Рганизация торговли товарами на аукционах
Аукцион (с лат. «auctio» – продажи с публичного торга) – один из способов продажи товара, обладающего индивидуальными свойствами, с публичных торгов в заранее назначенном месте и в установленное время.
Итак, перейдем поближе к системе аукционов. Данный вид торговли используют преимущественно для сбыта относительно ограниченного списка товаров: предметы антиквариата, пушнина, художественные изделия, изделия из драгоценных камней и металлов, лошади и другие. Аукционы организовываются предприятиями (компаниями), которые специализируются на их проведении. К примеру, аукционы, организуемые кооперативами, ассоциациями, или акционерными обществами. Также аукционы могут проводить предприятия, для которых это не есть основным видом деятельности, но устав предусматривает право на проведение подобных мероприятий. К такой организационной форме относятся аукционы, проводимые постоянно действующими выставками, салонами художников, биржами, музеями, торговыми предприятиями, организациями и др.
Как отмечают специалисты в области аукционного бизнеса, организация и проведение продажи товара через аукцион - признанная во всем мире схема торговли. Она, во-первых, позволяет выявить реальную стоимость данного товара. Во-вторых, дает возможность использовать имидж конкретного аукциона для формирования имиджа собственного товара на мировом рынке (продажи товара через аукцион и включение его в каталог имеют большое значение для придания товару "статуса", подтверждения его подлинности, создания известности, более того, чем престижнее и известнее аукцион, тем большую значимость приобретает товар, на нем проданный). В-третьих, аукционная торговля (особенно крупные торги) способна определять направления развития моды на определенный товар на ближайшие годы. В-четвертых, аукционная торговля базируется на прецедентной основе, и, следовательно, товары, ранее непопулярные, в результате аукционных торгов могут резко измениться в цене. И главное - товары, купленные на аукционе, это хорошее средство сбережения капитала, имеющее высокий уровень доходности. Таким образом, приобретать товары на аукционных торгах считается признаком хорошего тона и гарантией серьезных вложений для всей мировой элиты. Постепенно аукционные торги превратились в события большого культурного масштаба, чему способствовали как высокий качественный уровень предлагаемых лотов, так и элитный список клиентов.
Наиболее известными (старыми, имеющими хорошие традиции в работе с клиентами, лидирующими по объемам продаж) аукционными домами можно считать Сотбис (США), Кристи (Швейцария), Филлипс - Симон де Пюри и Люксембург (Великобритания), Тзофис (Израиль), Доротеум (Австрия). Быстрое развитие рынка высоких технологий, связанное с использованием глобальной сети "Интернет", привело к формированию нового явления - интернет-аукционов. Численность интернет-сайтов, через которые реализуется их деятельность, превышает 20 тыс.
Для каждого аукционного товара сложились свои центры аукционной торговли. По пушнине и меховому сырью во всем мире ежегодно проводится более 150 международных аукционов. Главными центрами аукционной торговли норкой являются Нью-Йорк, Монреаль, Лондон, Копенгаген, Осло, Стокгольм. Для последних лет характерно значительное увеличение объемов продаж норки на аукционах в Скандинавских странах при одновременном уменьшении значения Нью-Йорка и Лондона. Основными аукционными центрами по продаже каракуля являются Лондон и Санкт-Петербург. Преобладающее значение на лондонских аукционах имеет южноафриканский каракуль. Важнейшими центрами по продаже других видов пушнины является Лейпциг. На ленинградских аукционах реализуются в значительных количествах шкурки лисицы, соболя, белки, ондатры, сурка, горностая, нерпы и др. Аукционы по продаже шкурок голубого песца проводятся в Копенгагене, Осло, Лондоне, по продаже кролика - в Лондоне.
Пушные аукционы организуются также в ФРГ, Татарии, Франции, Гонконге, Южной Корее, КНР, Японии, но их роль в пушной торговле незначительна. Важнейшими центрами аукционной торговли немытой шерстью являются Лондон, Ливерпуль, Кейптаун, Мельбурн, Сидней (Австралия), Веллингтон (Новая Зеландия). Через аукционы в перечисленных центрах реализуется 75-80% продаж немытой шерсти на мировом рынке. Важнейшим центром аукционной торговли ковровой шерстью является Ливерпуль, где реализуется в основном индийская и пакистанская ковровая шерсть. На аукционе в Ливерпуле продается также козья шерсть.
Для аукционной торговли чаем характерно ее перемещение в места производства этого товара. Индия через аукционы в Калькутте продает около 70 % всего экспортируемого чая и через аукционы в Лондоне - 30%. Шри Ланка около 70 % вывозимого чая продает через аукционы в Коломбо и 30 % - через лондонский аукцион. Индонезия реализует чай через аукционы в Лондоне, Гамбурге и Антверпене. Африканские страны подавляющую часть экспортируемого чая.