Глава 4. Проведение тренинга
В этой главе речь пойдет о различных тренинговых процессах, хотя многие из них мы уже рассматривали в предыдущих главах.
Сначала мы поразмыслим над важностью активного обучения. Мы считаем, что тренинг необходимо строить вокруг того, что участники действительно делают, а не вокруг тех вещей, о которых может им рассказать тренер.
Далее мы хотим поделиться соображениями относительно того, как следует «избегать отчуждения» - другими словами, как наилучшим образом сплотить участников.
Возможно, ничто так ярко не свидетельствует об опытности тренера, как его способность справляться с непредвиденными ситуациями без раздражения и паники. Для неопытного тренера встреча с чем-то незапланированным может стать настоящим кошмаром. Но чем более опытным тренером вы становитесь, тем больше удовольствия доставляют вам неожиданные ситуации- и, возможно, вы даже станете умышленно искать их! Мы надеемся, что наши рекомендации вам помогут.
Далее мы предлагаем ряд соображений, которые помогут вам развивать творческий потенциал участников. Очень важно развить в себе способность к творческому решению проблем - это полезно как на работе, так и в повседневной жизни, и мы обнаружили, что у участников тренинга часто появляется интерес к творчеству именно во время занятий.
Затем мы переходим к важному вопросу - работе «один на один». Для самих участников эта часть обучения может стать самой продуктивной - но и самой напряженной - частью программы тренинга. Мы надеемся, что наши рекомендации помогут вам извлечь из этого метода максимум пользы с минимумом риска.
Ситуация тренинга дает участникам возможность учиться с помощью обратной связи, которую они получают друг от друга и от тренера. Мы постараемся показать, как извлечь максимум пользы из обратной связи, и организовать такие условия, при которых как позитивная, так и негативная обратная связь будет восприниматься конструктивно.
Осмысление того, чему мы научились, иногда происходит через долгое время после самого обучения. Наши соображения, возможно, помогут участникам тренинга более сознательно подойти к процессу обучения и благодаря этому глубже понять смысл своей деятельности во время занятий.
Вы, наверное, уже поняли из заголовка «Выступления - только в случае необходимости!», что никто из нас не любит читать лекции. Нам нравится выступать перед аудиторией самим, но мы терпеть не можем сидеть и слушать, поэтому нам кажется, что большинство людей, просто сидя и слушая лекции, научатся не особенно многому.
Участники тренинга по-настоящему учатся по большей части только тогда, когда работают в малых группах или небольших командах. Эта форма работы помогает ослабить напряжение у тех участников, которые особенно нервничают. Следующие два блока советов касаются работы в малых группах, когда участники обычно должны выполнять конкретные задания, и так называемых «домашних групп», когда группе дается относительная свобода в выборе подхода к работе. Затем мы рассмотрим те выгоды, которые можем получить, используя ролевые игры. Концовка тренинга обычно ярче всего запоминается участникам. Если конец тренинга был неудачным, то неблагоприятное впечатление может остаться от всего тренинга. А если окончание тренинга было по-настоящему эффектным, оно затмит предыдущие неудачи. Запланируйте яркое (а не скомканное) завершение тренинга. Мы поместили наши советы под заголовком «Закончите тренинг с блеском!».
25. Делайте максимальный упор на «научение через делание»
Большинство людей научатся гораздо большему, если попробуют сделать что-то сами, вместо того, чтобы выслушивать рассказ о том, как это сделали другие. Превратите ваш тренинг в опыт активного обучения.
1. Напомните участникам, как они на самом деле учатся. Пусть они сначала подумают, что они умеют делать хорошо (не записывая этого). Затем попросите их записать на клейких листках для заметок, как они добились успеха в этом виде деятельности. После этого укажите им, сколь важную роль в их успехе сыграли практический опыт, риск и так далее.
2. Цените - «неправильные действия» - на ошибках учатся. Когда участники вашего тренинга почувствуют, что делать ошибки не стыдно, у них появится большее желание попробовать что-то сделать - и они будут более терпимыми к вашим собственным ошибкам! Имеет смысл напомнить участникам: если вы совершили ошибку, это не означает, что вы неудачник. Неудача -это только жизненный опыт.
3. Планируйте свой тренинг так, чтобы он был построен вокруг деятельности участников. Эта составляющая тренинга более важна, чем ваши рассказы. Успешный тренинг обычно представляет собой серию практических действий, перемежаемых короткими обсуждениями и дискуссиями.
4. Предоставьте ясные и простые инструкции по выполнению задания. Если и тренер, и участники четко представляют себе, что они хотят сделать, резко возрастает вероятность того, что задание будет выполнено успешно. Спроецируйте текст задания на экран - это даст возможность каждому участнику прочитать его и, если надо, вернуться к заданию еще раз, чтобы полностью понять его смысл.
5. Будьте готовы обсуждать задания и вносить изменения. Если обнаруживается, что запланированное вами задание не вполне соответствует потребностям участников, будьте готовы обсудить его с ними, чтобы совместными усилиями сделать его более приемлемым.
6. Дайте участникам время. Хотя правильнее ограничивать время, выделенное на каждое задание, вы собственными глазами сможете увидеть, хватает ли этого времени участникам. Если вы дали им слишком много времени, участники будут проявлять нетерпение и попросят вас скорее продолжать дальше. Если вы объявите, что «время вышло», а они выполнили задание только наполовину, стоит дать им больше времени
7. Давайте оценку действиям участников. Даже если они делают что-то неправильно, не давайте им почувствовать, что все их усилия были напрасными. Одобряйте их успехи, если они выполняют задание правильно.
8. Рискните сами выполнить задание, данное вами участникам! Показать заготовленный заранее правильный вариант выполнения задания со словами: «На самом деле должно было получиться вот что», не то же самое, что попытка выполнить это задание прямо на занятии. И не забудьте выразить восторг по поводу того, как хорошо по сравнению с вами выполнили задание участники тренинга.
9. Подготовьте пути к отступлению. Если вы предлагаете участникам задание, которое, как вы знаете, будет для них очень сложным, подумайте о том, чтобы объединить участников в группы, вместо того, чтобы давать задание индивидуально. Или другой вариант — придумайте более легкие задания и предложите их тем, кто недостаточно подготовлен, чтобы выполнить сложные.
10. Предложите участникам давать задания вам. Скажите, что вы сами хотели бы рискнуть выполнить какое-нибудь задание, которое раньше никогда не пробовали делать. Более того, пусть участники объяснят вам, что надо делать, чтобы выполнить это задание успешно!
Как избежать отчуждения
Все люди разные, но им не очень нравится, когда их заставляют почувствовать, что они не такие, как все. Вот несколько советов, как не превратить участников тренинга в своих смертельных врагов!
1. Знайте по имени всех, а не только отдельных участников. Кто угодно обидится, если узнает, что имена других людей запомнили, а его имени не знают. Если вы будете использовать идентификационные карточки, это поможет и вам, и участникам узнать имена всех присутствующих.
2. Произносите имена правильно. Если вы назовете кого-нибудь чужим именем или перековеркаете его собственное, то рискуете нажить врага или, по крайней мере, потерять друга. Лучший способ узнать, как правильно произносить имя человека, - прочитать, как он сам написал свое имя на идентификационной карточке. Так вы можете обнаружить, что Джонатан предпочитает, чтобы его звали Йон, а не Джон, и узнаете, как лучше называть Викторию - Вики или Викки.
3. Долой расизм! Даже если все участники относятся к одной этнической группе, некоторых людей может задеть самый слабый намек на расовые предрассудки. Тем более постарайтесь проявлять одинаковое отношение ко всем присутствующим, если ваши участники относятся к различным расам. Это включает в ваш круг обязанностей умение произносить непривычное имя правильно. Вопрос «Как правильно произносится ваше имя?» - хороший способ продемонстрировать, что вы заботитесь о равенстве.
4. Долой сексизм! Разумеется, это особенно важно в смешанных группах. Если анализируется ситуация, участником которой с одинаковой вероятностью может оказаться представитель и мужского, и женского пола, использование исключительно «мужских» местоимений (он, его, ему) может обидеть представительниц женской половины группы. «Он/она» - не самый лучший выход: это звучит довольно неуклюже. «Он или она» - только привлечет излишнее внимание к проблеме. Гораздо безопаснее использовать множественное число: при использовании местоимений «они», «их» и «им» никаких проблем обычно не возникает.
5. Обращайтесь с участниками одинаково. Вряд ли вам одинаково понравятся все участники, но удержаться от колкостей в адрес тех, кто вам не понравился, и не проявлять неприкрытую симпатию к тем, кто вам по душе, вполне в ваших силах.
6. Соблюдайте нейтралитет. Если во мнениях участников группы произошел раскол, постарайтесь — даже если вы полностью согласны с одной из сторон - занять нейтральную позицию и рассматривать аргументы обеих сторон честно и объективно, а не поддерживать ту часть группы, чьи взгляды совпадают с вашими.
7. Никто не любит неудачников. Если удача отвернулась от вас - нет ни кофе, ни печатных материалов, ни нормального отопления, в помещении слишком шумно и т. д., прекратите без конца рассказывать о том, как вы старались устроить все наилучшим образом и как у вас ничего не вышло. Ведь не повезло не только вам, но и вашей группе, так что смиритесь с неудачами и постарайтесь найти способ свести неудобства к минимуму. И самое главное, не обвиняйте публично человека, который является подлинным «виновником» происходящего - сделайте это позднее и наедине.
8. Не ставьте себя на пьедестал. Если вы уже «на пьедестале» - например, являетесь видным специалистом в своей области, - участникам об этом и так известно. Постарайтесь не «бросаться именами», избегайте других искушений. Не стоит также злоупотреблять без надобности профессиональным жаргоном.
9. Не лезьте без очереди. Все мы знаем, как неприятно, когда «важная персона» проталкивается без очереди к буфету во время обеденного перерыва. Лучше перекусить позднее тем, что останется в буфете, чем демонстрировать особые привилегии. Следствием этого обязательно будет непоправимое отчуждение между вами и участниками.
10. Избегайте «столов для начальства». Это в особенности относится к многолюдным тренингам, которые длятся несколько дней. Как бы вам ни необходимо было переговорить во время ленча или обеда с представителем фирмы, заказавшей тренинг, гораздо лучше, если вы не будете отделяться от своих участников. К тому же они - более интересная компания!