Методические рекомендации для преподавателя

В соответствии с учебным планом дисциплина «Право социального обеспечения» преподается студентам в течение одного семестра. Темы заданий носят рекомендательный характер и преподаватель может изменять их с учетом изменений законодательства и новых достижений науки.

Основными видами занятий в процессе изучения учебной дисциплины «Право социального обеспечения» являются: лекции, практические (семинарские) занятия и самостоятельная работа обучающихся.

Проведение лекционных занятий преследует следующие цели:

1) овладение студентами достаточным объемом теоретических знаний, позволяющим свободно ориентироваться в системе права социального обеспечения РФ и применять его на практике;

2) уяснение основных понятий права, содержания норм права социального обеспечения, регулирующих материальные и тесно связанные с ними иные общественные отношения, входящие в его предмет;

3) усвоение студентами навыков самостоятельного применения законодательства о социальном обеспечении, решения вопросов, возникающих при регулировании социально-обеспечительных отношений в соответствии с требованиями международных правовых актов, Конституции РФ, отечественного законодательства и современной правоприменительной практики.

Лектору необходимо обратить внимание на то, что преподавание данного курса проходит в последние годы в условиях реформирования социального законодательства России в соответствии с развитием социальной политики государства.

В структуре и содержании лекционного курса должны найти отражение основные понятия изучаемой отрасли права, история ее формирования и развития; ее система, предмет, метод, состав и содержание правоотношений, правовое положение субъектов; характеристика отношений по обеспечению граждан пенсиями, пособиями, компенсационными выплатами и субсидиями; а также медицинской помощью, и лечением, лекарственным обеспечением, санаторно-курортным обслуживанием, различными формами и видами социального обслуживания и социальных льгот, международные стандарты и опыт ведущих зарубежных стран, современные проблемы российского права социального обеспечения и пути его дальнейшего совершенствования.

Лекционный курс должен быть подготовлен с учетом основных новаций, получивших закрепление в новейших федеральных законах, и поэтому не только призван отразить состояние правовой науки, но и учесть потребности практики, формулируя нерешенные вопросы.

Вместе с тем процесс формирования современного законодательства о социальном обеспечении в России продолжается, что предполагает в ходе проведения лекций основательное освещение концептуальных положений теории права социального обеспечения, основных направлений реформы социального законодательства и их реализацию как в законодательных актах, так и в правоприменительной практике.

Особое внимание в лекционном курсе должно уделяться разъяснению международных правовых актов в сфере регулирования социального обеспечения и их влиянию на национальное законодательство и правоприменительную практику.

Перспективным направлением в условиях развития новых технологий является создание лекций-презентаций на компьютере. Схематическое и табличное изображение помогает наглядно изобразить их составные элементы и признаки, продемонстрировать общие черты и различия. При этом значительно облегчается решение сложных вопросов права социального обеспечения, выносимых для обсуждения на практические занятия.

Практические занятия призваны закрепить и углубить знания, приобретенные студентами на лекциях, а также в ходе самостоятельной работы по изучению нормативных источников, учебной, научной литературы, опубликованной правоприменительной практики.

Более эффективному восприятию и усвоению обучающимися изученного материала способствует проведение практических занятий в компьютерном классе института с использованием справочно-правовых систем «КонсультантПлюс» и «Гарант», а также официальных интернет-сайтов федеральных органов законодательной и исполнительной власти, судов общей юрисдикции РФ. Часть практических занятий (12 часов) проводится в интерактивных формах.

Практические занятия по праву социального обеспечения преследуют следующие цели:

ü углубленное изучение студентами наиболее важных и актуальных вопросов данной отрасли права, имеющих существенное теоретическое и практическое значение;

ü приобретение опыта устного изложения сути тех или иных вопросов, их практического разрешения в индивидуальном выступлении либо в ходе коллективного обсуждения проблемных ситуаций, умения отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии;

ü обучение использованию положений теории права социального обеспечения, действующего социального законодательства при толковании норм этой отрасли права и решении наиболее сложных вопросов;

ü получение навыков юридически грамотного, четкого и аргументированного изложения своих выводов и суждений в письменной форме, что необходимо для правильного оформления в дальнейшем процессуальных и иных документов;

ü проверка знаний студентов, корректирование ошибочных выводов и суждений.

Большая часть каждого практического занятия отводится разбору конкретных ситуаций и решению задач. Следует помнить, что главное научить студента при разборе задач по праву социального обеспечения не столько лаконичному и однозначному их разрешению (пусть не безукоризненному с юридической точки зрения), сколько умению правильно оценить ситуацию, проанализировать возможные варианты ее правовой оценки.

Периодически (как правило, по окончании основных тем курса) часть учебного времени на практических занятиях отводится на выполнение студентами заданий промежуточного контроля.

Он проводится в целях рубежной проверки усвоения студентами материалов курса права социального обеспечения и своевременной корректировки преподавателем учебного процесса.

Самостоятельная работа обучающихся осуществляется под руководством преподавателя, который ориентирует их на изучение нормативного и теоретического материала, материалов практики, подготовку к практическим занятиям, выполнение домашних заданий, подготовку к контрольным работам, подготовку к зачету. В рамках изучения дисциплины «Право социального обеспечения» необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы обучающихся, задания для самостоятельной работы желательно составлять из базовой и дополнительной частей. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

Наши рекомендации