Особенности сбора информации
Технология сбора информации традиционными методами сложилась к началу XIX века, и была тесно связана с обучением. Она включала коллективную и индивидуальную составляющую.
Коллективная составляющая сбора информации состоит в следующем:
· посещение лекций, мастер-классов, симпозиумов и конференций;
· работа на семинарах, тренингах, деловое общение (как в аудитории, так и личные общения).
· Переписка (почтовая и электронная, по E-mail), телефонные переговоры, общение в чатах, видеоконференциях и т.п.
· Визиты (личные или через курьера) к экспертам, профильным фирмам, агентствам – носителям важной информации
Важность коллективного обмена информацией трудно переоценить. Именно в этом общении участники повышают свой профессиональный уровень (даже с нуля), приобретают необходимые навыки работы, создают круг общения, приобретают друзей и единомышленников. Но у этого способа обмена информации есть недостатки:
· ограниченный круг общения;
· трудности (финансовые, временные, организационные) собрать людей в одном месте;
· психологические особенности личностей.
Вследствие этого большое внимание уделялось и уделяется индивидуальному, самостоятельному сбору информации. К этим методам сбора информации следует отнести:
· чтение специализируемой литературы в библиотеке (с копированием и конспектированием).
· просмотр традиционных СМИ, теле- и радиопередач на вопрос актуальности тем и поднимаемых вопросов.
· чтение статей, монографий, и других первоисточников.
· поиск статей на данную тему в реферативных журналах, в списке первоисточников и т.п.
· поиск литературы в каталогах (библиотечных, онлайновых и т.п.).
· сбор информации в Интернете.
Именно индивидуальный подход к сбору информации, а также личные визиты и переписка, и составляет то, что в настоящее время называется датамайнингом (от слов Data – данные и Mining – добыча руды в шахте). Принцип Data Mining – собрать как можно больше информации по данной теме, чтобы впоследствии, в результате анализа, добыть полезную информацию и подготовить нужный материал.
Правили сбора оффлайновой информации.
Прежде, чем приступить к сбору информации, необходимо определиться с целями этого сбора. Правило: "иди туда, не знаю куда, принеси то, не зная что", – не работает как в жизни, так и в датамайнинге. Обычно информация ищется с какой-либо целью, связанной либо с профессиональными, либо с личными интересами человека. Поэтому первым этапом для сбора является определение целей.
Вторым, не менее важным этапом для сбора информации является составление примерного плана работы. Большими ошибками всех тех, кто подходит к составлению планов по-дилетантски, являются:
· глубокая детализация плана на ранних этапах;
(Пример: многие пишут в распорядке дня: подъем в 7:00, завтрак в 7:22, на работу в 7:35 и т.п. Ясно, что точное выполнение этого плана нереально);
· слишком напряженный план;
(Один из законов подлости гласит: "Плохо продуманный план требует для своей реализации в три раза больше времени, чем запланировано, а хорошо продуманный – всего в два раза". Проверенно – работает!)
· завышенное ожидание от плана.
(Важно! Планировать надо, прежде всего то, что нужно сделать и что Вы можете дать, а не то, что Вы хотите получить в результате работы).
Как следует из вышесказанного, такой план проваливается. И тут у человека возникает соблазн: "А ну их, эти планы. Буду делать, как получится", – и в результате приходит к поражению. Поэтому, в случае неудачи одного плана, его следует заменить другим, с учетом уже сделанных ошибок.
Для написания речи, выступления, работы план также необходим. Нужно всегда представлять, что Вы хотите сказать, и именно под это "что" Вы и будете собирать материал.
Сбор информации для сайта у нас начинается с планирования, как, когда и какую информацию освещать на сайте. Заранее составляется список мероприятий, распределяется между корреспондентами, обговаривается план и сроки размещения информации на сайте колледжа.
Все сказанное в этой работе относится только к датамайнингу, и не затрагивает творческий процесс написания работы. На самом деле датамайнинг – это рутинная операция по сбору и сортировке данных, которую можно поручить и работнику со средней квалификации. Самая же главная часть – творчество, сильно персонифицирована, и идет по пути: "разум – чувство – разум". Собирать материал достаточно легко. Гораздо труднее "прочувствовать" тему, наполнить ее собственными мыслями, найти примеры из своей жизни. Поэтому процесс написания работы должен укладываться примерно в следующую схему:
Источники информации
Обычно источниками информации служат эксперты. Часто именно они являются наилучшими источниками, потому что им знакомы текущие нюансы и недокументированные аспекты системы. Самое важное - это то, что экспертам известны факты, которые не отражены в документах или которые трудно объяснить. Эти факты иногда называют "казаульное знание". Их можно получить только путем опроса экспертов. Чтобы подготовиться к такому опросу, советуют исследовать другие источники информации, например документы. Существует множество различных стратегий для извлечения информации из этих источников. Вот те, которые обычно используют:
чтение документов;
наблюдение за выполняемыми операциями;
анкетирование;
использование собственных знаний;
составление описания.
Документы - хороший источник информации, потому что они чаще всего доступны и их можно "опрашивать" в удобном для себя темпе. Чтение документов - прекрасный способ получить первоначальное представление о системе и сформулировать вопросы к экспертам. Мы советуем в ходе аналитического проекта, по возможности, формировать и поддерживать библиотеку документов.
Наблюдение за работой моделируемой системы - хорошая стратегия получения информации. Оно должно проводиться всегда, когда есть такая возможность. Через наблюдение, а возможно, и участие аналитики получают информацию о происходящих день за днем операциях из первых рук. Во время наблюдения за работой системы часто возникают вопросы, которые никогда бы не появились, если бы аналитик только читал документы или разговаривал с экспертами. Стратегией наблюдения слишком часто пренебрегают, а потому мы призываем аналитиков пользоваться ею чаще. Однако следует соблюдать осторожность. Слишком долгие наблюдения могут привести к избыточному привыканию к текущему состоянию дел. Из-за потери объективности можно не увидеть альтернативные пути описания функций системы.
Анкетирование проводится для того, чтобы опросить большие группы экспертов в сжатые сроки. Его можно использовать, например, когда необходимо быстро получить сведения о работе какой-либо определенной части системы с разных позиций. Анкетирование при опросе экспертов позволяет выявить, какие части системы более всего нуждаются в улучшении. На практике, однако, информация, полученная от экспертов с помощью анкет, оказывается малодостоверной. Советуют использовать анкеты только после достаточного знакомства с системой, когда вы сможете задавать конкретные, четко сформулированные вопросы. Тогда у вас больше вероятности быть правильно понятыми и получить точные ответы.
Иногда опытные аналитики исследуют большое число систем определенного типа (например, производство, телефонная сеть, бухгалтерия). В ходе многих проектов они приобретают фундаментальные знания в соответствующей предметной области, относительно определенного класса систем. Такие знания очень полезны, поскольку для многих различных систем существуют общие понятия. Эти понятия могут иметь широкое применение. Если вы хорошо знаете предметную область, то можете стать сами источником информации. Рекомендуют проводить самоопрос с тем, чтобы получить максимальную пользу от своих знаний. В то же время при этом следует проявлять осторожность в использовании такой стратегии, потому что может не хватать знаний, специфических для рассматриваемой системы. Когда вам нужна специфика, не полагайтесь на себя, лучше опросите экспертов.
Еще одна полезная стратегия - придумать описание и дать его экспертам для корректировки. Придуманные описания могут дать альтернативные схемы функционирования системы - схемы, о которых эксперты никогда не думали. Однако для реализации таких схем нужна поддержка. Прежде чем прибегать к этой стратегии, автор должен установить надежные контакты с несколькими экспертами.