Техническое описание пройденного маршрута.

27-28.07.2016

Не без приключений мы вылетили из Минска в Алма-Ату. Планировалось, что полетим украинскими авиалиниями, но с учетом того, что самолет задерживался, а кроме нашей команды все остальные хотели лететь Белавией, нас так же пригласили на борд и мы полетели без пересадок. В Алма-Ате мы были в 5 утра. Нас встретил аэропорту нас встретил человек, с которым мы заранее договорились по интернету (e-mail: [email protected] Сергей Лукашенко). Отвез нас в местный гипермаркет, который работает 24 часа, там мы подзакупились и отправились на «Медео». НА месте мы были примерно в 7 утра. Нас встретил туман, проливной дождь и ветер. Изначально планировалось преодолеть путь на перевал Талгарский пешком, чтобы лучше втянуться и получить первоночальную акклиматизацию, но учитывая погодные условия решили ехать на канатке. Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru Фото 5 –подъем первой очереди канатки в закрытой кабинке.

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru Фото 6 – подъем третьей очереди канатки – открытые креселки.

Итак, преодолев путь на перевал Талгарский, мы отправились в сторону ледника Пионер, на марене ледника планировался лагерь. В часов 14 дня по местному времени (+3 часа к минскому) мы встали лагерем. Мобильная связь присутвует. Высота ночевки 3350 метров.

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru Фото 7 – место стоянки.

29.07.2016

Сегодня нам предстоит заброска продуктов в долину реки Талгар, планируем пройти до Солнечной поляны. Погода переменчивая. Выходим в 8 часов утра. В 30 минутах от нашего лагеря стоял лагерь компании Аксай. Там нам рассказали о том, что сейчас много снега и большая лавинная опасность в районе, в том числе и на пике Талгар.

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru

Фото 8 – вид со стоянки на перевал Талгарский и путь к Солнечной долине.

На солнечную долину ведет хорошо набитая тропа, туда ходит много групп со всего Казахстана. Сначала тропа идет достаточно плавная, до поворотного камня. От него начинается крутой спуска к реке (примерно 30-40 минут), подъем занимает в два раза больше времени. В дождливую и пасмурную погоду склон опасен. Нам повезло, т.к. пока мы до него дошли уже склон подсох, спускаться было достаточно комфортно. С пуск оканчивается хорошими стоянками под полатки, собственно вся зона леса в данных местах пригодна для стоянок. От места спуска мы прошли три ходки по 50 минут с перерывами по 10. Дойдя до нового селевого выноса (по словам местных случился пару месяцев назад) мы оставили свою заброску, думали хорошо упаковали, однако, как показало время, звери в горах лучше знают как надо упаковывать съестное, особенно колбасу.

Здесь же мы пообедали и пошли обратно, после преодоления взлета к поворотному камню начался дождь, поднялся сильный ветер и спустился туман. Учитывая разность физических сил и возможностей в группе, мы разделились по двое и передавая группа ушла в лагерь готовить, однако как оказалось позже, пришли они лишь на 10 минут раньше второй группы, т.к. заплутали в тумане.

Итак за день мы прошли 26,5 киллометров, общий перепад высоты составил 2286 метров. Спуск от лагеря до заброски -5 часов, подъем – 4 часа. Итого 9 часов хода.

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru Фото 9- поворотный камень Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru Фото 10 – вид в Солнечную долину от поворотного камня

30.07.2016

Подъем в 6 утра, вышли в 8. Сегодня нам предстоит подъем на перевал Пионер (1Б)(координаты по GPS N43004.981E077006.131-координаты Garmin).

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru Фото 11 – путь к леднику

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru Фото 12 – движение по леднику в связках

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru Фото 13 – вид на перевал Пионер с места ночевок

Путь на ледник пролегал по марене, местами попадались туры. До ледника дошли за полтора переходов (переход 40 минут) . На леднике одели кошки и связались, так как ледник закрытый. Движение по леднику осуществляли по середине, интуитивно и по навигатору придерживаясь направления движения. Видимость местами падала до 10 метров, так, что крайний не видел первого в связки. Движение «след в след». Когда местами туман разгоняло корректировали путь движения.

Ближе к перевалу начали появляться маренные островки, на одном из таких островков мы просидели час, ожидая окна. Встретили группу альпинистов из Алма-Аты, они сказали, что они поднимались на вершину Пионер, и что их следы на перевал мы должны увидеть. Подсказали как лучше двигаться. С учетом того, что на склоне есть следы, подъем на перевал достаточно безопасен, было принято решение начать подъем по следам на перевал. За два перехода мы дошли до перевала. На седловине мы были в 13 часов. Распогодилось.

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru Фото 14 – на перевале Пионер.

Спуск начали в 13.40. Спуск с перевала в сторону озера Меншук Маметовой достаточно простой – по несложной сыпухе. НА озере было очень много людей, т.к. к нему ходят экскурсии со стороны Чимбулака, по словам местных путь занимает 2-3 часа.

По данным подготовительных материалов, нам нужно было идти через площадки Альпинграда , чтобы подойти к леднику Туюксу. Однако за много лет все изменилось и сейчас просто идет большая автомобильная дорога к Чимбулаку. По ней мы и спускались вниз. Дошли до черного камня, его достаточно сложно пропустить. Он же является и мемориальным камнем. Есть места для ночевки, вода. Т.к. в этом месте начался очередной дождь и спустился туман мы встали на ночевку. Время 17.30. Высота 3870м.

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru

Фото 15- спуск с перевала Пионер в сторону оз.М.Маметовой

31.07.2016

Вынужденная отсидка. С утра сильный дождь. Плохая видимость. Такая погода весь день. В середине дня приехала группа Новосибирцев, предлагали им остаться с нами, но они решили что они знают куда идти, в итоге дважды проходили мимо нашей палатки. .

1.08.2016

Утро «звенит» видимость отличная. Вышли в 9.20. Сегодня нам предстояло подойти под перевал Иглы Туюксу. Переход от места ночевок до маренного острова на котором удобно останоситься, 2 с половиной часа. Ближе к 12 погода опять начала портиться, пошел мелкий снег, начал спускаться туман. От места нашей предыдущей ночевки до нынешней было всего 4,7 километра, но не зная пути (туров нет) и учитывая крайне низкую видимость, решение не уходит 31 числа было верным. GPS координаты места ночевки под перевалом – N43003.222Е077005.899, высот 3614 метров. Это было наилучшее место, т.к. была вода, до перевального взлета -50 минут хода.

Учитывая раннюю стоянку на ночевку сделали выход на разведку на перевал, провесили 2 веревки перил, протоптали снег. Снега много – выше колена.

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru Фото 16-перевал Иглы Туюксу (2Б)

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru Фото 17 – выравнивание площадки под палатку

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru Фото 18 – разведка и путь движения при подъеме на перевал

2.08.2016

Подъем в 4 утра, вышли в 5. Подъем от лагеря, до провешанных перил – 55 минут. Подъем по перилам занял еще час. На снегу сделали командную станцию и от нее началась работа. С первые десять метров был хороший снег, удобно идти. Потом пошел лед.

Движение первого на три такта на передних зубьях, страховка через ледобур каждые 10-15 метров. Остальная группа передвигается по перилам. Особенно крутым взлет становится на втором каменном островке, лед плохой – крошится, чтобы сделать хорошую страховку нужно было выбивать лоханку глубиной сантиметров 10-15. Продолжительность участка примерно 70 метров, потом идет выполаживание и появляется хороший снег. Для выхода на седловину нужно траверсировать склон вправо. С учетом того, что снег еще был достаточно твердым и было куда лететь, траверсировали склон в связках на три такта. Продолжительность примерно 100 метров.

Для того, чтобы спуститься на превал нужно было дюльфернуть снежную стенку примерно 10 метров. На перевале были в 10 часов.

Седловина перевала широкая, есть озеро с водой. Можно ночевать.

Cпуск с перевала снежно-осыпной. Из-за большого количества снега и неустойчивого состояния камней провесили на спуск двое перил. Спуск выводит на ледник Партизан. Движемся в связках. Через три перехода дошли до маренных камней, движемся влево по ходу движения. Через один переход выходим на зеленку. Нашли хорошую поляну для обеда с ручьем. (43002.278; 077007.187). Для того, что бы выйти на тропу, ведущую к далине, нужно спускать вниз по некрутому склону, до выполаживания, ы же решили не теряя высоты траверснуть склон в надежде на то,что тропа поднимается, но не угадали и пришлось спускаться по крутому травянистому склону. С обеда прошли час и дошли до больших площадок с разливами под ледником Турист. Здесь же и встали на ночевку.

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru Фото 19 – подъем по навешанным перилам.

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru

Фото 20 – траверс к преевалу

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru

Фото 21 – спуск на перевальное седло

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru

Фото 22 – перевал Иглы Туюксу

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru Фото 23- спуск с перевала Иглы Туюксу и линия движения по леднику Партизан, выход в зеленку

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru Фото 24 – стоянка.

3.08.2016

Сегодня наша задача забрать заброску и уйти в сторону перевала Тогузак. GPS показывал, что от места стоянки до заброски всего 4 км, но это видимо по «птичке» , потому что в итоге расстояние выросло до 9 километров в одну сторону.

С места ночевки по тропе ушли до разливов реки, здесь оставили Сашу. И втроем с одним рюкзаком пошли за заброской.

До заброски дошли 2 часа, во первых вниз это не вверх, а во вторых с пустым рюкзаком – паришь.

Заброска нас встретила разорванными пакетами, отсутствием двух палок колбасы, пол кило сала и домашними колбасками. Животинушка хотела унести и третью палку, но совесть ей это не позволила сделать и она ее просто понадкусывала.

Назад несли рюкзак по очереди по 30 минут, шли практически без отсидок. Путь назад составил 2 часа 40 минут. По приходу на место перекусили, перепаковали рюкзаки и перебродили речку, пошли в сторону долину пер. Тогузак. Примерно в 15 часов начался сильный дождь, появился туман, видимость сильно упала. Встали на ночевку в 16.30

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru Фото 25- Александра в ожидании группы.

4.08.2016

Подъем в 5.30, выход в 7. Сегодня нам нужно подойти под перевал Тогузак.

С места ночевки по траве поднялись на первую ступень марены, сразу же вышли на тропу, она отмаркирована турами, под турам дошли до второй ступени марены. Дальнейшее движение и ориентирование так же не представляли проблемы, т.к. по всему ходу движения расставлены туры. Характерное место данной долины, которое описано во многих отчетах это станция гляциологов и вертолетные площадки. От места ночевки до станции дошли за 4 перехода по 45 минут. Координаты станции (43000.708Е077010.331).

Идя по марене, мы придерживались левой, по ходу движения, стороны и вышли на маренный гребень по которому дошли до цирка. Возможно, проще и быстрее спускаться к языку ледника и идти сразу же по нему.

На обед встали в 14 часов. После обеда спустились на ледник, одели кошки, связались. За две ходки подошли к перевалу и встали на ночевку.

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru Фото 26 – группа на привале на пути к пер.Тогузак

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru Фото 27- вид с марены на пер. Тогузак и пер. Пионер (1Б)

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru Фото 28 – высотный график движения J

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru Фото 29 – ночевка на леднике под перевалом

5.08.2016

Встали в 5, вышли в 7.

С места ночевки до перевального взлета – 25 минут. Снег держит, но идем в связках.

Подъем на перевал осуществляли с попеременной страховкой. Перевальный взлет преодолели за 45 минут. Большое количество снега здесь нам сыграло на руку. Высот перевала по GPS 4225 метров (координаты 43001.287Е077013.911). Седловина широкая с наличием воды. Тур чуть ниже седловины около слева.

Спуск с перевала по леднику Богатырь. Идем просто по снежным полям, ближе к 11 снег растаял, начали проваливаться по пояс. Через два с половиной часа хода от седла дошли до места слияния ледника Богатырь. Чтобы перейти на левый (по ходу движения) ледник нужно преодолеть неприятную «живую» марену. Второй ледник пересекли за 30 минут и встали на обед , координаты 43002.834Е077017.580.

После обеда за одну ходку подошли к языку ледника Уральцев. На морене есть хорошие места под палатку, около озера. От языка до места ночевки подошли за два с половиной часа, движемся по леднику придерживаясь левого (по ходу движения) края. Как и везде – ледник закрытый, снега много, идем в связках. Ночевка на леднике.

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru Фото 30 – под перевальным взлетом

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru Фото 31- подъем на перевал

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru Фото 32 – на перевале Тогузак

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru Фото 33 спуск с перевала Тогузак

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru Фото 34 – озеро под ледником Уральцев

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru Фото 35 – путь движения через ледник Богатырь к леднику Уральцев и пер.Акгюль

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru Фото 36 – место ночевки и дальнейший путь на пер. Акгюль

6.08.2016

Встали в 4.30, вышли в 7.

От места стоянки до перевального взлета – одна ходка – 25 минут. Подъем снежный с осыпью на седловине. По предыдущим отчетам, в год когда мало снега провешивают перила, т.к. скольной является ледовым. У нас же было проще, у нас был утренний снег. Существенная преграда на пути к перевалу – бергшрунд через весь склон. Подъем на перевал осуществляли в связках со страховкой через ледоруб. В 10 часов 15 минут были на перевале. Путь от места ночевки до перевала составил 2 часа 30 минут.

Спуск с перевала надо осуществлять влево на выполаживающие склоны, т.к. если идти прямо, то придешь прямо в ледосбросы. Склоны со стороны ледника Корженевского лавинно опасны. Учитывая, что снега было много и ориентация перевала со стороны ледника Корженевского – восточная, долго не засиживались, а сразу же ушли вниз. Снега по пояс. Выйдя на ледник, не развязывались. На леднике снега было не очень много, но здесь мы попали в «ледяное болото» настолько большое, что местами становилось не понятно можно ли продолжать путь или лучше найти другой путь. На обед встали на морене, около отрога, который ведет к перевалу Суровый. С права и слева большие разломы ледника, вот туда и надо идти на пер.Суровый. Однако, не сориентировавшись, мы полностью пересекли ледник и начали набирать высоту не в том отроге. Затем мы снова свернули не в то ущелье и нагулявшись по леднику встали на ночевку в 18 часов 30 минут. . Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru Фото 37 – Блуждания (красный – путь с перевала до места обеда, черный – не верный путь движения, зеленый – путь к п.Талгар и пер. Суровый)

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru Фото 38 – подъем на пер.Акгюль

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru Фото 39 – вид с пер.Акгюль в сторону ледника Уральцев

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru Фото 40 – пер.Акгюль

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru Фото 41 – спуск с пер.Акгюль в сторону ледника Корженевского

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru Фото 42 – ледник Корженевского

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru Фото 43 – ночёвка на леднике Корженевского

7.08.2016

Встали в 7.30, вышли в 10.

Спустились по леднику, пересекли марену и повернули на право по ходу движения, на нужный нам приток ледника Корженевского. За 4 часа 30 минут подошли к «подушке» Талгара. Базовый лагерь под пиком Талгар. Высота 4300. Ледник закрытый много больших трещин и разрывов. Идем в связках.

Погода хорошая, путь на вершину полностью просматривается. В 17 часов поднялась пурга, снега насыпало 30 сантиметров. Видимость упала до 5 метров.

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru

Фото 44 – ледник на пути к пер.Суровый и пик Талгар

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru

Фото 45 –ледник Корженевского

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru Фото 46 – пик Талгар и путь к базовому лагерю

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru Фото 47 – классический путь подъема на пик Талгар

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru

Фото 48 – вечер 7.08.2016

8.08.2016

Встали в 8, вышли в 10.15.

Учитывая непрекращающийся всю ночь штормовой ветер и свежевыпавший снег, а так же сжатые сроки, было принято решение не делать восхождение на пик Талгар.

Сегодня мы идем на перевал Суровый. От места стоянки до перевала недалеко – 4,5 километра. Правда учитывая свежевыпавший снег и поздний выход дались они очень не легко. Первый проваливался по пояс, второй – тоже по пояс, третий по колено, а четвертому как повезет – может и по пояс. От стоянки под Талгаром нужно двигаться вправо вверх по середине ледника никуда не сворачивая. Такой путь приведет на снежное плато. Справа и слева на плато кулуары. Нужен тот, что правый (с той же стороны, где и Талгар). Спуститься вниз по снежному кулуару и выходишь на седловину с хорошими местами для ночевок.

Мы оставили палатку на плато, т.к. на самом перевале было очень ветрено. Спуск с перевала решено было осуществлять на следующий день утром, т.к. по описанию он лавинно-камнеопасен.

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru Фото 49 – вид в сторону перевала Суровый с места ночевки

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru Фото 50 – плато на перевале Суровый

9.08.2016

Встали в 6, в 6.30 вышли.

Спуск с перевала проходит по снежно-ледовому кулуару, длинна спуска порядка 500 метров, до выхода на ледник Шакальского вешали перила, так как склон достаточно крутой, порядка 40 градусов. Над кулуаром нависают карнизы, поэтому делать спуск или подъем по маршруту лучше в первой половине дня.

С ледника Шакальского спускаемся придерживаясь правого края по ходу движения. Вышли на марену и по ней уходим в долину. Тропы нет, туров тоже. Сброс высоты плавный. Через три перехода по 45 минут и брода реки, дошли до больших сухих разливов, который оставил сель. Здесь нам нужно было повернуть на лево и начинать набирать высоту, но мы прошли дальше, пообедали, подумали, сориентировались и вернулись назад.

Набор высоты от разливов достаточно крутой. По травянистым склонам выходим на марену, здесь же находится озеро и стоянки, с марены хорошо виден и ледник и перевал. На ночевку становимся на озере в 18 часов. Время подъема от разливов 3 часа.

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru Фото 51 – седло перевала Суровый

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru Фото 52 – места под стоянки на пер. Суровый

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru

Фото 53 – начало спуска

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru

Фото 54 – вид на пер. Суровый с ледника Шакальского

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru Фото 55 – вид на перевал Суровый с ледника Шокальского

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru Фото 56- брод

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru Фото 57 – маренное озеро на стоянке

10.08.2016

Встали в 5, вышли в 6.30

За 30 минут подошли к леднику. Подход хороший – плавный набор высоты. По леднику в связка за 50 минут подошли к перевальному взлету. Еще через 30 минут были на перевале. Подъем метров 250, поднимались в свзяках с одновременной страховкой. Седловина большая, широкая. Тура и записку не нашли. Оставили свою, сложили тур по средине седловины.

Спуск с седловины – затяжная разнообразная сыпуха, примерно метров 400. В конце спуска приятная полянка с травой, на ней мы и отдохнули. Дальнейший спуск обозначен турами до зоны леса. В лесу явная тропа не просматривается, спускаешься по наитию. До реки спустились примерно за 5 часов.

Выйдя в р.Талгар пошли вверх по течению искать место для переправы, стационарных мостов нет. По словам местных идти нужно аж до разливов на Солнечной поляне, но нам повезло. Мы нашли поваленное дерево, по которому в принципе можно было перейти на нужную нам сторону.

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru

Фото 58 – путь и вид на перевал Северный ТЭУ

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru

Фото 59 – перевальный взлет на пер.Сев.ТЭУ

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru

Фото 60 – на перевале Сев. ТЭУ

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru

Фото 61- спуск с перевала Сев.ТЭУ

11.08.2016

Встали в 6, вышли в 6.40

В 7 часов были у бревна. Первый проходил со страховкой и сопровождением без рюкзака, затем делали перила, по ним переправляли рюкзаки. Команда переходила по наведенным перилам с сопровождением. Крайний шел со страховкой и сопровождением. НА всю работы было потрачено примерно 2 часа.

После переправы позавтракали и пообедали, погрелись и пошли в сторону перевала Талгарский. З Вышли в 12,30 к 16 часам были на подъемнике.

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru

Фото 62 – переправа рюкзаков через реку Талгар

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru

Фото 63 – переправа крайнего через реку Талгар

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru

Фото 64 – на перевале Талгарский

12-13.08.2016

Эти дни мы провели в Алма-Ате. Гуляя и исследуя город, покупая подарки. Приютили нас у себя две замечательные казашки – Анастасия Ахметова и Амина Корунбаеваи, за что им огромное спасибо. Мы их встретили на маршруте по пути на Талгарский и они оказались столь добры к нам, что и отвезли нас в Алма-Ату и приютили и город показали.

В ночь с 12 на 13 мы улетели в Минск украинскими авиалиниями. Перелет прошел без сюрпризов и в 10 часов утра 13.08.2016 мы были в Минске.

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru

Фото 65 – чайхана в Алма-Ате с Настей и Аминой

Техническое описание пройденного маршрута. - student2.ru

Фото 66 - Минск

Наши рекомендации