ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. ЛИТЕРАТУРА 1. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н
ЛИТЕРАТУРА
1. | Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Интеллектуальные информационные системы: Учебник. – Ярушкина Н.Г. Основы теории нечетких и гибридных систем: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004, – 320с.: ил. |
2. | Ярушкина Н.Г. Основы теории нечетких и гибридных систем: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004, – 320с.: ил. |
3. | Осовский С. Нейронные сети для обработки информации/ Пер. с польского И.Д. Рудинского. – М.: Финансы и статистика, 2004, – 344с. |
4. | Гладков Л.А., Курейчик В.В., Курейчик В.М. Генетические алгоритмы/Под ред. В.М. Курейчика. – 2-е изд. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2006. – 320с. |
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
www.intuit.ru - курсы интернет-университета информационных технологий |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
№ | Содержание | ||
Лекция 1 | Искусственный интеллект как научное направление. Термины и определения. | ||
Интернет -ресурсы | www.intuit.ru | ||
Лекция 2,3 | Представление знаний, рассуждений и задач. | ||
Интернет -ресурсы | www.intuit.ru | ||
Лекция 4 | Эпистомологическая полнота знаний и эвристически эффективные стратегии поиска решения задач. | ||
Интернет -ресурсы | www.intuit.ru | ||
Лекция 5,6,7 | Модели представления знаний | ||
Интернет -ресурсы | www.intuit.ru | ||
Лекция 8,9,10 | Нечеткая логика и программные средства для работы с нечеткими знаниями. | ||
Интернет -ресурсы | www.intuit.ru | ||
Лекция 11,12,13 | Искусственные нейронные сети. | ||
Интернет -ресурсы | www.intuit.ru | ||
Лекция 14,15 | Методы обучения нейронных сетей. | ||
Интернет -ресурсы | www.intuit.ru | ||
Лекция 16,17 | Экспертные системы: классификация и структура, этапы проектирования и примеры реализации. | ||
Интернет -ресурсы | www.intuit.ru | ||
ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ
№ | Содержание | ||
Работа 1 | Исследование способов формирования нечетких множеств и операции над ними. Моделирование нечеткой системы средствами инструментария нечеткой логики. | ||
Программные продукты | Matlab 7 | ||
Интернет -ресурсы | www.intuit.ru | ||
Работа 2 | Исследование алгоритма нечеткой кластеризации и изучение свойств линейного нейрона. | ||
Программные продукты | Matlab 7 | ||
Интернет -ресурсы | www.intuit.ru | ||
Работа 3 | Изучение свойств линейной нейронной сети и многослойного нелинейного персептрона. Алгоритм обратного распространения ошибки. | ||
Программные продукты | Matlab 7 | ||
Интернет -ресурсы | www.intuit.ru | ||
Работа 4 | Изучение сетей Кохонена и алгоритма обучения без учителя. Построение гибридной системы класса ANFIS в среде MATLAB. Базовые функции проектирования гибридных систем. Интегральные функции реализации нечеткой нейронной сети. | ||
Программные продукты | Matlab 7 | ||
Интернет -ресурсы | www.intuit.ru | ||
ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ, РЕФЕРАТОВ, РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ
1. | Разработка модели экспертной системы, реализующей прямой вывод. |
2. | Разработка модели экспертной системы, реализующей обратный вывод. |
3. | Программная реализация решения задачи коммивояжера на основе генетических алгоритмов. |
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
«ЧЕЛОВЕКО-МАШИННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ»
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЛИТЕРАТУРА
1. | Липаев В.В. Проектирование программных средств: Учеб. лособие для вузов. - М: Высшая школа, 1990. - 303 с. |
2. | Минаси М. Графический интерфейс пользователя: секреты проектирования: Пер. с англ. – М.; Мир, 1996. |
3. | Единая система программной документации. ГОСТ 19.ХХХ. - М.: Издательство Стандартов, 1994. - 157 с. |
4. | Трояновский В.М. Проектирование информационных систем. Курс лекций. – М.: МИЭТ, 2003. – 105 с. |
5. | Фаулер М., Скотт К. UML в кратком изложении. Применение стандартного языка объектного моделирования: Пер. с англ. – М.; Мир, 1999. |
6. | Ганеев Р.М. Проектирование интерфейсов пользователя средствами Win32 API. - М.: Горячая линия-Телеком, 2001. –336 с. |
7. | Логунова О.С. Человеко-машинное взаимодействие: теория и практика: Учебное пособие / О.С. Логунова, И.М. Ячиков, Е.А. Ильина. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 285 с. |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
Лекция 1 | Структура курса, тематика и соотношение лекций и практических занятий. Информационные системы, их цели и задачи. Понятие информационного взаимодействия. Проблемы и тенденции развития человеко-машинного интерфейса. Визуализация данных. Уровни сложности и ориентация на пользователя. Метафоры пользовательского интерфейса и концептуальные модели взаимодействия. Психологические аспекты взаимодействия. Л.1 стр. 9-22, Л.2 стр. 5-8, Л.4. стр.3-6. |
Лекция 2 | Аппаратные и программные средства для организации графического диалога. Мультимедиа-устройства, виртуальные устройства диалога. Граф диалога, время ответа и время отображения результата. Формальные методы описания диалоговых систем. Л.2 стр. 9-21. |
Лекция 3 | Уровни профессионального подхода к процессу проектирования информационных систем вообще и диалоговых систем в частности. Жизненный цикл информационных систем. Схема жизненного цикла системы. Распределение времени по этапам жизненного цикла системы. Л.1 стр. 281-297, Л.4 стр. 14-20. |
Лекция 4 | Этапы разработки системы. Стадии разработки программной документации по ЕСПД и по международным стандартам. Виды программных документов и общие требования к ним (по ЕСПД). Л.1 стр. 22-31, Л.3, Л.4 стр. 21-25. |
Лекция 5 | Виды работ и программные документы, предусматриваемые в соответствии с международными стандартами. Проектирование пользовательских интерфейсов. Семантика диалога, сообщения и события, объектно-ориентированная парадигма. Л.4 стр. 24-31. |
Лекция 6 | Разработка технического задания. Состав и назначение разделов. Порядок разработки. Требования разных стандартов. Л.4 стр. 31-33, 91-97. |
Лекция 7 | Эскизное проектирование, выделение подсистем и интерфейсов между ними с учетом особенностей среды взаимодействия. Иерархические уровни и подробности описания. Проектирование сверху-вниз и снизу-вверх. Предварительные структуры данных, уточнение методов решения и разработка общих алгоритмов. Разработка ТЭО и подготовка, согласование и утверждение пояснительной записки. Л.4 стр. 33-44. |
Лекция 8 | Использование принципов структурного проектирования при разработке алгоритмов. Правила описания и отображения результатов разработки алгоритмов на разных этапах проектирования (начиная с эскизного проекта) в сопровождающих документах Л.1 стр. 44-77, Л.4 стр. 45-46. |
Лекция 9 | Разработка схем данных. Элементы и структуры данных. Модели взаимодействия, фреймы и окна, уровень абстракции и стили взаимодействия, контекст и протоколы взаимодействия, эргономика. Объектно-ориентированный подход. Правила описания и отображения результатов разработки схем данных. Л.2 стр. 77-85, 115-125, Л.4 стр. 46-50. |
Лекция 10 | Стадии технического и рабочего проектирования. Детализация алгоритмов и разработка программ. Уточнение и детализация структур данных. Правила описания и отображения результатов разработки. Л.1 стр. 135-150, Л.3. |
Лекция 11 | Искусство тестирования программ. Процесс отладки. Относительные затраты на обнаружение и исправление одной ошибки. Соотношение разработки и испытаний по этапам проектирования системы. Проверка работоспособности программ и соответствия их эталонам. Оценка функционирования созданного фрагмента, модуля, программы. Л.1 стр. 193-254, Л.4 стр. 50-57. |
Лекция 12 | Разработка документации на систему, инструкции пользователям и администратору АИС. Пример оформления рисунка для документации. Помощь пользователю и его обучение. Встраиваемый Help. Л.2 стр. 146-154, Л.4 стр.57-60. |
Лекция 13 | Прикладные аспекты человеко-машинного взаимодействия при визуальном проектировании процессов, структур, объектов. Элементы управления в многооконных интерфейсах, программирование реакции на действия пользователя, использование библиотек и наборов инструментов, инструментальные среды программирования графического диалога. Язык виртуальной реальности VRML (Virtual Reality Modeling Language), где можно использовать 3D графику, как развитие HTML. Л.2 стр.155-168, Л.5 стр. 35-44. |
Лекция 14 | Обеспечение качества и стандартизация. Критерии качества ПО. Место сиандартов на человеко-машинное взаимодействие в общем контексте стандартизации интерфейсов в проектируемой системе. Международная стандартизация. Система стандартов на качество ПС. Основы CASE-технологии. Мобильность программ и данных в открытых информационных системах. Состав CASE-средств в соответствии со стандартом ISO/IEC 14102 : 1995 (E). Л.1 стр. 255-269, Л.4 стр. 61-72. |
Лекция 15 | Управление проектами. Предпосылки и проблематика работ по управлению проектами. Л.4 стр.79-82. |
Лекция 16 | Типовой график разработки аппаратно-программного комплекса ИС при возможности реинжиниринга. Стратегическое и оперативное управление проектом. Уровни управления проектом. Оценки трудоемкости по различным методикам. Л.1 стр. 290-297, Л.4 стр. 82-87. |
Лекция 17 | Спиральная модель цикла разработки системы. Рекомендуемая форма записей в журнале оперативных поручений. Подведение итогов. Л.4 стр. 86-88. |
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Занятие 1 | Проблематика создания новой информационной системы. Рассмотрение постановки задачи о разработке информационной системы сопровождения разработки нового программного продукта с учетом особенностей человеко-машинного взаимодействия. |
Занятие 2 | Формирование технического задания для вновь создаваемой информационной системы. Рассмотрение и формулирование требований к основным функциям системы. |
Занятие 3 | Формирование технического задания для вновь создаваемой информационной системы. Анализ организации данных и возможных форм их представления в системе. Элементы управления в многооконных интерфейсах, программирование реакции на действия пользователя |
Занятие 4 | Формирование технического задания для вновь создаваемой информационной системы. Определение методов решения, декомпозиция системы на подсистемы, определение требований к информационной и программной совместимости. |
Занятие 5 | Формирование технического задания для вновь создаваемой информационной системы. Определение требований к документации, формам представления данных для человеко-машинного взаимодействия, методам контроля и приемки. Разработка календарного плана, оформление ТЗ по ГОСТу. |
Занятие 6 | Разработка эскизного проекта для вновь создаваемой информационной системы. Выделение подсистем и интерфейсов между ними. Проектирование предварительных структур данных, уточнение методов решения и разработка общих алгоритмов. |
Занятие 7 | Разработка репозитария и БД для вновь создаваемой системы. |
Занятие 8 | Разработка подсистемы контрольных сроков для вновь создаваемой системы. |
Занятие 9 | Подведение итогов практических занятий |