Является ли Интернет средством массовой информации? 3 страница
Примером действенности подачи жалобы в прокуратуру может служить письмо, разъясняющее некоторые нормы Закона РФ «О СМИ», которое в октябре 2001 года Саратовская областная прокуратура направила в правительство области. В этом письме, в частности, названо неправомерным решение этого органа исполнительной власти о закрытом статусе заседаний президиума областного правительства. В документе говорится, что закрытым могут считаться только мероприятия, на которых обсуждается государственная тайна. Но сведения, например, об удоях и неработающих котельных к ней не относятся. В ответ на вопрос корреспондента местной газеты, намерено ли правительство прислушаться к мнению прокуратуры, губернатор области сообщил, что «теперь всё будет делаться по закону».
За сокрытие или искажение информации предусмотрено наказание в УК РФ. О чем говорят его статьи?
Статья 237 УК РФ предусматривает лишение свободы на срок до пяти лет – гигантский срок! – за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды. Статья является относительно новой и включена в Кодекс в результате длительного обсуждения проблем, связанных с огромной опасностью утаивания от общества экологической и медицинской информации, как это имело место при чернобыльской катастрофе. С нормой этой статьи соотносятся обязанности Правительства РФ, специально уполномоченных природоохранительных органов, органов субъектов федерации и местного самоуправления обеспечивать население необходимой экологической информацией (ст. 6–10 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» 1991 года; ст. 19 «Право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье» Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан 1993 года; ст. 8 Закона РФ «Об основах градостроительства Российской Федерации» 1992 года, закрепляющая право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды городов, других поселений и их систем, и другие акты).
Какого рода информация имеется в виду? Это могут быть сведения о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность, т.е. о природных, техногенных или иных процессах, которые при неблагоприятном развитии событий или отсутствии надлежащих мер контроля и регулирования могут вызвать губительные последствия для человека и окружающей среды. Речь идёт о катастрофах, катаклизмах, пожарах, авариях на предприятиях, трубопроводах и т.п. Но для предусмотренного статьёй 237 наказания необходимо, во-первых, доказать прямой умысел, т.е. когда лицо, скрывая информацию, осознаёт как свою обязанность сообщить её без искажений, так и реальную необходимость сообщения информации для дальнейшего воздействия на ход событий и их последствия, в том числе предотвращения и уменьшения вреда здоровью людей и окружающей среде. Доказать это, как правило, очень сложно. Причём если угрозу для жизни можно определить с большой долей очевидности, то опасность для здоровья доказать не менее сложно, чем собственно прямой умысел.
Максимальное наказание в этом случае предусмотрено, только если очевиден результат преступления чиновника: причинён вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия (к примеру, гибель людей). Во-вторых, ответственность установлена не просто для чиновника, имеющего такую информацию, а лишь для того, кто обязан обеспечивать население подобной информацией, но скрыл её или исказил. То есть в перечне служебных обязанностей чиновника, который будет нести ответственность за подобного рода преступление, должна быть соответствующая запись. Поэтому, хотя статья и существует, автору неизвестны случаи её применения.
Статья 140 УК РФ карает штрафом в размере до 500 минимальных размеров оплаты труда за отказ в предоставлении гражданину информации. Казалось бы, всё просто: гражданин приходит к чиновнику, тот неправомерно отказывает ему в предоставлении информации, обиженный гражданин подаёт жалобу в прокуратуру, чиновника штрафуют на 500 минимальных окладов. Естественно, на практике этого не происходит, потому что в статье говорится не просто об отказе гражданину в предоставлении информации, а об отказе в ознакомлении с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы именно этого гражданина. Если же права и свободы просителя прямо не затронуты – значит, за отказом в предоставлении информации не последует уголовного наказания.
Наконец, обсуждаемым проблемам близка по смыслу статья 144 Уголовного кодекса. В соответствии с ней воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путём принуждения их к распространению либо отказу от распространения информации наказывается штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года. То же деяние, совершённое лицом с использованием своего служебного положения, наказывается исправительными работами на срок до двух лет либо лишением свободы на срок до трёх лет с возможным запретом занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трёх лет. Применяется эта статья крайне редко, по сведениям Главного информационного центра МВД РФ, в 1998 году по статье 144 УК РФ зарегистрировано 12 преступлений, в 1999 и 2000 годах – всего по четыре преступления. Известно, что в 2001 году прокуратура г. Санкт-Петербурга инкриминировала братьям Ш. предусмотренные данной статьей преступления. По сообщению Агентства журналистских расследований, следствие установило, что в 1997 году братья Ш. потребовали у журналиста газеты «Санкт-Петербургские ведомости» К. в трёхдневный срок выплатить им 5 тыс. долларов США за написанную им статью, после опубликования которой один ночной клуб якобы понёс убытки. За каждый день просрочки «включали счётчик» в размере 1 тыс. долларов.
▲
Аккредитация
Аккредитация должна рассматриваться как нормальная форма обеспечения общества информацией о деятельности государственных органов через СМИ. Аккредитация предусмотрена в тех случаях, когда необходимо упорядочить доступ журналистов к тем или иным событиям, к заседаниям органов власти, особенно когда интерес СМИ превышает физические возможности его удовлетворить (т.е. если отсутствуют надлежащие условия для одновременной работы большого количества представителей прессы). Аккредитация позволяет определить те СМИ и тех журналистов, которые, действительно, специализируются на конкретном виде деятельности, с целью предоставления им первоочередного права на получение соответствующей информации.
Во всём федеральном законодательстве аккредитация российских журналистов регулируется только статьёй 48 Закона «О средствах массовой информации». В соответствии с ней аккредитацию получают журналисты редакций, подавших заявки в государственные органы, организации, учреждения, органы общественных организаций. Если заявка соответствует требованиям правил аккредитации этого органа (речь идёт о форме заявки, типе СМИ, количестве претендующих на аккредитацию журналистов и т.п.), то он (по мнению авторов Комментария к Закону о СМИ) обязан аккредитовать представителей редакции.
Выдача аккредитации влечёт за собой определённые обязанности аккредитующего органа перед аккредитованным журналистом, а именно: извещать его о своих заседаниях, совещаниях и других мероприятиях; допускать на эти мероприятия (если они не объявлены закрытыми для прессы); обеспечивать соответствующими стенограммами, протоколами (если они ведутся), документами, обсуждаемыми на этих заседаниях; создавать благоприятные условия для проведения аудио- и видеозаписи, фото- и киносъемки. Реальный пример положения об аккредитации приводится в Приложении 1 к данной главе.
На уровне законодательства субъектов РФ дополнительные права на аккредитацию предоставлялись в Башкортостане. До изменений, принятых в 2001 году, статья «Аккредитация» Кодекса о средствах массовой информации этой республики распространяла обязанность предоставления аккредитации и на негосударственные организации. Она устанавливала, что «редакция средства массовой информации в целях содействия журналисту в осуществлении его прав и обязанностей или осуществления ею своих уставных целей и задач вправе обратиться... в негосударственные организации, учреждения, предприятия, партии и иные общественно-политические и общественные организации с заявкой на аккредитацию при них своих журналистов. Ни одна инстанция не вправе отказать редакции средства массовой информации в аккредитации её журналиста, если им не нарушены порядок и правила аккредитации при данном органе государственной власти и управления, организации, учреждении, предприятии, общественно-политической и общественной организаций (их объединений)».
По Закону о СМИ журналиста (но не редакцию, которая вновь может обратиться с заявкой) можно лишить аккредитации только в двух случаях: первый – если вступило в законную силу решение суда о распространении этим журналистом (или его редакцией) не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство аккредитовавшей организации (практика таких случаев автору неизвестна); второй, довольно простой в применении и потому часто встречающийся, – нарушение журналистом правил аккредитации. Следует заметить, что единых либо модельных правил аккредитации не существует. Но, как и любой другой документ, принимаемый государственным органом, такие правила не должны противоречить нормам действующего законодательства.
На неправомерное лишение аккредитации возможно подать жалобу вышестоящему руководству в самой аккредитующей организации, или руководству вышестоящей по отношению к ней организации, или в суд. Так, Верховный Суд РФ в своём решении от 25 марта 1997 года признал незаконным постановление Государственной Думы о приостановлении аккредитации при данном органе корреспондентов ОРТ. Применение такой меры депутаты обосновали тем, что в телерепортажах на этом канале извращалась суть высказываний парламентариев, из выступлений в Думе «выдёргивали» отдельные фразы, тем самым, искажая смысл обсуждения. Суд отметил, что точка зрения аккредитующей организации не может служить основанием для ограничения прав представителей СМИ на поиск и получение информации, по крайней мере, до тех пор, пока недостоверность и порочащий характер распространяемых ими сведений не будет подтвержден вступившим в законную силу решением суда.
Конституционный Суд РФ в своём Постановлении от 31 июля 1995 года отметил противоречие Конституции (ст. 29, 46 и 55-3) того положения постановления Правительства РФ, которое требовало лишать журналистов аккредитации при Временном информационном центре в Чечне за передачу недостоверной информации, пропаганду национальной или религиозной розни.
Заметим, что и американские журналисты сталкиваются с необходимостью аккредитации (иногда именуемой «получением пропуска в здание»). Это происходит в следующих случаях: во-первых, для освещения работы Белого дома, конгресса, государственного департамента, министерства обороны, некоторых других органов федеральной власти; во-вторых, для получения информации из органов власти штатов, а также местного самоуправления (мэрии, городского собрания), полицейских участков и управлений; в-третьих, для работы в штаб-квартире ООН (в Нью-Йорке); наконец, аккредитация необходима для доступа к месту проведения военных операций (как, например, во время войны 1991 года в Персидском заливе). В получении аккредитации может быть отказано в случае несоответствующей тематики издания (программы), отсутствия надлежащего опыта у аккредитуемого журналиста, а иногда – отсутствия у него американского гражданства или постоянного места жительства в городе, где находится аккредитующая организация. Так же, как и в России, её можно лишиться и в случае нарушения правил аккредитации.
▲
Приложение 1
Утверждено:
Постановлением
губернатора области
от 13 08.2001 г № 423-п
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АККРЕДИТАЦИИ ЖУРНАЛИСТОВ
СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПРИ АДМИНИСТРАЦИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Аккредитация журналистов средств массовой информации при администрации Иркутской области проводится в целях обеспечения открытости деятельности администрации области, создания необходимых условий для профессиональной деятельности журналистов как лиц, обеспечивающих право граждан на информацию.
Аккредитация проводится в соответствии с Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации» и настоящим Положением.
1.2. Журналисты, аккредитованные при администрации Иркутской области, пользуются правом на первоочередное получение информации, приглашение на мероприятия, организуемые администрацией для средств массовой информации, и другими правами.
1.3. Журналисты, не аккредитованные при администрации Иркутской области, получают информацию на общих основаниях в соответствии с Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации».
1.4. При администрации Иркутской области аккредитуются журналисты зарегистрированных в установленном порядке средств массовой информации (далее – СМИ), а также журналисты, являющиеся членами Союза журналистов Российской Федерации и работающие по срочным договорам с редакциями СМИ.
1.5. Аккредитацию журналистов при администрации области проводит комитет по информационной политике аппарата губернатора области.
2. ВИДЫ АККРЕДИТАЦИИ
2.1. Постоянная.
2.2. Краткосрочная (сроком до 6 месяцев).
2.3. Специальная – при особом режиме того или иного мероприятия (например, связанная с проведением тематических мероприятий, требующих определенной специализации журналиста или иных особых условий).
3. ПОРЯДОК АККРЕДИТАЦИИ
3.1. Для аккредитации журналистов, указанных в п. 1.4 настоящего Положения, редакция СМИ подаёт в комитет по информационной политике аппарата губернатора области заявку на аккредитацию. Заявка подается на официальном бланке редакции за подписью главного редактора, заверенной печатью. К заявке прилагаются: копия свидетельства о регистрации СМИ, одна фотография (3x4 см) каждого журналиста.
3.2. В заявке необходимо указать: полное наименование СМИ, данные об учредителях, тираж, периодичность выхода, местонахождение редакции, регион распространения (вещания), почтовый и электронный адрес, номера телефонов и факсов редакции; фамилию, имя, отчество представленного на аккредитацию журналиста, его домашний адрес и телефон; вид требуемой аккредитации.
3.3. Решение об аккредитации журналиста принимает председатель комитета по информационной политике аппарата губернатора области в недельный срок со дня поступления заявки.
3.4. Аккредитованным журналистам выдаётся аккредитационная карточка, срок действия которой устанавливается в зависимости от вида аккредитации.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С АККРЕДИТОВАННЫМИ ЖУРНАЛИСТАМИ
Комитет по информационной политике аппарата губернатора области обязан:
• по запросам аккредитованных журналистов сообщать им о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых в администрации области, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными документами, создавать благоприятные условия для работы журналистов;
• предоставлять журналистам для ознакомления изданные в установленном законом порядке постановления и распоряжения губернатора, правовые акты должностных лиц администрации области;
• организовывать интервью губернатора, заместителей главы администрации области в порядке поступления просьб от журналистов с учётом рабочих возможностей лиц, приглашаемых для интервью;
• организовывать для журналистов необходимые консультации.
5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ АККРЕДИТОВАННЫХ ЖУРНАЛИСТОВ
5.1. Аккредитованный журналист имеет право:
• получать информацию о предстоящих заседаниях, совещаниях и других мероприятиях;
• присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых губернатором, заместителями главы администрации, руководителями структурных подразделений администрации области, за исключением случаев, когда приняты решения о проведении закрытого заседания;
• быть принятым должностными лицами администрации области в связи с запросом информации при условии предварительной договоренности;
• пользоваться содействием комитета по информационной политике аппарата губернатора области в целях организации встреч, бесед с руководителями структурных подразделений администрации области;
• получать доступ к документам и материалам, за исключением содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну;
• производить в здании администрации области записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъёмки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
• свободно проходить в здание администрации области в рабочие дни (с 9 до 18 часов).
5.1. Аккредитованный журналист обязан:
• достоверно, объективно освещать мероприятия, проводимые в администрации области;
• уважать права, законные интересы, честь и достоинство работников администрации области, соблюдать правила внутреннего распорядка, установленные в администрации области;
• не вмешиваться в ход мероприятия, на котором он присутствует (если оно не специально организовано для прессы);
• соблюдать правила, которые определены для специальных, особых мероприятий;
• при получении информации ставить в известность сотрудников администрации области о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъёмки;
• согласовывать тексты интервью, подготовленные на основе предоставленной информации, с их авторами – сотрудниками администрации области до их выхода в СМИ;
• предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение, аккредитационную карточку или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста.
6. ОТКАЗ В АККРЕДИТАЦИИ
6.1. Комитет по информационной политике аппарата губернатора области имеет право отказать в аккредитации редакциям СМИ, представившим для оформления аккредитации документы, содержащие не соответствующие действительности сведения.
6.2. Уведомление об отказе в аккредитации вручается представителю редакции в семидневный срок со дня получения заявки. В уведомлении должны быть указаны: причина, по которой отказано в аккредитации; должностное лицо, принявшее решение; дата принятия решения.
6.3. Решение об отказе в аккредитации может быть обжаловано в суде
7. ПОРЯДОК ЛИШЕНИЯ АККРЕДИТАЦИИ
7.1. Журналист может быть лишён аккредитации:
• если им или редакцией нарушены требования, установленные настоящим Положением, либо распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие деловую репутацию администрации области, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда;
• в случае его увольнения из редакции (аккредитация другого журналиста осуществляется на основании соответствующей заявки после возвращения в комитет по информационной политике аппарата губернатора области ранее выданной аккредитационной карточки);
• при прекращении деятельности СМИ.
7.2. Решение о лишении журналиста аккредитации принимает председатель комитета по информационной политике аппарата губернатора области.
7.3. Журналисты, лишённые аккредитации, обязаны сдать аккредитационную карточку в комитет по информационной политике аппарата губернатора области.
7.4. Лишение аккредитации может быть обжаловано по заявлению редакции СМИ в суд в установленном порядке.
М.П. Рачков,
первый заместитель руководителя
аппарата губернатора области
(Восточно-Сибирская правда. 2001. 30 авг.)
Глава VII
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
Отличия физической собственности от интеллектуальной
Термин «интеллектуальная собственность» при всей его популярности не вполне удачен. Используя его, хотят подчеркнуть, что имеется в виду собственность, отличная по своим характеристикам от физической собственности. Приобретая в магазине книгу, основная ценность которой заключается во вложенном в неё интеллектуальном труде, покупатель получает её в физическую собственность и имеет право подарить, продать, выбросить, сжечь, расписать своими пометками или рисунками. Покупатель распоряжается своей физической собственностью. Во многих странах, получая в собственность произведение искусства, например картину, владелец не вправе распоряжаться ею как любой другой покупкой: выставлять напоказ, отрезать от неё части, не вписывающиеся в размеры стены комнаты, и т.п. И уж конечно, покупатель книги не приобретает при этом права по своему желанию переиздать этот труд, приписать его авторство себе, использовать это произведение в своей работе, скажем, декламатора, сценариста или режиссёра. Главное не в том, что существует целый ряд ограничений на использование физической собственности, здесь играет роль осознание пользователем различия между книгой как материальным объектом, который был приобретён в магазине, и книгой – творением автора, интеллектуальная собственность на которое принадлежит только автору либо автору и тем, кому он передал эти права или их часть.
Право интеллектуальной собственности включает в себя авторское право, патентное право и право на товарный знак. Последнее может иметь отношение к деятельности СМИ, в частности, это исключительное право на использование написанного определенным шрифтом слова «ИЗВЕСТИЯ» в названии газеты.
Авторское право – это право, возникающее вследствие создания и использования произведений науки, литературы и искусства. Для журналистов значение авторского права имеет два аспекта. С одной стороны, журналист постоянно выступает в качестве автора своих произведений и в силу этого получает определённые права. Наряду с ним ряд прав может получить и редакция СМИ, где он работает. С другой – журналист, как правило, не имеет права использовать чужое произведение без разрешения его автора и без выплаты авторского гонорара.
▲
Из истории авторского права
Авторское право возникло в Средние века, причём тогда его цели отличались от современных. Задачей ставилось, прежде всего, усиление контроля государства над выпуском печатной продукции. Власти европейских держав в те времена с опаской относились к книгопечатанию, и под авторским правом понимали разрешение на копирование (англ. copyright – право издавать копии). Такие разрешения получали от властей только «проверенные» члены официальных «гильдий печатников». Они опасались его потерять и поэтому издавали только те произведения, которые не могли навлечь гнев королевской семьи.
Ситуация изменилась в XVIII веке. В 1710 году в Великобритании был принят так называемый «закон Анны», который ввел принцип содействия творческой деятельности, связав его с авторским правом. Идеология нового взгляда на авторское право заключается в следующем. Если авторы не будут уверены в том, что их права охраняются, что их произведения, не успев выйти из-под пера, не будет тут же без их ведома и согласия копироваться, что на их труде не будут наживаться издатели и торговцы, то они потеряют стимул к созданию произведений. В результате пострадает общество, для прогресса которого необходимо развитие и распространение интеллектуального творчества.
В то же время общество пострадает и в результате предоставления авторам абсолютных прав. Если авторы будут иметь вечные и не допускающие исключений права на использование своих произведений, то и это отрицательно скажется на развитии общества. Не имея же возможности сохранить за собой и своими потомками вечное право, почивая на лаврах, стричь купоны со своих произведений, авторы вынуждены беспрестанно творить, зарабатывая на жизнь созданием всё новых и новых трудов. Поэтому права авторов ограничены. Таким образом, авторское право согласуется с интересами общества.
Современный подход к принципам авторского права сформулирован в части 8 статьи 1 конституции США 1789 года: «Конгресс имеет право содействовать развитию науки и полезных ремёсел, закрепляя на ограниченный срок за авторами и изобретателями права на принадлежащие им сочинения и открытия».
▲
Врезка
АВТОРСКОЕ ПРАВО АВСТРАЛИЙСКИХ АБОРИГЕНОВ
Неимущественные права авторов зачастую более важны, чем материальные. В качестве примера этому любопытно рассмотреть довольно необычное авторское право, которое существует у аборигенов Австралии. Дело в том, что к искусству аборигенов белые австралийцы всегда относились достаточно пренебрежительно, как к некоему обезличенному народному творчеству, как к творчеству неких первобытных существ, которые что-то вырезают, рисуют, складывают из камешков, а затем всему этому поклоняются. Что они творят, понять было трудно, понравиться это вряд ли может, поэтому в музеях мира искусство аборигенов не выставлялось, за исключением отделов народного творчества. Конечно же, никому не могло и в голову прийти копировать эти произведения, настолько они казались примитивными.
Но примерно с 60-х годов XX века эта ситуация изменилась, а с начала 1990-х годов приобрела форму глобальной моды. Мода на творчество аборигенов привела к тому, что рисунки, дизайн, орнамент, используемый в искусстве аборигенов, стали копироваться на чём угодно: на оперении лайнеров австралийских авиалиний, на футболках, на салфетках, на кружках для кофе, на свитерах и кофтах, другой одежде, на жестяных банках, этикетках для вина, сувенирах – почти на всём, чему хотели придать австралийский колорит.
Всё это вызвало острые проблемы и конфликты. Связаны они были с тем, что авторское право аборигенов являлось частью их собственной некодифицированной системы права. Последняя не входила в законодательство Австралии, являясь законом только для самих аборигенов. Авторское право аборигенов существовало издревле и имеет определенные особенности, которые не связаны с материальным вознаграждением. Право на копирование или на развитие орнаментов и рисунков передаётся у аборигенов Австралии от поколения к поколению, от старших к младшим. Оно передаётся только по мужской линии – от отца к старшему сыну, – то есть женщины не вправе вообще заниматься художественными ремёслами, не вправе копировать или развивать орнаменты и другие изображения.
Более того, его никто не вправе передать другим, это абсолютно запрещено. Можно показать соплеменникам те рисунки, которые вы делаете, или пересказать их сюжет, но ни в коем случае нельзя даже рассказывать о содержании и технике рисунка представителям других племён аборигенов. Например, у всех аборигенов может быть какой-нибудь общий вечный сюжет – скажем, путешествие сказочной черепахи с юга на север Австралии, но этот сюжет развивается у разных племён по-разному. Он отображается в рисунках разного рода, причём, скажем, в одном племени могут рисовать сюжет перехода черепахи от одной реки до другой, а вот после того как черепаха перешла эту реку, изображения этого животного вправе рисовать уже другое племя. При этом не имеет значения техника: были ли это традиционные орнаменты на коре дерева или орнаменты на скале, на ткани и т.д.
Конфликты с копированием произведений аборигенов начались с довольно заурядной ситуации. Австралийское правительство решило, что было бы хорошо подчеркнуть, что в обществе все равны, и в 1966 году выпустило новую серию банкнот. На банкноте в один австралийский доллар было изображено несколько традиционных орнаментов. Автором одного из них был современный художник-абориген. Этот орнамент являлся частью его большого произведения, которое называлось «Охота». Разрешения на копирование произведения никто даже не спросил, и разразился скандал из-за нарушения авторских прав. Автор утверждал, – и об этом же, кстати, говорили впоследствии большинство пострадавших от подобного пиратства, – что речь идёт не о том, что у него не спросили разрешения. Если бы и спросили, он всё равно его не дал бы ни за какие деньги. Неслыханно, чтобы белые люди копировали то, что делают аборигены, – это ещё большее святотатство, чем если разрешить этим заниматься женщине. Более того, сам факт того, что его рисунок копируется, наносит автору такую моральную травму, жить с которой почти невозможно. Он перестал есть, спать, ведь он был опозорен перед соплеменниками, которые подумали, что он прощал право на копирование, над его племенем смеются аборигены из других племён и т.д. Дело было улажено усилиями управляющего Банком Австралии, который, во-первых, лично извинился перед художником и, во-вторых, передал ему специальную грамоту, в которой было сказано, что, действительно, на долларовой банкноте изображён его рисунок, автора благодарят за возможность воспроизвести его и за то, что он внёс вклад в развитие национальной австралийской валюты. Кроме того, он получил тысячу австралийских долларов наличными, набор удочек и серебряный медальон. Правительство намеревалось разом обменять все однодолларовые банкноты, но к, тому времени их было напечатано уже слишком много. Банкноты изъяли из обращения лишь по мере их износа.