвращается на доработку.

Заключение, не зависимо от варианта должно содержать:

w-краткие выводы по результатам выполненийкурсовой работы или отдельных ее этапов;

wоценку степени выполнения поставленной задачи,

wперечень трудностей, которые пришлось преодолевать в процессе выполнения курсовой работы.

Список использованных источников в отчете к курсовой работе должен включать:

Наши рекомендации