Закреплениезвука[рь] впредложениях
«Песенки»
Большой тигр и маленький тигрёнок любят петь вместе. Повтори их песенки по два раза.
7. РА-РЯ. 2. РА-РА-РЯ. 3. РАД-РЯД.
РЯ-РА. РИ-РИ-РЫ. РАДЫ-РЯДОМ.
РО-РЁ. РЁ-РО-РЁ. ЖАР-ЖАРЬ.
РЮ-РУ. РУ-РЮ-РУ. УДАРЬ-УДАР.
РЫ-РИ. РЭ-РЕ-РЕ. ХОРЬ-ХОР.
РИ-РЫ. РЫ-РИ-РИ. ГОРЬКО-ГОРКА.
Добавь нужное словечко.
1. Рома гостям ... (рад). Дети встали в ... (ряд).
2. Коля заболел, у него сильный ... (жар). Грибы скорее ... (жарь).
3. Громко поёт детский ... (хор). В норе живёт ... (хорь).
Выучи скороговорки. 4. Даёт Катеринке
Картинки Каринка.
/. Тридцать три старушки в ряд Картинки в корзинку
Тараторят, тарахтят. Кладёт Катеринка.
2. Гроздья рябины на солнце горят, 5. Боря Ире даст ириску,
Рябит от рябины в глазах у ребят. Ира Боре — барбариску.
3. Варя варит, Жора жарит, 6. В аквариуме у Харитона
Рома песенки поёт. Четыре рака да три тритона.
Отгадай загадки, выучи их и загадай друзьям.
1. Когда чёрен — кичлив и задорен,
А покраснеет — сейчас же присмиреет.
2. Наши поросятки выросли на грядке.
К солнышку бочком, хвостики крючком. Эти поросятки играют с нами в прятки.
РАЗЛИЧАЙЗВУКИ[Р] И[Л]
«Кто поёт?»
Вспомни, как пел самолёт: Л-Л-Л. А грузовик любил петь так: Р-Р-Р. Я буду произносить слоги, а ты определи, кто их поёт.
7. РА, РО, ЛА, РУ, ЛО, ЛЫ, РЫ.
2. БЛА, БРА, БЛО, БЛУ, ПЛА, ТРА, ДРУ, КЛУ.
Самолёт и грузовичок любили петь вместе. Повтори их песенки по два-три раза.
7. РА-ЛА. 2. РА-ЛА-ЛА. 3. РАД-ЛАД. 4. ДАР-ДАЛ.
ЛО-РО. ЛО-РО-РО. ЛАК-РАК. ЖАЛ-ЖАР.
ЛУ-РУ. ЛУ-РУ-ЛУ. РАМА-ЛАМА. ПИР-ПИЛ.
РЫ-ЛЫ. РЫ-ЛЫ-РЫ. ИГРЫ-ИГЛЫ. МИЛ-МИР.
Выучи скороговорки. Повтори каждую по два раза.
7. Журавли курлыкают: курлы, курлы, курлы. 4. Рыла свинья-тупорыла,
А коты мурлыкают: мурлы, мурлы, мурлы. Полдвора рылом изрыла,
Вырыла, подрыла,
2. Пара птиц порхала, порхала, До забора не дорыла.
Да и выпорхнула. На то хавронье и рыло,
Чтобы она рыла.
3. Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление............................................................................................................ 3
Картинки для обследования речи....................................................................... 6
Звук [С] ............................................................................................................... 9
Звук [СЬ] ............................................................................................................ 20
Звук [3] ............................................................................................................................................ 25
Звук [ЗЬ] ............................................................................................................ 30
Различай звуки [С] и [3] .............................................................................................................. 35
Звук [Ц]............................................................................................................... 37
Различай звуки [С] и [Ц].................................................................................... 42
Звук [Ш].............................................................................................................. 45
Звук [Ж]............................................................................................................. 55
Различай звуки [Ш] и [Ж].............................................................................. 60
Различай звуки [Ш] и [С]................................................................................... 62
Различай звуки [3] и [Ж]............................................................................................................... 66
Звук [Щ].............................................................................................................. 68
Различай звуки [Щ] и [СЬ] .............................................................................. 72
Различай звуки [Щ] и [Ш].................................................................................. 74
Звук [Ч] ............................................................................................................... 75
Различай звуки [Ч] и [С], [Ч] и [СЬ] ................................................................. 80
Различай звуки [Ч] и [ТЬ] ................................................................................. 81
Звук [Л] .............................................................................................................. 82
Звук [ЛЬ]............................................................................................................. 88
Различай звуки [Л] и [ЛЬ].................................................................................. 93
Звук [Р] .............................................................................................................. 94
Звук [РЬ]............................................................................................................ 104
Различай звуки [Р] и [Л] ................................................................................ 108
Упражнения...................................................................................................... 11
Рот пошире открываем, В бегемотиков играем: Широко раскроем ротик, Как голодный бегемотик. Закрывать его нельзя, До пяти считаю я. А потом закроем рот: Отдыхает бегемот.
(О. Перова)
Вегемотики.
Давай покажем, как бегемотики рот широко открывают. Открой рот как можно шире и удерживай его в таком положении на счёт от одного до пяти, потом закрой рот. Повтори три-четыре раза.
Лягушка и слоник.
Давай будем превращаться то в лягушку, то в слоника. На счёт «раз» улыбнись, покажи сомкнутые зубки и удерживай губы в улыбке. На «два» — вытягивай сомкнутые губки вперёд и удерживай их в таком положении. Чередуй движения «лягушка — слоник» пять-шесть раз на счёт «раз-два».
Змея.
Подражаем мы змее, Давай изобразим змею. Улыбнись, от-
Мы с ней будем наравне: крой рот, сильно высуни язычок изо рта и
Высунем язык и спрячем, спрячь (рот не закрывать). Повтори три-
Только так, а не иначе. четыре раза.
(М. Синицына)
Тик-так, тик-так. Язычок качался так, Словно маятник часов. Ты в часы играть готов?
(М. Синицына)
Часики.
Давай покажем, как работают часики: улыбнись, открой рот, тянись попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повтори пять-десять раз.
Месим тесто.
Давай покажем, как готовят тесто для блинов и пирогов: улыбнись, открой рот и покусай язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА ..., пошлёпай язык губами: ПЯ—ПЯ—ПЯ ... .
Блинчики.
Давай покажем, какие бывают блинчики. Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счёт взрослого до пяти-десяти.
Испекли блинов немножко, Остудили на окошке. Есть их будем со сметаной, Пригласим к обеду маму.
(О. Перова)
Чистим зубки.
1. Покажи, как язычок чистит зубки: улыб
нись, открой рот, кончиком языка сильно «чи
сти» (води влево-вправо) за нижними зубами
под счёт (семь-восемь раз).
2. Теперь почисти за верхними зубами (рот
широко открыт). Не спеши, «чисти» под счёт
взрослого.
Киска сердится.
Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку. Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубы, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удерживай язык в таком положении под счёт до восьми-десяти.
Погладь киску.
Покажи, как сердилась киска, прижми язык верхними зубами и «почеши» его зубами от корня языка к кончику. Повтори пять-шесть раз.
Лошадка.
Изобрази, как лошадка стучит копытами: улыбнись, открой рот, щёлкай языком громко и энергично. Старайся, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.
Я весёлая лошадка, Тёмная, как шоколадка. Язычком пощёлкай громко — Стук копыт услышишь звонкий.
(М. Синицына)
Парус.
Лодочка под парусом по реке плывёт, На прогулку лодочка малышей везёт. |
Покажи, какой бывает парус. Улыбнись, широко открой рот, язык подними вверх и кончик прижми к верхним «бугоркам» за верхними зубами. Удерживай язык в таком положении на счёт восемь-десять. Повтори два-три раза.
Маляр.
Покажи, как маляр красит крышу. Улыбнись, открой рот, язык подними вверх и кончиком языка проводи по нёбу от верхних зубов к горлышку и обратно. Выполняй медленно, под счёт до восьми.
Я сегодня утром встал И посёлок не узнал: Каждый столб и каждый дом Был покрашен маляром. Если хочешь жить, как в сказке, Позови на помощь краски!
(Н. Тёгипко)
Качели.
Давай покачаем язычок на качелях: улыбнись, открой рот, на счёт «раз» опусти кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» — подними язычок за верхние зубы. Повтори пять-шесть раз.
Сели дети на качели И взлетели выше ели, Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись.
(И. Тегипко)
Вкусное варенье.
Представь, что ты ешь варенье и испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. Улыбнись, открой рот, не закрывая рот, «слизывай» варенье с верхней губы. Старайся не поддерживать язык нижней губой.
Блин мы ели с наслажденьем — Перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, Ротик нужно облизать.
(М. Синицына)
Чашка.
Давай превратим язычок в чашку. Улыбнись, открой рот, высуни язычок и тяни его к носу. Старайся, чтобы бока языка были подняты, не поддерживай его верхней губой. Удерживай язычок в таком положении под счёт до пяти-десяти. Повтори три-четыре раза.
Вкусных мы блинов поели, Выпить чаю захотели. Язычок мы к носу тянем, Чашку с чаем представляем.
(М. Синицына)
Под берёзой, у дорожки Гриб растёт на толстой ножке. Мимо мы пройти не сможем, Гриб в лукошко мы положим.
(М. Синицына)
Грибок.
Давай сделаем «грибок». Улыбнись, открой рот, «приклей» (присоси) язык к нёбу, удерживай язык в таком положении на счёт до пяти-десяти (рот всё время широко открыт). Если «грибок» не получается, щёлкай медленно язычком, как лошадка, почувствуй, как язычок «присасывается» к нёбу.
Дятел.
Давай изобразим, как дятел стучит клювом по дереву. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зубами: Д-Д-Д... Старайся стучать сильно, следи, чтобы работал только кончик языка, а сам язык не прыгал. Стучи 10-20 секунд. А теперь постучи вот так: Д-дд, Д-ДД ... (выделенный звук произноси как можно энергичнее).
Дятел на стволе сидит, Клювом по нему стучит. Стук да стук, стук да стук — Раздаётся громкий звук.
(М. Синицына)
Комарик.
Ты слышал, как звенит комар? Давай изобразим: улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и упри его в бугорки за верхними зубами. Произноси ДЖЖЖ энергично и протяжно, в течение 10-15 секунд, очень сильно при этом упираясь кончиком языка в бугорки.
Прилетает по ночам, Не даёт уснуть он нам: Зло звенит, над ухом вьётся, Только в руки не даётся.
(М. Синицына)
Заведи мотор.
Давай попробуем завести мотор у машинки. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося: ДЫН—ДЫН—ДЫН... Повторяй медленно, но энергично, затем всё быстрее в течение 10-15 секунд.
По шоссе машина мчит, Во все стороны рычит. За рулём лихой шофёр, «Дын-дын-дын»— гудит мотор.
(М. Синицына)
Сдуй снежинку.
Чтобы хорошо произносить звуки, надо правильно и сильно дуть. Давай потренируемся. Улыбнись, немного высуни язык и положи его широкий край на нижнюю губу. Сделай вдох через нос и, как бы произнося долго Ф-Ф-Ф, сдуй ватный шарик — «снежинку» с ладони. Повтори три-четыре раза, следя, чтобы не надувались щёки. (Главное, чтобы ребёнок произносил звук, похожий на [Ф], а не на [X], т. е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная).
Фокус.
Чтобы фокус получился, надо: 7. Открыть рот;
2. Сделать «чашку» (боковые края
языка прижаты к верхней губе,
а посередине остаётся желобок);
3. Положить маленький кусочек
ватки нанос;
4. Сделать вдох через нос;
5. Сильно дунуть на ватку через рот
так, чтобы она взлетела вверх
(должен получиться звук, похо
жий на [Ф], но не на [X]).