Закреплениезвука[рь] впредложениях

закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru «Песенки»

Большой тигр и маленький тигрёнок любят петь вместе. Повтори их песен­ки по два раза.

7. РА-РЯ. 2. РА-РА-РЯ. 3. РАД-РЯД.

РЯ-РА. РИ-РИ-РЫ. РАДЫ-РЯДОМ.

РО-РЁ. РЁ-РО-РЁ. ЖАР-ЖАРЬ.

РЮ-РУ. РУ-РЮ-РУ. УДАРЬ-УДАР.

РЫ-РИ. РЭ-РЕ-РЕ. ХОРЬ-ХОР.

РИ-РЫ. РЫ-РИ-РИ. ГОРЬКО-ГОРКА.

Добавь нужное словечко.

1. Рома гостям ... (рад). Дети встали в ... (ряд).

2. Коля заболел, у него сильный ... (жар). Грибы скорее ... (жарь).

3. Громко поёт детский ... (хор). В норе живёт ... (хорь).

Выучи скороговорки. 4. Даёт Катеринке

Картинки Каринка.

/. Тридцать три старушки в ряд Картинки в корзинку

Тараторят, тарахтят. Кладёт Катеринка.

2. Гроздья рябины на солнце горят, 5. Боря Ире даст ириску,
Рябит от рябины в глазах у ребят. Ира Боре — барбариску.

3. Варя варит, Жора жарит, 6. В аквариуме у Харитона
Рома песенки поёт. Четыре рака да три тритона.

Отгадай загадки, выучи их и загадай друзьям.

1. Когда чёрен — кичлив и задорен,

А покраснеет — сейчас же присмиреет.

2. Наши поросятки выросли на грядке.

К солнышку бочком, хвостики крючком. Эти поросятки играют с нами в прятки.



РАЗЛИЧАЙЗВУКИ[Р] И[Л]

«Кто поёт?»

Вспомни, как пел самолёт: Л-Л-Л. А грузовик любил петь так: Р-Р-Р. Я буду произносить слоги, а ты определи, кто их поёт.

7. РА, РО, ЛА, РУ, ЛО, ЛЫ, РЫ.

2. БЛА, БРА, БЛО, БЛУ, ПЛА, ТРА, ДРУ, КЛУ.

Самолёт и грузовичок любили петь вместе. Повтори их песенки по два-три раза.

7. РА-ЛА. 2. РА-ЛА-ЛА. 3. РАД-ЛАД. 4. ДАР-ДАЛ.

ЛО-РО. ЛО-РО-РО. ЛАК-РАК. ЖАЛ-ЖАР.

ЛУ-РУ. ЛУ-РУ-ЛУ. РАМА-ЛАМА. ПИР-ПИЛ.

РЫ-ЛЫ. РЫ-ЛЫ-РЫ. ИГРЫ-ИГЛЫ. МИЛ-МИР.

Выучи скороговорки. Повтори каждую по два раза.

7. Журавли курлыкают: курлы, курлы, курлы. 4. Рыла свинья-тупорыла,
А коты мурлыкают: мурлы, мурлы, мурлы. Полдвора рылом изрыла,

Вырыла, подрыла,

2. Пара птиц порхала, порхала, До забора не дорыла.
Да и выпорхнула. На то хавронье и рыло,

Чтобы она рыла.

3. Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru

СОДЕРЖАНИЕ

закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru Вступление............................................................................................................ 3

Картинки для обследования речи....................................................................... 6

Звук [С] ............................................................................................................... 9

Звук [СЬ] ............................................................................................................ 20

Звук [3] ............................................................................................................................................ 25

Звук [ЗЬ] ............................................................................................................ 30

Различай звуки [С] и [3] .............................................................................................................. 35

Звук [Ц]............................................................................................................... 37

Различай звуки [С] и [Ц].................................................................................... 42

Звук [Ш].............................................................................................................. 45

Звук [Ж]............................................................................................................. 55

Различай звуки [Ш] и [Ж].............................................................................. 60

Различай звуки [Ш] и [С]................................................................................... 62

Различай звуки [3] и [Ж]............................................................................................................... 66

Звук [Щ].............................................................................................................. 68

Различай звуки [Щ] и [СЬ] .............................................................................. 72

Различай звуки [Щ] и [Ш].................................................................................. 74

Звук [Ч] ............................................................................................................... 75

Различай звуки [Ч] и [С], [Ч] и [СЬ] ................................................................. 80

Различай звуки [Ч] и [ТЬ] ................................................................................. 81

Звук [Л] .............................................................................................................. 82

Звук [ЛЬ]............................................................................................................. 88

Различай звуки [Л] и [ЛЬ].................................................................................. 93

Звук [Р] .............................................................................................................. 94

Звук [РЬ]............................................................................................................ 104

Различай звуки [Р] и [Л] ................................................................................ 108

Упражнения...................................................................................................... 11


закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru

Рот пошире открываем, В бегемотиков играем: Широко раскроем ротик, Как голодный бегемотик. Закрывать его нельзя, До пяти считаю я. А потом закроем рот: Отдыхает бегемот.

(О. Перова)

Вегемотики.

Давай покажем, как бегемотики рот широко открывают. Открой рот как можно шире и удерживай его в таком положении на счёт от одного до пяти, потом закрой рот. Повтори три-четыре раза.

закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru

закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru

закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru

Лягушка и слоник.

Давай будем превращаться то в лягушку, то в слоника. На счёт «раз» улыбнись, покажи сомкнутые зубки и удерживай губы в улыбке. На «два» — вытягивай сомкнутые губки вперёд и удерживай их в таком положении. Чередуй движения «лягушка — слоник» пять-шесть раз на счёт «раз-два».

закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru

Змея.

Подражаем мы змее, Давай изобразим змею. Улыбнись, от-

Мы с ней будем наравне: крой рот, сильно высуни язычок изо рта и

Высунем язык и спрячем, спрячь (рот не закрывать). Повтори три-

Только так, а не иначе. четыре раза.

(М. Синицына)


закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru



закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru

закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru

Тик-так, тик-так. Язычок качался так, Словно маятник часов. Ты в часы играть готов?

(М. Синицына)

Часики.

Давай покажем, как работают часики: улыб­нись, открой рот, тянись попеременно то к ле­вому углу рта, то к правому. Повтори пять-десять раз.

закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru


закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru

закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru

Месим тесто.

Давай покажем, как готовят тесто для бли­нов и пирогов: улыбнись, открой рот и покусай язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА ..., пошлё­пай язык губами: ПЯ—ПЯ—ПЯ ... .

закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru

закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru Блинчики.

Давай покажем, какие бывают блинчики. Улыбнись, открой рот, поло­жи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счёт взрослого до пяти-десяти.


закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru

Испекли блинов немножко, Остудили на окошке. Есть их будем со сметаной, Пригласим к обеду маму.

(О. Перова)

закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru


закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru

закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru

Чистим зубки.

1. Покажи, как язычок чистит зубки: улыб­
нись, открой рот, кончиком языка сильно «чи­
сти» (води влево-вправо) за нижними зубами
под счёт (семь-восемь раз).

2. Теперь почисти за верхними зубами (рот
широко открыт). Не спеши, «чисти» под счёт
взрослого.


закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru

закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru

закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru Киска сердится.

Давай покажем, как киска сердилась и выги­бала спинку. Улыбнись, открой рот, кончик язы­ка упри за нижние зубы, «спинку» выгни, а бо­ковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удерживай язык в таком положении под счёт до восьми-десяти.

Погладь киску.

Покажи, как сердилась киска, прижми язык верхними зубами и «почеши» его зубами от кор­ня языка к кончику. Повтори пять-шесть раз.


закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru

Лошадка.

Изобрази, как лошадка стучит копытами: улыбнись, открой рот, щёлкай языком громко и энер­гично. Старайся, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.

Я весёлая лошадка, Тёмная, как шоколадка. Язычком пощёлкай громко — Стук копыт услышишь звонкий.

закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru (М. Синицына)

Парус.

закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru
Лодочка под парусом по реке плывёт, На прогулку лодочка малышей везёт.

Покажи, какой бывает парус. Улыбнись, широко открой рот, язык под­ними вверх и кончик прижми к верхним «бугоркам» за верхними зубами. Удерживай язык в таком положении на счёт восемь-десять. Повтори два-три раза.

закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru


закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru

Маляр.

закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru

Покажи, как маляр красит крышу. Улыб­нись, открой рот, язык подними вверх и кончи­ком языка проводи по нёбу от верхних зубов к горлышку и обратно. Выполняй медленно, под счёт до восьми.

Я сегодня утром встал И посёлок не узнал: Каждый столб и каждый дом Был покрашен маляром. Если хочешь жить, как в сказке, Позови на помощь краски!

(Н. Тёгипко)

закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru Качели.

закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru

Давай покачаем язычок на качелях: улыбнись, открой рот, на счёт «раз» опусти кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» — подними язычок за верхние зубы. Повтори пять-шесть раз.

закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru

Сели дети на качели И взлетели выше ели, Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись.

закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru

(И. Тегипко)


закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru

закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru

Вкусное варенье.

Представь, что ты ешь варенье и испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. Улыб­нись, открой рот, не закрывая рот, «слизы­вай» варенье с верхней губы. Старайся не под­держивать язык нижней губой.

Блин мы ели с наслажденьем — Перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, Ротик нужно облизать.

(М. Синицына)


закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru

закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru Чашка.

закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru

Давай превратим язычок в чашку. Улыб­нись, открой рот, высуни язычок и тяни его к носу. Старайся, чтобы бока языка были подня­ты, не поддерживай его верхней губой. Удер­живай язычок в таком положении под счёт до пяти-десяти. Повтори три-четыре раза.

Вкусных мы блинов поели, Выпить чаю захотели. Язычок мы к носу тянем, Чашку с чаем представляем.

(М. Синицына)


закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru

Под берёзой, у дорожки Гриб растёт на толстой ножке. Мимо мы пройти не сможем, Гриб в лукошко мы положим.

(М. Синицына)

Грибок.

Давай сделаем «грибок». Улыбнись, от­крой рот, «приклей» (присоси) язык к нёбу, удерживай язык в таком положении на счёт до пяти-десяти (рот всё время широко от­крыт). Если «грибок» не получается, щёл­кай медленно язычком, как лошадка, почув­ствуй, как язычок «присасывается» к нёбу.

закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru

закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru

закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru

Дятел.

Давай изобразим, как дятел стучит клю­вом по дереву. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зуба­ми: Д-Д-Д... Старайся стучать сильно, следи, чтобы работал только кончик языка, а сам язык не прыгал. Стучи 10-20 секунд. А те­перь постучи вот так: Д-дд, Д-ДД ... (выделен­ный звук произноси как можно энергичнее).


закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru

Дятел на стволе сидит, Клювом по нему стучит. Стук да стук, стук да стук — Раздаётся громкий звук.

(М. Синицына)


закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru

Комарик.

Ты слышал, как звенит комар? Давай изобразим: улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и упри его в бугорки за верхними зубами. Произноси ДЖЖЖ энергично и протяжно, в течение 10-15 се­кунд, очень сильно при этом упираясь кон­чиком языка в бугорки.


закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru

Прилетает по ночам, Не даёт уснуть он нам: Зло звенит, над ухом вьётся, Только в руки не даётся.

(М. Синицына)

закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru Заведи мотор.

Давай попробуем завести мотор у машинки. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося: ДЫН—ДЫН—ДЫН... Повторяй медленно, но энергично, затем всё быстрее в течение 10-15 секунд.


закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru

По шоссе машина мчит, Во все стороны рычит. За рулём лихой шофёр, «Дын-дын-дын»— гудит мотор.

(М. Синицына)


закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru

Сдуй снежинку.

закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru Чтобы хорошо произносить зву­ки, надо правильно и сильно дуть. Давай потренируемся. Улыбнись, немного высуни язык и положи его широкий край на нижнюю гу­бу. Сделай вдох через нос и, как бы произнося долго Ф-Ф-Ф, сдуй ват­ный шарик — «снежинку» с ладо­ни. Повтори три-четыре раза, сле­дя, чтобы не надувались щёки. (Главное, чтобы ребёнок произно­сил звук, похожий на [Ф], а не на [X], т. е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная).


закреплениезвука[рь] впредложениях - student2.ru

Фокус.

Чтобы фокус получился, надо: 7. Открыть рот;

2. Сделать «чашку» (боковые края
языка прижаты к верхней губе,
а посередине остаётся желобок);

3. Положить маленький кусочек
ватки нанос;

4. Сделать вдох через нос;

5. Сильно дунуть на ватку через рот
так, чтобы она взлетела вверх
(должен получиться звук, похо­
жий на [Ф], но не на [X]).



 

Наши рекомендации