Визуальные оповещения и предупреждения
СИСТЕМА РАННЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ БЛИЗОСТИ ЗЕМЛИ СРПБЗ
Назначение системы. Система предназначена для раннего предупреждения экипажа о близости земли.
Взаимодействие системы с бортовым оборудованием. На борту самолета система СРПБЗ взаимодействует со следующим оборудованием:
1. радиовысотомером - текущей истинной высоте ;
2. системой воздушных сигналов – относительной высоты;
3. системой посадки по сигналам отклонения от равносигнальной зоны глиссады;
4. датчиками положения шасси
5. датчиком угла атаки;
6. датчиком положения закрылков;
7. системой ТСAS для блокировки речевых команд во время выдачи СРПБЗ речевых сообщений.
Принцип работы СРПБЗ основан на сравнении текущих параметров полета с запрограммированными в системе допустимыми (безопасными) значениями этих параметров в зависимости от положения шасси и закрылков или вычислении прогноза данных о взаимном расположении элементов рельефа и самолета, по которому определяется степень опасности элементов рельефа для полета самолета.
В самолете установлена система раннего предупреждения о cближении с землей Mark VI, которая предназначена для своевременного предупреждения экипажа самолета об опасном неумышленном приближении к земле, которое может составить угрозу безопасности полета.
Система использует следующие источники входных сигналов:
- приёмник GPS;
- радиовысотомер (радиовысота и скорость ее изменения);
- вычислитель параметров полета (барометрическая высота, скорость ее изменения и приборная воздушная скорость);
- приёмник сигнала глиссадного радиомаяка;
- курсовертикаль;
- закрылки и шасси (положение)
В состав системы EGPWS входит внутренняя база данных. Она содержит всю информацию о рельефе, информацию об известных препятствиях (при наличии) и информацию обо всех ВПП длиной 2000 футов или более.
Выходными данными, генерируемыми системой, являются:
– отображаемая на дисплее информация о рельефе и препятствиях;
– голосовые оповещения, предупреждения и сообщения;
– визуальные оповещения и предупреждения.
Средством взаимодействия с системой EGPWS является основной пилотажный дисплей, на котором отображается информация о рельефе и данные от метеорологической РЛС.
Режим отображения переключается при помощи кнопки TERR на пульте управления дисплеем. Выбор масштаба осуществляется при помощи регулятора RANGE/OPTIONS.
Информация о рельефе отображается автоматически, когда система EGPWS обнаруживает близость поверхности или препятствия.
Отображение рельефа.
При выборе режима отображения информации о рельефе на экране отображаются высота наиболее высокой точки рельефа или препятствия и минимальная высота наиболее низкого из отображаемых диапазонов цветовых обозначений рельефа, в зависимости от установленного масштаба (местность в пределах видимости).
ПРИМЕЧАНИЕ
Наиболее высокая отображаемая точка поверхности или препятствия и цифровое (цветовое) обозначение высоты высших точек рельефа (Peaks) в верхней или боковых частях экрана могут различаться.
Высоты указываются в сотнях футов над уровнем моря (например, 125 означает 12 500 футов над уровнем моря). Наибольшая высота указывается сверху, наименьшая – снизу. Однако в случаях, когда разница в высотах рельефа и препятствий несущественна (равнинная местность), отображается только наибольшее значение. Кроме того, цвет цифрового обозначения высоты совпадает с цветом, который используется для отображения рельефа, к которому относится указанная высота. Другими словами, если наиболее высокая отображаемая точка/препятствие отображается красным, а самая низкая – зелёным, верхнее число будет красным, а нижнее – зелёным.
Когда воздушное судно находится на высоте более 500 футов (250 футов при выпущенном шасси) над местностью в пределах видимости (отсутствуют красные или жёлтые участки), на экране отображаются дополнительные цветовые обозначения в оттенках зелёного. Эти дополнительные цветовые диапазоны рассчитываются и отображаются на основе самой высокой и самой низкой точек в пределах видимости.
Цвет | Значение |
Красный сплошной | Область угрозы столкновения с поверхностью или препятствием – Предупреждение |
Жёлтый сплошной | Область угрозы столкновения с поверхностью или препятствием – Оповещение |
50% красный | Поверхность или препятствие, находящиеся выше высоты самолета более чем на 2000 футов. |
50% жёлтый | Поверхность или препятствие, находящиеся выше высоты самолета более на 1000-2000 футов . |
25% жёлтый | Поверхность или препятствие, находящиеся относительно самолёта на высоте от -500 футов (-250 футов с выпущенным шасси) до 1000 футов. |
Зелёный сплошной | Отображается только при отсутствии красных или жёлтых участков на экране. Самая высока точка поверхности или препятствия находится ниже 500 футов (250 футов с выпущенным шасси) высоты самолета. |
50% зелёный | Поверхность или препятствие, находящиеся в пределах от 500 футов (250 футов с выпущенным шасси) до 1000 футов ниже высоты самолета |
Поверхность или препятствие, находящиеся в среднем диапазоне высот при отсутствии на экране красных или жёлтых участков. | |
15% зелёный (точками) | Поверхность или препятствие, находящиеся в пределах от 1000 до 2000 футов ниже высоты самолета |
Поверхность или препятствие, находящиеся в нижнем диапазоне высот при отсутствии на экране красных или жёлтых участков . | |
Черный | Отсутствие значимого рельефа или препятствий |
15% голубой | Участки, находящиеся на уровне моря |
Фиолетовый | Рельеф неизвестен. Информация в базе данных рельефа для данного участка отсутствует. |
Визуальные оповещения и предупреждения