Осуществляющие профессиональную инициацию и социализацию автора
Литературный гид
Дмитрий Кузьмин
Краткий катехизис русского литературного Интернета
Версия для печати (9796)
« ‹ – › »
Дмитрий Кузьмин
Краткий катехизис русского литературного Интернета
1. Какая литература шире всего представлена в Интернете?
Самодеятельная: сочинения авторов-дилетантов, загружаемые ими самими или их
друзьями на персональные (“домашние”) страницы. Средний уровень такой
Литературы тот же, что и у книжек, изданных за счет авторов, а количество —
Больше, поскольку на книжку нужно еще денег набрать, а тут — практически
Даром. Что, впрочем, не исключает целого ряда новых интересных имен,
блеснувших в Сети и теперь постепенно выходящих в мир “бумажной” литературы.
Второе место уверенно держат фантастика и сопредельные жанры (причем
представлены не только новомодные имена, но и классика 50—70-х: Азимов,
Брэдбери, Саймак, — что косвенно свидетельствует о том, что на загрузку
Текстов в Интернет, обыкновенно посредством сканирования, бескорыстно тратят
Время и силы не только зеленая молодежь, но и люди среднего поколения);
Наиболее полная коллекция собрана в электронной библиотеке Максима Мошкова
(http://lib.ru/~moshkow/). Русская классика представлена весьма выборочно,
Главным образом благодаря Евгению Пескину
(http://www.online.ru/sp/eel/russian/), с 1992 года выкладывающему в Сеть
Произведения Достоевского, Булгакова, Грина, Есенина и многих других, причем
Не как-нибудь, а выверив по академическим источникам (то есть ими
Действительно можно пользоваться для научной работы — не читать же люди
будут с монитора “Преступление и наказание”!). С зарубежной классикой
несколько хуже: систематически с ней не работает никто, и объемное
Представительство в Сети имеют авторы, у которых нашлись более или менее
Фанатичные поклонники (в той же библиотеке Мошкова много Стейнбека, Джека
Лондона, рассказов Чапека — набор достаточно случайный). Текущая русская
литература сосредоточена на двух-трех крупных сайтах и тяготеет к двум
полюсам: сетевые версии “толстых журналов” (/magazine/) и собрания более
Радикальной в эстетическом отношении, хотя и весьма разнообразной, прозы и
Преимущественно поэзии (из коих самое представительное — свыше 70 авторов —
на сервере “Вавилон”: http://www.vavilon.ru/).
2. Правда ли, что Интернет — это современный самиздат?
Обычно такая параллель подразумевает, что в Интернете, как и в самиздате,
Всякий желающий может сам себя опубликовать без какого-либо цензурного,
Редакторского и тому подобного вмешательства. Все это довольно далеко от
истины. Во-первых, и в Интернете случается цензура: так, роман Баяна
Ширянова “Низший пилотаж”, весьма откровенно описывающий жизнь наркоманов,
Несколько раз снимался из Сети по требованию провайдеров (то есть фирм,
Предоставляющих услуги по подключению к Интернету); правда, этот текст тут
же возникал в каком-то другом месте. Гораздо существеннее другое:
Литературное пространство, лишенное какой-либо структуры (в том числе и
Иерархической — то есть, элементарно говоря, отбора по качеству), — это
утопия, и утопия вредная. Классический самиздат никогда таким не был:
Особенно в период своего расцвета, в Ленинграде 80-х, самиздат — в отличие
от придуманного Николаем Глазковым “самсебяиздата” — сложная и разветвленная
Система, со своими журналами (в том числе специализированными — поэтическим,
Переводческим, женским), премиями, студиями и т. п., со своими жесткими (при
Всем их различии в разных журналах) критериями профессионализма. Постепенно
такая же система формируется и в Интернете: ведь всякий автор со временем
Понимает, что мало выложить десяток стихотворений на своей домашней
Страничке — надо еще, чтобы на эту страничку хоть кто-то заглянул. А значит
— необходимы какие-то институты экспертной оценки и рекомендации,
осуществляющие профессиональную инициацию и социализацию автора.
3. Как соприкасаются в Интернете профессионалы и любители?
Наихудший способ, понемногу уходящий в прошлое: на домашних страничках