Различайзвуки[ш] и[с] всвязнойречи

различайзвуки[ш] и[с] всвязнойречи - student2.ru Выучи стихи и расскажи.

1- Как-то раз в ночной тиши 2. Сшила Маша крошке-мишке

Вышли мыши из норы. И рубашку, и штанишки.

Пошалили, поиграли, Как хорош теперь наш мишка

И часы ходить не стали. И в рубашке, и в штанишках.


различайзвуки[ш] и[с] всвязнойречи - student2.ru

различайзвуки[ш] и[с] всвязнойречи - student2.ru


3. Мыши сушек насушили, 4. Я для куклы шапку шила,

Мышек в гости пригласили. Целый день её кроила.

Мышки сушки кушать стали — Шапка кукле не годится -

Зубки сразу же сломали. Я плохая мастерица.


различайзвуки[ш] и[с] всвязнойречи - student2.ru

различайзвуки[ш] и[с] всвязнойречи - student2.ru


РАЗЛИЧАЙЗВУКИ[3] и[Ж]

различайзвуки[ш] и[с] всвязнойречи - student2.ru «Кто поёт?»

Комар звенит: 3-3-3, а жук жужжит: Ж-Ж-Ж. Угадай, кто поёт, жук или

комар?

7. ЖУ, ЗУ, ЗА, ЖА, ЗЫ, ЖО, ЖИ, 30. 2. АЖДА, АЗМА, ОЖДА, УЗНА, УЖМА.

«Уборка»

Помоги жуку и комару найти свои вещи. Помни, что комару принадлежат предметы, в названии которых есть звук [3], а жуку — предметы, в названии которых есть звук [Ж].

различайзвуки[ш] и[с] всвязнойречи - student2.ru

«Превращения»

Измени слова так, чтобы в них появился звук [3].
Бежать — забежать. Держать — ....

Жать — .... Служить — ....

РАЗЛИЧАЙЗВУКИ[3] и[Ж]

различайзвуки[ш] и[с] всвязнойречи - student2.ru

различайзвуки[ш] и[с] всвязнойречи - student2.ru

Повтори чистоговорки. ЗЫ —ЖИ —ЖИ — в озере живут ужи. ЗА—ЗА— ЖА — Зоя и Женя увидели ужа. ЖА—ЗА—ЖА — испугались все ужа. ЖУ— ЗУ— ЖУ — я с ужами не дружу. ЗЫ —ЗЫ —ЖИ — расползаются ужи.

Изменяй предложения по образцу.

I Я нашёл железную зажигалку (ты, он, она, мы, вы, они). 2. Я забежал за Женей.

различайзвуки[ш] и[с] всвязнойречи - student2.ru

3. Я зажал в ладони железный гвоздь.

4. Я зажужжал, как зелёный жук.

5. Я лёжа лизал мороженое.

Выучи СКОрОГОВОрки. Повтори каждую по два раза.


различайзвуки[ш] и[с] всвязнойречи - student2.ru

7, Звонок звенит, жук жужжит. Жук жужжит, звонок звенит.

2. Завизжала пила,
Зажужжала пчела.

3. Задрожали зайки,
Увидев волка на лужайке.

4. Возле книжного магазина
Жили Женя и Зина.

5. Заседали в полдень зайки
Возле лужи на лужайке.

ЗВУК[Щ]

ВНИМАНИЕ!

К работе над звуком [Щ] можно приступать, когда отработан звук [Ш]. Звук [Щ] похож по артикуляции на звук [Ш], но произносится более мягко и удлинённо, при этом боковые края языка плотнее прижаты к верхним корен­ным зубам, а кончик поднят (не прижат) к альвеолам.

7. Вначале можно попробовать произнести звук [Щ] по подражанию.

2. Если не получается произнести звук [Щ] по подражанию, предложите ре­бёнку долго шипеть, как змея: Ш-Ш-Ш. Затем предложите сильно улыбнуть­ся и, удерживая губы в улыбке, продолжать шипеть.

Жила-была щётка. Она обожала всё чистить. Когда она работала, слы­шался такой звук: Щ-Щ-Щ. (Изобрази, как пела щётка.)

У щётки были сестры: сапожная, зубная и посудная щётки. Все они любили петь. Одёжная щётка пела так: ЩА, ЩА—ЩА, ЩА, ЩА. Сапожная: ЩИ, ЩИ-ЩИ, ЩИ, ЩИ. Зубная: ЩУ, ЩУ-ЩУ, ЩУ, ЩУ. Посудная: ЩЁ, ЩЁ—ЩЁ, ЩЁ, ЩЁ. Повтори по два-три раза песню каж­дой щётки.

различайзвуки[ш] и[с] всвязнойречи - student2.ru

ЗВУК [Щ] В СЛОВАХ

различайзвуки[ш] и[с] всвязнойречи - student2.ru Задания с картинками.

7. Повтори название каждой картинки, как чистоговорку. Например, ЩИ-ЩИ-ЩИ - ЩИТ; ЩЁ-ЩЁ-ЩЁ - ЩЁТКА и т. д.

2. Повторяй за мной слова в разном порядке. Например: щётка — щипцы —
щавель или щенок — щепка — щука — щит.

3. Если картинка отмечена уЩ , представь себе, что таких предметов пять, и со­
считай их. Например: один щенок, два щенка и т. д.

различайзвуки[ш] и[с] всвязнойречи - student2.ru

ЗВУК [Щ] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

различайзвуки[ш] и[с] всвязнойречи - student2.ru Выучи чистоговорки.

I ЩИ-ЩИ-ЩИ~вещи. 2. ЩУ-ЩУ-ЩУ - тащу.
ЩИ-ЩИ-ЩИ - тащи. ЩУ-ЩУ-ЩУ - угощу.

ЩИ-ЩИ-ЩИ - ищи. ЩУ-ЩУ-ЩУ - пищу.

3. ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ-ищейка. 4. ЩЁ-ЩЁ-ЩЁ - ещё.
ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ - угощенье. ЩЁ-ЩЁ-ЩЁ - щёлкать.

ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ - прощенье. ЩЁ-ЩЁ-ЩЁ - защёлка.


различайзвуки[ш] и[с] всвязнойречи - student2.ru

Изменяй предложения по образцу.

1. Я ищу щенка (ты, он, она, мы, вы, они).

2. Я угощаю хищника щами из овощей.

3. Я защищаю тщедушного щенка.

4. Я ищу ящик для клещей и щипцов.

5. Я тащу щуку.

Задания с картинками.

Придумай предложения по картинкам. Например:
7. Мама надевает плащ. 3. Овощи лежат в ящике.

2. Я поймал щуку. 4. На столе щётка и щипцы.


различайзвуки[ш] и[с] всвязнойречи - student2.ru


ЗВУК[Щ] ВСВЯЗНОЙРЕЧИ

различайзвуки[ш] и[с] всвязнойречи - student2.ru Выучи скороговорки и стихи.

7. Щуку я тащу, тащу, 4. Тощий, немощный Кощей

Щуку я не упущу. Тащит ящик овощей.

2. Волки рыщут, пищу ищут. 5. Два щенка щека к щеке

Щиплют щётку в уголке.

3. Тощий Тимка всех тощее,

Тоще тощего Кощея. <5- Щипцы да клещи -

Он не ест у нас ни щей, Вот наши вещи.

Ни борщей, ни овощей. Вот и тощий, как Кощей.

Образуй названия профессий. Чётко выговаривай последний слог.

различайзвуки[ш] и[с] всвязнойречи - student2.ru
различайзвуки[ш] и[с] всвязнойречи - student2.ru

различайзвуки[ш] и[с] всвязнойречи - student2.ru

различайзвуки[ш] и[с] всвязнойречи - student2.ru

различайзвуки[ш] и[с] всвязнойречи - student2.ru

Барабанит — барабанщик, танцует — ..., управляет краном — ..., делает обувь — ..., управляет экскаватором — ....

РАЗЛИЧАЙЗВУКИ[Щ] И[СЬ]

«Кто поёт?»

Маленький насос поёт: СЬ-СЬ-СЬ, а щётка: Щ-Щ-Щ. Я буду произносить слоги, а ты догадайся, кто поёт: маленький насос или щётка. ЩА-СЯ-СИ-ЩИ-ЩЕ-СЕ-ЩУ-СЮ-СЁ-ЩЁ.

«Подарки»

Щётка любит получать подарки, в названии которых есть звук [Щ], а ма­ленький насос — те, в которых есть звук [СЬ]. Помоги выбрать подарки для щётки и для маленького насоса.

различайзвуки[ш] и[с] всвязнойречи - student2.ru

«Песенки»

Повтори песенки, которые маленький насос и щётка пели вместе.
СЯ-СЯ-ЩА. СИ-ЩИ-СИ. СЕ-СЕ-ЩЕ.

ЩА-СЯ-ЩА. ЩИ-ЩИ-СИ. ЩЕ-СЕ-ЩЕ.

РАЗЛИЧАЙЗВУКИ[Щ] И[СЬ]

различайзвуки[ш] и[с] всвязнойречи - student2.ru Изменяй предложения по образцу.

1. Я посещаю гостей со своим щенком (ты, он, она, мы, вы, они).

2. Я освещаю мощёную площадку.

3. Я несу блестящее вещество.

4. Я восхищаюсь детскими песенками.

5. Я сделаю сообщение на совещании.

«Профессии». Задания с картинками.

1. Назови профессии людей, изображённых на рисунках.

2. Придумай предложения по картинкам.

различайзвуки[ш] и[с] всвязнойречи - student2.ru

Выучи скороговорки.

1. У осы не усы, не усищи, а усики. 4. На скамейку я встаю,

2. У гуся усов ищи не ищи — не сыщешь. Еле ящик достаю.

3. Глазищи, усищи, хвостище, Открываю ящик,

А моется всех чище. Там куриный хрящик.

РАЗЛИЧАЙЗВУКИ[Щ] И[Ш]

различайзвуки[ш] и[с] всвязнойречи - student2.ru

различайзвуки[ш] и[с] всвязнойречи - student2.ru

«Кто поёт?»

Вспомни, как пела змея? (Ш-Ш-Ш).

А как пела щётка? (Щ-Щ-Щ).

Я буду произносить разные слоги, а ты догадайся, кто их «поет»: змея или щётка.

различайзвуки[ш] и[с] всвязнойречи - student2.ru

7. ЩА, ША, ШО, ЩЮ, ШИ, ЩИ, ЩЕ, ШЕ. 2. АЩ, ОЩ, УШ, ИЩ, АШ.

«Подарки»

Кому подарить эти картинки?

Помни, что змее нужны картинки со звуком [Ш], а щётке — со звуком [ТТТ].

Повтори каждую пару слов по два раза. Какой звук слышится в первом ел ве — [Щ] или [Ш]? Объясни каждое слово. Например: укушу кого-то; угон гостей чаем.

Щёлк — шёлк. Прощу — прошу. Помещать — помешать.

Пишу — пищу. Укушу — угощу. Зашита — защита.

Повтори каждую скороговорку по два раза.

1. Щи да каша — пища наша.

2. В роще травы шевеля, мы нащиплем щавеля.


различайзвуки[ш] и[с] всвязнойречи - student2.ru


ЗВУК[Ч]

ВНИМАНИЕ!

7. К работе над звуком [Ч] необходимо приступать, если отработаны звуки [Ш] и [Ж].

2. Чтобы подготовить мышцы языка для произнесения звука [Ч], полезно
выполнить все упражнения, которые вы найдёте в разделе перед звуком [Ш].
К ним можно добавить упражнения «Лошадка» и «Грибок».

3. Сначала надо попробовать вызвать звук по подражанию, на слух. Взрос­
лый произносит звук [Ч] — ребёнок повторяет.

4. Если не получается по подражанию, можно предложить ребёнку много­
кратно произносить звук [ТЬ]: ТЬ-ТЬ-ТЬ... . Взрослый же в это время нажима­
ет ему на щёки двумя пальцами так, чтобы губы выдвинулись вперёд (язык
в это время непроизвольно отодвигается назад, и получается звук [Ч]).

Жил-был маленький поезд. Он любил петь так: Ч-Ч-Ч. Повтори, как пел поезд (можно показывать руками, как двигаются колёса).

Когда поезд разгонялся, он пел так: ЧУХ—ЧУХ... Повтори 10-15 раз.

«Поезд»

Поезд перевозит только те предметы, в названиях которых есть звук [Ч]. Что будет перевозить поезд?

различайзвуки[ш] и[с] всвязнойречи - student2.ru

Наши рекомендации