Пузырь восприятия дона хуана 3 страница
Прочитали ли Вы это или нет – разницы никакой!
Отсутствие собственного познания темы (и пути) А. Ксендзюк по-прежнему прячет за ничего не выражающим многословием.
А заканчивается, собственно, описание первого порога главой «Перешагивая порог “первых врат сновидения» (все несколько последующих подразделов – сплошная «вода»)… Из которой мы узнаём, что «за первыми вратами есть пространство чистого внимания. Хоть оно и кажется пустотой, им не следует пренебрегать. “Пустота” многому учит, если не забывать, что она – не Абсолют, а только позиция внимания, освободившегося от порождений тоналя.
Я уверен, что именно об этой форме усиленного осознания писали тибетские йоги: “Благодаря концентрации сознания на формах и удержанию сознания свободным от мыслей, эти формы божеств настраиваются в созвучие с бессмысленным состоянием сознания, в результате этого возникает Ясный Свет, сущностью которого является Пустота”. Это весьма напоминает переходный опыт сновидящего, открывшего “первые врата”. Для него суть чистого внимания сновидения и есть “Ясный Свет, сущность которого Пустота”. Есть и другие сходства…»
Непонятно, что в данном случае «перешагивает» автор. Но обратите внимание, он, всё время отталкиваясь от Кастанеды, от его понятий и практических установок, провозглашая толтекский «нагуализм» в качестве мировоззрения, и вообще, казалось бы, продвигаясь путём сновидящего мага, вдруг почему-то за «первыми вратами» «увидел» пустоту (которую, кстати, в прошлом неоднократно ругал за то, что она совсем не трансформирует энерготело!) и… резко переметнулся к тибетским йогам. Ведь очевидно, движение (трекинг) точки сборки на столь разных путях, в столь разных потоках сознания и традициях - разный! Различны и духовные состояния. В тибетской йоге к «Ясному Свету» стремятся; в магии дона Хуана этот центральный Свет объявлен бесполезной «статической» «матрицей», «человеческой формой», и Его блокируют. Очевидно, что А. Ксендзюк не обнаружил, не «увидел» ни того, ни другого – он не может сравнить, но пытается.
Да, налицо паралогия. «Перешагнув» первые врата сновидений, А. Ксендзюк за ними обнаружил «остановку осознания» и прекращение всех трансформативных процессов ЭТ. Так стоило ли тогда пересекать эти врата?! И вообще…
Отчего в голове нашего «нагуалиста» царит такая неразбериха и хаос? Мы в заключение этой главы разъясним «отчего» и откроем секрет… А нашему читателю мы напомним, что в соответствии с теорией и практикой «нагуализма» первые магические врата («энергопорог» № 1) считаются пройденными при двух взаимосвязанных и НЕОБРАТИМЫХ (!) условиях –
1. Способность мага осознавать миг своего засыпания (и, естественно, самого сновидения) каждый раз по желанию и каждую ночь (во всяком случае, с редкими исключениями временных «неудач» в состоянии крайней усталости).
2. При этом все образы и всё окружающее пространство сна должно быть устойчивым, как наяву, – речь идёт о достижении ПОЛНОЦЕННОГО осознания. И такое осознание ДОЛЖНО БЫТЬ НЕОБРАТИМЫМ (без длительных «спусков, падений, и периодов отступлений)!
А пришёл ли к этому уровню наш самонадеянный маг, - книга почему-то умалчивает. Сейчас же нам некогда это рассматривать – мы жаждем узнать о следующих «вратах»…
Описание второго порога ещё беднее… «Славянский толтек» начинает его вообще почему-то с главы и вопроса: «Что такое тело сновидения?»
Обнаружение тела сновидений и выяснение «что оно такое?» происходит на уровне первых врат. В то же время мы понимаем автора – ведь надо же чем-то заполнить данный раздел своей книги.
И естественно, А. Ксендзюк опирается на ошибочный принцип:
«Под “формированием” тела сновидения имеется в виду развитие качественной поглощающей структуры и структуры накопления. Для этого и нужна специальная дисциплина…
Итак, тело сновидения (как и тело первого внимания) развивается за счёт поглощения и накопления энергии»[67].
(Эта ложная идея повторяется в других книгах А. П. К.: «Нас интересуют способы накопления такого объёма энергии, который позволил бы выйти за рамки биологического гомеостазиса системы…
Если личной силы накоплено много…»[68])
Закон накопления силы, энергии (и в связи с этим неизбежный рост духовной алчности и активация Эго) – является принципом чёрной магии!
Размышления же Алексея Петровича о «дубле» в гл. «Что такое дубль? Какова его природа?» отличается своей эзотерической некомпетентностью даже только в рамках магии. Он сам себе задаёт глупые вопросы (напр., о «двух» точках сборки) и «умно» на них отвечает, как бы «возвышаясь» своими «знаниями» над предполагаемыми неразумными собеседниками:
«В связи с возможностью магического дубля иногда возникает теоретический вопрос (который, помнится, занимал и самого Кастанеду): а где во время раздвоения находится осознание? Оно также “раздваивается” или происходит что-то другое? Иногда подобные теоретики даже высказывают предположение, что существует «две точки сборки» – одна для дубля, другая – для оригинала.
Идеи такого сорта возникает из-за прискорбного непонимания некоторых последователей дона Хуана, что такое вообще точка сборки… Каждый читатель Кастанеды и сторонник нагуализма должен понимать, что осознающее существо всегда обладает только одной точкой сборки – иного быть не может ни в каком случае…»
А о параллельном, одномоментном действии «тел» (дубля и физического тела) – а речь идёт именно об этом, а не о каком-либо «расщеплении» восприятия вообще – А. Ксендзюк, например, делает следующий вывод:
«…И дубль, и оригинал – только две проекции одного энергетического объекта (поля). В определённом смысле они относятся друг к другу так же, как внутри одного поля внимания относятся между собой, скажем, центр и периферия. Всё уже “собрано”, и внутри этой собранности фокус сжимается или размазывается, передвигается или остаётся неподвижным. Если какая-то часть собранного поля оказывается далеко на периферии фокуса внимания, эта часть может на время быть почти “вытеснена” из осознаваемой площади, но никогда не отделится от нее, ибо навсегда связана с целостностью перцептивной силой “сборки”.
Таким образом, одно осознание, собранное одной точкой, способно обеспечить параллельную работу двух тел – либо благодаря быстрому перемещению фокуса внимания, либо временно вытесняя на периферию то одну, то другую часть поля».
И снова бесплодные и надуманные рассуждения. Ни о каком «быстром» (во времени) перемещении фокуса внимания или «временном» вытеснении (чего-либо) в данном случае речь не идёт (это совсем не тот вариант, как в эпизоде «раздвоения» молодого мага дона Хуана, заброшенного учителем Хулианом в бурную реку). Дубль действует «вне» физического «плана», и, как сказал дон Хуан, «клей времени больше не связывает мага» - его точка сборки пребывает в той энергетической полосе, в которой нет времени! Таким образом, одновременность или параллельность действия «тел» обеспечивает «вневременность» дубля.
Причём действующему дублю ничего неизвестно о своей «физической» составляющей. Так, Хенаро (пребывая в дубле) заявляет, что он не знает, где в данный момент находится «другой» Хенаро. А встреча дубля со своим «хозяином» - со своим действующим (не спящим!) телом, как справедливо утверждает дон Хуан, равносильна смерти…
Однако рассуждать о «дубле» и «телепортации» на втором пороге сновидений вообще не разумно и на этом периоде относится к фантазиям. Под дублем же Алексей Ксендзюк понимает «уплотнённое» тело сновидений, хотя дубль – это нечто гораздо большее и сложное…
Ну, а далее снова следуют размытые фразы и никому ненужные, бесполезные классификации, относящиеся к «формированию» сновидного тела – подразумевается, что у самого Алексея Петровича это «тело» давно сформировано и он-то уж знает наверняка, о чём пишет…
«Однако если практик желает достичь высокой интенсивности тела сновидения, он вынужден сначала изучить и освоить свой “перцептивный скелет” – человеческую форму.
Следуя этой стратегии, делание тела сновидения проходит через три этапа. На первом этапе активизируются руки и связанные с ними паттерны, на втором – фронтальная пластина энергетического тела, третий этап является интеграционным, где в перцептивно-энергетическую сборку вовлекаются вся телесная целостность, становясь осознанной и функциональной…
Рассмотрим психоэнергетическую процедуру делания тела сновидения как алгоритм. Он состоит из четырех пунктов:
(1) Включение внимания сновидения.
(2) Контроль перцептивной сборки – руки.
(3) Контроль перцептивной сборки – внешнее поле.
(4) Активизация паттернов…
(1) Ладони – внутренняя поверхность рук – грудь…
(2) Ладони – руки – нёбо – язык…
(3) Ладони – руки – межбровье…
(9)Пупок – межбровье – ступни ног»[69]
И в следующем подразделе «Тело сновидений как перцептивно-энергетическое поле…» в очередной раз, но в иной интерпретации следует пережёвывание того же по тому же «кругу»:
«(1) Ладони – внутренняя поверхность рук – грудь….
(3) Ладони – руки – межбровье…
(9)Пупок – межбровье – ступни ног…»
Имеются в изложении и такие «голые», «пустословные» заявления, которые приводятся совершенно без всякого понимания определённого энергетического КАЧЕСТВА определённого потока сознания (хотя на это указывал даже сам дон Хуан! Он, например, разъяснял Кастанеде, что вся практика «Сновидения» эзотерически «пропитана» соответствующими тёмными вибрациями древних толтеков – капризность, мрачность, угрюмость, отчуждение от мира и людей и т. д.):
«Повторю то, о чём уже много раз говорил в предыдущих книгах. Если практик регулярно испытывает мрачную безысходность, если он подавлен, если окружающий мир кажется враждебным либо пустым и бессмысленным, он движется в противоположную сторону от цели нагуализма…
Правильное движение по “Пути воина” в конечном итоге ведёт к уравновешенности, покою и позитивному отношению к миру. И достигается это за счёт безупречности и сталкинга»[70].
Ни к какой «гармонии» путь «Сновидения» не ведёт и вести не может (и это же положение полностью подтверждает всем своим долговременным опытом сам А. Ксендзюк)! Если Вы погружаетесь в определённый энергопоток, то Вы (Ваше сознание) начинаете впитывать, приобретать все его свойства и качества! И в данном случае все «призывы» горе-сновидящего абсурдны - это всё равно, что призывать к «чистоте», или критиковать за «нечистоту», человека, которого вы сами же вынудили искупаться в болотной грязи…
Энергопоток толтеков – отравлен! (На это, повторим, указывает и дон Хуан.)
А резюмирует вышеизложенное А. Ксендзюк следующей «абракадаброй»:
«Работа с телом сновидения в конечном итоге сводится к использованию этих двух режимов: сборка должна чередоваться с разборкой, внимание – сгущаться и рассеиваться. Схемы, алгоритмы, модели и паттерны – это пути, по которым мы проводим наше делающее внимание, чтобы вновь вернуться к не-деланию. А затем выйти из не-делания и произвести определенное делание»[71].
«От «неделания» к «деланию», надо понимать, и обратно – это какое-то «зацикленное» мышление…
Вторые врата сновидений в целом по Ксендзюку – это очередная тавтология и бессмысленные описания сосредоточений в разных участках тела по схемам, в то время как эзотерическая традиция нагуализма предписывает определённые и очень конкретные мистические приёмы и действия – «используя неорганические существа, путешествовать в их миры»!
И вот как вообще звучит один из основополагающих постулатов и практических установок в нагуализме (ещё раз):
«- Энергия, необходимая для перемещения точки сборки мага, находится в мире неорганических существ, - сказал он (дон Хуан), будто желая поскорее отделаться от этого…
- Это истина, - продолжал дон Хуан, - и наследие, доставшееся нам от магов прошлого» (из кн. 9, гл. 9, с. 228).
Более того, дон Хуан поясняет главную проблему второго энергопорога:
«Сложность взаимодействия с неорганическими существами заключается в том, что их сознание действует чрезвычайно медленно по сравнению с нашим. И на то, чтобы они признали мага, уходят годы. Поэтому рекомендуется запастись терпением и ждать. Рано или поздно они покажутся…» (из кн. 9, гл. 3, с. 72-75) – об условиях преодоления вторых вратах сновидений см. подробно в соответствующем подзаголовке прошлой главы об этом.
Параллельно следует указать на ещё один немаловажный фактор, способствующий данной практике, – сам (настоящий!) энергопоток толтеков (по своему действию и по своему замыслу!) обеспечивает этот прямой контакт.
И, наконец, дон Хуан заключает:
«Вторые врата сновидения достигаются и пересекаются только когда сновидящий уже научился использовать энергию лазутчиков (!)» (из кн. 9, гл. 6, с. 143). И никак по-другому! Ведь это определённый поток (сознания), путь, традиция, река энергии; либо вы используете её, либо – нет!
А что же наш Алексей Петрович? В заключение описания «своего» энергопорога «славянский толтек» неожиданно вопрошает:
«Чего же ожидают сновидящие, на ощупь блуждающие в своих не слишком просторных ночных “мирах”? Явится неорганическое существо и научит. Либо нападёт и вынудит вовлечь в защиту большую часть тела сновидения. Но если практикующий наяву упорно работает с собственной безупречностью, то к этому бесстрастному экспериментатору, скорее всего, никто не явится. Что с него взять? Сновидец, практикующий нагуализм во всей его полноте, – как правило, зрелое (и в психологическом, и в энергетическом плане) существо. “Паразиты” к нему не лезут, а дон-хуановские “союзники” в большинстве случаев – просто не нужны»[72].
Как это – не нужны??? В связи с чем вдруг такой неожиданный поворот??? Нет, подождите… (Понимаете, очень трудно отслеживать алогические авторские ходы.)
Мы наблюдаем как раз тот самый момент, в котором мы вправе обвинить А. Ксендзюка в неспособности мыслить логически, а именно – в неспособности выделить главное среди незначительного. Смотрите…
В любой познавательной области и уж тем более в каждом духовном учении или пути (и в теоретической, и в практической части) имеется главное, ключевое, база, основа, структура, скелет. Всё остальное – относится к второстепенному, малозначительному, побочному, периферийному. Это как ветви и ствол дерева. При этом, естественно, вне ствола, вне основы невозможно само учение, сам путь (невозможно само «дерево»). В то время как «ветви» могут подвергнуться аннигиляции, перестройке («подрезке», «подстрижке»). В последнем случае это никак не затронет структуру учения, путь в целом останется действенным и рабочим. Собственно, это столь очевидно, что не следовало бы и разъяснять. Однако мы имеем дело с духовно инфицированным мышлением, с заниженным интеллектом, опытом духовной регрессии и «расщеплённого», искажённого восприятия, поэтому вынуждены задерживаться на «азбучных» истинах.
В связи с этим взгляните на магию Кастанеды под этим углом зрения – буквально по всем книгам красной нитью проходит одна из ведущих, центральных идей и практических установок – контакт с неорганикой, энерговзаимодействие с «союзниками», использование «лазутчиков»…
«…Ты (Карлос) должен будешь вступить с союзником в борьбу и его покорить… Союзник швырнёт тебя в неведомые миры. Только тебя одного…
Когда союзник закружит тебя, изменится твоё восприятие мира, - сказал дон Хуан. – А восприятие - это всё. Изменится оно – изменится мир» (из кн. 3, гл. 20, с. 720, 721).
Цитат об этой главной, ключевой составляющей тайного знания магов-толтеков достаточно много, и в разных книгах К. К. …
«Чтобы стать человеком знания, необходимо было встречаться с союзником неоднократно – с ним следовало хорошо познакомиться» (из кн. 2, «Введения», с. 181).
«Узнать, что такое союзник, - значит воспринять его… Учитель должен знакомить своего ученика с союзником мало-помалу, шаг за шагом. С годами ты (Карлос) накопил достаточно знаний об этом, и теперь ты способен собрать эти знания воедино и ввести в свой опыт союзника так же, как ты ввёл в свой опыт дерево…
Ты воспринимал союзника много раз и в значительной степени. Каждое из этих восприятий откладывалось в твоём теле. Суммой всех этих кусочков и является союзник. Я не знаю никакого другого способа описать его» (из кн. 4, ч. 1, гл. 3, с. 87).
«Жизнь и сознание как энергетические категории не являются исключительным свойством живых организмов. Маги увидели, что существует два типа сознательных существ, скитающихся по этой земле – органические существа и существа неорганические. Сравнивая их друг с другом, маги увидели, что и те и другие являются сгустками свечения, сквозь которые во всех мыслимых направлениях струятся миллионы энергетических волокон. Отличаются они друг от друга формой и яркостью. Неорганические существа имеют вытянутые формы, похожие на свечи, и светятся тусклым светом. Органические же существа более округлы и обладают гораздо более ярким свечением… Неорганические существа живут неизмеримо дольше, потому что сознание их исполнено бесконечного покоя и глубины».
«Сновидящие ищут в своих сновидениях контактов с другими существами… Сновидящие автоматически стремятся отыскать группы существ, с которыми у них может установиться связь, своего рода узы. Сновидящие поистине жаждут их отыскать»;
«Благодаря своему великолепному сознанию, неорганические существа обладают для сновидящего огромной притягательной силой и могут переносить его в неописуемые миры…» (из кн. 9, гл. 3, с. 72, 73, 75, 79, 71, 72, 74-75).
«…Но как маги получают её из мира неорганических существ?
- Просто погружаясь в этот мир. Все маги нашей линии должны были делать это» (из кн. 9, гл. 9, с. 229-230).
«Использовать сталкинг сталкеров – означает преднамеренно черпать энергию из мира неорганических существ для того, чтобы совершать магические действия…» (из кн. 9, гл. 10, с. 233, 249).
«…Посредством установления контактов с неорганическими объектами в сновидении старые маги в совершенстве овладели искусством перемещения точки сборки - предметом весьма непростым и опасным» (из кн. 9, гл. 4, с. 85).
«По словам дона Хуана, маги древней Мексики выделили ещё один класс неорганических существ - лазутчиков, или исследователей, и имели под этим в виду неорганические существа, которые пришли из глубин Вселенной и которые обладают бесконечно более острым и быстрым осознанием, чем люди. Дон Хуан сказал, что маги древности много поколений совершенствовали свои классификационные схемы, и по их выводам определённые типы неорганических существ из категории лазутчиков, или исследователей, похожи на человека своей жизнерадостностью. Они могут создавать каналы связи или устанавливать симбиотические отношения с человеком. Маги древности называли такие неорганические существа союзниками» (К. Кастанеда, из кн. 10, гл. 13, с. 234).
«- Я рассказал тебе (Кастанеде) всё, что нужно знать о неорганических существах, - вдруг сказал дон Хуан. - Единственный способ, которым ты можешь проверить это, - непосредственный опыт… Сегодня мы отправимся на поиски неорганических существ, - объявил он» (из кн. 10, гл. 13, 234-235).
«Они (союзники) сами тебя выбрали. Когда они так поступают, это означает, что они ищут контакта. Я же говорил тебе, что между ними и магами образуются узы дружбы» (из кн. 9, гл. 3, с. 79).
И обратите внимание, дон Хуан категорически заявляет своему ученику уже В САМОМ НАЧАЛЕ своего обучения: «Что для тебя действительно необходимо – это постараться получить союзника» (из кн. 1, «Введения», с. 15). Или: «Сначала ты должен ввести союзника в свой опыт. Тогда объяснение магов сможет пролить на него свет» (из кн. 4, гл. 3, с. 88).
Причём саму эзотерическую «передачу» (ученику) «союзника», сам контакт с ним (это очень важно!) организует только учитель, - ни по каким книгам эту преемственную «передачу» получить невозможно! Эта такая ЕДИНСТВЕННО СУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УЧЕНИЯ…
«Затем он (дон Хуан) сказал, что будет давать мне знание о “союзнике” в точности так же, как его самого учил бенефактор. Слова в “точности так же” он подчеркнул, повторив их несколько раз…
С помощью союзника ты увидишь и поймёшь такие вещи, о которых вряд ли ещё от кого-нибудь узнаешь» (из кн. 1, гл. 2, с. 40).
Более того, с определённого уровня Кастанеда начинает осознавать, что вся его практика сновидения была вообще нужна лишь для того, чтобы встретиться с неорганикой, он пишет:
«Со временем получилось так, СЛОВНО ВСЯ МОЯ СНОВИДЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ТОЛЬКО ЗАТЕМ И БЫЛА НУЖНА, ЧТОБЫ Я С НИМИ (СОЮЗНИКАМИ) ВСТРЕТИЛСЯ (!)» (из кн. 9, гл. 3, с. 77).
И ещё по поводу толтекской практики. Как мы много раз прослеживаем в описании Кастанеды, союзники ещё необходимы для того, чтобы обучать мага сновидению непосредственно в самом сновидении! Цитата:
«Дон Хуан сказал, что неорганические существа всегда испытывают потребность обучать. Но он не упомянул при этом, что ОНИ ОБУЧАЮТ СНОВИДЕНИЮ» (из кн. 9, гл. 5, с. 127).
Прямые же, непосредственные, открытые, «голые» энергоконтакты мага с неорганическими существами в русле магического знания уже НАЯВУ, ИЗ ПОЗИЦИИ «ДНЕВНОГО СОЗНАНИЯ» – ЕДИНСТВЕННОЕ УСЛОВИЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ПЕРВЫХ И ВТОРЫХ ВРАТ СНОВИДЕНИЙ!..
«…И прежде, чем я (Карлос) успел оправиться от потрясения, человек («человекообразный союзник») бросился ко мне и с леденящей кровь свирепостью схватил меня за руки. Меня встряхнуло, словно по телу пробежал электрический заряд… Меня трясло всё сильнее…» (из кн. 7, гл. 7, с. 353.) (К. К. на этот период находился на уровне первых врат сновидений.)
«Я (Карлос) механически приблизился к двум (союзным) фигурам… Я схватил того, который был справа. То, что я почувствовал, напоминало электрический разряд, который едва не заставил меня отпустить тёмную фигуру…
Я продолжал держать фигуру. Она изгибалась и тряслась… Один за другим меня пронизывали тошнотворные импульсы электрического тока… Когда “это” било меня током, я дёргался, орал и рычал…» (из кн. 9, гл. 3, с. 81.) (Вторые врата сновидений К. К.)
Вот «соль», сущая составляющая, «эзотерика» магии!
Да и о самом результате такого многолетнего взаимодействия с союзниками, как о ПОЛНОМ СЛИЯНИИ с их чужеродной энергией говорил дон Хуан очень конкретно и определённо.
(Полное слияние с отрицательной энергией – вот то самое главное условие для дьявольского «огня изнутри» - когда уже не человек и даже не маг, а буквально демон во плоти покидает этот физический мир и отправляется в свою огненную преисподнюю.)
И вообще:
«Маг – это человек, способный управлять союзником и манипулировать им в своих целях» (из кн. 2, гл. 11, с. 341). (А отсюда следует, что А. П. К. – совсем не является магом!)
Помимо этого дон Хуан также упоминает, что само название «союзники» было дано неорганическим существам ещё древними магами. А также:
«Традиция использования союзников – я (дон Хуан) уже рассказывал тебе о ней – берёт начало непосредственно от древних видящих.
С помощью союзников толтеки совершали чудеса» (из кн. 7, гл. 6, с. 342).
Итак, обмен энергией, взаимодействие, объединение, уподобление, контакт, слияние, родство… Более того, как мы узнаём в кн. 2, гл. 2 (с. 180, 211), и растения силы, преимущественно, используются магами для того, чтобы доставлять их сознание к пресловутым союзникам.
Всё выстроено именно на этом, и все достижения магов вытекают из этого. В конечном счёте, ЕДИНСТВЕННЫМ энергетическим источником всякого мага-толтека является неорганика и среда их постоянного обитания. Так возникла сама традиция, сам энергопоток толтеков - нагуализм. И эта традиция очень древняя, она создавалась столетиями, ей сейчас (по дону Хуану) приблизительно десять тысяч лет! «Союзники» передавались из поколения в поколения, в чрезвычайно длинной цепи преемственных эзотерических знаний. Вне «союзников» нет пути магии, нет нагваля, нет Духа, «Орла», «Правила», чудесных способностей, дубля, полётов вне тела; нет самих врат сновидений («порогов»)… Нет ничего!
Нет самого учения и, естественно, не может быть и всех остальных вторичных и второстепенных понятий и составляющих: ОВД, ЧСВ, безупречности…
«Союзники» – необходимый аспект и часть нагуаля! Союзники (для настоящего мага) – ПРАКТИЧЕСКАЯ необходимость! (Цитата: «Растения (силы) подводят ученика непосредственно к нагуалю, а союзник является одним из его аспектов» - из кн. 4, ч. 3, гл. 2, с. 247.)
А. Ксендзюк заявляет – «союзники» не нужны… Он не признаёт «единственных друзей толтеков в их враждебной вселенной». Что сравнимо с побуждением и мышлением в целом ребёнка, который в детском восторге от целого дома, выстроенного из цветных кубиков взрослым (всего описания Кастанеды); но он вырывает ручонками снизу первый ему понравившийся (куб) – и весь «дом» неожиданно рушится (без «союзных» сил нагуализм невозможен – как не могут существовать ветки и листья дерева без его ствола)!