Различайзвуки[ш] и[с] всвязнойречи
Выучи стихи и расскажи.
1- Как-то раз в ночной тиши 2. Сшила Маша крошке-мишке
Вышли мыши из норы. И рубашку, и штанишки.
Пошалили, поиграли, Как хорош теперь наш мишка
И часы ходить не стали. И в рубашке, и в штанишках.
3. Мыши сушек насушили, 4. Я для куклы шапку шила,
Мышек в гости пригласили. Целый день её кроила.
Мышки сушки кушать стали — Шапка кукле не годится -
Зубки сразу же сломали. Я плохая мастерица.
РАЗЛИЧАЙЗВУКИ[3] и[Ж]
«Кто поёт?»
Комар звенит: 3-3-3, а жук жужжит: Ж-Ж-Ж. Угадай, кто поёт, жук или
комар?
7. ЖУ, ЗУ, ЗА, ЖА, ЗЫ, ЖО, ЖИ, 30. 2. АЖДА, АЗМА, ОЖДА, УЗНА, УЖМА.
«Уборка»
Помоги жуку и комару найти свои вещи. Помни, что комару принадлежат предметы, в названии которых есть звук [3], а жуку — предметы, в названии которых есть звук [Ж].
«Превращения»
Измени слова так, чтобы в них появился звук [3].
Бежать — забежать. Держать — ....
Жать — .... Служить — ....
РАЗЛИЧАЙЗВУКИ[3] и[Ж]
Повтори чистоговорки. ЗЫ —ЖИ —ЖИ — в озере живут ужи. ЗА—ЗА— ЖА — Зоя и Женя увидели ужа. ЖА—ЗА—ЖА — испугались все ужа. ЖУ— ЗУ— ЖУ — я с ужами не дружу. ЗЫ —ЗЫ —ЖИ — расползаются ужи.
Изменяй предложения по образцу.
I Я нашёл железную зажигалку (ты, он, она, мы, вы, они). 2. Я забежал за Женей.
3. Я зажал в ладони железный гвоздь.
4. Я зажужжал, как зелёный жук.
5. Я лёжа лизал мороженое.
Выучи СКОрОГОВОрки. Повтори каждую по два раза.
7, Звонок звенит, жук жужжит. Жук жужжит, звонок звенит.
2. Завизжала пила,
Зажужжала пчела.
3. Задрожали зайки,
Увидев волка на лужайке.
4. Возле книжного магазина
Жили Женя и Зина.
5. Заседали в полдень зайки
Возле лужи на лужайке.
ЗВУК[Щ]
ВНИМАНИЕ!
К работе над звуком [Щ] можно приступать, когда отработан звук [Ш]. Звук [Щ] похож по артикуляции на звук [Ш], но произносится более мягко и удлинённо, при этом боковые края языка плотнее прижаты к верхним коренным зубам, а кончик поднят (не прижат) к альвеолам.
7. Вначале можно попробовать произнести звук [Щ] по подражанию.
2. Если не получается произнести звук [Щ] по подражанию, предложите ребёнку долго шипеть, как змея: Ш-Ш-Ш. Затем предложите сильно улыбнуться и, удерживая губы в улыбке, продолжать шипеть.
Жила-была щётка. Она обожала всё чистить. Когда она работала, слышался такой звук: Щ-Щ-Щ. (Изобрази, как пела щётка.)
У щётки были сестры: сапожная, зубная и посудная щётки. Все они любили петь. Одёжная щётка пела так: ЩА, ЩА—ЩА, ЩА, ЩА. Сапожная: ЩИ, ЩИ-ЩИ, ЩИ, ЩИ. Зубная: ЩУ, ЩУ-ЩУ, ЩУ, ЩУ. Посудная: ЩЁ, ЩЁ—ЩЁ, ЩЁ, ЩЁ. Повтори по два-три раза песню каждой щётки.
ЗВУК [Щ] В СЛОВАХ
Задания с картинками.
7. Повтори название каждой картинки, как чистоговорку. Например, ЩИ-ЩИ-ЩИ - ЩИТ; ЩЁ-ЩЁ-ЩЁ - ЩЁТКА и т. д.
2. Повторяй за мной слова в разном порядке. Например: щётка — щипцы —
щавель или щенок — щепка — щука — щит.
3. Если картинка отмечена уЩ , представь себе, что таких предметов пять, и со
считай их. Например: один щенок, два щенка и т. д.
ЗВУК [Щ] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
Выучи чистоговорки.
I ЩИ-ЩИ-ЩИ~вещи. 2. ЩУ-ЩУ-ЩУ - тащу.
ЩИ-ЩИ-ЩИ - тащи. ЩУ-ЩУ-ЩУ - угощу.
ЩИ-ЩИ-ЩИ - ищи. ЩУ-ЩУ-ЩУ - пищу.
3. ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ-ищейка. 4. ЩЁ-ЩЁ-ЩЁ - ещё.
ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ - угощенье. ЩЁ-ЩЁ-ЩЁ - щёлкать.
ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ - прощенье. ЩЁ-ЩЁ-ЩЁ - защёлка.
Изменяй предложения по образцу.
1. Я ищу щенка (ты, он, она, мы, вы, они).
2. Я угощаю хищника щами из овощей.
3. Я защищаю тщедушного щенка.
4. Я ищу ящик для клещей и щипцов.
5. Я тащу щуку.
Задания с картинками.
Придумай предложения по картинкам. Например:
7. Мама надевает плащ. 3. Овощи лежат в ящике.
2. Я поймал щуку. 4. На столе щётка и щипцы.
ЗВУК[Щ] ВСВЯЗНОЙРЕЧИ
Выучи скороговорки и стихи.
7. Щуку я тащу, тащу, 4. Тощий, немощный Кощей
Щуку я не упущу. Тащит ящик овощей.
2. Волки рыщут, пищу ищут. 5. Два щенка щека к щеке
Щиплют щётку в уголке.
3. Тощий Тимка всех тощее,
Тоще тощего Кощея. <5- Щипцы да клещи -
Он не ест у нас ни щей, Вот наши вещи.
Ни борщей, ни овощей. Вот и тощий, как Кощей.
Образуй названия профессий. Чётко выговаривай последний слог.
Барабанит — барабанщик, танцует — ..., управляет краном — ..., делает обувь — ..., управляет экскаватором — ....
РАЗЛИЧАЙЗВУКИ[Щ] И[СЬ]
«Кто поёт?»
Маленький насос поёт: СЬ-СЬ-СЬ, а щётка: Щ-Щ-Щ. Я буду произносить слоги, а ты догадайся, кто поёт: маленький насос или щётка. ЩА-СЯ-СИ-ЩИ-ЩЕ-СЕ-ЩУ-СЮ-СЁ-ЩЁ.
«Подарки»
Щётка любит получать подарки, в названии которых есть звук [Щ], а маленький насос — те, в которых есть звук [СЬ]. Помоги выбрать подарки для щётки и для маленького насоса.
«Песенки»
Повтори песенки, которые маленький насос и щётка пели вместе.
СЯ-СЯ-ЩА. СИ-ЩИ-СИ. СЕ-СЕ-ЩЕ.
ЩА-СЯ-ЩА. ЩИ-ЩИ-СИ. ЩЕ-СЕ-ЩЕ.
РАЗЛИЧАЙЗВУКИ[Щ] И[СЬ]
Изменяй предложения по образцу.
1. Я посещаю гостей со своим щенком (ты, он, она, мы, вы, они).
2. Я освещаю мощёную площадку.
3. Я несу блестящее вещество.
4. Я восхищаюсь детскими песенками.
5. Я сделаю сообщение на совещании.
«Профессии». Задания с картинками.
1. Назови профессии людей, изображённых на рисунках.
2. Придумай предложения по картинкам.
Выучи скороговорки.
1. У осы не усы, не усищи, а усики. 4. На скамейку я встаю,
2. У гуся усов ищи не ищи — не сыщешь. Еле ящик достаю.
3. Глазищи, усищи, хвостище, Открываю ящик,
А моется всех чище. Там куриный хрящик.
РАЗЛИЧАЙЗВУКИ[Щ] И[Ш]
«Кто поёт?»
Вспомни, как пела змея? (Ш-Ш-Ш).
А как пела щётка? (Щ-Щ-Щ).
Я буду произносить разные слоги, а ты догадайся, кто их «поет»: змея или щётка.
7. ЩА, ША, ШО, ЩЮ, ШИ, ЩИ, ЩЕ, ШЕ. 2. АЩ, ОЩ, УШ, ИЩ, АШ.
«Подарки»
Кому подарить эти картинки?
Помни, что змее нужны картинки со звуком [Ш], а щётке — со звуком [ТТТ].
Повтори каждую пару слов по два раза. Какой звук слышится в первом ел ве — [Щ] или [Ш]? Объясни каждое слово. Например: укушу кого-то; угон гостей чаем.
Щёлк — шёлк. Прощу — прошу. Помещать — помешать.
Пишу — пищу. Укушу — угощу. Зашита — защита.
Повтори каждую скороговорку по два раза.
1. Щи да каша — пища наша.
2. В роще травы шевеля, мы нащиплем щавеля.
ЗВУК[Ч]
ВНИМАНИЕ!
7. К работе над звуком [Ч] необходимо приступать, если отработаны звуки [Ш] и [Ж].
2. Чтобы подготовить мышцы языка для произнесения звука [Ч], полезно
выполнить все упражнения, которые вы найдёте в разделе перед звуком [Ш].
К ним можно добавить упражнения «Лошадка» и «Грибок».
3. Сначала надо попробовать вызвать звук по подражанию, на слух. Взрос
лый произносит звук [Ч] — ребёнок повторяет.
4. Если не получается по подражанию, можно предложить ребёнку много
кратно произносить звук [ТЬ]: ТЬ-ТЬ-ТЬ... . Взрослый же в это время нажима
ет ему на щёки двумя пальцами так, чтобы губы выдвинулись вперёд (язык
в это время непроизвольно отодвигается назад, и получается звук [Ч]).
Жил-был маленький поезд. Он любил петь так: Ч-Ч-Ч. Повтори, как пел поезд (можно показывать руками, как двигаются колёса).
Когда поезд разгонялся, он пел так: ЧУХ—ЧУХ... Повтори 10-15 раз.
«Поезд»
Поезд перевозит только те предметы, в названиях которых есть звук [Ч]. Что будет перевозить поезд?